Молодёжь как социальная группа
Раздел ЕГЭ: 3.3. Молодёжь как социальная группа
Молодёжь — социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет), особенности их общественного положения и некоторые психологические качества.
Все выпускники школ, гимназий и лицеев являются молодёжью. Эта социальная группа по праву считается одной из самых активных, поскольку молодёжь находится на пути выбора профессии, становления мировоззрения.
Большинство людей именно в период молодости выбирают себе спутника жизни и создают семью, делают первые самостоятельные жизненные шаги, достигают экономической независимости и познают основы социально ответственного поведения. Молодость является определённой фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни.
ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ
Как и все демографические группы с возрастной характеристикой, молодёжь является биологически универсальной и неповторимой. Поэтому ей присущи некоторые отличительные черты:
- Молодёжь находится на переходном социальном положении, то есть невозможно остаться в этой социальной группе навсегда. Все люди сначала проходят стадию юности, а после — зрелости.
- Высокая социальная мобильность.
- Освоение новых социальных ролей, что обусловлено высокой мобильностью и сменой социального статуса молодёжи.
- Высокие перспективы в профессии и карьере.
- Целенаправленный поиск своего места в мире, а также смысла жизни.
Молодые люди сами по себе отличаются от других членов общества не только возрастом, но и другими характерными чертами:
- активностью;
- свободой от устоявшихся в обществе норм поведения и традиций;
- независимостью от стереотипов общества;
- внутренними противоречиями;
- неустойчивой психикой;
- жаждой выделиться из толпы;
- слабой терпимостью;
- собственными субкультурами.
ВИДЫ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП
Молодёжные группы имеют различную направленность. Выделяют следующие виды молодёжных групп:
- эпатажные — члены группы бросают своеобразный вызов традиционному обществу;
- альтернативные — члены группы ставят под сомнение традиционные ценности, нормы и поведение общества, выдвигая свои собственные, что и является целью группы;
- социальные — члены группы пытаются решить чётко очерченные социальные проблемы;
- агрессивные — члены группы имеют примитивные представления о жизни и ценностях, стараются самоутвердиться;
- политические — члены группы хотят изменить существующие политический строй или политические ситуации, основываясь на своих идеях.
Молодёжь преображает окружающее их общество, видоизменяя условия жизни, в соответствии с которыми изменяется сама.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ
Неформальная группа — сообщество людей, объединившихся на основе своих внутренних побуждений. Неформальные молодёжные группы имеют ряд признаков:
- стихийность;
- независимость;
- самоорганизация и иерархия;
- устойчивость;
- отличная от традиционной модель поведения;
- атрибутика;
- наличие ценностей и собственного мировоззрения.
Формальная группа — сообщество людей, которые объединены не своим внутренним побуждением, а по указу вышестоящих по социальному статусу людей.
Вы смотрели конспект «Молодёжь как социальная группа».
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Особого внимания заслуживает проблема молодежи как этап созревания личности. Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно.
В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития. Это было обусловлено рядом причин.
Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
Во-вторых, усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В результате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки.
В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).
ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Молодость — время формирования мировоззрения и гражданского сознания, выбора жизненных ориентиров, адаптации к миру взрослых, овладения профессией, достижения экономической независимости, осознания разных видов ответственности.
Социально-психологические качества молодежи обусловлены ее промежуточным положением в структуре общества. Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:
- высокий уровень социальной мобильности;
- активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;
- освоение профессий и перспективы карьерного роста;
- усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;
- территориальная подвижность;
Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами. Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие другие.
ВЫСОКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ
Молодежь – наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев – ответственности за семью и т.п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями.
Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов. Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.
Так как ведущей деятельностью молодых людей является профессиональное обучение, трудовая деятельность, либо то и другое вместе, важным социально-психологическим ресурсом начинает выступать качество и уровень освоения норм отношений между людьми (деловых, межличностных и др.), а также профессионально-трудовых умений, уровень профессионального мастерства. Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи.
Благодаря этим видам деятельности молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовые умения. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, максимально работоспособен, поэтому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи.
Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в трудовой деятельности (интеллектуальной, физической); усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование (в том числе в новых областях – в области менеджмента, маркетинга, экологии и пр.).
Таким образом, важнейшим адаптационным ресурсом молодежи является степень социальной, экономической, психологической независимости молодого человека, степень ответственности за собственные жизненные выборы. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на молодого человека принятым им решением.
МОЛОДЕЖЬ ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ НА ТРИ ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
17-24 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. В этом возрасте активно развивается процесс вторичной социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
25-30 лет – зрелая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и, возможно, семейной жизни, а также участия молодежи в политических, социальных и экономических отношениях оформляется собственная идентичность. Молодые люди этого возраста уже вышли на рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок недвижимости и начинают постепенно задавать определенные тренды в их развитии. Постепенно они становятся активными преобразователями социальных, экономических и политических систем.
Социальная политика.
Социальная политика – это деятельность государства, направленная на регулирование социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Социальная политика выполняет ряд функций:
- стабилизационная (создание устойчивости положения различных групп в обществе)
- стимулирующая (стимулирует и поддерживает экономическую и социальную активности населения)
- гарантирующая (обеспечивает нижний порог материальных возможностей людей)
- защитная (помощь гражданам в условиях кризиса)
Три главных принципа социальной политики:
— принцип социального равенства членов данного общества
— принцип социальной солидарности
— принцип социальной справедливости
Пример задания.
6. В стране Z проводится модернизация общества. Какие факты свидетельствуют о том, что проводится социальное реформирование общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)поддержка малоимущих.
2)борьба с коррупцией.
3)проведение пенсионной реформы
4)проведение реформы образования
5)совершенствование избирательной системы.
6)совершенствование системы здравоохранения
Ответ: 1346
Домашнее задание:
- Хорошо знать теорию по теме
- Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
- Написать план (задание № 28) по следующим темам:
«Семья.»
«Социальная политика.»
Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.
Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания
Проверьте домашнее задание по занятию № 9.
Социальный конфликт.
ПЛАН
- Понятие социального конфликта.
- Причины социальных конфликтов.
- Виды социальных конфликтов по сферам общества:
- политические
- экономические
- социальные
- религиозные и др.
4.Типы социальных конфликтов по масштабу протекания:
- локальные
- государственные
- региональные
- мировые
5.Стадии социального конфликта.
6.Пути выхода из конфликтной ситуации
7.Негативные и позитивные последствия конфликта.
- Разрешение конфликтной ситуации как один из методов развития общества.
Малая группа.
ПЛАН
1.Понятие малой группы
- небольшой состав
- тесное взаимодействие
- большая роль влияния челнов группы друг на друга
- совместная деятельность
- наличие общих целей
3.Функции малой группы:
- социализирующая
- интегрирующая
- воспитательная
- познавательная
- рекреативная и др.
- Семья как одна из важнейших малых социальных групп в жизни человека.
5.Роль малых групп в социализации личности.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
КРАТКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ (НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ 24 ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)
1. Молодёжь как социологическое понятие.
2. Особенности положения молодёжи как социально-демографической группы:
- переходность положения;
- высокий уровень мобильности;
- освоение новых социальных ролей;
- наличие перспектив в профессиональном росте.
3. Социально-психологические особенности молодёжи:
- неустойчивость психики;
- внутренняя противоречивость;
- низкий уровень толерантности;
- стремление отличаться от других;
- наличие специфической молодёжной субкультуры.
4. Молодежные субкультуры и их виды:
- хиппи
- панки
- готы
- стритрейсеры
- рэперы
- аниме
- инди
- хипстеры и др.
5. Основные проблемы современной российской молодежи:
- сокращение численности молодёжи в структуре населения;
- рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;
- ухудшение состояния здоровья молодого поколения.
6. Государственная молодёжная политика РФ и ее основные направления:
- развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной молодёжной политики;
- поддержка и развитие ценностно-мотивационных ориентации, досуга и самоопределения молодёжи;
- государственная политика по формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодёжи;
- государственная поддержка молодых семей;
- государственная поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
- государственная поддержка молодёжи с ограниченными возможностями здоровья;
- государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств