Молодежь как социальная группа тест в формате егэ

Молодежь как социальная группа текст егэ

Молодёжь как социальная группа

Раздел ЕГЭ: 3.3. Молодёжь как социальная группа

Молодёжь — социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет), особенности их общественного положения и некоторые психологические качества.

Все выпускники школ, гимназий и лицеев являются молодёжью. Эта социальная группа по праву считается одной из самых активных, поскольку молодёжь находится на пути выбора профессии, становления мировоззрения.

Большинство людей именно в период молодости выбирают себе спутника жизни и создают семью, делают первые самостоятельные жизненные шаги, достигают экономической независимости и познают основы социально ответственного поведения. Молодость является определённой фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни.

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ

Как и все демографические группы с возрастной характеристикой, молодёжь является биологически универсальной и неповторимой. Поэтому ей присущи некоторые отличительные черты:

  • Молодёжь находится на переходном социальном положении, то есть невозможно остаться в этой социальной группе навсегда. Все люди сначала проходят стадию юности, а после — зрелости.
  • Высокая социальная мобильность.
  • Освоение новых социальных ролей, что обусловлено высокой мобильностью и сменой социального статуса молодёжи.
  • Высокие перспективы в профессии и карьере.
  • Целенаправленный поиск своего места в мире, а также смысла жизни.

Молодые люди сами по себе отличаются от других членов общества не только возрастом, но и другими характерными чертами:

  • активностью;
  • свободой от устоявшихся в обществе норм поведения и традиций;
  • независимостью от стереотипов общества;
  • внутренними противоречиями;
  • неустойчивой психикой;
  • жаждой выделиться из толпы;
  • слабой терпимостью;
  • собственными субкультурами.

ВИДЫ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП

Молодёжные группы имеют различную направленность. Выделяют следующие виды молодёжных групп:

  • эпатажные — члены группы бросают своеобразный вызов традиционному обществу;
  • альтернативные — члены группы ставят под сомнение традиционные ценности, нормы и поведение общества, выдвигая свои собственные, что и является целью группы;
  • социальные — члены группы пытаются решить чётко очерченные социальные проблемы;
  • агрессивные — члены группы имеют примитивные представления о жизни и ценностях, стараются самоутвердиться;
  • политические — члены группы хотят изменить существующие политический строй или политические ситуации, основываясь на своих идеях.

Молодёжь преображает окружающее их общество, видоизменяя условия жизни, в соответствии с которыми изменяется сама.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ

Неформальная группа — сообщество людей, объединившихся на основе своих внутренних побуждений. Неформальные молодёжные группы имеют ряд признаков:

  • стихийность;
  • независимость;
  • самоорганизация и иерархия;
  • устойчивость;
  • отличная от традиционной модель поведения;
  • атрибутика;
  • наличие ценностей и собственного мировоззрения.

Формальная группа — сообщество людей, которые объединены не своим внутренним побуждением, а по указу вышестоящих по социальному статусу людей.

Вы смотрели конспект «Молодёжь как социальная группа». 

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЁЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Особого внимания заслуживает проблема молодежи как этап созревания личности. Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно.

В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития. Это было обусловлено рядом причин.

Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

Во-вторых, усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В результате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки.

В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).

ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Молодость — время формирования мировоззрения и гражданского сознания, выбора жизненных ориентиров, адаптации к миру взрослых, овладения профессией, достижения экономической независимости, осознания разных видов ответственности.

Социально-психологические качества молодежи обусловлены ее промежуточным положением в структуре общества.  Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

  • высокий уровень социальной мобильности;
  • активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;
  • освоение профессий и перспективы карьерного роста;
  • усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;
  • территориальная подвижность;

Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.  Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие другие.

ВЫСОКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ

Молодежь – наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев – ответственности за семью и т.п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями.

Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов. Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.

Так как ведущей деятельностью молодых людей является профессиональное обучение, трудовая деятельность, либо то и другое вместе, важным социально-психологическим ресурсом начинает выступать качество и уровень освоения норм отношений между людьми (деловых, межличностных и др.), а также профессионально-трудовых умений, уровень профессионального мастерства. Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи.

Благодаря этим видам деятельности молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовые умения. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, максимально работоспособен, поэтому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи.

Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в трудовой деятельности (интеллектуальной, физической); усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование (в том числе в новых областях – в области менеджмента, маркетинга, экологии и пр.).

Таким образом, важнейшим адаптационным ресурсом молодежи является степень социальной, экономической, психологической независимости молодого человека, степень ответственности за собственные жизненные выборы. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на молодого человека принятым им решением.

МОЛОДЕЖЬ ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ НА ТРИ ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

14-16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление   других биологических систем организма.   Для  этого  возраста  характерны  максимальные диспропорции  в уровне   и   темпах   физиологического   и   психологического   развития.   Это   в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

17-24   лет   –   юношество.   Биологически   это   период   завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно новой  профессиональной  учебы.   В этом возрасте активно развивается процесс вторичной социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и ответственности.

25-30 лет – зрелая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной  и, возможно, семейной  жизни,  а также участия  молодежи в политических, социальных и экономических   отношениях    оформляется собственная идентичность. Молодые люди этого возраста уже вышли на рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок недвижимости и начинают постепенно задавать определенные тренды в их развитии. Постепенно они становятся активными преобразователями социальных, экономических и политических систем.

Социальная политика.

Социальная политика – это деятельность государства, направленная на регулирование социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Социальная политика выполняет ряд функций:

  • стабилизационная (создание устойчивости положения различных групп в обществе)
  • стимулирующая (стимулирует и поддерживает экономическую и социальную активности населения)
  • гарантирующая (обеспечивает нижний порог материальных возможностей людей)
  • защитная (помощь гражданам в условиях кризиса)

Три главных принципа социальной политики:
— принцип социального равенства членов данного общества
— принцип социальной солидарности
— принцип социальной справедливости

Пример задания.

6. В стране Z проводится модернизация общества. Какие факты свидетельствуют о том, что проводится социальное реформирование общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)поддержка малоимущих.

2)борьба с коррупцией.

3)проведение пенсионной реформы

4)проведение реформы образования

5)совершенствование избирательной системы.

6)совершенствование системы здравоохранения

Ответ: 1346

Домашнее задание:
  • Хорошо знать теорию по теме
  • Уметь давать определения понятий и терминов по данной теме
  • Написать план (задание № 28) по следующим темам:

«Семья.»

«Социальная политика.»

Помните, что в плане должно быть не менее двух пунктов, имеющих подпункты.1-ый пункт — это всегда понятие, о чём идёт речь. Последний пункт — выводы по теме.

Выполняйте самостоятельно тематические тестовые задания

Проверьте домашнее задание по занятию № 9.

Социальный конфликт.

ПЛАН

  1. Понятие социального конфликта.
  2. Причины социальных конфликтов.
  3. Виды социальных конфликтов по сферам общества:
  • политические
  • экономические
  • социальные
  • религиозные и др.

4.Типы социальных конфликтов по масштабу протекания:

  • локальные
  • государственные
  • региональные
  • мировые

5.Стадии социального конфликта.

6.Пути выхода из конфликтной ситуации

7.Негативные и позитивные последствия конфликта.

  1. Разрешение конфликтной ситуации как один из методов развития общества.

 Малая группа.

ПЛАН

1.Понятие малой группы

2.Признаки малой группы:

  • небольшой состав
  • тесное взаимодействие
  • большая роль влияния челнов группы друг на друга
  • совместная деятельность
  • наличие общих целей

3.Функции малой группы:

  • социализирующая
  • интегрирующая
  • воспитательная
  • познавательная
  • рекреативная и др.
  1. Семья как одна из важнейших малых социальных групп в жизни человека.

5.Роль малых групп в социализации личности.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

КРАТКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ (НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ 24 ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)

1. Молодёжь как социологическое понятие.

2. Особенности положения молодёжи как социально-демографической группы:

  • переходность положения;
  • высокий уровень мобильности;
  • освоение новых социальных ролей;
  • наличие перспектив в профессиональном росте.

3. Социально-психологические особенности молодёжи:

  • неустойчивость психики;
  • внутренняя противоречивость;
  • низкий уровень толерантности;
  • стремление отличаться от других;
  • наличие специфической молодёжной субкультуры.

4. Молодежные субкультуры и их виды:

  • хиппи
  • панки
  • готы
  • стритрейсеры
  • рэперы
  • аниме
  • инди
  • хипстеры и др.

5. Основные проблемы современной российской молодежи:

  • сокращение численности молодёжи в структуре населения;
  • рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;
  • ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6. Государственная молодёжная политика РФ и ее основные направления:

  • развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной молодёжной политики;
  • поддержка и развитие ценностно-мотивационных ориентации, досуга и самоопределения молодёжи;
  • государственная политика по формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодёжи;
  • государственная поддержка молодых семей;
  • государственная поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  • государственная поддержка молодёжи с ограниченными возможностями здоровья;
  • государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: