Что такое коммуникация и как применять ее эффективно

Что такое коммуникация и как применять ее эффективно

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей, непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы, не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Понятие эффективной коммуникации

Чтобы детальнее разобраться в том, что такое коммуникация, нужно рассмотреть ее основные виды. Она бывает эффективная и успешная

Важно усвоить: эффективная коммуникация и успешная коммуникация – это два совершенно разных понятия.

Проще говоря, успешная – это когда обмен информацией произошел, и не важно, положительный результат или отрицательный. Что такое эффективная коммуникация? Это когда после процесса коммуникации достигнуто взаимопонимание или какие-то определенные цели.. Чтобы ваша коммуникация была действительно эффективной, необходимо обладать специальными навыками общения

Мы говорим не о том, что вы прекрасный легкий собеседник и сумеете выбраться из любой ситуации, а о том, что здесь нужны способности к доброжелательному, легкому и партнерскому общению (синтонному).

Чтобы ваша коммуникация была действительно эффективной, необходимо обладать специальными навыками общения. Мы говорим не о том, что вы прекрасный легкий собеседник и сумеете выбраться из любой ситуации, а о том, что здесь нужны способности к доброжелательному, легкому и партнерскому общению (синтонному).

Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.

Отвечая на вопрос, что такое эффективная коммуникация с точки зрения психологии, можно сказать, что это высший уровень передачи информации, построенный не на сухих фактах. Основа – чувства и эмоции человека, которые помогают в достижении определенных целей. Тому, кто воспроизводит информацию (коммуникатор), необходимо не только четкое понимание мотивов и целей собеседника, но также и использование в своих интересах его эмоционального состояния.

В противовес эффективной коммуникации, существует неэффективная. Она представляет собой неприятное общение, когда собеседники не понимают друг друга, что может стать причиной ссоры или даже затяжного конфликта с серьезными последствиями.

Виды коммуникации по количеству коммуникантов

Профессиональные коммуникаторы уделяют большое внимание такому параметру, как число участников, ведь от него зависит выбираемая технология работы в каждой конкретной ситуации. Например, при разговоре с самим собой, с одним партнером или с большим количеством собеседников будет значительно различаться уровень громкости голоса.

  • Интраперсональной коммуникацией называется диалог с собственным я, то есть изложение внутреннего монолога человека, разговора с внутренним голосом, совестью или собственным эго в форме диалога.

  • Межличностная коммуникация в большинстве случаев носит первичный характер, с ней соотносят некую идеальную модель коммуникации, в которой принимают участие двое собеседников (однако могут присутствовать наблюдатель, включенный и посторонний наблюдатели, процесс коммуникации может проходить в присутствии свидетелей, в многолюдном месте и так далее).

Под групповой коммуникацией понимают разговор внутри определенной группы, между группами людей, между отдельным человеком и группой (например, между начальником фирмы и его подчиненными). Здесь большее значение имеет разница не в количестве, а в качестве, в частности, в каждой из ситуаций будет ставиться своя определенная цель коммуникации – между собеседниками в малой группе или в большой (chat rooms и forums в сети Интернет; message boards и так далее).

В случае массовой формы коммуникации речь идет о донесении информации большому числу людей, чаще всего имеющих различные интересы и коммуникативный опыт (сообщения на телевидении или радио, выпуск компакт-дисков, информация в Интернете – к различиям здесь стоит отнести уровень охвата аудитории, всеобщую «обязательность», индивидуально-групповую избирательность; передача сообщений посредством телефонов или почты отнести сюда можно лишь количественно, не беря в расчет массовую и целевую – иными словами, групповую рассылку почтовых сообщений).

Виды коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций

В зависимости от того, кто является субъектами, какие средства задействованы в процессах коммуникаций, можно выделить следующие виды коммуникации.

Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств

Такая модель является одним из наиболее значимых современных видов коммуникации. Речь идет о применении информационных технологий и различных технических устройств. Для общения используются телекоммуникационные системы, электронная почта, социальные сети, управленческие информационные средства (УИС)

УИС дает возможность для общения между сотрудниками организации с целью выяснения необходимой для решения производственного вопроса информации, кроме того, при помощи этих средств сотрудники могут изучить литературу по важной для них теме.

Межличностные коммуникации

К виду межличностных коммуникаций следует отнести прямое взаимодействие собеседников или групп людей между собой посредством вербальных и невербальных способов общения. Изучение такого типа коммуникаций является одной из самых важных и первостепенных задач. На межличностные коммуникации оказывают влияние огромное количество факторов.

Результат такого общения наиболее зависим от получаемой обратной связи – благодаря ей адресант может понять, ушло ли сообщение, получил ли его собеседник, верно ли его воспринял.

На процесс межличностных коммуникаций оказывает влияние социально-культурная среда, в которой происходит общение, в том числе система ценностей собеседников, присущие им традиции и обычаи

Важно принимать во внимание данный фактор при построении процесса коммуникации между представителями разных народностей. Различия в культуре собеседников проявляются в таких видах коммуникации, как вербальная и невербальная

5 барьеров в процессе передачи информации

Основные виды барьеров коммуникации:

1. Смысловой барьер.

Как правило, барьеры такого вида возникают в тех случаях, когда одни и те же события, понятия, утверждения несут различную смысловую нагрузку. Возникают такие барьеры в том числе и от разницы в развитии интеллекта.

2. Эмоциональный барьер.

Негативно окрашенные эмоции (гнев, тревога, зависть, чувство вины, стыд, неприятие, проч.) очень мешают успешному развитию коммуникаций.

3. Барьер отношения.

Возникает вследствие появления неприязни, недоверия, неприятия к собеседнику. Источником этих чувств, в свою очередь, является разница в социальном статусе, образовании, воспитании, проч.

4. Барьер речи.

Примерами такого барьера в процессе коммуникации между людьми являются техника и дефекты речи, ошибки в формулировке мыслей, скудный словарный запас, недостаточная аргументированность или неспособность собеседника воспринять получаемую информацию. Эти нюансы провоцируют возникновение барьера речи.

5. Когнитивный барьер.

Создается, если коммуниканты имеют различный уровень образованности, информированности, опыта, разные мыслительную скорость, широту и остроту мышления.

Всегда можно отследить связь, которая существует между коммуникацией и межличностным отношением коммуникантов. Негативные психологические состояния – неприязнь, неуважение, недоверие – выступают главной причиной возникновения барьеров.

Психологические условия эффективности коммуникации

В ходе речевой коммуникации может возникнуть достаточно большой перечень барьеров, например, отключение внимания слушающего, снижение авторитета коммуникатора в своем представлении, причем специальное, быстрый темп речи или плохая артикуляция говорящего, использование незнакомых терминов, слишком замысловатые конструкции фраз, частые повторы, неудачное структурирование, плохо выстроенная последовательность аргументации.

Повысить эффективность речевого воздействия позволяет совокупность определенных мер, получивших название убеждающей коммуникации.

Она лежит в основе искусства убеждения посредством речи – это так называемая «экспериментальная риторика». Эффективность коммуникации, по мнению Аронсона, зависит от того, насколько квалифицированный, знающий и надежный будет источник информации.

Односторонние доказательства информированную аудиторию не убедят, а вот аргументация, в ходе которой излагаются, а затем опровергаются доводы противоположной стороны, убеждают больше.

В процессе общения человек использует тот или иной коммуникативный стиль, обычно их выделяют десять:

  1. доминантный стиль, направленный на то, чтобы в коммуникации снизить роль других участников;
  2. драматический стиль, преувеличивающий содержание сообщения и эмоционально окрашенный;
  3. агрессивный спорный или что-то доказывающий стиль;
  4. успокаивающий стиль, направленный на снижение тревожности собеседника;
  5. впечатляющий стиль;
  6. точный стиль, предполагающий аккуратность сообщения и её точность;
  7. внимательный стиль, показывающий возникновение интереса к тому, что говорят другие собеседники;
  8. воодушевленный стиль, с использованием невербального поведения, например, жестикуляция, движение тела и др.;
  9. дружеский стиль, использующийся для того, чтобы заинтересовать собеседников в их вкладе в общение;
  10. открытый стиль, при котором выражаются собственное мнение, эмоции, личностные аспекты своего «Я», чувства.

Участники общения в процессе коммуникации не только обмениваются информацией, но и добиваются её адекватного понимания всеми партнерами.

Содержание и форма сообщения зависят от личностных особенностей коммуникатора, от отношения к реципиенту, от тех условий, в которых проходит общение. Любое посланное сообщение трансформируется и изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей реципиента, от его отношения к тексту, к ситуации общения, к самому автору сообщения.

Благоприятному развитию общения и его эффективности способствует совместимость установок партнеров, четко сформулированные цели общения, твердо высказываемая основная мысль.

На эффективность общения влияет убежденность в понимании сказанного, спокойное отношение к любой реакции. Важным моментом для эффективной коммуникации является возможность обратной связи.

Виды процесса коммуникации между людьми, примеры

Основание разделения

Вид процесса коммуникации

Краткая характеристика (пример)

Используемые знаковые системы

Вербальная

Взаимодействие при помощи устной или письменной речи, передача и принятие информации при помощи словесных знаков.

Невербальная

Визуальные (восприятие мимики говорящего), аудиальные (восприятие интонации говорящего), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными анализатором) бессловесные способы общения.

 Характер связи общающихся

Непосредственное

Непосредственный контакт собеседников лицом к лицу.

Опосредованное

Контакт при помощи письменных средств или гаджетов, позволяющих собеседникам находиться на расстоянии.

Количество участвующих в общении

Межперсональное

Непосредственный контакт людей в паре или группе.

Массовое

Процесс общения / передачи информации при помощи технических средств, рассчитанный на большую аудиторию.

Значимость социальных ролей

Межличностное

Главенствуют личностные качества собеседника, социальная роль при этом вторична.

Ролевое

Главенствует социальная роль, личностные качества при этом вторичны.

Отношение к другому человеку

Монологическое

Общение, предполагающее неравенство собеседников. Один из участников коммуникации – лицо активное, второй – пассивное. Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию.

Диалогическое

Субъект-субъектное, при котором происходит обмен информацией и свободное взаимодействие личностей. Заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров.

Направленность на задачу

Деловое

Общение подразумевает официальность, направлено на достижение результата.

Личное

Формирует человека как личность, оказывает влияние на черты его характера, влияет на его интересы. Такое общение направленно на удовлетворение личностных потребностей, разрешение внутренних конфликтов.

Коммуникации бывают весьма разнообразными – и бытовыми, и научными, и утилитарными, и высокоинтеллектуальными. Чем выше коммуникативные возможности собеседников, тем выше КПД коммуникации. В случае эффективного общения у собеседников происходит изменение отношений, точки зрения, чувств, мыслей, мировоззрения.

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

5 видов коммуникации

В целостной системе коммуникаций выделяют 5 базовых видов в зависимости от цели:

  1. Познавательная коммуникация. Целью такого взаимодействия является передача полезной для адресата информации, которой он до этого не обладал. Успешный результат применения познавательной формы коммуникации проявляется в применении полезных сведений и интегрировании новой информации.

  2. Убеждающая коммуникация. Задача заключается в воздействии на собеседника, в ходе которого у него должны появиться определенные чувства и мнения. Это может быть убеждение в целесообразности каких-либо действий и стратегий, правильности тех или иных идей и ценностей. Убеждающую форму социальной коммуникации можно назвать эффективной в том случае, если адресат принял вашу позицию, поменял свои взгляды и приоритеты.

  3. Экспрессивная коммуникация. Адресанту необходимо побудить собеседника к определенным действиям, но уже на основе передачи эмоций, настроя, мотивации. Конечный результат – изменение психологического настроя собеседника, возникновение у него необходимых чувств, например, сострадания, для последующей совместной деятельности.

  4. Суггестивная коммуникация. Целью все еще является смена установок и ценностей, но в этом случае воздействие на собеседника приобретает характер внушения. Успешная суггестия проявляется в виде смены поведения и позиций адресата.

  5. Ритуальная коммуникация. Служит для поддержки и закрепления командных установок и обычаев организации. В случае правильно проведенной ритуальной коммуникации вводятся новые традиции, а у участников возникает чувство привязанности к компании, гордости за ее успехи.

Виды коммуникации по форме общения

В этой статье мы рассмотрим понятие и виды коммуникации, их цели, особенности, а также те факторы, которые оказывают огромное влияние на процесс общения между людьми.

Итак, какие существуют виды коммуникации?

Вербальная коммуникация

Преобладающее количество различных видов коммуникации между людьми основано на речевой передаче информации. Человеческая речь считается универсальным способом общения, ведь именно с ее помощью можно сохранить наиболее точный смысл передаваемых сведений. Психологическими составляющими вербального вида коммуникации являются «говорение» и «слушание». Человек, который говорит, сперва формирует идею относительно сообщения, после чего реализовывает ее посредством знаков. Человек, который слушает, распознает смысл этого сообщения одномоментно с расшифровкой.

Коммуникативное событие заключается во взаимодействии между конкретными людьми. Вследствие чего одно высказывание в различных коммуникативных событиях будет нести разный смысл. Соответственно, на процесс коммуникации оказывают влияние условия, в которых он протекает, а также психологические особенности вовлеченных в него людей. Именно поэтому имеет большое значение изучение различных видов коммуникации в психологии. Уникальность каждого коммуникативного акта доказывается разницей в опыте конкретных участников. Кроме того, эта же разница приводит к проявлению кардинальной неоднозначности языка в процессе коммуникации.

Невербальная коммуникация

Зачастую интонация, с которой произносится фраза, в значительной степени влияет на передаваемый в сообщении смысл. Из этого можно сделать вывод, что слова не являются единственным и основополагающим средством коммуникации, нередко их необходимо сопровождать невербальными компонентами.

Чтобы наглядно показать, как может проявиться данный вид коммуникации, приведем примеры. Сотрудники компании сразу поймут, что руководитель недоволен, если тот нахмурит лоб и сложит на груди руки крестом. Для любой мамы улыбка малыша является показателем хорошего самочувствия ребенка. Женщины часто понимают отношение мужчин без их объяснений в любви. Невербальное общение является одним из основных видов коммуникации.

Огромное количество информации воспринимается нами от собеседников без лишних слов. Систему внеречевых способов, которыми передается информация, называют невербальным общением.

Наиболее распространенными средствами такого вида коммуникации являются:

  • мимика (можно менять выражение лица, показывать на что-то взглядом);

  • жестикуляция;

  • изменение позы, другие движения тела;

  • прикосновения (в частности, пожатие рук, объятия, поцелуи, поглаживания по плечу);

  • изменение интонаций;

  • определенная дистанция при общении (как правило, людей, с которыми нам приятно и интересно общаться, мы готовы подпустить ближе к себе).

Названные средства невербального общения в большинстве своем являются универсальными, однако возможно возникновение определенных преград вследствие национальных особенностей, различия в характерах и менталитете.

Что такое общение?

Чтобы не углубляться в сложную терминологию, скажем, что под общением понимают процесс установления контакта между людьми или отдельными группами. Но не только создание, но и развитие и поддержание этой связи.

Люди стремятся к общению, потому что у них есть потребность в разговорах, во время которых они могут передать друг другу важную информацию. Это могут быть мысли, идеи, различные открытия, чувства и эмоции.

Поэтому всегда есть вероятность того, что любая информация может быть воспринята поверхностно или даже ошибочно. Психологи это объясняют тем, что у каждого человека есть свои взгляды, убеждения и ценности. И одни и те же понятия вызывают у людей разные представления и ассоциации.

Для полноценного обмена информацией оба человека должны находиться на одинаковых уровнях интеллектуального, эмоционального, духовного и развития.

Но любому общению всегда предшествует восприятие и оценка людьми друг друга. И это очень важная составляющая. В течение короткого времени люди ясно понимают, симпатичны они друг другу или нет.

Первое впечатление может быть обманчиво, но вместе с тем оно очень устойчиво. Иногда нужно много времени, для того, чтобы мнение переменилось. На результат влияют особенности личности каждого человека. Но именно от того как люди воспримут, поймут и оценят друг друга зависит их дальнейшее взаимодействие.

Но мы разговариваем также в процессе совместной деятельности и здесь общение уже приобретает другой характер. Оно становится интерактивным, с конкретной направленностью на достижение общих целей или результата.

В процессе диалога оказывается взаимное влияние друг на друга. Человек анализирует свои поступки, борется с недостатками и стремится развивать новые положительные качества.

Во избежание возникновения споров и конфликтов и для полноценного развития интерактивного общения необходимо придерживаться правил:

  1. Высказывать собственное мнение, для достижения своих интересов и целей.
  2. Полное восприятие мнения другой стороны.

В современном мире, при стремительном развитии технологий, интерактивное общение это уникальный инструмент в развитии бизнеса, онлайн-образования. Также оно сближает людей, которые находятся далеко друг от друга.

Специфика процесса коммуникации между людьми

Термин «коммуникация», произошедший от латинского communication – «путь сообщения», означает процесс обмена информацией, знаниями, мыслями, идеями.

Особенности процесса коммуникации между людьми:

  • Конечной целью коммуникации является изменение поведения участников процесса, и, следовательно, она является разновидностью психологического воздействия. Коммуникация в масштабах социума при помощи таких воздействий формирует общество.

  • Случай, когда один человек делится информацией, а другой ее воспринимает, еще нельзя назвать полноценным процессом коммуникации. Эффективным этот процесс становится в случае, когда каждая из сторон общения (коммуникации) активно передает знания, сведения, делится мыслями, проявляет заинтересованность, задает уточняющие вопросы и отвечает на них.

  • Однако следует учесть, что эффективное коммуникативное влияние возможно лишь в тех случаях, когда коммуниканты «говорят на одном языке», то есть пользуются единой системой обозначений. Такая единая система помогает собеседникам понять друг друга.

  • Удивительно, но даже в условиях разговора на одном языке иногда возникают так называемые коммуникативные барьеры – препятствия, которые делают общение неприятным или даже невозможным.

Сравнение

Пониманию сходства и различий между терминами поможет сравнение. Для продуктивного общения требуется особое свойство – универсальность. Если оно развито у человека, то ему будет легко объединить все доступные ему виды взаимоотношений между людьми, чтобы быть интересным для окружающих, вызывать желание поддерживать беседу. Одновременно с этим каждый из участников общения не перестают осознавать себя уникальными личностями. Коммуникация является одним из видов деятельности, которые можно применить в процессе общения. В результате два собеседника могут вести продуктивный диалог или общаться в составе группы.

Коммуникация, в свою очередь, обладает важнейшими для общения функциями. В состав включены речевые, визуальные и тактильные (прикосновение) способы восприятия информации. Значимыми в этом случае являются такие показатели, как тембр голоса или поза, которую выбрал собеседник. В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию беседы, а также к самому собеседнику. Выражается это не всегда в непосредственной беседе. Человек может улыбаться, смотреть в глаза, хмуриться, произносить фразы с иронией. Все это указывает, какие эмоции испытывает один собеседник по отношению к другому. Позитивный настрой выражается, когда возникает непроизвольное желание дотронуться или приблизиться к человеку. Удаление от собеседника может означать недоверие. Вербальный контакт дополняется получаемой в процессе общения, невербальной информацией. Подобный комплекс является полноценным для процесса взаимодействия между людьми, желающими получить новую информацию, обрести опыт и знания в различных областях деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: