Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. формы бытия мира и человека

Основные формы бытия и их взаимодействие - готовый реферат

Введение

Каждый философский дискурс начинается с понятия бытия. Вопрос о том, что является существом, постоянно присутствует в каждом философском размышлении. И глубина его содержания неисчерпаема. Проблема бытия всегда обсуждалась философами. Многие мыслители рассматривали это как отправную точку для систематического построения реальности. Существо — это существование во всех его многообразных формах. Доктрина бытия называется онтологией. Категории бытия объединяют самые разнообразные явления, объекты, процессы на основе существования. Жизнь каждого человека основана на понятных основах. Мы принимаем их без сомнений и соображений. Самое главное, что мир есть, существует. У каждого из нас есть естественная потребность в том, чтобы этот мир существовал как стабильное целое. Проблема существования возникает остро, когда основные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становиться предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно меняются, давая человеку повод сомневаться в вечном и неизменном существовании мира. Тем не менее, идея о постоянном существовании природы более устойчива в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи и процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до существования отдельных людей, их сознания, их действий.

Субстанциональный подход. Идеализм и материализм.

Одним из способов определения бытия является выявление его природы. В качестве таковой принято признавать субстанцию.

Определение 2

Субстанция – это независимое и самозарождающееся первоначало, к которому можно свести все многообразие бытия.

Под субстанцией понимается некое фундаментальное понятие, которое лежит в основе всего бытия, всех его проявлений и форм, задает им одну, сродственную природу, благодаря которой все эти формы могут существовать вместе. Вопрос о субстанции появился в тот момент, когда мыслители осознали ограниченность мифорелигиозного подхода к пониманию мира и подвергли его критическому пересмотру. Именно тогда на место богов потребовалось нечто иное, что позволило бы объяснить, как возникновение, так и природу бытия.

Уже в древнегреческой философии формируются два альтернативных подхода к пониманию природы субстанции:

  • материалистический,
  • идеалистический.

Материалистический подход предполагает, что в основе бытия лежит материя. Представления о материи в течением времени сильно изменялись. У натурфилософов в качестве материи выступают стихии – вода, воздух, огонь. У Демокрита – атомы, как мельчайшие и неделимые частицы. Философы Нового времени понимают материю как вещество, имеющее атомарное строение и подчиняющееся законам механики. Наконец, современное понимание материи сформулировано В.И. Ленином и включает в себя все проявления реальности, которые доступны для фиксации человеку и при этом существуют независимо от него. Таким образом, материя включает в себя не только вещество, но и энергию (которые способны взаимопревращаться друг в друга), а также любые другие неизвестные на данный момент, но принципиально существующие формы реальности.

Идеалистический взгляд исходит из первичности идеального, духовного по отношению к материальному в бытие. Именно идеальное бытие воспринимается в качестве реальности, в то время как видимое материальное бытие трактуется в качестве его отражения. Первые идеалистические концепции были предложены Пифагором ставившем в центре бытия число, и Платоном с его представлениями и мире идей. В темные века идеалистической субстанцией считался бог. В Новое время понимание бога меняется, он начинает сливаться с природой (пантеизм Спинозы), или выступать высшей идеальной субстанцией среди многих прочих (монадология Лейбница). В качестве идеальной субстанции рассматривается и Разум, а в период критики классической философии его место занимает Воля (Мировая Воля у Шопенгауэра, Воля к власти у Ницше).

Список литературы

  1. Ахутин А. «Вопрос бытия», М., 1992.
  2. Доброхотов А.Л. «Категория бытия в классической западноевропейской философии» М., 1988.
  3. Трубников Н.Н. «Время человека». -М.,1986
  4. Губин В. Д. Философия: учебник. — M. Проспект, 2006.
  5. Рубашкин В. Ш. Онтология: от естественной философии к научной перспективе и инжинирингу знаний / V. Ш. — 2006.
  • Реферат на тему: Проблема истины и ее критериев
  • Реферат на тему: Иррациональная философия XIX века
  • Реферат на тему: Николай Бердяев «Смысл творчества»
  • Реферат на тему: Образовательный форсайтинг в образовании: философский аспект
  • Реферат на тему: Научная рациональность и философские основания науки
  • Реферат на тему: Развитие и становление философских взглядов Ф.М. Достоевского
  • Реферат на тему: Философия древнего Китая. Основные школы
  • Реферат на тему: Диалектический метод Сократа (ирония и майевтика)
  • Реферат на тему: Основные черты средневековой христианской философии
  • Реферат на тему: Проблема бытия в произведении Хайдеггера «Бытие и время»
  • Реферат на тему: Философская система Платона
  • Реферат на тему: Концепции и проблемы социальной ответственности бизнеса

Характеристика бытия

Определение 2

Бытие – это начало, чистое существование, не подразумевающее под собой причину, так как является и началом и причиной себя самого. Таким образом, к качествам бытия относятся самодостаточность, несводимость, не выводимость, стабильность. Гарантия порядка мира – цель бытия. В широком смысле слова «Бытие» представляет собой общее понятие о существовании. Как всеохватывающие понятия – бытие и реальность выступают в данном случае синонимами.

Бытие это все то, что есть- процессы, вещи, отношения между ними. Мифы, сказы, фантазии составляют часть духовной реальности, входящей в состав бытия. Форма бытия и способ ее существования детерминирована фундаментальной структурой мира. Имеются несколько видов бытия – материальное бытие – Земля и идеальное бытие – идея возникновения Земли. Они являются общими родами бытия. Так же можно выделить объективное бытие, которое существует независимо от сознания человека и субъективное бытие, которое будет отличаться внутренней ориентацией человека. Материальное бытие имеет объективное существование. К материальным формам бытия относят природные неорганические (камни, звезды), природные органические (все живое), искусственные (технические системы), социальные формы бытия (индивидуальное и общественное бытие).

Большое количество идеальных форм бытия разделяется на объективно-идеальное (законы сознания) и субъективно-идеальное (мечта о счастье конкретного человека).

Отвечая вызову времени, философы начинают активный поиск начала начал.
Основатель Милетской Школы Фалес полагал в основе мира воду. Анаксимандр полагал воздух, а Гераклит – что все есть огонь. Пифагор в процессе поиска начала всего сущего полагал в основу число, которое является определенным соотношением космоса. Представители школы элеатов вместе с Парменидом видели в первоначале Бытие Мира, которое характеризовалось как неземное, единое, неподвижное.

Платон понимал бытие в качестве совокупностей идей, умопостигаемых сущностей, отражением которых является разнообразие вещественного мира. Таким образом, Платон определил рамки бытия и становления, бытия и безначального начала бытия, непостижимой основы, которую он называл благо.

Такое разнообразие взглядов на бытие и его природу обуславливается тем, что за ним скрывается проблематика взаимодействия общего и единичного, конечного и бесконечного.

Развитие онтологии и подходы к ней

Проблема бытия является фундаментальной для всей философии. С попытки осмысления бытия, определения его сущности, а также места человека в нем началась философская мысль как на западе, так и на востоке

Определение бытия остается важной и принципиальной задачей на протяжении всей истории философии не исключая и современность, поскольку внутренний посыл любых философских размышлений исходит из вопроса о самоопределении, о попытке понять человека, его природу, сущность, назначение и место в мире, а это невозможно без определения самого мира, во всем многообразии его форм и проявлений, охватывающих как сферы материального, нематериального, а также сверхъестественного, которое представлялось древним философам, не менее реальным чем все прочее. И также как стремление человека проникнуть в глубины собственной сущности никогда не сможет быть удовлетворено, так и определение бытия, понимание мира никогда не достигнет своего предела, но будет изменяться от эпохи к эпохе в соответствии с изменениями в самом человеке

Античные философы понимали бытие как совокупность всего существующего. Противоположностью бытия выступала пустота, ничто, которое рассматривалось у некоторых философов как вполне существующее явление, другие же отрицали его принципиальную возможность. Так, например, Демокрит рассматривает бытие как совокупность атомов, движущихся в пустоте, а Парменид напротив, отрицает само существование пустоты, весь мир для него един, и кроме бытия нет вообще ничего.

Средневековые схоласты ассоциировали бытие с богом. Бог и все божественное являлось бытием, все же не принадлежащее богу и противное ему попадало в категорию небытия. В Новое время под бытием стало пониматься лишь то что существует сейчас, как в материальном, так и идеальном плане, в то время как несуществующее или же отмершее стало составлять небытие, связанное с бытием диалектической связью противоречия-отрицания.

Хайдеггер рассматривал бытие как восстающий из ничто способ понимания сущего и существующего, своеобразный путь по которому проходит человек или общество. Для Сартра бытие не более чем тождество человека самого с собой, которое в конечном счете не более чем пустота. Таким образом, несмотря на определенную очевидность понятия бытия, его смысловое значение может сильно варьироваться в зависимости от точки зрения философа и его попытки определения сущности и места личности в этом бытии.

Заключение

Мы видим, что «бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда речь шла о том, чтобы решить, способна ли теоретическая мысль давать истинные результаты, не зависящие от опоры на опыт. Идея бытия как такового рассматривалась греческими философами как точка соприкосновения мысли и бытия, обеспечивающая автономию философии. Язык предоставляет возможности для формирования категории бытия: с одной стороны, ссылка «есть» является формальным элементом языка и вступает в необходимые связи с концептуальностью; с другой стороны, ее функции не обусловлены содержанием связанных понятий. Работая с понятием «бытие», философы открыли особый аспект реальности, который не совпадает ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была реальность, которая была дана в мыслях, но которая, тем не менее, имела очевидный объективный смысл.

Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую философия решила бы однозначно раз и навсегда. Ветер новой эры по-новому «переворачивает» устоявшиеся концепции и проблемы, которые, казалось бы, уже давно исчерпаны. Поэтому философия не сводится ни к одному из ее многообразий, какими бы сложными и всеобъемлющими они ни были. Философия — это история философии, ее наследие на протяжении многих веков, и именно к этому наследию человечество вновь и вновь обращается в поисках ответов на вечные вопросы бытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: