1 психограмма и профессиограмма учителя требования предъявляемые к современному учителю конспект

Профессиограмма и психограмма педагога, реферат

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п.

Структура педагогической деятельности учителя в современной школе

В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите.

Обучение будущих учителей приемам анализа и самоанализа в ходе педагогической практики

В статье представлены приемы обучения будущих учителей начальной школы анализу и самоанализу урока в процессе производственной практики «Пробные уроки».

Сравнительный анализ структуры урока в режиме деятельного подхода с традиционным уроком
Статья на тему:»Содержание,структура и уровни готовности учителей к инновационной деятельности»

Данная статья помогает систематизировать теоретические аспекты уровней готовности педагогов к инновационной деятельности.

Анализ деятельности МО учителей общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла с презентацией достижений и постановкой задач на будущий учебный год

Анализ деятельности МО учителей общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла.

Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов.

  • Целями организации учебного исследования в общеобразовательной школе являются ответ на тест

      

  • Классификация групп клиентов турфирмы кратко

      

  • Высшие и местные органы власти и управления 1917 1918 кратко

      

  • Работа с родителями в доу практика

      

  • Общество сущность типы развитие кратко

Навыки и знания

Востребованность учителя математики на рынке труда зависит не только от его опыта и квалификации, но и от уровня имеющихся знаний и навыков, приобретенных в профессиональной сфере. Представители рекрутинговых агентств утверждают, что многие работодатели с большей охотой отдают предпочтение кандидатам, неустанно повышающим свой профессиональный уровень, интересующимся нововведениями и последними научными достижениями в сфере своей деятельности.

К базовым и обязательным навыкам преподавателя математики принято относить следующие:

  • безупречное знание теории своего предмета;
  • умение решать на практике математические задачи различного уровня сложности;
  • знание ПК на уровне продвинутого пользователя;
  • умение объяснять сложные темы, изобилующие терминологией, простым и доступным для понимания языком;
  • умение планировать, организовывать и контролировать учебный процесс;
  • высокий уровень коммуникативности.

Среди прочих требований, предъявляемых к учителям математики, следует отметить такие:

  • безупречное знание профильного предмета (математики, алгебры);
  • знание начертательной и проективной геометрии;
  • знание основ черчения;
  • знание информатики;
  • знание основ психологии и педагогики.

Умения педагога (в соответствии с профессиограммой)

В профессиограмме также присутствует список необходимых умений, которыми должен владеть педагог. Это совокупность технических и так называемых гибких навыков, без которых сложно представить успешного преподавателя.

Информационные навыки. Для подготовки учебных материалов педагог обязан уметь работать с источниками и предоставлять современную, правдивую и точную информацию. Для презентации материалов ученикам преподаватель также должен хорошо владеть современными технологиями

Чем более актуальные и эффективные методы используются в процессе обучения, тем легче и лучше студенты усваивают и применяют полученные знания.
Умение привлечь внимание учеников. Дети продолжают развиваться физиологически и психически, поэтому во многих вопросах невозможно предъявлять к ним такие же требования, как к взрослым

Если студент не слушает преподавателя или мешает учебному процессу, то это не всегда вызвано недостатком дисциплины или желанием начать конфликт. В зависимости от возраста детям бывает сложно удерживать внимание на одном предмете в течение длительного времени, они также могут терять концентрацию, если не понимают происходящее на уроке.
Понятное и доступное изложение мыслей — ключевой навык для любого педагога.
Установление деловых отношений в процессе деятельности. По роду деятельности преподаватель вынужден много времени общаться с большим количеством людей, от школьников и их родителей до руководства школы и различных ведомств. С каждой из этих категорий людей педагог должен уметь устанавливать отношения, чтобы обеспечивать качественное образование для студентов и комфортные условия труда для коллектива.

Качества личности (в соответствии с профессиограммой)

Профессиональный педагог должен обладать рядом качеств, чтобы соответствовать своей должности. Кроме глубокой академической базы и рабочей компетентности, преподаватель должен обладать  выдающимися личностными качествами, к которым относятся:

Зрелость (гражданская и нравственная). Поскольку одна из задач педагога — прививать ценности своим студентам и служить примером для подражания, недопустимо проявлять инфантилизм или позволять недопустимые высказывания в адрес правительства, школы, руководства, педагогического состава, студентов или их родителей.

Профессиональная идейность. Педагог должен обладать сознательным отношением к своей профессии, то есть выделять себя как самостоятельный субъект профессиональной деятельности, который может оценить работу других субъектов через призму своих профессиональных компетенций.

Общественная активность. Для того, чтобы привить студентам правильные ценности и приоритеты, педагог должен выступать также в роли инициативного проводника норм и идеалов социума. Это может проявляться в общественно полезной деятельности, организации социальных мероприятий, участии в общественных движениях.

Увлеченность своей профессией. В отличие от некоторых других специальностей, деятельность педагога не может быть успешной без личной заинтересованности и энтузиазма к своему делу. Преподаватель всегда находится на виду, поэтому ему сложно скрыть апатию и отсутствие интереса к своему предмету, которые делают вовлечение студентов в учебный процесс и достижение хороших академических результатов практически невозможными.

Любовь к детям. Педагог вынужден находиться в постоянном контакте с детьми, поэтому без любви к ним ему самому будет трудно находиться среди студентов

Дети учатся эмпатии, поэтому им очень важно чувствовать себя любимыми для здорового процесса взросления.

Заботливое и гуманное отношение к детям. Дети очень уязвимы и только учатся выстраивать свои системы ценностей и мировоззрения

Помочь им в этом можно заботой, умением выслушать и дать совет. Педагог должен не только донести определенный объем знаний до своих учеников, но и помочь им встать на путь развития полноценных членов общества.

Коммуникативные качества высокого уровня. Общение является неотъемлемой частью работы учителя. Педагогу нужно поддерживать постоянный контакт с учениками, коллегами, руководством школы, родителями. Поэтому преподаватель должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы обеспечить эффективность учебного и рабочего процессов.

Умение расположить к себе (детей, взрослых). Для того чтобы минимизировать конфликтные ситуации педагог должен уметь располагать к себе. Детям требуется определенная мотивация для учебы, поэтому симпатия к своему преподавателю повышает эффективность и успеваемость.

Вежливость. Педагог — ролевая модель для подрастающего поколения, взрослый, с которым дети проводят большую часть своей жизни. Преподаватель обязан обладать высокими моральными качествами и в частности быть вежливым, чтобы студентам было проще стать ценными членами общества.

Психологическая совместимость в коллективе. Деятельность педагога выходит далеко за рамки своего кабинета. Преподаватель проводит большое количество времени в школе среди своих коллег, поэтому взаимоотношения в коллективе определяют, насколько продуктивной и комфортной будет работа для всех. При возникновении спорных вопросов с руководством школы, родителями или учениками педагогу будет проще получить поддержку от коллег, если в коллективе сложились теплые отношения.

Профессиограмма выпускника педагогического колледжа

Согласно исследованиям профессиограмма выпускника педагогического колледжа должна включать в себя следующие позиции, см. таблицу 1

Рисунок 1. Профессиограмма выпускника педагогического колледжа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Подобная профессиограмма может быть использована студентом для собственного контроля во время производственной практики.

Профессиограмма педагога — это документ, содержащий детальное описание необходимых требований к квалификации педагога, его уровню подготовки и личным качествам.

Цели работы педагога официально закреплены для каждой специальности, предмета, ступени обучения. Педагог должен выполнять научно-методическую, образовательную, культурно-просветительскую, воспитательную, коррекционную, управленческую функции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Плюсы и минусы

Среди плюсов работы учителем математики следует отметить такие:

  • четко установленный график работы;
  • официальное трудоустройство (в ГОУ и МОУ);
  • длительный отпуск;
  • премии и дополнительные выплаты;
  • саморазвитие и личностный рост.

Отпуск преподавателя математики, согласно трудовому законодательству, составляет 56 дней. Конечно, большинство преподавателей уходит в отпуск летом – в период самых долгих школьных каникул. При договоренности с руководством образовательного учреждения преподаватель математики может получать премии и поощрительные выплаты за организацию внеклассной работы.

Работа преподавателем математики требует неустанного саморазвития и личностного роста. В последние годы образовательные программы и стандарты обучения претерпевают значительные изменения, предполагающие новые методы организации учебно-образовательного процесса. Таким образом, деятельность преподавателя математики в наши дни объединяет в себе и научный опыт предыдущих поколений, и революционные открытия и достижения ученых-современников.

Не следует исключать и тот факт, что современные педагоги предпочитают использовать в организации учебного процесса высокотехнологичные изобретения (3D-проекторы, сенсорные доски), существенно повышающие интерес учащихся к изучаемой теме или предмету. Эти особенности также требуют от преподавателя прогрессивного и творческого подхода к организации работы с учащимися. К недостаткам работы преподавателем математики сами специалисты обычно относят недостаточно высокий уровень заработной платы. Ее размер зависит от величины оклада, компенсационных выплат и стимулирующих надбавок.

В соответствии с информацией, предоставленной городскими службами занятости в 2019 году, средняя заработная плата учителя математики в Москве составляет от 60 до 90 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – от 30 до 45 тысяч рублей. В северных регионах России средняя зарплата преподавателя математики составляет 65 тысяч рублей. В остальных регионах РФ уровень заработной платы учителя варьируется от 15 до 30 тысяч рублей.

Еще одним недостатком профессии психологи считают высокий риск развития синдрома эмоционального выгорания. Развитию данного синдрома подвержены и молодые учителя, и преподаватели с большим опытом работы.

Что такое профессиограмма

Для профессии педагога важными являются как личностные качества, так и профессиональные. Среди важных профессиональных педагогических качеств в первую очередь выделяют:

  • знание предмета
  • владение методикой преподавания
  • психологическая подготовка
  • всесторонняя развитость
  • педагогическое мастерство
  • умение пользоваться образовательными технологиями
  • организаторские способности
  • тактичность
  • коммуникабельность
  • ораторские навыки

Однако ни какая педагогическая деятельность не может быть полноценной без любви к детям и желания с ними работать. Но педагогу мало просто любить детей, он должен обладать набором определенных качеств. Список, в котором отражены обязательные качества педагога называется профессиограмма. Первые такие профессиограммы появились в 1920 -1930-ых годах. В то время они содержали следующие требования:

  • хорошее здоровье
  • уравновешенность
  • волевой характер
  • инициативность
  • организаторские навыки
  • владение своим предметом
  • желание расширять свои знания
  • политическая осведомлённость
  • знание педагогики и методики преподавания
  • умение взаимодействовать с людьми
  • активная жизненная позиция
  • понимание целей и задач своей работы
  • умение вести просветительскую работу
  • правильное поведение

Замечание 1

Исходя из вышенаписанного, понятию «профессиограмма учителя» можно дать следующее определение — это список требований к личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям педагога.

В первую очередь, для того чтобы должным образом выполнять свою работу преподаватель должен держать себя в хорошей физической форме и наблюдать за своим здоровьем. Преподавателю, если он хочет стать настоящим мастером своего дела, следует развивать свои коммуникативные, эстетические, творческие и организаторские способности

Для учителя важно уметь работать в команде, налаживать контакты с людями, развиваться в различных сферах. Личность учителя предполагает наличие ряда особенных свойств, например, наблюдательности, терпимости, выдержки, чувства юмора, доброты, организованности, ответственности, общительности, эмпатии

Классификации требований к личностным и профессиональным качествам педагога

В связи с вышесказанным, остро встает вопрос об изучении личности студента с точки зрения наличия у него знаний, умений и навыков, которыми в идеале должен обладать педагог. В данном случае профессиограмма является способом определения качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Это означает, что при помощи профессиограммы можно создать проект развития личности студента и его профессиональных качеств, этот способ помогает студенту стремиться к самосовершенствованию, улучшать свои профессиональные качества.

Вопрос о том какими качествами должен обладать идеальный педагог волновал ученых ещё с самого начала развития педагогической науки, составлением требований к педагогу занимались разные ученые. В частности, известны педагога Я.А. Коменский составил свой список требований, которыми должен обладать настоящий педагог. Каменский считал, что преподаватель сам долен быть таким же каким он хочет видеть своих учеников, преподаватель должен обладать мастерством для того, чтобы сделать своих учеников похожими на себя, настоящий педагог должен испытывать непреодолимое желание делиться своими опытом и знаниями.

Следует отметь что разные исследователи имеют разное представление о том, с какой позиции следует изучать ключевые качества педагога.

Н.В. Кузьмина подразделяла структуру деятельности педагога на пять компонентов:

  • гностический
  • проектировочный
  • конструктивный
  • организаторский
  • коммуникативный

По мнению других ученых, А.И. Щербатова и Н.А. Рыкова преподаватель является носителем следующих главных функций:

  • информационной (учитель передает информацию);
  • развивающей (развивает мышление, воображение, умения, навыки речь и т.д.);
  • ориентирующей (ориентирует в информационном пространстве);
  • мобилизационной (мобилизует на выполнение задач);
  • конструирующей (конструирует программу, ход урока, самостоятельные задания и весь процесс обучения в целом)
  • коммуникативной (общается с детьми, родителями, коллегами, администрацией);
  • организационной (организует учащихся, самого себя, организует занятия);
  • исследовательской (исследует личность, коллектив).

В.А. Крутецкий считал, что качества педагога следует рассматривать с позиций:

  • мировоззрения личности
  • отношения к преподавательской работе
  • общепедагогических способностей
  • профессиональных знаний, умений и навыков

Говоря о мировоззрении педагога следует отметить, что оно должно в обязательном порядке иметь гуманистическое начало. Сам педагог должен иметь высокие морально-нравственные качества, четко осознавать, что такое хорошо и что такое плохо, только в этом случае он сможет передать правильные убеждения своим ученикам

Для преподавателя важно быть самому высокообразованны, культурным человеком, любить детей и всех людей в целом

Педагог должен положительно относится к той деятельности которой он занимается. Человек должен любить свою работу, стараться внести в нее положительный вклад. В том случае если преподаватель равнодушно относится к своей деятельности, его нельзя назвать хорошим учителем. Дети очень чувствительны в этом вопросе, они легко распознают того учителя, который не заинтересован в своей деятельности.

Под педагогическими способностями педагога следует понимать общность индивидуальных и психологических черт и профессиональных качеств, которые относятся к педагогической деятельности, благодаря этим способностям преподаватель достигает высоких результатов в своей деятельности, именно эти предпосылку определяют педагогический успех.

Под профессиональными знаниями, умениями и навыками понимают осведомлённость учителя в отношении дисциплины, которую он преподаёт.

Если внимательно проанализировать приведенные выше классификации, то можно сделать вывод относительно того, что педагогическая деятельность связана с определёнными умениями. Главными педагогическими умениями, благодаря которым происходит успешная реализация учебного процесса являются:

  • ориентационные умения
  • академические умения
  • персептивные умения
  • организационные умения
  • коммуникативные умения
  • дидактические умения
  • конструктивные умения
  • исследовательские умения и др.

Особенности профессии

Преподавание точных наук, к которым относится математика, направлено на развитие у учащихся логического мышления, аналитических способностей, умения самостоятельно определять закономерности и выявлять причинно-следственные связи. Главными особенностями процесса преподавания математики являются его строгая этапность, непрерывность и целостность. Любое упущение или пробел, допущенный на одном из этапов обучения, в дальнейшем неотвратимо снижает возможность продвижения учащихся в освоении математических знаний.

Одной из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем математики, является грамотная организация образовательно-воспитательного процесса, предусматривающая вовлечение в интеллектуальную работу всех учащихся.

Профессиональная деятельность учителя математики направлена не только на интеллектуальное, но и на социальное, а также эмоциональное развитие учащихся. В ходе взаимодействия с преподавателем учащиеся не только осваивают основы точной науки, но и приобретают необходимые им социальные знания, совершенствуют коммуникативные навыки и творческие способности.

Работа преподавателя математики отнюдь не исключает, напротив, приветствует творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса. Наблюдения показывают, что нестандартные приемы, использованные в организации образовательного процесса, позволяют многократно повысить его эффективность.

Профессия учителя математики требует от специалиста таких личностных качеств и умений:

  • самоорганизованность и самодисциплина;
  • терпеливость;
  • умение четко формулировать цели и определять наиболее эффективные пути их достижения;
  • стрессоустойчивость;
  • стремление к постоянному профессиональному развитию, расширению кругозора;
  • умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
  • умение вызывать интерес учащихся к своему предмету.

Карьера

При благоприятных обстоятельствах преподаватель математики в муниципальном или государственном образовательном учреждении со временем может занять должность заведующего по учебной или учебно-воспитательной работе либо заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям. При этом он также может продолжать вести уроки по своему предмету. Способствуют карьерному росту и курсы повышения квалификации и переподготовки.

В рамках обучения на таких курсах преподаватель математики может освоить наиболее подходящую для него смежную специальность – программист, экономист, финансовый аналитик, математик-инженер, проектировщик, системный администратор, статистик, логист.

  • Заповедные места курской области кратко

      

  • Журнал проведения инструктажа с родителями по пдд в детском саду образец

      

  • Самый детский воронеж школьная форма

      

  • Многотерминальные системы прообраз сети кратко

      

  • Характеристика хлестакова из ревизора кратко

Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой

Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:

Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса.
Обладание информационными умениями и навыками.
Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику.
Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником и другом.

Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.

Особые требования предъявляются к классному руководителю:

  • умение работать с родителями учащихся;
  • умение продуктивно работать с общественностью;
  • рационально планировать образовательно-воспитательную работу;
  • проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;
  • адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;
  • уметь выявлять и организовывать актив класса;
  • осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости корректно оказывать необходимую помощь.

Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.

Профессиограмма предполагает, восемь основных функций учителя:

  1. Информационная функция – предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной информации.
  2. Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи, различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.
  3. Ориентирующая функция – предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных ценностей.
  4. Мобилизационная функция – предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности.
  5. Конструирующая функция – конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных работ, общения с учащимися и т.д.
  6. Коммуникативная функция – направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями, администрацией образовательного учреждения и т.д.
  7. Организационная функция – предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий и т.д.).
  8. Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.

Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:

  • Организационная функция – предполагает организацию различных видов деятельности с классом (поездки, прогулки, походы, собрания, классные часы)
  • Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие личностных качеств учащихся.
  • Стимулирующая функция – предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся.
  • Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся, педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся (дворцы молодежи, театры, музеи и т.д.)

Требования к классному руководителю

К классному руководителю предъявляются дополнительные требования. Он должен познакомиться с каждым учащимся и его родителями, предварительно изучив личные дела своих студентов. Классный руководитель должен также знать о здоровье своих учеников и их особенностях. Согласно профессиограмме, он также должен ознакомиться с бытовыми условиями проживания каждого ученика, посетив их семьи.

Требования к классному руководителю делятся на три категории:

  1. Коллективная и индивидуальная работа с классом. Классный руководитель должен ознакомить своих студентов с «Правилами для учащегося» и следить за их неукоснительным выполнением. Он должен знать взаимоотношения между учащимися, способности и особенности каждого из них, а также помогать в развитии индивидуальных способностей своих воспитанников. Руководитель должен помогать работе органов классного самоуправления и создать актив класса. Актив класса помогает педагогу привлекать учащихся к общественно полезному труду, проставлять текущие оценки и следить за контролем стороны родителей, следить за посещаемостью и по возможности предотвращать пропуски занятий.
  2. Взаимодействие с учителями. Классный руководитель должен знать об отношении воспитанников к разным предметам и совместно с учителями разрабатывать методы воздействия на класс и отдельных студентов. Он должен сообщать каждому учителю основные сведения о бытовых условиях, состоянии здоровья каждого ученика и помогать в создании подготовке индивидуальной работы воспитанников.
  3. Взаимодействие с родителями. Классный руководитель должен знать о взаимоотношении своих учеников с их родителями и проводить консультации по вопросам воспитания в семье. Родители должны помогать детям с соблюдением режима дня и следить за выполнением домашних заданий, продолжать работу по формированию личности, которую ведет школа. Классный руководитель должен объяснять эти обязанности родителям и призывать им следовать. Также педагог должен создать родительский актив и решать с помощью него различные организационные вопросы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: