Содержание процесса коммуникации
По своей внутренней сути коммуникационный процесс отвечает целям принуждения конкретного человека к выполнению того или иного действия. Если упрощенно: «сходи туда», «сделай это», «скажи то» и т.п. Соответственно, имеет место осуществление переход от слов одного субъекта коммуникации к определенным действиям другого субъекта коммуникации. В этом заключается смысл всех коммуникационных актов между отдельными людьми или группами людей.
В современных условиях процесс коммуникации сопряжен с возможностями создания длинных вербальных текстов, перекодировке их в тексты, визуальную форму, аудио и видеосообщения. При этом процесс перекодировки из невербальной формы в вербальную повторно может и не осуществляться. Например, в случае чтения книг.
Сегодня также наблюдается тенденция к сокращению продолжительности процесса коммуникации.
Такая тенденция в отношении содержания процесса коммуникации обусловлена быстрым развитием общества. С другой стороны, очевидно и стремление человека как можно быстрее познавать все новое. В связи с этим, создание технических приспособлений, которые облегчают и упрощают процесс коммуникации, ведет к ускорению передачи информации.
При этом произошла и трансформация пространства, в котором осуществляется процесс коммуникации:
Основные правила коммуникации между людьми
Если вы не хотите испортить межличностные отношения с партнером, коллегами или друзьями, стоит изучить несколько правил для успешных коммуникаций:
Визуальный контакт необходим, если вы хотите создать доверительную, душевную беседу.
Конкретность – это важно. Желательно говорить по существу, исключая выражения, служащие для связки слов, и не несущие смысловой нагрузки.
Диалог нуждается в поддержке
Проявляйте заинтересованность, задавайте уточняющие вопросы.
Подробные, развернутые ответы, в отличие от кратких и односложных, очень хорошо поддерживают течение беседы.
Говорите с собеседником на одном языке – неизвестные слова не способствуют общению.
Всегда приятно говорить с позитивным человеком. Хорошее настроение, улыбки и юмор будут уместны даже и в деловой беседе.
Не теребите в руках карандаш, пуговицу или другой предмет. Этот процесс вполне может сбивать вашего собеседника с мыслей.
Избегайте пауз – замечено, что длительное молчание обескураживает и вызывает дискомфорт.
Этапы коммуникации
В процессе обмена информацией отправитель и получатель проходят ряд взаимосвязанных этапов. Задача их — составить сообщение и использовать для его передачи канал так, чтобы исходная идея обоими сторонами была понята и разделена. Это довольно трудно, поскольку каждый этап одновременно является точкой, в которой может быть искажен или полностью утрачен смысл. Хотя часто процесс коммуникаций завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение этапов его, их анализ помогает выявить проблемы, которые могут в различных точках его возникнуть.
Взаимосвязанные этапы коммуникации таковы:
1 этап — зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулировки идеи и отбора информации. Некоторые попытки обмена информацией уже здесь обрываются, в самом начале коммуникации. На данном этапе следует понять, какое сообщение вы хотите транслировать, а также оценить уместность и адекватность ваших идей с учетом некоторой ситуации и целей коммуникации.
2 этап — кодирование и выбор канала. Прежде чем передавать идею, отправитель должен с помощью смысловых знаков и символов закодировать ее, использовав слова для этого, интонации, жесты. Такое кодирование идею превращает в сообщение. Отправитель также должен выбрать канал, совместимый с видом символов, использованных при кодировании. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, электронная почта, видеоконференция. Если канат для физического воплощения символов непригоден, передача невозможна. Так, например, визуальное изображение по обычному телефону невозможно передать. Если канал не слишком соответствует зародившейся на первом этапе идее, обмен информацией будет менее эффективным. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом. Желательно использовать сочетание нескольких каналов коммуникации. Процесс при этом, усложняется, безусловно, так как отправителю приходится устанавливать последовательность использования данных средств коммуникации и определить временные интервалы в последовательности передачи сообщений. Исследования тем не менее показывают, что одновременное использование комбинированных средств обмена визуальной, устной и письменной информацией эффективнее, чем, обмен только визуальной или письменной информацией.
3 этап — передача. На этом этапе отправитель использует каналы для доставки получателю сообщения. Речь идет о физической передаче сообщения, технических составляющих процесса взаимодействия, которые многие по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, передача является только одним из этапов, через которые надо пройти, чтобы идею донести до другого лица.
4 этап — декодирование. По результатам передачи сообщения отправителем получатель его декодирует. Декодирование представляет собой перевод символов отправителей в мысли получателей. Если символы имеют то же смысловое значение для получателя, что и для отправителя, то адресат будет знать, что именно отправитель имел в виду, когда его идея формировалась. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться. Однако в силу ряда причин получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. С точки зрения инициатора коммуникации, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Структура процесса коммуникации
Приведенная выше схема коммуникации показывает, что в структуре процесса коммуникации существует три элемента:
- Отправитель информации – коммуникант.
- Передаваемая информация – какое-либо сообщение.
- Получатель информации – реципиент.
При этом субъектами процесса коммуникации являются коммуникант и реципиент, а объектом процесса коммуникации выступает передаваемая информация.
Признаки процесса коммуникации:
- Участники коммуникации – два субъекта, в качестве которых могут выступать отдельные люди, группы людей, общественные группы, общество в целом. Иные взаимосвязи и взаимодействия процессом коммуникации не являются.
- Передаваемый объект – информация. В процессе коммуникации обязательно наличие передаваемой информации. Вместе с тем, передаваемый объект может иметь или не иметь материальной сущности, например, книга, лист бумаги с текстом, видеосообщение, аудиозапись, речь, жест. При отсутствии явной материальной сущности передаваемой информации, субъекты коммуникации все равно могут взаимодействовать, например, внушать друг другу доверие, антипатию, любовь и т.п.
- Признак целесообразности или функциональности информации. Если передаваемая информация не соответствует данному признаку, то процесс коммуникации не осуществляется.
Требования к процессу коммуникации:
- Отправитель информации должен обладать возможностями и знаниями, чтобы облечь информацию в форму, которая может быть передана, и собственно передать ее.
- Информация должна быть конкретизированной, определенной и иметь определенное значение.
- Получатель информации должен быть способен получить ее, понять, осознать значение и усвоить.
Интересные примеры процесса коммуникации:
Таким образом, можно объективно утверждать следующее: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.
Виды коммуникационного процесса
Существует два основных вида процесса коммуникации:
- Иерархический – приоритет примой связи.
- Демократический – приоритет обратной связи.
В первом случае в содержании коммуникационного процесса преобладает приказ, а во втором – убеждение.
Для иерархического процесса коммуникации важна чистота канала связи, а сообщение обязательно должно быть доставлено до получателя, который всегда должен поступить так, как требуется.
При демократическом процессе получатель информации имеет выбор поступать так, как требуется, или не поступать таким образом.
Наиболее яркий пример:
- Иерархический процесс коммуникации – приказ от вышестоящего офицера в армии.
- Демократический процесс коммуникации – совет тещи/свекра покрасить стены спальни желтым/бурым/малиновым.
В первом случае иного выбора, кроме исполнения приказа нет, во втором – есть.
Признак |
Иерархическая коммуникация |
Демократическая коммуникация |
---|---|---|
приоритетная связь |
прямая |
обратная |
получатель |
подчиненный |
свободный человек |
коммуникативное действие |
приказ |
убеждение |
тип коммуникации |
монолог |
диалог |
Цели процесса коммуникации
Субъекты коммуникации осознанно преследуют три цели:
- Познавательная цель – коммуникант распространяет, а реципиент приобретает новые знания или умения.
- Побудительная цель – коммуникант стимулирует других людей к каким-либо действиям, а реципиент получает нужные ему стимулы.
- Экспрессивная или выразительная цель – коммуникант выражает, а реципиент приобретает определенные переживания, эмоции, опыт, впечатления.
Чтобы достичь поставленные цели (или какую-либо конкретную цель), коммуникационный процесс должен включать следующее:
- Знания, умения, сведения, данные – коммуникант знает или умеет нечто такое, чем может и хочет поделиться с другими людьми. Наиболее простой пример: накопленный опыт.
- Стимулы – сюда относятся определенные волевые воздействия, побуждающие к активности.
- Эмоции – коммуникант ищет эмоциональной разрядки, сочувствия, а реципиент ищет новых положительных эмоций, душевный комфорт, интересные впечатления.
В наиболее общем процессе коммуникации на уровне всего общества происходит движение, т.е. передача, информации в общественном пространстве и с течением времени различных знаний, умений, стимулов и эмоций. Поэтому в современном обществе очень велика роль коммуникации.
Роль обратной связи и шума в процессе коммуникации
Обратная связь
Когда в двустороннем процессе коммуникации присутствует обратная связь, получатель меняется ролями с отправителем. Теперь он становится отправителем и должен пройти через каждый этап передачи информации, чтобы донести отклик на посыл. А первоначальный отправитель теперь становится получателем. За обратную связь принято считать реакцию на нечто увиденное, услышанное или прочитанное.
Обратная связь предполагает, что получатель отправит информацию так, как он ее понял, осознал и принял. Общение, как процесс коммуникации, без обмена информацией невозможно. Без обратной связи не узнать, правильно ли было интерпретировано сообщение
Для верного восприятия важно обмениваться информацией, чтобы повысить эффективность процесса.
Без адекватной обратной связи говорить о взаимопонимании и доверии невозможно. Когда обратная связь имеется и она эффективна, ей присущи следующие характеристики:
адресность: важно учитывать индивидуальные особенности собеседника, его ценности и интересы (информация должна подчеркивать значимость и уникальность, но ни в коем случае не унижать достоинство);
конструктивность: важно дать свою оценку полученной информации, обозначить личную позицию, но не переходить на личности и не оценивать собеседника;
полезность: цель обратной связи — помощь в решении существующей проблемы;
своевременность: обратную связь нужно давать по возможности сразу, а не спустя время, когда это уже неактуально;
ясность: выражать обратную связь необходимо четко и понятно, подбирая всем доступные фразы;
достоверность: в обратной связи должна присутствовать информация, которая отражает действительность.
Если обратная связь носит положительный подтекст, значит, результат сообщения достигнут. При отрицательной обратной связи можно говорить о том, что ожидаемый результат не получен.
Говоря об эффективности процесса коммуникации, не стоит недооценивать отрицательную обратную связь. Она может иметь даже большее практическое значение, чем положительная. Коммуникационный процесс без обратной связи нельзя считать эффективным. Источник коммуникации заранее изучает получателей и формирует сообщения таким образом, чтобы они были максимально понятны для всех. Если информация о получателях будет собрана неверно, то желаемый результат от общения не будет достигнут или он окажется не столь эффективным, как предполагалось.
При получении негативной обратной связи необходимо снова проанализировать все этапы коммуникации и внести правки.
Шум
При наличии обратной связи можно рассчитывать на то, что обмен информацией будет эффективным, а присутствующий информационный шум будет подавлен. Под шумом принято понимать всякое вмешательство в процесс коммуникации на любом из этапов, которое снижает качество и изначальную суть информации. Сюда можно отнести невнимательность, непонимание смысла из-за недостатка знаний, разный тип мышления и мировоззрения, неактуальность информации, физический шум, который мешает воспринять сообщение должным образом и т. д.
Надо отметить, что какое-либо проявление шума будет всегда. Поэтому изначальный смысл будет искажаться всегда, но в разной степени. Если же уровень шума слишком высокий, это приведет к утрате смысла или его сильному искажению. В некоторых случаях это может стать причиной полной блокировки обмена информацией.
Если информация проходит через большое количество людей, она искажается. Чтобы преодолеть шум, иногда используется неоднократный повтор слов или сообщений (на радио, например). Повторение необходимо и при использовании малознакомого кода. При неоднократном повторении сообщения вероятность того, что смысл будет понят верно, возрастет. Если следовать теории коммуникации, это не что иное, как избыточность кода.
В рамках определения процесса коммуникации наша речь тоже очень избыточна. Мы понимаем друг друга даже при сильных проявлениях шума. По уверениям лингвистов, избыточность языка составляет 50%.
Специфика процесса коммуникации между людьми
Термин «коммуникация», произошедший от латинского communication – «путь сообщения», означает процесс обмена информацией, знаниями, мыслями, идеями.
Особенности процесса коммуникации между людьми:
-
Конечной целью коммуникации является изменение поведения участников процесса, и, следовательно, она является разновидностью психологического воздействия. Коммуникация в масштабах социума при помощи таких воздействий формирует общество.
-
Случай, когда один человек делится информацией, а другой ее воспринимает, еще нельзя назвать полноценным процессом коммуникации. Эффективным этот процесс становится в случае, когда каждая из сторон общения (коммуникации) активно передает знания, сведения, делится мыслями, проявляет заинтересованность, задает уточняющие вопросы и отвечает на них.
-
Однако следует учесть, что эффективное коммуникативное влияние возможно лишь в тех случаях, когда коммуниканты «говорят на одном языке», то есть пользуются единой системой обозначений. Такая единая система помогает собеседникам понять друг друга.
-
Удивительно, но даже в условиях разговора на одном языке иногда возникают так называемые коммуникативные барьеры – препятствия, которые делают общение неприятным или даже невозможным.
Виды процесса коммуникации между людьми, примеры
Основание разделения |
Вид процесса коммуникации |
Краткая характеристика (пример) |
Используемые знаковые системы |
Вербальная |
Взаимодействие при помощи устной или письменной речи, передача и принятие информации при помощи словесных знаков. |
Невербальная |
Визуальные (восприятие мимики говорящего), аудиальные (восприятие интонации говорящего), тактильные (связаны с прикосновением, осязательные) и ольфакторные (воспринимаемые обонятельными анализатором) бессловесные способы общения. |
|
Характер связи общающихся |
Непосредственное |
Непосредственный контакт собеседников лицом к лицу. |
Опосредованное |
Контакт при помощи письменных средств или гаджетов, позволяющих собеседникам находиться на расстоянии. |
|
Количество участвующих в общении |
Межперсональное |
Непосредственный контакт людей в паре или группе. |
Массовое |
Процесс общения / передачи информации при помощи технических средств, рассчитанный на большую аудиторию. |
|
Значимость социальных ролей |
Межличностное |
Главенствуют личностные качества собеседника, социальная роль при этом вторична. |
Ролевое |
Главенствует социальная роль, личностные качества при этом вторичны. |
|
Отношение к другому человеку |
Монологическое |
Общение, предполагающее неравенство собеседников. Один из участников коммуникации – лицо активное, второй – пассивное. Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию. |
Диалогическое |
Субъект-субъектное, при котором происходит обмен информацией и свободное взаимодействие личностей. Заключается во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. |
|
Направленность на задачу |
Деловое |
Общение подразумевает официальность, направлено на достижение результата. |
Личное |
Формирует человека как личность, оказывает влияние на черты его характера, влияет на его интересы. Такое общение направленно на удовлетворение личностных потребностей, разрешение внутренних конфликтов. |
Коммуникации бывают весьма разнообразными – и бытовыми, и научными, и утилитарными, и высокоинтеллектуальными. Чем выше коммуникативные возможности собеседников, тем выше КПД коммуникации. В случае эффективного общения у собеседников происходит изменение отношений, точки зрения, чувств, мыслей, мировоззрения.
Причины плохой коммуникации
Существуют конкретные причины неэффективной коммуникации между людьми:
-
Стереотипы – своеобразные штампы, обобщения, упрощения, заранее принятая за истину версия происходящего при отсутствии объективного анализа ситуации. При этом используются установки, стереотипы, убеждения, которыми обладал человек задолго до того, как вступил в коммуникацию.
-
Барьер предвзятости, или предвзятые представления, – склонность делать поспешные выводы, не имея полной и достоверной информации о предмете обсуждения. А также отвержение всего, что не соответствует собственным убеждениям, собственному представлению об истинном положении вещей.
-
Отсутствие симпатии, плохие, или даже враждебные, отношения между собеседниками сводят возможность успешной коммуникации к минимуму. Если общее впечатление о человеке негативное, непросто будет убедить себя в том, что он прав.
-
Отсутствие интереса, желания прислушаться к собеседнику. Неприятие, отторжение чужой точки зрения.
-
Поспешность выводов, пренебрежение фактами – то есть нежелание разобраться в ситуации, проанализировать ее.
-
Неудовлетворительное физическое или эмоциональное состояние собеседников – стрессы, усталость, неумение управлять своими эмоциями – тоже важная причина плохой коммуникации.
-
Потеря интереса к собеседнику, пассивность в общении между партнерами, нежелание коммуницировать.
-
Ошибки в выборе формата ведения беседы. Процесс коммуникации между людьми – это еще и правильно подобранные тактика и стратегия общения, и они должны соответствовать ситуации.
Причин плохой коммуникации, кроме вышеизложенных, на самом деле гораздо больше. И не все они зависят от личностей собеседников. Иногда причины неэффективной коммуникации зависят от обстоятельств, или от принадлежности собеседников к разным социальным группам, или от разницы в психическом состоянии коммуникантов (агрессия, апатия, депрессия, индифферентность).
Несхожая интерпретация происходящего, разное мироощущение и мировосприятие, разное понимание ситуации – тоже причина отсутствия взаимопонимания и возникновения барьеров
Важно понимать, что такие преграды порождаются, как правило, объективными социальными причинами и при этом отслеживается влияние межличностных коммуникаций на систему общественных отношений.
6 этапов процесса коммуникации
Часто для завершения коммуникационного процесса достаточно нескольких секунд. Это причина того, что сложно выделить его этапы, возникающие в разных точках взаимодействия. Их анализ дает возможность обозначить проблемы процесса коммуникации, возникающие в абсолютно разных моментах передачи информации.
Процесс коммуникации включает в себя следующие этапы:
1. Зарождение идеи.
Чтобы передавать информацию, ее необходимо сформулировать, опираясь на имеющиеся факты. В этот момент процесс обмена может оборваться
Чтобы этого не произошло, важно понимать, что вы хотите донести. Необходимо трезво оценить обстановку и выявить уместность идеи, ее адекватность общей цели коммуникации.
2. Кодирование и выбор канала.
До процесса передачи информации отправитель должен ее закодировать с использованием конкретных символов. Так идея трансформируется в сообщение.
Символами могут быть:
-
слова;
-
изображения;
-
голосовые интонации;
-
графики и таблицы;
-
жесты.
Перед отправителем стоит задача правильного выбора канала передачи информации, который будет совместим с символами, использованными при кодировании. Сегодня основными каналами являются письменные материалы, электронные сообщения, интернет, видеоконференции, устная речь. Невозможно передать информацию, если канал выбран неверно.
Приведем пример процесса коммуникации, когда невозможно передать через телефонную связь, например, предмет живописи. Канал передачи выбран неверно — обмен информацией будет неэффективным
Важно использовать несколько каналов передачи информации, не ограничиваясь единственным.
Согласно исследованиям, использование нескольких каналов одновременно значительно повышает эффективность коммуникации. Так, обмен сразу устной, письменной и визуальной информацией эффективнее, чем только письменной и устной.
3. Передача.
На этом этапе подразумевается использование каналов для доставки информации получателю. Имеется в виду физический процесс передачи данных, его технические составляющие. Многие путают это непосредственно с самим процессом коммуникации. Однако передача – это только один из этапов
Чтобы полноценно донести мысль другому лицу без потери и искажения смысла, важно пройти через все этапы.
4. Декодирование.
Получатель должен информацию декодировать. Это процесс перевода символов отправителя в мысли получателя. Когда символы приобретают то же значение для получателя, что и для отправителя, можно говорить о понимании того, что подразумевалось в процессе формирования идеи.
Если от получателя не требуется никакой реакции на сообщение, процесс коммуникации может быть завершен. Но не исключена ситуация, когда получатель расшифрует информацию несколько иначе, чем предполагал отправитель.
Процесс коммуникации можно считать эффективным, только если получатель дал понять, что правильно воспринял идею. Для этого ему следует произвести какие-то действия, которых ждет отправитель.
5. Интерпретация сообщений.
На этом этапе получатель встает на место отправителя. Он разрабатывает собственное сообщение, которое строит на основании своей интерпретации полученной информации.
6. Отправка (передача) подтверждения.
После разработки ответного сообщения оно передается по выбранному каналу получателю. На этом процесс коммуникации как система может быть завершенным.
Особенности процесса коммуникации
Процессом коммуникации принято считать взаимодействие нескольких элементов. В него входят:
-
Сообщение — информационная наполненность.
-
Отправитель — автор идеи или лицо, которое обрабатывает и передает информацию.
-
Адресат — лицо, для которого предназначена информация, тот, кто получает ее и обрабатывает.
-
Канал — инструмент, с помощью которого происходит передача информации.
В роли канала используются:
-
интернет;
-
словесные сообщения;
-
мессенджеры;
-
отчетность или служебные записки;
-
письма;
-
телефонные переговоры;
-
совещания.
Понятие процесса коммуникации включает два ее вида:
-
иерархический — приоритетное значение принадлежит прямой связи;
-
демократический — главенствует обратная связь.
Если первый вид подразумевает коммуникационные процессы через приказы, то второй — через убеждение. Для иерархического процесса характерна чистота канала связи
Важно, чтобы сообщение дошло непосредственно до получателя, и он исполнил все, как указано.
Демократический процесс коммуникации представляет собой свободу выбора получателя. Он может действовать согласно требованиям или поступать иначе. Приведем пример:
-
Иерархический процесс коммуникации – это приказы от старшего по званию в действующей армии.
-
Демократический процесс человеческой коммуникации — рекомендация близкого родственника сменить обои/цвет стен/шторы на окнах.
Если первый случай не подразумевает ослушания, то во втором всегда есть выбор.
Понятие коммуникации
Коммуникация — в контексте передачи информации от одного субъекта к другому имеет характер процесса. Это элементарная система из трёх элементов.
Элементарная схема коммуникации в обществе
Основной сферой реализации процесса коммуникации является общение, передача информации от человека к человеку, что предполагает использование языка в вербальной и невербальной форме. Следует отметить, что под понятие процесса коммуникации подпадают и сигнальные способы связи у животных и насекомых.
В технических науках термин «коммуникация» может употребляться и в других значениях.
Таким образом, под коммуникацией следует понимать следующее: