Что нужно знать о малых социальных группах в обществознании

Понятие малой группы

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Подходы к классификации малых групп

В современной психологической науке представлено несколько классификаций, основанных на различных критериях. На основании критерия делимости/ неделимости разделяют первичные и вторичные малые группы.

Определение 2

Первичные группы представляют собой неделимые объединения; вторичные –формальную общность, включающую несколько первичных групп.

На основании критерия формирования группы разделяют естественные и искусственные (лабораторные), созданные для решения научных задач, объединения.
В свою очередь, естественные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Определение 3

Формальные группы представляют собой объединения, взаимоотношения в которых носят формальный характер, определяются формальными договоренностями, предписаниями.

К формальным относятся коллективы социальных учреждений, институтов. Основным психологическим инструментом объединения формальных коллективов выступает реализация совместной деятельности.

Определение 4

Неформальные группы — объединения индивидуумов, возникающие на основании внутренних потребностей личности в общении, понимании, принадлежности к определенной общности.

Примерами неформальных групп выступают приятельские и дружеские компании, объединения, связанные общими увлечениями, интересами.
Главное отличие между формальными и неформальными объединениями заключается в характере взаимоотношений между членами группы.

Кроме того, группы подразделяются на временные и стабильные.

Таким образом, категория малой группы выступает одной из фундаментальных категорий социальной психологии, внимание к которой обусловлено огромным влиянием объединений людей на формирование, развитие личности

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Классификация малых социальных групп

Малые группы – это неоднородные образования, и их развитие может происходить совершенно в разных сферах и под влиянием различных условий. Таким образом, и типология малых социальных групп довольно-таки разнообразна. В классическом научном знании исследователями принято выделять две группы малых социальных групп:

  • Формальные социальные группы;
  • Неформальные социальные группы.

Формальные социальные группы – это объединения, где каждый человек осознает официальную цель группы. К тому же, они имеют регламентированную структуру, которая очень важна для достижения поставленных целей и их выполнение.

Что касается неформальных социальных групп, то они, в отличие от формальных, не имеют официально закрепленной структуры. Также, взаимодействия, которые обосновываются между членами неформальной группы, обладают такими характеристиками, как стихийность и спонтанность. Это значит, что во главе стоит личное отношение участника группы к проблемам.

Замечание 1

Тем не менее, в неформальных группах, так же, как и в формальных, есть общая система ценностей, которая регламентирует общность идей и мировоззрения участников группы.

Малые социальные группы могут быть референтными. Иными словами, это эталонные группы, чьи ценностные ориентиры и нормы признаются наиболее ценными в сравнении с нормативно-правовыми и ценностными установками иных видов социальных групп. Например, специалист может ориентироваться на деятельность и философию определенной группы для того, чтобы самостоятельно достичь успеха в той или иной сфере, полагаясь на их наглядный пример. К наиболее распространенным областям можно отнести спорт, профессиональный коллектив или группу коллег, своих товарищей и даже родителей.

Тем не менее, особенность социальной группы заключается в том, что она может не только усиливать возможности отдельного индивида или более широкого круга людей, но и подавлять их. Такой процесс группового подавления имеет официальное название – «ингибиция». Например, любая асоциальная подгруппа, девиантная общность может оказывать достаточно негативное, а в некотором смысле и роковое влияние на судьбу человека, который еще не успел завершить процесс своей социализации. На неокрепшую психику влияет абсолютно все, и в особой степени она впитывает именно те негативные воздействия, которые исходят со стороны социальной группы.

Именно по причине такого негативного воздействия со стороны некоторых социальных групп наиболее эффективное развитие личности человека определяется его ориентацией на противоположные группы – элитарные социальные общности. Это группы, имеющие высокий статус, получившие всеобщее признание и оказывающие особое влияние на принятие решений в различных социальных институтах, которые играют важную роль в жизнедеятельности человека.

Также отметим, что социальные группы, независимо от их направленности, могут занимать очень разные позиции, если вопрос касается базовых социальных потребностей индивида или социальной группы. В таком случае, их деятельность может быть социально-ориентированной, асоциальной или резко антисоциальной:

  • Социально-ориентированная деятельность выражается в положительном влиянии на производственные, образовательные, общественные и культурные отношения.
  • Асоциальная ориентация направлена на удовлетворение потребностей лишь членов какой-либо конкретной обособленной группы (при этом интересы и потребности иных групп попросту не учитываются).
  • Антисоциальная направленность выражается в деятельности преступных групп, где основная цель – нанести ущерб некоторым социальным объединениям, которые не разделяют их интересов и взглядов.

Такая разнонаправленность дает нам право сделать вывод о том, что малые социальные группы – это очень многогранные образования, которые могут удовлетворять интересы и потребности самых разнообразных социальных групп и отдельных индивидов.

Классификация малых групп

По своим свойствам малые объединения бывают постоянными (или стационарными) и созданными временно. По дихотомическому принципу социальные психологи выделяют следующие виды:

  • открытые — подверженные влиянию окружающей среды, закрытые — недоступные внешним воздействиям;
  • спонтанные — сформированные стихийно, организованные — созданные намеренно, с целью реализации неких функций;
  • естественные — ведущие деятельность в обычной жизни, лабораторные — объединенные в лабораторных условиях для экспериментов.

По характеру совместной деятельности небольшие формирования делятся на:

  • эстетические;
  • семейные;
  • общественно-политические;
  • практические;
  • идеологические;
  • гностические;
  • непосредственно-коммуникативные.

Еще одна классификация подразумевает деление по значимости объединения для отдельно взятого индивида. Он может не быть реально включенным в группу, но принимать ее нормы. Или же он может полностью соотносить себя с ней, ее членами, не быть противопоставленным самой группе.

Категория малой группы в социальной психологии

Определение 1

В современной научной литературе под малой группой понимается небольшое по размеру объединение индивидуумов, связанных непосредственными взаимоотношениями, совместным взаимодействием; фактор, влияющий на особенности психических состояний, процессов индивидуума, его поведение.

Большая часть жизни индивидуума протекает в малых группах: в рамках семьи, игровых компаниях, учебных, трудовых коллективах, соседских, дружеских, приятельских общностях. В малых группах осуществляется развитие личности, групповая среда способствует установлению и реализации взаимодействия личности с социумом, обеспечивая ее социализацию и адаптацию к требованиям общества.

Свойства малой группы

  1. Направленность группы. Здесь можно выделить несколько компонентов:
  • Социальная ценность целей деятельности данной группы,
  • Социальная ценность мотивов деятельность,
  • Принятые групповые нормы и др.
  1. Степень организованность группы представляет собой способность к самоорганизации.
  2. Интегрированность группы – мера единства членов группы.
  3. Психологический климат группы. Комфортность пребывания в группе, психологическая безопасность и общая степень удовлетворенности группы каждым ее членом.
  4. Референтность – принятие групповых эталонов каждым членом группы.
  5. Лидерство.
  6. Интеллектуальная коммуникативность («нахождение общего языка»).
  7. Эмоциональная коммуникативность (степень эмоциональности межличностных контактов.
  8. Волевая коммуникативность включает в себя свойство стрессоустойчивости.

Рассмотрим несколько элементов и более общих признаков групп.

Элементы любой группы:

  1. Цели,

  2. Групповые нормы,

  3. Санкции,

  4. Групповые ритуалы,

  5. Взаимоотношения в группе,

  6. Совместная деятельность.

Также для любой группы характерен ряд общих признаков.

  1. Интегральные психологические характеристики. Они включают общественное мнение, нормы, интересы и другое.
  2. Свойства группы как целое. Здесь имеется в виду сама структура и система группы, характер взаимоотношений внутри нее.
  3. Принадлежность людей к то или иной группе, их осознание принадлежности, референтность.

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА МАЛОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психологическое содержание
совместной деятельности — совокупность
целей, задач и операций, служащая удовлетворению
основных мотивов данной деятельности.
Виды и формы групповой деятельности,
направленные на достижение основной цели
(социальной цели, ради которой группа была
создана), принято обозначать как
инструментальные. Виды деятельности,
направленные «внутрь» группы, на ее сплочение,
разрешение конфликтов, развитие эмоциональных
связей, обозначаются как экспрессивные.

Композиция группы —
совокупность индивидуальных характеристик
членов группы, важная для понимания ее целостных
свойств.
Признаки, входящие в групповую композицию,
определяются исследователем в соответствии с
целями и задачами его работы с группой, а также с
учетом специфики группы. Например, при
разрешении конфликта, возникшего в рабочем
коллективе, может быть выделен один
композиционный набор; при проведении
корреляционного исследования в учебных
коллективах подростков — совершенно другой.
Достаточно часто в композиционные признаки
включают показатели возраста, пола, образования
членов группы.

Групповые структуры
возникают как следствие устойчивых
функциональных и межличностных отношений членов
группы между собой.
Выделив определенный признак, лежащий в основе
тех или иных устойчивых отношений, можно
построить некую иерархию, в которой каждый член
группы займет определенное положение.

Групповые процессы
характеризуют малую группу в ее динамике,
развитии и изменении. Групповые процессы — это
межличностные отношения в их становлении,
видоизменении, совершенствовании и разрушении. К
ним относятся развитие, сплочение и нормативное
давление. Кроме того, некоторые групповые
явления могут существовать только в динамике. К
таким относится, например, процесс принятия
группового решения.

Система групповых ожиданий —
совокупность представлений о том, как должен
вести себя член группы в определенной ситуации,
базирующаяся на групповых нормах. Нормы являются
некими представлениями, выработанными членами
группы в процессе жизнедеятельности, о
подобающих в данной группе способах поведения.

Санкции — психологические
формы поощрения нормативности и наказания
ненормативности поведения членов группы.

Статус личности в группе —
совокупность объективно присущих человеку
характеристик, определяющая восприятие его
другими членами группы, самовосприятие и,
следовательно, его положение в системе групповых
отношений.

Групповая роль — поведение,
социально ожидаемое от носителя определенного
статуса.

2.1 Формирование групповой сплоченности и коммуникация в малой группе

Коммуникация — прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Коммуникация – это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию движений большой сложности.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

… Индивидуальность может быть определена как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других. Иногда индивидуальность однозначно связывают с многогранностью способностей, дарований … в) микросреда — наше непосредственное социальное окружение в лице трех основных референтных групп: семьи, первичного коллектива (учебного, трудового, армейского и т.д.) и приятелей.   …

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях.

Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного поведения.

Обычно различают два вида конформизма:

  • внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;
  • внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы.

Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм – поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении.

В исследованиях конформности были выделены два вида группового влияния:

  • нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;
  • информационное, когда давление может оказываться меньшинством, член группы рассматривает это мнение как информацию, на основе которой он сам должен осуществить свой выбор.

Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Л. Фестингером. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ сплоченности, стало понятие когнитивного диссонанса – осознание индивидом противоположности убеждений мнению другого человека или группы. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точки зрения группы. При чем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:

количество когнитивных элементов мнение индивида, совпадающих с противоположным мнением, таким образом, количественная характеристика определяет в конечном счете степень несогласия;

важность когнитивных элементов включаемых в диссонанс;
авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения.

С точки зрения Л. Фестингера, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах:

4 стр., 1580 слов

О психолингвистическом подходе к изучению текста

… рамках конкретной коммуникативной ситуации; при этом форма и содержание текстов определяются психологическими особенностями индивидов — участников коммуникации. Одной из центральных проблем психолингвистики является вопрос об … мира личности, составить список предикаций, которые характеризуют эти объекты. По мнению В. П. Белянина, эти предикации выражаются наборами лексических единиц, которые …

  • самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное;
  • изменение мнения субъекта через влияние;
  • утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Л

Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы

Коллектив

Коллектив можно выделить из высокоразвитых малых групп. Он характеризуется, в первую очередь, общественно полезной деятельности.
В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований:

  1. успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности),

  2. иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения,

  3. создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству.

Определение 3

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Выделяют несколько основных стадий развития коллектива. Основоположники теории коллектива: А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, Т. Е. Конникова, Т. Н. Мальковская, И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Петровский, Р. С. Немов и др.

  1. Предъявление требований со стороны руководителя. Данная стадия характеризуется низким уровнем групповой сплоченности, а также отсутствием групповых норм.
  2. Развитие социальных отношений, которые включают в себя формирование групповых норм, а также появления лидера и его приближенных.
  3. Согласованность действий всех членов коллектива, сформированность групповых норм. Далее продолжается развитие коллектива уже на основе всех выработанных аспектов.

Рисунок 1. Классификация малых групп

Основные признаки малых групп

Основными признаками малых группы выступают следующие:

  • контактность – под данной категорией понимается возможность каждого индивидуума малой группы регулярно вступать во взаимодействие друг с другом, обмениваться информационными данными, взаимными оценками и пр.;
  • целостность – психологическая и социальная общность индивидуумов, формирующих объединение, обеспечивающая восприятие группы как общности.

Нижней границей малой группы традиционно считается три человека, поскольку в диаде – объединении из двух человек – социально-психологические процессы протекают особым образом. Верхняя граница обычно не превышает 30 человек. Оптимальный размер малой группы находится в пределах 5 – 12 человек. В меньших по размеру объединениях быстрее возникает феномен социального пресыщения, большие по размеру объединения быстрее распадаются на более мелкие.

Оглавление

Введение 1

1.Малая группа: понятие, отличительные черты. 2

1.1Разновидности малых групп 4

2.Лексика и грамматика коммуникации в малой группе 7

2.1 Формирование групповой сплоченности и коммуникация в малой группе 9

Библиографический список: 12

14 стр., 6771 слов

Психологические особенности восприятия текста

… которые принадлежат уже к метатексту . По мнению Е.Н. Зарецкой, под текстом понимается любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал . Подходы к определению ..

внимание исследователей всё больше сосредотачивается на втором подходе к рассмотрению текста. Текст создаётся в ходе коммуникации, а не является чем-то заранее данным

Соответственно, исследованию подвергается …

2

Лексика и грамматика коммуникации в малой группе

Когда человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам – от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальном взаимодействии, поскольку совместное действие значительно облегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой группы, как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы и штампы в шутливом и ироническом тоне, который понятен лишь посвященным.

2 стр., 785 слов

Коммуникация в малых группах: особенности, функции, факторы повышения …

… небольшое количество личностей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы … формирования. 1 Характеристики коммуникации в малых группах 1.1 Термин «малая группа». Особенности коммуникации Малая группа — относительно …

Другой особенностью речевой коммуникации в малой группе выступает преобладание оценочных и характеризующих слов

Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеет значение его свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выступают своеобразными символами как принадлежности индивида к данной социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы, то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» — владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.

Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы;
учет гендерных и иных особенностей моделей общения членов группы;
необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;
желательность публичного оценивания достижений других («Молодец! Хорошая идея!»);
умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями;
умение оценить предложить нужную информацию и идеи группе;
умение оценить предложенные идеи информацию так, чтобы не обидеть;
призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую информацию;
умение интегрировать различные идеи и информацию (это свойство особенно важно для лидера);
умение предложить план совместных действий.

Малая социальная группа.

Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами, это   немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном общении, испытывают чувств аи эмоции по отношению друг к другу.

Отличительные признаки малой группы:

  • личные контакты в пространстве и времени;
  • наличие постоянной цели совместной деятельности;
  • наличие в группе организующего начала; это может быть конкретный человек – лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы;
  • разделение ролей;
  • наличие эмоциональных отношений между членами группы;
  • формирование межличностных отношений в группе;
  • выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения.
  • малые группы имеют пределы количественного состава: нижний предел – 2-3 человека, верхний предел – 7–20 человек. В таких группах наблюдается устойчивость связей и непосредственность контактов

Примеры малых социальных групп — это семья, друзья, одноклассники и т. д.

 Функции малых социальных групп

  • социализирующая – формирование личности, становление его характера;
  • экспрессивная – определение места индивида в группе, его самооценка, реализация способностей, профессиональных качеств;
  • инструментальная – индивид в группе осуществляет конкретную деятельность;
  • психологическая – поддержка человека в трудную ситуацию, радость за его успехи.

Именно в малой группе происходит основная часть общения человека. Поэтому очень многое зависит, в какую среду он попадёт, какие люди будут его окружать.

Структура малой группы:

  • функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности,
  • набор ролей(набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности),
  • набор норм(набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

По способу образования:

  • формальные,
  • неформальные.

Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция).

Признаки формальных групп:

  • четкое распределением ролей (руководитель – подчиненный);
  • заданность и строгость внутригрупповых отношений;
  • необходимость выполнения условий;
  • иерархию и ранжированность группы;
  • санкции за невыполнения предписаний.

Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.

По отношению к базовым социальным ценностям:

  • социально ориентированные(производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения),
  • асоциальные — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. д.)
  • антисоциальные(преступные группы); жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и др.

Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и проч.).

По характеру совместной деятельности:

  • практические (совместная трудовая деятельность);
  • гностические (совместная исследовательская деятельность);
  • эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей);
  • гедонические (досуговые, развлекательно-игровые);
  • непосредственно коммуникативные.

По значимости для индивида:

  • группы членства (все люди в группе);
  • референтные группы (значимый для индивида круг общения).

Референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов.

 По социальной значимости:

  • социально положительные;
  • асоциальные — социально деструктивные;
  • антисоциальные — криминальные, преступные

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: