Лингвистика

Основные разделы науки о языке

Разделы языкознания

Наиболее широко распространёнными разделами языкознания являются:

  • теоретическое, прикладное, практическое и эмпирическое языкознание;
  • одноязычное и сравнительное языкознание;
  • внешнее и внутреннее языкознание;
  • языкознание языка и языкознание речи;
  • статическое и динамическое языкознание;
  • общее и частное языкознание.

Теоретическое языкознание представляет собой чисто научную дисциплину. Оно выдвигает лингвистические гипотезы о закономерностях развития и функционирования языка. Теоретическое языкознание может быть позитивным, когда объясняются языковые явления, имеющие место быть, и нормативным, когда указывается на требуемое употребление речи.

Прикладное языкознание решает связанные с изучением языка задачи практического толка, а также изучает практическое использование теорий языкознания в других сферах общественной жизни.

Практическое языкознание занимается проведением языковедческих экспериментов, посредством которых проверяются положения теоретического языкознания и эффективность продуктов, создаваемые прикладным языкознаниям.

Эмпирическое языкознание занимается получением материалов с помощью экспериментального анализа текстов и речевых конструкций.

Одноязычное языкознание занимается изучением только одного языка. Однако внутри него могут выделяться и отдельно рассматриваться языковые подсистемы.

Сравнительное языкознание занимается сравнением языков друг с другом. Оно включает изучение взаимодействия родственных и соседних языков, исследование генеалогических связей, вскрытие сходств и различий языков, анализ исторического развития разных языков.

Внешнее языкознание ещё называется социальным языкознанием. Оно изучает функционирование языка с учётом влияния социальных факторов со стороны собеседника и различных сфер общественной жизни.

Внутреннее (структурное) языкознание изучает язык как систему, его элементы и взаимодействие между ними, абстрагируясь от влияния внешней среды.

Языкознание языка изучает язык как код, то есть систему объективно существующих социально закреплённых знаков и правил их употребления и сочетаемости.

Языкознание речи изучает речевую деятельность, то есть процессы говорения и понимания, протекающие во времени, вместе с их результатами — речевыми произведениями. Языкознание речи выделяет языкознание говорящего и языкознание слушающего.

Статическое языкознание изучает зафиксированное состояние языка (его отдельных частей, уровней и т.д.) или состояние языковой способности человека.

Динамическое языкознание изучает протекающие во времени процессы (изменения языка, развитие языковых способностей, изучение языков и т.д.).

Общее языкознание изучает свойства и признаки, присущие всем языкам, рассматривает фиксируемые общие тенденции. Оно выдвигает гипотезы, оформленные в виде языковых универсалий. Его составной частью является языковедческая типология, которая сопоставляет разные языки и на основе этого сопоставления делает выводы, относящиеся ко всем языкам.

Частное языкознание изучает отдельный язык (например, русский язык) или группу языков, сформированную по родственному (например, романские языки) или территориальному (например, языки кавказского региона) признаку.

Характеристика основных разделов науки о языке

Фонетика представляет собой науку о способах образования и акустических свойствах звуков человеческой речи. В отличие от неё фонология занимается изучением вопросов, касающихся звуков языка, которые выполняют смыслоразличительную функцию.

Научными дисциплинами, которые разрабатывают, подтверждают и утверждают правила и нормы, являются орфоэпия и орфография. Орфоэпия представляет собой науку о правильном произношении, а орфография – о правильном написании слов.

Функции морфем в составе слова, а также их структура и классификация находятся в сфере предметного изучения морфемики.

Наиболее крупным разделом языкознания считается грамматика. Она изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке, которые формулируются в виде общих грамматических правил.

В составе грамматики выделяют два основных подраздела: морфологию и синтаксис. Морфология как научная дисциплина занимается исследованием слов естественного языка, их значимых частей (то есть морфем), а также свойств морфологически выражаемых словообразований и словоизменений. Синтаксис, в первую очередь, направлен на изучение номинативных и коммуникативных единиц языка (словосочетание и предложение).

Словарный состав языка, который называется лексикой, изучается такой наукой, как лексикология. Её обособленным разделом является лексикография, которая ориентирована на рассмотрение тех или иных аспектов составления словарей.

Словообразование является тем разделом языкознания, который занимается вопросами строения, образования и функционирования производных слов.

Устойчивые выражения языка (так называемые, фразеологизмы) изучается в рамках такой научной дисциплины, как фразеология.

Семасиология (или по-другому – семантика) представляет собой науку о значениях слов и выражений. А происхождением слов занимается отдельная наука – этимология.

Особое место в системе научных знаний о языке занимает семиотика (также – семиология). Она является наукой о знаках и знаковых системах, поэтому в некотором смысле можно сказать, что языкознание представляет собой один из разделов семиотики.

Таким образом, выше были рассмотрены основные разделы науки о языке, которые в своей совокупности охватывают все уровни – составные части языковой системы. Они все играют важную роль в понимании общей картины развития и функционирования языка.

Основные понятия в области лингвистики и способы их изучения

Лингвистика представлена несколькими разделами:

  • фонетика;
  • лексикология;
  • морфемика;
  • морфология;
  • синтаксис;
  • культура речи.

Это разделы, которые изучают в школьной программе. Графика и орфография рассматриваются совместно с другими блоками: графика идет в разделе с фонетикой, а орфография — в купе с фонетикой, морфологией и словообразованием. Лексикография не рассматривается как отдельная ветвь; стилистика входит в процедуру изучения развития речи; пунктуация идет в совокупности с синтаксисом.

Объектами изучения разделов языкознания выступают:

  • звуковая речь — фонетика;
  • состав слов — раздел морфемики;
  • производность слов — словообразование;
  • состав языка — лексикология;
  • слова в составе части речи — морфология;
  • предложения и словосочетания подпадают под синтаксис.

Синтаксис и морфология входят в состав грамматики.

Фонетика и графика

Фонетику и графику языкознания человек впитывает с неосознанного возраста. Первым делом ребенок выдает звуки, затем складывает их в слова.

Фонетика изучает звуки. Дошкольники проходят фонетический состав слов, и только потом ими усваивается полный алфавит. Школьная программа предусматривает подробное изучение фонетики. Ученики проходят:

  • слоги;
  • чередование звуков;
  • верное произношение;
  • правильная постановка ударения;
  • образование слогов.

Письменно звуки заключаются в квадратные скобки: , , .

Графика граничит с фонетикой. Данный раздел дает разъяснения, каким образом звуки обозначаются на письме.

Лексикология и фразеология

Основой лексикологии является слово, выступающее объектом исследования. Раздел науки дает понятия, рассматривает историю происхождения и показывает примеры их верного употребления. Фразеология тесно связана с лексикой. Она изучает фразеологизмы и смежные с ними понятия и явления.

Словообразование и орфография

Словообразование — раздел языкознания, изучающий методику формирования производных от определенных слов.

Орфография отвечает за правильное написание слов.

Грамматика и пунктуация

Грамматика — самый большой раздел языкознания, включающий несколько категорий. В ее состав входят следующие ветви:

  • синтаксис;
  • морфология.

Синтаксис изучает предложения и словосочетания. Пунктуация входит в состав синтаксиса — она исследует знаки препинания в предложениях и их функционал. Ученикам младших классов программа дает общие понятия о разделах, а детальный анализ изучается в средней школе с 8 класса.

Морфология занимается изучением частей речи. Они разделяются на самостоятельные и служебные. К самостоятельным относят: существительные, местоимения, глаголы, прилагательные. К служебным: союзы, предлоги, частицы. Программа обучения включает необходимые для изучения многочисленные грамматические категории: склонения по падежам, спряжение глаголов и т.д.

Культура речи

Культурой речи называется раздел языкознания, изучающий нормы художественного языка в устной и письменной форме. В рамках данного направления исследуются нормы литературного языка: произношение, орфография, пунктуация, морфология, словообразование, речь.

Разделы[]

Как в общем, так и в частном языкознании выделяется рассмотрение отдельных уровней языка:

  • фонетика — звуки, голос, фонема, просодика (интонация и акцентуационно-ритмическое оформление речи)
  • морфология — морфемы
  • синтаксис — словосочетание, предложение, ССЦ (сложное синтаксическое целое)
  • семантика — значение, смысл, общение, сообщение, стиль
  • прагматика — взаимодействие с реальностью, достижение целей
  • графика — графема (буква)
  • этимология — наука о происхождении слов
  • когнитивная лингвистика — направление в языкознании, исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

Структурная схема языковедения как комплекса наук

Здесь показана попытка собственной классификации лингвистических дисциплин как взаимосвязанных исследовательских процессов
(на основе интегрального анализа литературы по общему языкознанию):

                                                                                       ЛИНГВИСТИКА
                                                                                       |    |    |
                                                        --------------------------------    |    -----------------------------
                                                        |   ---- проверка гипотез ----      |      --- модели и продукты --- |
                                                        |   |                        |      |      |                       | |
                                                        |   |                        V      |      V                       | |
                                              Теоретическая лингвистика  Прикладная лингвистика
                                                (Научное языкознание)        (Верификационная, Практическая)     /          |           \
                                                /                   \                                           /           |            \
                              Частная лингвистика                    Общая (общеязыковая)         Формальная   /    Переводческое дело    \  Дидактика
                             /                   \                      /           \      (Структурная/внутренняя,  (Переводоведение)  (Методы обученния ИЯ)
                    Одноязыковая             Многоязыковая   Интралингвистика    Системная      Математическая, 
                     ( Частная )            (Сравнительная)      / / | \ \        / | \         Компьютерная), 
                    /           \           /              \   Теор.фонетика Основания языка     Когнитивная
        Описательная    Предписательная    /                \  Лексикология  Типология языков
       ( Эмпирическая,   (Нормативная,    /                  \ Т.грамматика  Языковые универсалии
       Дескриптивная )  Проскриптивная)  /                    \
      /       |       \                 /                      Сопоставительная                                      Экстралингвистика
   (частные разделы языка)             /                       /       |       \                                (лингвистика на стыке наук)
Фонетика  Лексика  Грамматика    Историческая Контактология (Контрастивная)  [языки с развитием
   \  \ \     |     / /  /   [сравнивает языки   и Ареалогия)          |        при похожих условиях      Социолингвистика = лингвистика + социология
    \  \  Стилистика /  /        родственные]         Психолингвистика = лингвистика + психология
     \  \     |     /  /                        соседних языков]                                          Этнолингвистика = лингвистика + этнология
      \ Диалектология /                                |                                                  Когнитолингвистика = лингвистика + когнитология
       \      |      /     Системная (выше) --> Интерлингвистика --> Компьютерная (выше)                  Философия языка = лингвистика + философия
        Диахроническая                                                                                    Паралингвистика
                             
                  ^
                   \
 Графика  Филология

 Семиотика
    

Кроме того, языкознание как наука взаимосвязана с другими научными дисциплинами —
гуманитарными, социальными,
естественными, техническими,
на стыках которых или при объединении с которыми возникли новые научные направления (экстралингвистические).

Личности[]

  • Айхенвальд, Александра Юрьевна
  • Алпатов, Владимир Михайлович
  • Апресян, Юрий Дереникович
  • Арутюнова, Нина Давидовна
  • Бодуэн де Куртенэ, Иван Александрович
  • Вежбицкая, Анна
  • Гримм, Якоб
  • Гумбольдт, Вильгельм
  • Ельмслев, Луи
  • Живов, Виктор Маркович
  • Журинский, Альфред Наумович
  • Зализняк, Андрей Анатольевич
  • Мельчук, Игорь Александрович
  • Падучева, Елена Викторовна
  • Панини
  • Плунгян, Владимир Александрович
  • Сводеш, Моррис
  • Сепир, Эдуард
  • Соссюр, Фердинанд де
  • Старостин, Сергей Анатольевич
  • Тестелец, Яков Георгиевич
  • Фрумкина, Ревекка Марковна
  • Хелимский, Евгений Арнольдович
  • Хомский, Аврам Ноам
  • Якобсон, Роман Осипович
  • Виноградов, Виктор Владимирович
  • Потебня, Александр Афанасьевич
  • Востоков, Александр Христофорович
  • Болдырев, Николай Николаевич

Деление языкознания на разделы

Существуют и другие, не менее важные, варианты деления языкознания на разделы

Один из них, на котором мы сейчас и остановимся, принимает во’ внимание то, какие именно элементы языка подвергаются рассмотрению

Лексикология

Важнейшей единицей языка является слово. Совокупность слов данного языка именуют его словарным составом. Изучением словарного состава языка занимается раздел языкознания, который называется лексикологией (от греч. lexikos ‘словесный’ + logos ‘учение’).

Фонетика

Любое слово состоит из звуков. Звуковой строй языка изучается еще одним разделом языкознания — фонетикой (от греч. phonetikos ‘звуковой’).

Словообразование

В составе любого слова можно выделить корень, а в некоторых случаях еще и приставки, суффиксы, окончания, т. е. кратчайшие значимые единицы языка — морфемы. Изучение морфемного состава слова и законов образования слов — предмет раздела языкознания, который называется словообразованием.

Морфология

В большинстве языков слова объединяются в большие разряды, которые именуются частями речи. При этом многие слова обладают способностью изменяться, приобретая
различные формы (так, русские прилагательные изменяются, например, по родам, числам и падежам, а русские глаголы — по наклонениям, временам, лицам и числам). Исследованием частей речи и закономерностей словоизменения занимается морфология (от греч. morphe ‘форма’ + logos ‘учение’).

Синтаксис

Слова в речи соединяются друг с другом, образуя словосочетания и предложения. Изучением строения словосочетаний и предложений занимается синтаксис (от греч. syntaxis ‘составление’).

Характеристика языкознания как научной дисциплины

Определение 1

Языкознание – это наука, которая изучает язык и различные его аспекты.

Другое название этой науки – лингвистика, которое произошло от латинского слова «lingua», переводящегося как «язык».

В общем плане выделяют два раздела языкознания: теоретическое (научное) и практическую. В большинстве случаев под языкознанием подразумевают именно теоретическое языкознание.

Специалисты, которые профессионально занимаются вопросами языкознания, называются языковедами (лингвистами).

Замечание 1

Предметом языкознания выступают не только мёртвые, существующие и потенциально возможные языки, но и человеческий язык как таковой.

Языковед не может непосредственно наблюдать язык из-за его нематериальной сущности. Наблюдению поддаются языковые явления, под которыми понимают факты речевой деятельности людей в письменной и устной форме, а также материалы (как правило, тексты) существовавших ранее языков.

Языкознание в общенаучном понимании относится к категории гуманитарных наук, поэтому ему не всегда характерно отделение субъекта познания (ментальное сознание языкознания) от объекта познания (изучаемого языка). Наиболее ярко это проявляется в случае изучения языковедом родного языка. Это связано с применением языковедами интроспекции. То есть они, чтобы получить необходимые данные об языковых явления, опираются на рефлексию (способность размышлять над своей интуицией/чутьём по отношению к языку).

С гносеологической (то есть познавательной) точки зрения языкознание можно представить в виде следующих последовательно сменяющих друг друга этапов:

  • наблюдение за языковыми явлениями;
  • регистрация фактов речи;
  • описание данных фактов;
  • выдвижение гипотез для объяснения этих фактов;
  • формулировка гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык;
  • экспериментальная проверка и опровержение гипотез;
  • прогнозирование речевой деятельности.

Фиксируемые факты речи могут быть объяснены другими фактами: внешними (через языковые же факты) и внутренними (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Экспериментальная проверка гипотез в отношении языковых явлений зависит от типа этих явлений. Например, критерием проверки кибернетических моделей языка является степень схожести имитируемой речи с человеческой, а предположений о мёртвых языках – результаты археологических раскопок, в первую очередь, обнаружение текстов на древних языках.

Проблема идеографии в русском языке

Необходимо отметить и то, что отдельную отрасль современной лексикографии русского языка представляет теория и практика заключения тезаурусных словарей, названная идеографией.

Определение 3

Тезаурус – это словарь с понятийной дифференциацией лексикона по определенным тематическим группам разной степени обобщения и количества.

Российские лексикографы Ю. Морковкин и Ю. Караулов придают понятию тезаурус реляционное направление. По их мнению, тезаурус – это всякий словарь, который в явном виде фиксирует семантические отношения между своими частями.

Синонимами тезаурусов является идеографические (аналогические, тематические) словари. Сам термин «тезаурус» введен П. Роже в 1852 году, составившим словарь английских слов и выражений, где лексикон были разделен на шесть главных тематических групп: абстрактные отношения, вещества, пространство, интеллект, воля, свойства – с последующей семантической дифференциацией (1000 понятийных групп).

Примерно за 30 лет до появления тезауруса П. Роже российский лингвист И. Гульянов выразил мнение о необходимости идеографического описания родного языка.

В 1990 г. вышел первый выпуск идеографического словаря А. Баранова, хотя первые попытки идеографического описания русского языка были осуществлены именно Ю. Карауловим и В. Морковкиним. В русской лексикографии созданы специальные тезаурусы отдельных научных дисциплин, отражающих синтагматические, ассоциативные, текстуальные и ситуационные связи единиц (тезаурус теоретической и прикладной лингвистики С. Никитиной, тезаурус терминов математики С. Шелова, терминов ихтиологии А. Герда).

В современной компьютерной лингвистике термин «тезаурус» приобретает атрибут «информационно-поискового», который трактуется как нормативный словарь-справочник, содержащий лексикон определенной предметной области. Функциями информационно-поисковых тезаурусов русского языка является систематизация знаний различных областей науки, моделирование терминополя, фильтрация лексикона в машинном переводе, систематизация знаний в лингвистических процессорах автоматической обработки речи и тому подобное.

Многообразие языков[]

Сравнительно-историческое языкознание занимается изучением истории языков и выявлением их генеалогических связей.

Типология занимается классификацией языков по их структуре или по их социальным функциям, вне зависимости от исторического родства, а также классификацией отношений между языками (включая отношения сходства и различия, родства, контакта и т.п.), безотносительно к задаче изучения исторического родства конкретных (исторически засвидетельствованных) языков.

Частные языковедческие дисциплины выделяются по своему предмету — либо отдельному языку (например, русистика, японистика), либо по группе родственных языков (например, славистика, романистика, тюркология), либо по культурному ареалу, в который входят географически и/или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение).

Полный список языковых статей Википедии представлен на странице Языки мира.

Что составляет предмет науки о языке

Языкознанием называется наука, изучающая языки. Она имеет и другое определение — «лингвистика». Данный термин произошел от латинского слова lingua, которое переводится как «язык».

Языкознание исследует естественный человеческий язык в целом и языки мира в лице их представителей. Лингвистика классифицируется на:

  • классическую;
  • научную.

Языкознание занимается как существующими языками, так и мертвыми (например, латинский). Они являются объектами изучения. Предметами лингвистики выступают:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • закономерность построения языков;
  • функции языков и происходящие с ними изменения;
  • методы изучения.

Лингвист является субъектом исследования, и он тесно взаимосвязан с объектом — языком. Лингвист выступает носителем определенного языка или с рождения, или в процессе глубокого изучения языка, который не является для него родным.

Язык — это единый и сложный организм, включающий в себя выстроенные в организованную структуру элементы.

Всего система состоит их семи основных языковых единиц. К ним относятся:

  • фонема;
  • слог;
  • морфема;
  • слово;
  • словосочетание;
  • предложение;
  • текст.

Ряд ученых вносит в этот перечень абзац.

Лингвистика в аспекте гносеологии

Лингвистика в гносеологическом срезе заключает в себе следующие виды деятельности:

  • наблюдение;
  • регистрация факторов речи с ее описанием;
  • создание разъясняющих гипотез;
  • формулирование гипотез, представленных в виде теорий и моделей по описанию характеристик языка;
  • экспериментальная проверка;
  • прогнозы в отношении последующего проявления речи.

Факты делятся на внутренние и внешние. Первые представлены в виде языковых, вторые — физиологических и психологических, а также социальных фактов.

Кибернетическая модель языка проходит проверку посредством сходства с реальной человеческой речью. Мертвые языки анализируются в результате раскопок и археологических находок новых текстов, составленных на старинных языках.

Что представляет субъект и объект лингвистики

Языкознанию присущи основные черты гуманитарных наук. Однако лингвистика не каждый раз разделяет субъект, т.е. самого лингвиста, от объекта — исследуемого языка, особенно это актуально при изучении родного языка.

Лингвисты — люди, обладающие языковым чутьем и языковой рефлексией (умение анализировать свою языковую интуицию). Интроспекция — это опора на рефлексию для обретения словесной информации в письменном или устном виде.

Языкознание как наука

Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре,
о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
(В. И. Кодухов. Введение в языкознание)

С литературоведением языкознание объединяется в филологию (как наука о тексте),
с графикой и символикой — в семиотику (как наука о речевых знаках),
с психологией и кибернетикой —
в когнитивистику (как наука о передаче знания).

Кроме того, в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений –
например, социолингвистика, психолингвистика.

Место языкознания в системе наук

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как
история (с археологией),
этнография, страноведение,
психология, педагогика.

Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с
физиологией человека и антропологией.
Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой,
математической логикой.

Языкознание, как и другие науки, связано с философией.
Даже развивается такая наука, как философия языка,
в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.

Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, однако,
теснее всего языкознание связано с литературоведением.

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук

Пограничные разделы языкознания в русском языке

Кроме того, существуют такие разделы лингвистики, изучающие языковые единицы, граничащие с двумя языковыми уровнями. Так, на границе фонетики и морфологии возникла морфонология, изучающая связи морфологии и фонетики, которые проявляются в использовании фонологических средств для оформления морфологических категорий (морфологическое чередование звуков); на грани морфологии и лексикологии – дериватология, или словообразование, которая исследует структуру слов и способы их создания; на грани лексикологии и синтаксиса – фразеология, изучающая устойчивые словосочетания.

Каждая из этих наук в зависимости от того, в каком аспекте исследует объекты (в частичном или общем, синхронном или диахронном, сравнительно-историческом или контрастивно-типологическом), разделяется на частичную и общую, синхронную и диахронную, сравнительно-историческую и типологическую и др.

Так, частичная фонетика, лексикология и грамматика изучают фонетическую, лексическую и грамматическую систему русского языка, в то время как общая фонетика, лексикология и грамматика изучают языковые единицы и категории, присущие всем языкам.

Замечание 2

Исследование языка в синхронном аспекте предусматривает описание языковой системы или отдельного структурно-функционального уровня на определенном временном срезе, а в диахронном – исследование их исторического развития.

Сравнительно-историческая фонетика, лексикология и грамматика изучают родственные языковые системы (русский, украинский и белорусский языки) как с целью реконструкции их древнейшего состояния, так и для установления закономерностей развития.

Контрастивно-типологические исследования предусматривают установление характерных различий между языками. Такой подход является традиционным в изучении языка и частично знаком со школьной программы преподавания русского и иностранных языков. Однако лингвистику можно рассматривать как сложную и разветвленную систему дисциплин теоретического и прикладного характера.

В этой связи необходимо упомянуть аспекты лингвистического учения Ф. де Соссюра, которые особенно повлияли на формирование и дальнейшее развитие структурного подхода. Главным было открытие, что функционирование языка, то есть ее способность обозначать и отображать обозначенное осуществляется только через отношение языковых элементов между собой и включение их в систему отношений. Это было разрывом с позитивизмом, который выделял атомы языка, элементарные единицы значения, и шире – со всем позитивистским мировоззрением.

Языковые феномены образуются, согласно Ф. де Соссюру, не из атомов языка, а через пару взаимопротиворечащих фонем, негативных сущностей, которые существуют только в виде разницы, в противопоставлении, и не имеют субстрата. Это положение переосмыслено в некоторых гуманитарных науках и впоследствии в контексте современной, постмодернистской философии.

Прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика решает практические задачи, направленные на изучение языка и на практическое использование лингвистической теоретической науки.

Самые древние формы данной отрасли: письмо, способ обучения родного и неродного языков, лексикография. Затем образовались терминология, орфография, переводы, расшифровки и т.д.

Практическая лингвистика

Практическая лингвистика включает в себя категории ненаучной деятельности:

  • обучение детей родной речи;
  • переводоведение;
  • изучение иностранных языков;
  • корректура;
  • словотворчество — художественное, деловое, народное;
  • обучение грамоте и многие другие направления.

Практическая лингвистика

Практическая лингвистика включена в сферу, которая занимается языковыми экспериментами. Их цель — верифицировать положения теории и проверить эффективность продуктов прикладного языковедения.

Эмпирическая лингвистика

Данный раздел изучает материал путем эксперимента с текстами и речевыми конструкциями.

Эмпирическая лингвистика получает языковые сведения:

  • путем интроспекции;
  • экспериментальным путем через наблюдения носителей говоров и диалектов. Сюда входит нейролингвистика, полевая лингвистика, инструментальная лингвистика;
  • филологическими методами путем изучения мертвых языков и взаимодействия с филологией с целью исследования культурно-исторических письменных памятников.

Сравнительная и одноязычная лингвистика

Одноязычная лингвистика, которая ранее называлась описательной, занимается описанием определенного языка, при этом выделяет языковые подсистемы с целью изучения схожих черт между ними и различий.

Например, диахроническая лингвистика занимается сопоставлением временных срезов в языковой истории; диалектология — сопоставляет отличия между территориальными вариациями языка; стилистика — занимается исследованием различий между функциональными видами языка.

Сравнительная лингвистика занимается сравнением языков между собой. В нее входят:

  • компаративистика — исследует взаимосвязи между языками единой языковой группы;
  • контактология — изучает соседние языки;
  • сопоставительная лингвистика — исследует сходства языков и их отличия вне зависимости от их родства.

Историей языков занимается сравнительно-теоретическое языкознание. Этот раздел также исследует генеалогические связи между языками. Сравнительно-теоретическая лингвистика описывает хронологию языка в тот или иной период истории. Также занимается изучением изменений, произошедших в языке в процессе его перехода от одного поколения к другому.

Внешняя и внутренняя лингвистика

Внешняя лингвистика исследует язык во всем его социальном разнообразии, изучает систему функционирования. Языковая система зависит от:

  • принадлежности к обществу — сюда относится сленг, арго, а также профессионализмы;
  • принадлежности к региону — диалект;
  • коммуникативной ситуации собеседников — стиль языка.

 Внутренняя лингвистика рассматривает язык в его однородности.

Лингвистика языка и речи

Лингвистика языка подходит к изучению языка как к коду, как к системе имеющихся социально установленных знаков и правил их использования. Лингвистика речи исследует деятельность речи, в которую входит говорение и понимание, происходящее в динамике. Сюда же входят результаты — т.н. речевое произведение.

Языкознание речи состоит из лингвистики говорящего и лингвистики слушающего. Для первой характерна деятельность отправителя тех или иных сообщений — т.н. кодирование. Сюда относятся тексты, письменная речь и говорение. Лингвистика слушающего — пассивное деятельное состояние, когда сообщение доходят до слушателя (декодирование). Это чтение текстов или их слушание.

Статическая и динамическая лингвистика

Статистическая лингвистика занимается изучением языковых способностей индивидуума, уровня его владения языком.

Перечень комплекса наук — основных разделов языкознания

К настоящему времени языкознание сформировалось как отдельная и самостоятельная научная дисциплина, которая включает в свой состав целый комплекс наук. Их ещё по-другому называют разделами науки о языке. Каждый из этих разделов изучает язык с различных точек зрения.

Фундамент общего языкознания (то есть теории языка) образует ряд разделов науки о языке, которые представлены следующими дисциплинами:

  • фонетика (произошло от греческого слова «phone», которое переводится на русский язык как «звук, голос, тон»);
  • фонология (произошло от греческих слов «phone» и «logos», которые переводятся на русский язык как «звук, голос, тон» и «слово, учение», соответственно);
  • орфоэпия (произошло от греческих слов «orthos» и «epos», которые переводятся на русский язык как «прямой, правильный» и «слово, речь, повествование», соответственно);
  • орфография (произошло от греческих слов «orthos» и «grapho», которые переводятся на русский язык как «прямой, правильный» и «вырезаю, пишу», соответственно);
  • морфемика (произошло от греческого слова «morphe», которое переводится на русский язык как «вид, образ, форма»);
  • грамматика (произошло от греческого слова «gramma», которое переводится на русский язык как «буква, черта, письменный знак»);
  • морфология (произошло от греческих слов «morphe» и «logos», которые переводятся на русский язык как «вид, образ, форма» и «слово, учение», соответственно);
  • синтаксис (произошло от греческого слова «syntaxis», которое переводится на русский язык как «устройство, связь, изложение»);
  • лексикология (произошло от греческих слов «lexis» и «logos», которые переводятся на русский язык как «слово, выражение, оборот» и «слово, учение», соответственно);
  • словообразование;
  • фразеология (произошло от греческих слов «phrasis» и «logos», которые переводятся на русский язык как «способ выражения, слог, стиль» и «слово, учение», соответственно);
  • семасиология (произошло от греческих слов «sema», «semantikos» и «logos», которые переводятся на русский язык как «знак», «обозначающий» и «слово, учение», соответственно);
  • семиотика (произошло от греческого слова «semeiotike», которое переводится на русский язык как «учение о знаках»);
  • этимология (произошло от греческих слов «etymon» и «logos», которые переводятся на русский язык как «истина, правда» и «слово, учение», соответственно).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: