Сущность и специфика устной формы коммуникации
Замечание 1
Устной речью называют любую звучащую вслух речь. Эта форма коммуникации является первичной по отношению к письменной – устная речь возникла намного раньше письменности.
Материальной формой устной речи являются звуковые волны, возникающие как результат работы артикуляционного аппарата человека. Деятельность органов произношения звуков обеспечивает большое число интонационных возможностей, которыми располагает устная речь. Интонационное разнообразие устной речи способствует передаче всего многообразия человеческих переживаний, настроений и т.п. К числу факторов формирования интонации выступают:
- тембр произнесения;
- нарастание/замедление темпа речи;
- длительность речи;
- интенсивность (громкость) речи;
- мелодика речи.
Устная речь при непосредственном общении воспринимается не только по слуховому, но и по зрительному каналу. В связи с этим, дополнительными средствами сопровождения устной речи являются характер взгляда, мимика и жесты, пространственное расположение собеседников и т.д. Они способны значительно усилить выразительность речи.
Одним из главных признаков устной речи выступает необратимость и линейный и поступательный характер развертывания во времени. Поэтому к участникам общения предъявляется требование одновременности непосредственного разговора с мышлением и обдумыванием речи. Кроме того, собеседникам в процессе речи необходимо учитывать реакцию друг друга для того, чтобы скорректировать общение в нужное направление.
Как правило, устная речь является неподготовленной (в форме разговора или беседы). То есть она характеризуется спонтанностью, постепенным формированием и наличием множества пауз. В отличие от неё подготовленная речь (например, доклад, лекция) отличается продуманностью и более чёткой структурной организацией.
Чем отличается?
Для рассматриваемых понятий характерны вполне конкретные особенности и отличия. Они затрагивают целый ряд аспектов.
Развернутость
Письменную речь характеризуют как контекстную. Это значит, что все необходимые сведения заключаются в самом тексте. Этот вид речи зачастую обращен к неизвестному человеку. В этом случае в ней нельзя использовать дополнительные детали, которые, как правило, ясны без слов при прямом контакте. Потому письменный формат считается более развернутым. В нем в полной мере раскрываются важные моменты и значимые нюансы.
Устная речь часто подразумевает объединение собеседников конкретной ситуацией, которая ясна для них обоих. В этом случае большинство деталей остается несказанными. Если произносить вслух очевидные вещи, речь будет казаться скучной или даже нудной. Она станет неоправданно длинной и приобретет нотки педантизма.
Иными словами, устная речь обладает ситуативным характером. Потому она считается не столь развернутой, как письменная. При этом виде общения для понимания друг друга часто хватает только намека.
Возможности коммуникации
Отличием устной речи от письменной считается то, что у пишущего человека отсутствует возможность оказывать воздействие на адресата средствами, присутствующими у того, кто говорит.
При устном общении многое можно продемонстрировать при помощи интонации, мимики, взглядов или жестов. При ведении устной беседы даже паузы бывают весьма многозначительными. В одних случаях произнесенные слова производят на слушателей сильнейшее впечатление, в других – оставляют их совершенно равнодушными.
Изложение мысли
Мысли на письме должны излагаться предельно понятно. В личной беседе слушатель может переспросить, а говорящий человек – уточнить или объяснить что-то. При этом на письме такая регуляция невозможна.
При письменном изложении мыслей требуется придерживаться требований синтаксиса и орфографии. Также тут имеется стилистический компонент. Так, в речи, которая непосредственно обращена к слушателю, допустимо использовать неполные предложения, так как остальное можно понять по контексту. При этом незавершенные конструкции в письменной речи зачастую воспринимаются как ошибка.
Возможность обдумывания
Ответственность за содержание письменного текста несет автор. Однако при этом он обладает большим количеством времени на обдумывание фраз, их исправление и дополнение. Однако это во многом касается и таких видов устной речи, как лекция и доклад, которые готовятся заранее.
При этом разговорная речь появляется в конкретный момент общения. Она направлена на определенных слушателей. В отдельных случаях эти условия вызывают у говорящего человека сложности.
Время существования
Важной особенностью письменной речи считается то, что текст после написание будет долгое время существовать вне зависимости от присутствия автора. Даже если человека уже нет в живых, он сможет донести информацию до читателя
Течение времени не оказывает влияния на письмо. Потому человечество может передавать накопленные знания из поколения в поколение и фиксировать историю в летописях. При этом устная речь живет лишь во время звучания. В данном случае присутствие автора является обязательным. В качестве исключения стоит привести высказывания, которые записаны на носители.
Устная речь
Любая речь – это форма общения людей, способ передачи информации. Главным средством речи является язык – система слов, правил их произнесения и объединения в осмысленные высказывания. Язык стандартизирован, но уровень этой стандартизации различен в устной и письменной речи.
Устная речь первична, она возникла на заре существования человеческого рода и с тех пор постоянно меняется. Выражена эта речь в звуковой форме, но изрядно дополняется разными неречевыми средствами: мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией и т. д.
Устная речь не только индивидуальна, она отражает характер человека, его интересы, эмоциональное состояние. То есть по тому, как человек говорит, можно составить его психологический портрет. Индивидуальный стиль здесь вырабатывать не надо – он формируется у всех людей с момента овладения речью.
Особенности устной речи для адресата
В зависимости от темперамента человек говорит быстро, медленно или в среднем темпе.
Темп речи может меняться и зависеть от эмоционального состояния говорящего.
Психологи утверждают, что особенно трудно воспринимается медленная речь, хотя иногда только такая речь может способствовать выполнению поставленной задаче как слушателя, так и говорящего. В то же время есть такие ситуации общения, когда необходим быстрый темп речи, например в работе дикторов.
Тембр речи (разница звуковых колебаний, которая помогает отличить один звук от другого) также характеризует устную речь.
Различный тембр речи может по-разному быть воспринят слушателями. Так, очень высокий, визгливый голос скорее вызовет неприятную реакцию слушателей.
Громкость голоса также влияет на восприятие слушателя и регулируется различными ситуациями..
Интонация (повышение или понижение тона) — еще одна характеристика устной речи.
С помощью интонации человеку удается передавать малейшие оттенки чувств. Невыразительная интонация может затруднить восприятие и общение. Звуковые характеристики устной речи дополняются жестами и мимикой, что делает устную речь более выразительной.
В зависимости от разнообразных ситуаций общения устная речь бывает подготовленной и неподготовленной. В отличие от дружеской беседы, доклад, выступление, ответ на уроке требуют от автора серьезной продуманной подготовки.
Для неподготовленной устной речи характерны: повтор мысли, слов, прерывистость, речевые ошибки, непоследовательность изложения и т.п.
Подготовленная устная речь более стройна и логична по композиции, возможность появления в ней стилистических и речевых ошибок значительно меньше.
Устная и письменная речь. Особенности устной речи; вспомогательные средства общения и их место
Мы уже говорили с вами, что речь делится на устную и письменную. Один из принципов методики развития речи заключается во взаимосвязанном развитии устной и письменной речи. Методика развития письменной речи в школе разработана значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. Поэтому работа по развитию письменной речи идёт более организованно.
Устная и письменная речь – это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого общения между людьми; она предполагает наличие говорящего и слушающего. Характер её зависит от конкретной обстановки общения, т.е. того, кто говорит, с кем, о чём, иногда и для чего. Устная речь располагает такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы, логическое ударение, жесты, мимика. Всё это позволяет понимать устную речь с полуслова, что не может не отражаться на её специфическом оформлении. Синтаксис устной разговорной речи обычно отличается наличием кратких предложений, часто неполных, отсутствием сложных конструкций, обособленных оборотов с различными формами причастий и деепричастий и т.д. Устная речь допускает также сокращение форм слова.
Письменная речь всегда графическая, по преимуществу монологическая, не предполагающая наличие собеседника. В ней чаще используются осложнённые простые предложения и сложные синтаксические конструкции.
Замечено, что хорошо говорящие обычно хорошо излагают мысли на письме. С другой стороны, многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи.
В связи с этим одинаково важным является развитие устной и письменной связной речи.
При разработке системы упражнений в устной речи следует учитывать специфические особенности одного вида речи по сравнению с другим. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении речи в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.
Письменная же речь по своей конструкции отличается большей многословностью, большей книжностью, не допускает, как правило, «вольностей» стиля, часто вполне уместных в разговорной речи.
Устная речь бывает как диалогической, так и монологической.
Она обладает рядом признаков: — интонационная выразительность; -интонация целого текста, отдельного предложения, что связано с логическим членением текста, местом логического ударения и т.д.
Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной. Так, например, письменному изложению должно предшествовать устное изложение того же самого или аналогичного текста, сочинению по картине – устный рассказ по той же или специально подобранной картине или устное рисование. Письменному сочинению может предшествовать устное сочинение на ту же литературную тему, план может составляться не только к письменному, но и к устному сочинению.
Понятие о формах речи: устной и письменной даётся в 5 классе: устная – это такая речь, которую мы произносим, письменная, которую мы пишем и видим (с. 8, § 2, 5 класс)
На странице 10 особое внимание уделяется вспомогательным средствам устной речи: люди могут говорить по-разному: весело и грустно, быстро и медленно. Многое можно сказать и без слов, с помощью движения рук или выражения лица, то есть жестами или мимикой
Средствами выразительности устной речи являются высота тона голоса, его тембр, темп речи, мимика, жесты.
Источник
Устная и письменная речь
Понятие речь часто используется в языкознании и, как правило, употребляется в нескольких значениях:
- Собственно речевая деятельность, то есть процессы, связанные с продуцированием сообщением.
- Результат актов говорения или письма, выраженный в материальной – звуковой или буквенно-графической форме.
- Конкретная реализация языковой системы в определённой коммуникативной ситуации.
Речь бытует в нескольких формах в зависимости от того, какой материальный субстрат – звуковой или буквенный – является её носителем:
- Устная речь характерна для процессов говорения и восприятия звучащей речи на слух.
- Письменная речь фиксируется с помощью буквенно-графических символов, которые можно прочесть.
Общая характеристика устной речи такова:
- Устная речь является неподготовленной: говорящий не планирует её заранее, не осуществляет отбор языковых средств и их комбинацию, а использует их в готовом виде в момент продуцирования речевого высказывания. Это свойство спонтанности устной речи.
- Такая речь развёртывается в момент говорения и (или) слушания и существует одновременно с её восприятием.
- Для устной формы речи характерны явления самокоррекции в процессе её произнесения: говорящий стремится исправить возникшие речевые и смысловые недочёты, использовать уточняющие и поясняющие конструкции.
- Устная речь ситуативна, её содержание и оформление в большой степени зависит от условий произнесения, связи с обстановкой говорения.
- Большую роль в устной речи играют невербальные средства общения, чья доля в передаче смысла высказывания оценивается в тридцать-сорок процентов.
- Устная речь диалогична, как правило, она адресована собеседнику и предполагает ответные реплики.
Письменная речь также обладает специфическими свойствами:
- Это в наибольшей степени подготовленная речь, допускающая редактирование речевого сообщения, тщательный отбор и поиск средств выражения.
- Восприятие такой речи отдалено во времени и пространстве от момента её создания.
- Характеризуется постоянным составом в окончательной редакции, данная форма речи не может быть отредактирована после завершения, дополнена и пояснена в момент чтения адресатом.
- Письменная речь не привязана с конкретной речевой ситуации, но более зависима от требований стиля и жанра; зачастую имеет твёрдую жанровую структуру и обусловленные ей особенности (например, тексты договоров, инструкций и проч.).
- Возрастает роль графических и шрифтовых средств: размер и цвет шрифта, варианты начертания, разрядка текста, наличие иных графических элементов: специальных символов, картинок, иллюстраций.
- Преимущественно монологическая форма речи, не предполагающая ответной реакции собеседника.
Письменная речь
Это система графических символов – слов и знаков препинания, которые передают значение и смысл мыслей человека. Мне очень нравятся строки, написанные В. Шекспиром:
Изначально письменная речь носила вспомогательный характер и только дополняла устную, лишь иногда её заменяя. Вообще, история возникновения и развития письма необычайно интересная. Возможно, мы с вами как-нибудь в неё заглянем.
Письменная речь стандартизирована, ей управляют жёсткие нормы и правила, поэтому выработать индивидуальный стиль здесь сложнее.
С развитием человечества развивалась и письменная речь, занимая всё более важное место в общении и системе передачи информации. В настоящее время этот вид речи всё чаще заменяет устную, становясь средством межличностного общения
Однако письменная речь, несмотря на все её возможности, остаётся неполноценной, так как лишена вспомогательных невербальных средств и никакие смайлики выражения глаз и интонацию не заменят.
Но массовое использование письменной речи приводит к тому, что люди забывают о её особенностях, используя, как устную. Это приводит к возникновению непонимания и искажению информации.
Таблица-сравнение
Важные особенности и отличия двух видов речи приведены в таблице:
Критерий | Устная | Письменная |
Способы кодирования | Является звучащей, слышимой, произносимой. Она выражается звуками, или акустическим кодом. | Считается видимой, написанной. Она выражается буквами, или графическим кодом. |
Механизмы порождения | Появляется спонтанно и создается во время говорения. При этом от человека требуется высокая скорость выбора слов, автоматизм при синтаксическом конструировании, хорошая тренированность. | Письменный текст обычно является подготовленным. Он подвергается редактированию и совершенствованию. |
Механизмы восприятия | Должна восприниматься сразу. | Осмысливается при многократном чтении. |
Грамматические и лексические особенности | Могут присутствовать повторы, неполные или простые предложения. | Более четко подбираются слова, преобладает книжная лексика и сложные предложения, используются страдательные конструкции. |
Виды норм | Предъявляются орфоэпические требования. | Предъявляются пунктуационные, каллиграфические и орфографические требования. |
Выразительные возможности | Подразумевает использование средств звуковой выразительности, отличается разнообразием интонаций, паузами, логическими ударениями. Также часто применяются жесты и мимика. | Отличается меньшей экспрессивностью. Это компенсируется использованием кавычек, знаков препинания, шрифтов. |
Характер адресата | Собеседники не только слышат, но и видят друг друга. | Как правило, обращена к отсутствующим. |
Характеристика письменной формы коммуникации
Письменная речь обычно создаётся людьми в виде вспомогательной знаковой системы. Предназначение письменной речи состоит в фиксации на письме звукового языка и звуковой речи. К её самостоятельным функциям можно отнести усвоение накопленных человеком знаний и расширение сферы человеческого общения.
Материальной формой письменной речи являются буквы, которые представляют собой знаки, обозначающие звуки речи. Их сочетания могут образовывать слова и тексты, которые знающими грамоту людьми могут быть воспроизведены в звуковой форме.
Отличительной чертой письменной формы коммуникации считается её способность к длительному хранению информации. В связи с этим у пишущих есть возможность тщательного продумывания речи, возвращения к написанному тексту и его изменения.
В основе письменной речи лежит книжный язык, который отличается строгой нормированностью и регламентированностью его использования. Это, как правило, означает недопущение письменной речи нетипичных для стандартизированного литературного языка средств.
Письменная форма коммуникации отличается обилием сложных синтаксических конструкций. Они используются для выражения сложных логико-смысловых связей и увязки предыдущего контекста с последующим.
Письменная речь преимущественно воспринимается органами речи, в связи с чем для неё необходимым условием существования является четкая структурная и формальная организация (в частности, существуют нумерация страниц, подразделение на главы, параграфы и т.п., шрифтовые выделения и т.д.).