Цели и задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание как процесс интегрирующий становление личности ребенка

Содержание трудового воспитания

Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:

  1. Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа на участке, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
  2. Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.
  3. Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.

Цель, задачи и виды трудового воспитания

Определение 1

Трудовое воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность, предусматривающая развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к трудовой деятельности и продуктам труда, а также оказывающая влияние на все сферы становлении личности ребенка.

В настоящее время, процесс трудового воспитания является одним из наиболее актуальных вопросов в развитии и становлении личности каждого ребенка. Это связано с тем, что труд оказывает положительное влияние на развитие у детей разнообразных личностных качеств и умений, а также стремлению к труду.

Основные задачи воспитания детей:

  1. Воспитание у детей уважительного отношения к собственному труду и труду других людей, стремление оказать им посильную помощь.
  2. Развитие необходимых трудовых навыков, их постепенное совершенствование и усложнение, увеличение содержания собственной трудовой деятельности.
  3. Формирование положительных личностных качеств: заботливость, бережливость, стремление к труду, ответственность.
  4. Формирование и развитие у детей организаторских и управленческих навыков, необходимых для осуществления трудовой деятельности.
  5. Воспитание навыков работы в коллективе в процессе трудовой деятельности.

Замечание 1

Трудовое воспитание целесообразно осуществлять в коллективе. Это объясняется тем, что в обществе сверстников дети могут сравнивать собственные трудовые умения и навыки, результативность своего труда с результатами своих товарищей.

Трудовое воспитание детей организуется посредством следующих видов труда:

  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Самообслуживание
  • Ручной труд
  • Труд по уходу за животными и растениями

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Принципы трудового воспитания

Основным принципом, на который необходимо опираться во время трудового воспитания, является принцип интеграции.

Определение 2

Принцип интеграции – это принцип, предполагающий одновременное развитие всех сфер личности ребенка.

Данный принцип направлен на взаимосвязь разных видов деятельности. Наибольшую значимость имеет трудовая деятельность, так как она входит во все сферы жизни ребенка. Например, с целью ознакомления детей с трудом взрослых организуются экскурсии (в пекарню, полицию, библиотеку и т.д.), воспитательные беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т.д.

В процессе трудового воспитания, необходимо обращать внимание детей на народное творчество, во всем его многообразии. Включение народного творчества в воспитательный процесс осуществляется через чтение сказок, потешек, песенок, игр и т.д

Все они способны познакомить детей с особенностями народного труда, рассказать об ушедших в историю видах труда, а также ознакомить с историей возникновения ряда профессий.

Основной формой трудового воспитания детей дошкольного возраста является игра. Это связано с тем, что именно игра – ведущая деятельность дошкольников. Использование в воспитательном процессе разнообразных игровых приемов, способствует соподчинению интересов ребенка и той цели, которую поставил педагог. Данный подход показывает большую результативность, нежели принуждение. Основной формой взаимодействия и общения педагога и ребенка – сотрудничество.

Трудовое воспитание в коррекционной школе

Для специализированной коррекционной школы воспитание трудом – одно из актуальных направлений всего воспитательного процесса. Это система, способная формировать личность ребенка, имеющего отклонения. В труде идет качественное формирование мировоззрения, ведущих мотивов жизнедеятельности, его моральные качества. Существенно корректируется познавательная активность, волевая сфера и черты характера.

Специальная школа ставит задачу посредством трудового воспитания подготовить ребенка для полноценного проживания в окружающей его общественной среде, сформировать представление о важности труда и на основе этого развивать нравственные качества порядочного, воспитанного человека, как производителя ценностей. Важно учить детей аккуратности, умению планировать, организовывать трудовой процесс, бережливости к рабочему месту, предметам труда

Происходит подготовка к одной из несложных, но востребованных профессий.

?

Труд для ученика коррекционной школы имеет колоссальное коррекционное значение. Он помогает обучению ребенка, имеющему нарушения интеллекта, способствует физическому развитию, корректирует эмоциональную, волевую сферу, снижая уровень негативизма, неуверенности, возбудимости, заторможенности.

Практическое изготовление изделий наглядным путем знакомит детей с простейшими технологическими процессами. На трудовых занятиях дети получают опыт совместных коллективных действий, опыт подчинения правилам. Здесь они узнают первые радости от успеха. Ручной труд благоприятствует развитию самостоятельности, настойчивости, чувство ответственности.

Самообслуживание — первая несложная трудовая обязанность ребенка. Она крайне важна для развития распространенных простых трудовых навыков, необходимых в жизни.

В работе коррекционной школы широко  используются игры, позволяющие применять знания, полученные на уроках. Значительным воспитательным эффектом обладают занятия ручного труда и социально-бытовой ориентировки. 

Вся деятельность учащихся носят исключительно общественно полезный характер. Это помогает воспитанию моральных качеств детей с особенностями. Производительный труд — завершающий этап подготовки специальной коррекционной школы.



Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности

Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

?

Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.



Сущность и цели трудового школьного воспитания

Трудовое воспитание является важным аспектом социализации личности. В этой связи, трудовое воспитание является приоритетным направлением деятельности школы, подход к нему должен характеризоваться серьезностью, организовываться оно должно таким образом, чтобы увлечь и заинтересовать учащихся.

Замечание 1

Освоение трудовой деятельности напрямую связано с развитием психических процессов и нравственных установок личности. Без труда, его активного внедрения в учебно-воспитательный процесс невозможно говорить о всестороннем, гармоничном развитии личности, ее основных нравственных, этических, физических качеств.

Любая деятельность в трудовом аспекте приобретает характер физической и умственной значимости и необходимости.

Трудовое воспитание в школе нацелено на осознание учащимися важности, значимости и ценности труда, понимании, что в основе любого направления жизни и деятельности лежит труд. Поэтому требуется сформировать позитивное восприятие и отношение к трудовой деятельности

Школа стремится воспитать у учащихся любовь к труду, развить целеустремленность, чувство долга и ответственности, сформировать такие качества личности, как: честность, трудолюбие, предприимчивость. Кроме того, требуется сформировать потребность в регулярной трудовой деятельности и развить стремление к ее практической реализации.

Школа способствует развитию умений и навыков в разных областях, формирует фундамент умственного и физического труда.

Трудовое воспитание в школьных учебных учреждениях призвано разрешать следующие задачи:

  1. Сформировать правильное отношение к труду.
  2. Развить мотивацию, заинтересованность и потребность в творческой деятельности, стремление к практическому применению, полученных в ходе обучения знаний и навыков.
  3. Сформировать трудолюбие и навыки делового, предприимчивого человека.
  4. Оказать содействие в развитии основных трудовых навыков.

Основным направлением трудового воспитания в современной школе является формирование трудолюбия. Оно представляет собой сложный, многофакторный системный процесс, характеризующийся поддержанием трудовой дисциплины, формированием разносторонних трудовых теоретических и практических знаний и навыков, устойчивой потребностно-мотивационной областью, уважительным отношением к труду, как собственному, так и труду других людей. Благодаря формированию трудолюбия развиваются и другие свойства личности, такие, как бережливость, способность к самоопределению, рациональной и целесообразной организации своей деятельности, терпеливость и способность к преодолению трудностей.

Основные задачи трудового воспитания

В процессе труда не только создаются материальные предметы, но и совершенствуется сам человек. Поэтому целью трудового воспитания, в первую очередь, является воспитание гармоничной личности, а потом формируется психологическая и физическая готовность его к труду.

На фоне общественного и экономического развития, реальность предъявляет высокие требования, когда речь идет о личности производителя

Подчеркивается важность его отношения к труду, как к осознанной необходимости, а также жизненной потребности, позитивное отношение к работе, уважение к труду (в целом), к его результату. Коммуникабельность, инициативность, креативность – те качества, которые ждет от зрелой личности трудовой мир

И эти качества формируются в процессе трудового воспитания.

Готовность к труду – результат трудовой воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, решает задачи:

  1. Формирование навыков и умений в трудовой деятельности;
  2. Осознание целей и задач труда;
  3. Формирование автомотивации на труд.

Учитывая, что экономическая, экологическая и социальная ситуации в стране кардинально меняются, меняется направление и смысл трудового воспитания. Требуются новые методики, мотивации и подходы.

Проблемы трудового воспитания в современной школе

Трудовое воспитание в школах сталкивается с достаточно значимыми затруднениями

В первую очередь они связаны с тем, что правовое государство акцентирует особое внимание на соблюдении прав и свобод ребенка и прописывает, что трудовая деятельность в школе может быть приравненной к эксплуататорской. Без согласия и желания детей запрещается принуждать их к трудовой активности

Дети не должны приучаться ко всему готовому

Если один ребенок принимает участие в субботнике, то другой, просидев спокойно дома и придя в чистую школу не будет способен воспринимать труд, как нечто важное и значимое. С воспитанием трудолюбия и уважения к труду возникают серьезные проблемы

Современные образовательные стандарты предполагают сокращение уроков труда и любых занятий трудовой направленности. На них отводится не более одного часа в неделю. Это отрицательно сказывается на развитии трудовых навыков и умений. Без практики теория теряет свою значимость.

Цели трудового воспитания

?
Воспитание трудом – непременное условие комплексного полноценного развития личности. С одной стороны, физический труд стимулирует умственную деятельность, а с другой – нравственные качества личности.

В педагогике основной целью трудового воспитания указывается нравственно-психологическая (практическая) подготовка детей к труду. Цель достигается постепенно, учитывая возраст, возможности, а также заинтересованность детей. Глобальная цель – трудолюбивое общество, готовое к переменам, способное трудится на благо своих семей и общего дела.

Трудовое воспитание в школе – основные задачи их решение

Трудовое воспитание начинается в семье – об этом мы говорили уже ни раз. Но школа также имеет весомое влияние на воспитание юной личности

Для школьников труд – необходимое и важное средства развитие нравственных представлений и качеств личности. Цель трудового воспитания школьников – формирование естественной физиологической и интеллектуальной потребности в труде

В школе оно, тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, что обеспечивает уровень знания основ техники и организации производства.

В стенах общеобразовательной школы трудовое воспитание решает несколько основных и важных задач:

  • Мотивация к труду, стимуляция интереса к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, стремление к практической деятельности;
  • Формирование позитивного отношения к труду у школьников;
  • Воспитание моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность;
  • Развитие творческих способностей учащихся средствами ручного труда;
  • Освоение школьниками разнообразных видов техник, трудовых навыков формирование внутренней культуры физического и умственного труда.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается семье и имеет огромное значение для развития маленького человека. Дошкольный возраст – период имитации. Дети копируют все, что видят. Им нравится трудиться. Этот уникальный момент нельзя упустить. Необходимо поощрять инициативу, стимулировать интерес, развивать трудовые навыки малышей.

По ФГОС термин «трудовое воспитание» это система формирования у детей трудолюбия, трудовых навыков и стремление обучаться труду.

Целью трудового воспитания в детском саду педагоги видят формирование все того же положительного отношения к труду, нравственных качеств. Воспитания уважения к труду взрослых – одна из основных его целей.

В трудовой деятельности дошкольников важная роль отведена воспитателю. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку приобрести свой собственный опыт и навыки в посильном для его возраста, труде. Вовлечение в трудовую деятельность позволяет им проявить свои способности, почувствовать себя частью взрослого мира, радость от созерцания итога своего труда. Воспитатель организовывает трудовую деятельность, объединяет коллектив, учит малышей работать вместе, помогать взрослым, друг другу.

Основные направления и методы трудового воспитания в школе

Трудовое воспитание характеризуется определенным содержанием, включающим три основные разновидности трудовой деятельности:

  1. Учебная деятельность. Она включает в себя интеллектуальный и физический труд, прописанный в школьной программе обучения. Умственный труд является самым сложным и составляет основу школьного обучения. Он требует наличие волевых качеств личности, целеустремленности и усидчивости. При этом, интеллектуальный труд тесно связан с физическим и способен повлиять на его эффективность. Физический труд проходит в форме уроков труда, проведении различных трудовых акций и т.д. он ориентирован на формирование коллективных форм взаимодействия, развитие взаимопомощи.
  2. Общественно-полезная деятельность. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение и принесение пользы всему школьному коллективу, обществу. Сюда можно отнести приобщение учащихся к работам по благоустройству школы и ее территории, участие в субботниках, волонтерская работа.
  3. Производственная деятельность. Такой труд связан с созданием материальных благ. Такая трудовая деятельность является первым этапом в развитии производственных отношений и развивает профессиональный интерес.

Трудовое воспитание в современной школе занимает приоритетное положение. В школах проводятся различные мероприятия трудовой направленности. Сюда входит:

  • Проведение профессиональных проб – современное инновационное направление трудовой воспитательной работы в школе. Проведение проб основывается на опробовании учащимися профессиональных ролей. Школа заключает договора с предприятиями, магазинами, библиотеками, детскими садами и иными учреждениями, куда учащиеся принимаются для осуществления трудовой профессиональной деятельности и оценивании своих способностей и интереса в этом направлении;
  • Проведение показательного примера творческой деятельности. В школах устраиваются выставки творческих работ учащихся, проводится организация различных самодеятельных концертов, постановок;
  • Построение взаимоотношений с родителями. Школа и родители должны действовать в едином воспитательном направлении. Поэтому, трудовому воспитанию посвящаются родительские собрания, проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам необходимости и значимости трудового воспитания и приобщения детей к труду в семье;
  • Проведение трудовых мероприятий неформального типа. Развитие трудовых навыков не должно носить принудительный, подавляющий характер. Все трудовые мероприятия должны организовывать творчески и иметь неформальный характер.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:

Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование

Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

Выбор методов зависит от цели и задач, индивидуальных особенностей отдельного ребенка, уровня трудовой готовности.

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

  • собственная деятельность;
  • ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам;
  • художественные средства.

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение. К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства

Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: