Приведите классификацию информации по способу отображения

Зачем нам это нужно?

Действительно, а какой смысл в получении информации нами? Она позволяет нам действовать и выживать в этом мире. Сам факт выживания проявляется везде, где ступает человеческая нога. Давайте рассмотрим, где же мы проявляем себя и появляется необходимость выжить или прогрессировать (это вторая задача информации).

  1. Базовые потребности.
  2. Безопасность.
  3. Коммуникация.
  4. Саморазвитие.
  5. Обучение.
  6. Воспитание.

Очевидно, что это только небольшая часть возможных сфер человеческой жизни, где можно было бы использовать информацию. Мы можем получать ее самыми разными путями. С самого начала мы поговорим о том, откуда нам поступает информация, а после этого перейдем к разным классификациям, характеризующим данное явление.

Классификация информации по способу восприятия

Способ восприятия информации — это то, каким образом человек ее впитывает и обрабатывает. Эта классификация знакома нам с самого детства, так как ей обучали сразу по нескольким учебным предметам. Выделяют такие виды информации по способу восприятия:

Визуальная. Это те данные, которые мы воспринимаем через наши глаза. Примером такой информации может быть та самая плита или яблоко. Мы оцениваем их внешний вид. На основе того, какие лампочки горят на плите, мы можем узнать, работает ли она. А на основе этих данных, определить, нужно ли следить за ней. Знание этого нам необходимо для выживания. Интересно, не находите? Аудиальная. Это та разновидность информации, которая воспринимается нашими ушами. Ее примеры очень просты — шум машины, голоса людей, звон колоколов. Все, что мы слышим — это есть информация в аудиальной ее форме. Ее значение для выживания человека также колоссальное. Ведь именно аудиальняа информация позволяет оценивать ту часть окружающей обстановки, которую нельзя увидеть, дотронуться или попробовать на вкус. Тактильная. Этот тип информации непосредственно связан с нашей кожей. Функция данного типа восприятия для выживания также очень важна — человек может, например, почувствовать температуру предмета, до которого он прикасается, и его текстуру. Это не один раз нас спасало — с этим согласятся любители попробовать температуру конфорки на плите рукой. Обонятельная. Это сфера запахов. Именно они помогают нам ощутить запах гнилой пищи или же определить, что нужно убраться в помещении

Собственно, запах является очень важной характеристикой, которая поможет не только не отравиться, но и понять питательную ценность еды. Вкусовая

Данный вид информации работает в паре с обонятельной касаемо определения еды. Согласно логике нашего организма, все просто. Еда вкусная — значит ее можно есть.

Все очень просто. Это как раз те пять органов чувств, о которых нам говорили в школе. Вот опять мы их вспомнили. Понимание того, какие виды информации по способу восприятия существуют, дает возможность использовать эти данные в информатике для обеспечения максимально эффективного взаимодействия человека с компьютером. А это может существенно улучшить качество нашей жизни в дальнейшем.

Поиск информации

Современность представляет собой безграничный океан данных, в котором ежедневно требуется находить то, что будет удовлетворять наши запросы. С целью структуризации процесса поиска информации даже была создана отдельная наука. Ее отцом считается американский учений Кельвин Мауэрс. Информационный поиск, согласно определению исследователя, – это процесс выявления в неопределенном количестве документов тех, которые смогут удовлетворить наши информационные потребности, то есть содержат необходимые данные.

Алгоритм действий включает в себя операции по сбору, обработке и предоставлению запрашиваемых сведений. Для эффективного поиска информации нужно следовать следующему плану:

  • сформулировать запрос (сведения, которые мы хотим найти);
  • найти вероятные источники необходимых данных;
  • выбрать нужные материалы;
  • ознакомиться с полученным массивом знаний и оценить проделанную работу.

Данный алгоритм способен облегчить образовательный процесс и подготовку к написанию научных статей. Он был создан путем осознания автором того, что информация – это безграничное пространство вокруг нас. И извлечение необходимых данных возможно только при условии систематизации своих усилий.

Виды информации по форме представления

Мы уже поняли, какие бывают источники информации. Виды информации по способу восприятия также отложились в нашей голове. А теперь настал черед разбора другой классификации — по форме представления. Что это вообще такое? Собственно, это научное изображение того, из каких источников информация может нами быть получена. Эдакая система того, что мы описали ранее. Итак, какие существуют виды информации по форме представления?

  1. Текстовая. Это та же книга или сайт в интернете.
  2. Числовая. Цифры могут порой значительно больше сказать, чем слова.
  3. Графическая. А картина? Если она прекрасна и в ней много загадок, то почему простое изображение на стене не может стать полезным для человека?
  4. Музыкальная. Как тут ни крути, а хорошую музыку любят все. Да, представления разные. Но в любом случае музыка — это прекрасно.
  5. Комбинированная. Например, музыкальный клип.

Вот такие виды восприятия информации человеком мы знаем.

Задачи и этапы разработки системы классификации информации

При работе с информацией большое значение имеет процесс классификации объектов, то есть их распределение по группам с учетом свойств и характеристик этих реалий (предметов, понятий, явлений, процессов).

По сути классификация – это процесс распределения по группам по выявленным схожим характеристикам. Когда объектом классификации является информация, то речь идет о системе классификации информации, а сформированные классы тут носят название информационных объектов.


Задачи и этапы разработки системы классификации информации

Параметрами для обозначения свойств информационного объекта являются реквизиты. Реквизит – это логически целостный, неделимый информационный элемент, дающий описание некому свойству объекта, процесса, явления и проч. Реквизиты могут быть представлены либо в виде чисел (например: год, длина, цена), либо в виде определенных признаков (цвет, название бренда, фамилия и т. п.).

Классификация необходима не только для обнаружения общих признаков подобных объектов, но еще и для того, чтобы выработать алгоритмы и процедуры обработки информации, описанной определенными реквизитами.

Активно используемыми понятиями при этом являются: классификационный признак и значение классификационного признака. Именно по ним определяется схожесть либо различие между объектами. Оба понятия могут быть объединены, и тогда речь идет о так называемом признаке классификации (другое название – основание деления).

Процесс разработки классификаторов довольно трудоёмок и обычно выполняется в четыре этапа.

  • Первый этап. Происходит выявление исходного множества объектов, в отношении которых будет проводиться классификация. Подбирается подходящий метод этой деятельности, определяются признаки, по которым объекты будут распределяться по группам.
  • Второй этап. Выстраивается методика формирования классификатора. В ней описываются признаки объектов, которые будут входить в классификатор и его строение; методы применяемой системы классификации и кодирования информации.
  • Третий этап. Формируется классификатор и создается программное обеспечение для его ведения. Собирается исходная информация; создается и упорядочивается полный список предметов, подлежащих этой деятельности; определяется строение классификатора и его база данных; составляется задание на организацию порядка его ведения. Всё это оформляется, согласовывается и утверждается.
  • Четвёртый этап. Запуск классификатора в работу.

Приведите классификацию информации по способу отображения

Классификация – это разбиение на группы по определенным признакам.

Классификация информации

По способам восприятия По форме представления По общественному значению
ВизуальнаяАудиальнаяТактильнаяОбонятельнаяВкусовая ТекстоваяЧисловаяГрафическаяМузыкальнаяКомбинированная Массовая — обыденная — общественно-политическая — эстетическаяСпециальная — научная — производственная — техническая — управленческаяЛичная — знания — умения — навыки — интуиция

Виды информации по способу восприятия

У человека пять органов чувств, с их помощью человек получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Органы чувств Вид информации
Зрение Визуальная
Слух Аудиальная
Обоняние Обонятельная
Вкус Вкусовая
Осязание тактильная

Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% — при помощи органов слуха

Виды информации по общественному значению:

  • личная (знания, умения, навыки, интуиция);
  • массовая (общественная, обыденная, эстетическая);
  • специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Свойства информации

1. Объективность информации

Информация — это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Пример:

Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22′ С» — объективную (если термометр исправен).

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.

Пример:

Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: «Недоученный хуже неученого».

4. Актуальность

Актуальность — важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу

Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

5. Полезность или бесполезность (ценность) информации

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая

При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

Источник

Что такое актуальная информация?

Еще одной отличительной особенностью данного понятия являются его свойства. К атрибутам информации относят ее качество, количество, новизну, ценность, достоверность, сложность и способность компрессироваться. Каждый из этих показателей можно измерить

Также важное свойство понятия «информация» – это ее актуальность

Не все данные будут соответствовать этому показателю. Истоки слова «актуальность» прослеживаются в латинском языке, где оно толковалось как «современный», «важный в теперешний момент», «злободневный». Особенность этого качества состоит в том, что оно может быть утрачено при появлении более свежих данных. Этот процесс происходит сразу и полностью либо постепенно и частями.

Актуальная информация – это данные, находящиеся в состоянии, которое соответствует действительности. Будучи устаревшими, они теряют свою ценность.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия:

  • Визуальная — воспринимаемая органами .
  • Аудиальная — воспринимаемая органами .
  • Тактильная — воспринимаемая рецепторами.
  • Обонятельная — воспринимаемая рецепторами.
  • Вкусовая — воспринимаемая рецепторами.

по форме представления:

  •  — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
  •  — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
  •  — в виде изображений, предметов, графиков.
  •  — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

по назначению:

  •  — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части .
  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
  • (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

по значению:

  • Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
  • Достоверная — информация, полученная без искажений.
  • Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
  • Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
  • Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

по истинности:

3 метода классификации информации

Существует три вида систем классификации информации: иерархическая, фасетная и дескрипторная. Отличаются они тем, что в них по-разному используются классификационные параметры.

Иерархическая система

Отличительные черты:

  • Строгая структурированность (количество классификационных признаков имеет большое значение).
  • Объект на любом из уровней может быть причислен лишь к одному классу.
  • Для распределения по группам на каждом из следующих уровней необходимо иметь информацию о классификационных признаках (соответствующих данному уровню) и их толкованиях.
  • Глубина классификации определяется количеством определенных для нее уровней.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 21876

Преимущества:

  • Метод прост.
  • Большой плюс в том, что на разных ступенях иерархии в структуре задействуются независимые классификационные признаки.

Отрицательные моменты:

  • Структура достаточно жёсткая.
  • Если объект обладает признаками, которые заранее не были предусмотрены, то его невозможно будет отнести ни к одной из групп.

Фасетная система классификации информации

«Facet» в переводе с английского – «рамка».

Тут можно определять никак не связанные между собой признаки классификации и отталкиваться от их семантики. Фасеты – это и есть критерии классификации.

Фасет 1 Фасет 2 Фасет 3 Фасет 4

Отличительные черты:

  • В процессе каждый из классифицируемых объектов наделяется определенным значением из фасета. Какие-то из рамок могут остаться неиспользованными.
  • Каждый объект причисляется к конкретной группировке.
  • В созданной системе этого вида значения рамок не должны повторяться.
  • Каждый из фасетов в любой момент можно видоизменять, тем самым преобразовав и систему в целом.

Фасетная система классификации информации

Преимущества:

  • Внедрение большого числа характеристик для классификации.
  • Возможность преобразования всей системы с сохранением структуры созданных групп.

Отрицательные моменты:

Систему довольно трудно выстраивать из-за большого числа критериев классификации.

Дескрипторная система

Применяется в случаях, когда классификация объектов осуществляется на естественном языке. Например, в библиотечном деле.

Суть процесса:

  • Собираются слова или словосочетания (в том числе синонимы), подходящие для описания конкретной области.
  • Далее в отношении этих слов выполняется нормализация, то есть, выявляется одно или несколько самых часто используемых.
  • Таким образом собирается словарь дескрипторов.

Для того чтобы собирать информацию по более широким областям, между дескрипторами специально выискиваются связи, которые могут быть следующих трех типов:

  • синонимические (студент – ученик – обучающийся);
  • родовидовые (университет – факультет – кафедра);
  • ассоциативные (слушатель – учеба – аудитория – занятие).

Дезинформация

Дезинформацией (также дезинформированием) называется один из способов манипулирования информацией, как то введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не нужной информации, или полной, но не в нужной области, искажения контекста, искажения части информации.

Цель такого воздействия всегда одна — оппонент должен поступить так, как это необходимо манипулятору. Поступок объекта, против которого направлена дезинформация, может заключаться в принятии нужного манипулятору решения или в отказе от принятия невыгодного для манипулятора решения. Но в любом случае конечная цель — это действие, которое будет предпринято.

Сбор и хранение информации

В зависимости от поставленных целей данные и сведения можно подвергать различным операциям. Сбор и хранение – одни из них.

Работа с информацией возможна только после тщательного поиска. Этот процесс имеет название сбор данных, то есть накопление с целью обеспечения достаточного количества для дальнейшей обработки. Данный этап работы с информацией считается одним из самых важных, ведь от него зависят качество и актуальность данных, с которыми придется иметь дело в последующем.

Фазы сбора сведений:

  • первичное восприятие;
  • разработка классификации полученных данных;
  • кодирование объектов;
  • регистрация результатов.

Следующим этапом в работе с информацией является обеспечение ее сохранности для последующего пользования.

Хранение данных – это способ налаживания их обращения в пространстве и времени. Этот процесс зависит от носителя – диск, картина, фотография, книга и т.д. Срок хранения тоже дифференцируется: школьный дневник нужно хранить на протяжении учебного года, а билет в метро – только во время поездки.

Информация – это то, что существует только на определенном носителе. Поэтому процессы сбора и хранения можно считать ключевыми в работе с ней.

Понятие информации

Виды и свойства рассматриваемого нами явления невозможно разобрать, если хотя бы приблизительно не ориентироваться в этом термине. Так что же такое информация? Это комлекс явлений, получивших определенное отражение в нашей психике и которые могут использоваться в нашей дальнейшей деятельности. Информация может использоваться в огромном количестве возможных сфер нашей жизни. Более того — она и используется. Различные новые способы применения информации появляются в последнее время. Просто грех не рассмотреть сферы человеческой жизни, в которых может использоваться информация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: