Формы организации обучения в педагогике

Формы организации обучения, их функции и особенности

Определение 1

Формы организации обучения – это отражение разработанной и практически воплощенной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию учебно-воспитательного процесса, происходящую по определенным образом установленному порядку, режиму.

Как правило, учебного процесса на конкретные формы классифицируют по:

  1. Численности учащихся. По этому признаку, форма организации может носить индивидуальный, коллективный, групповой, массовый характер.
  2. Месту прохождения учебного процесса. Здесь можно выделить форму школьного обучения и внешкольного.
  3. Временному периоду прохождения отдельного учебного занятия. Здесь можно выделить классическую форму построения урока – 45 минут или же нестандартные занятия, проходящие в различных временных интервалах, в зависимости от направления деятельности и устава учебного заведения.
  4. Одновременно нескольким параметрам. В этом случае, можно выделить индивидуально-групповое обучение, лекционно-семинарское, коллективно-семинарское, классно-урочная система обучения, система взаимного обучения, индивидуально-проектное обучение, построение групповых проектов.

Наиболее стандартными и распространенными формами организации обучения, применяемыми на всех уровнях образовательной системы являются стандартные уроки, домашние задания, факультативы, экскурсионные занятия, организация трудовой работы в школе, приобщение к производственному труду.

Формы организации обучения характеризуются конкретностью временных рамок и пространственных связей. Это означает, что процесс обучения строится на основе определенного режима, определяющего временные периоды прохождения занятий, перерывов, длительность учебной четверти, период каникул и т.д. Также, конкретизируется место прохождения учебного процесса, количество учащихся и формируется педагогический состав.

Рисунок 1. Формы организации обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Форма организации обучения включает в свой состав стадии учебно-воспитательной деятельности, их последовательность и структурное строение. В ней учитываются уровни развитости самостоятельных навыков учащихся, их способности, возможности, возрастная специфика и дидактическая цель проведения учебно-воспитательной деятельности в целом и отдельного учебного занятия в частности.

Формы организации обучения выполняют ряд функций, которые можно подразделить на два класса:

  1. Стандартные функции. К этим функциям относятся:

    • Развивающая – ориентированная на создание условий для эффективного развития личности обучающегося, формирования его основных нравственных, духовных, этических и эстетических качеств, моральных ценностей и ориентиров деятельности;
    • Обучающая – основана на организации учебного процесса таким образом, чтобы он отвечал своей приоритетной цели – давал знания учащимся в различных областях и направлениях деятельности. Для этого должны быть созданы оптимальные условия;
    • Воспитывающая – направлена на реализацию воспитательных целей в учебном процессе. Обучение должно не только обучать, но и воспитывать, помогать в формировании мировоззрения, способствовать социализации личности, развивать ее самостоятельность.
  2. Специфические функции. К ним относятся:

    • Интегративная – связана с созданием единой системы целей, задач, методов, приемов, содержания обучения, позволяющей облегчить восприятие и обеспечить условия для целесообразного взаимодействия педагога и учащихся в процесс обучения;
    • Коммуникативная – основана на создании условий для построения оптимальных рациональных взаимоотношений и сотрудничества между педагогом и учащимися, между учащимися, между членами педагогического коллектива;
    • Управленческая – основывается на применении формы организации обучения в качестве метода управления этим процессом и эффективного средства для ознакомления учащихся с процессами управления и подготовки их к этой деятельности.

Классно-урочная форма обучения

Данная форма организации относится к ведущим в современной системе образования. Ее структурной единицей выступает урок. Он представляет собой учебное занятие, имеющее определенные временные рамки, в ходе которого происходит организация познавательной деятельности, посредством поэтапного применения разнообразных методов, приемов и средств обучения, способствующих созданию благоприятной учебно-воспитательной среды для усвоения знаний, их закрепления, проведения проверки и развития новых личностных качеств.

Урок проходит в несколько этапов:

  1. Знакомство с новой темой, учебным материалом.
  2. Закрепление новой информации.
  3. Повторение усвоенных знаний.
  4. Проведение проверки знаний, умений и навыков.

Разновидностей уроков существует огромное множество. Они могут быть подразделены в зависимости от целевого назначения, содержания, способам проведения, структурному строению. Уроки могут носить обобщающий характер, а могут быть нацелены на усвоение конкретного знания в определенной области или развитие нового умения, навыка деятельности.

Лекционно-семинарская форма организации образовательного процесса

Данная форма базируется на использовании лекционных и семинарских занятий в учебно-воспитательной деятельности.

Определение 2

Лекция представляет собой способ преподнесения учебного материала, посредством зачитывания его педагогом, в концентрированной и логически последовательной форме и его конспектировании и усвоении учащимися.

Лекции могут носить информационный характер, быть наглядными или бинарными, оформленными в виде конференции или консультации, а также базироваться на постановке проблемы и ее разрешения по мере прохождения лекционного занятия.

Лекционное занятие проходит в три основных этапа:

  • Вводный этап. На нем происходит формулирование темы занятия, его целевое назначение, определяется взаимосвязь с ранее изученным материалом, структура прохождения и функциональная роль исследования.
  • Основной этап. Здесь реализуется содержательная часть лекции, происходит знакомство с темой исследования, его значимостью.
  • Заключительный этап. Осуществляется подведение итогов, производятся обобщения и делаются выводы по теме занятия.

Лекционному занятию сопутствует семинарское. Семинары, по сути, необходимы для практической проработки учебного материала, изученного на лекциях. На семинарах осуществляются опросы учащихся, подготовка ими докладов и рефератов по изучаемой теме, в результате чего осуществляется оценка знаний и навыков, усвоенных учащимися.

Формы обучения и формы получения образования: что это такое

Понятие формы обучения используется в законодательстве, а ещё — в теории педагогики. И проблема в том, что там и там этот термин может подразумевать разные значения.

В статье 17 федерального закона «Об образовании в РФ» используются два взаимосвязанных термина: формы получения образования и формы обучения. Форм получения образования всего две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (проще говоря, где ты учишься). А внутри этих категорий существуют формы обучения:

  • в образовательных организациях: очная, заочная и очно-заочная формы обучения;
  • вне образовательных организаций: семейное образование и самообразование.

Таким образом, форма обучения — это способ организации обучения.


Фото: DimaBerlin / Shutterstock

Как указано в законе, формы получения образования и формы обучения на разных уровнях, от общего до высшего, определяются федеральными образовательными стандартами. А формы обучения в дополнительном образовании и профессиональном обучении остаются на усмотрение образовательных учреждений.

А вот что касается понимания формы обучения в учебной и профессиональной педагогической литературе, то с ним ситуация может показаться запутанной. Как и многие другие понятия в педагогике и дидактике, термин «форма обучения» не имеет общепринятого определения. Это неудивительно, ведь и само слово «форма» имеет довольно широкое толкование. Это и внешнее выражение содержания, и способ организации чего-либо.

Индивидуальная форма обучения

Применение индивидуальной формы обучения ориентировано на личностно-ориентированный подход в образовании, при котором программы обучения строятся с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

При такой форме происходит нацеленность обучения на саморазвитие, формирование навыков самообучения, самореализации, а также самовыражения.

Посредством индивидуального обучения достигается развитие способностей к адекватному анализу и оценке своей познавательной деятельности, своих возможностей, способностей, развитых умений. Форма способствует формированию самостоятельного познания, развивает познавательную активность и развивает творческие способности учащихся. При этом, она исключает коллективное взаимодействие, что приводит к десоциализации образовательного процесса.

Урок — основная форма организации обучения

В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:

  • уроков;
  • факультативов;
  • лекций;
  • семинаров;
  • лабораторных работ;
  • практических работ,
  • олимпиад;
  • круглых столов;
  • кружков.

На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.

Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.

Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:

  • проверка заданного на дом материала;
  • объяснение и разбор новой темы;
  • закрепление знаний.

Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.

Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.

Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.

Примечание

Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.

Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.  

Преимущества и недостатки

Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:

  • единая организаторская структура,
  • постоянный коллектив участников образовательного процесса,
  • удобство временного промежутка,
  • коллективная работа на результат,
  • возможность создания благоприятной доброжелательной атмосферы на определенное время в определенном коллективе.

Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.

Из недостатков следует выделить следующие:

  • отсутствие постоянного индивидуального подхода к ученикам, обучающимся в классе,
  • ориентированность на всех одновременно (не на слабых и не на сильных),
  • уравнивание способностей, возможностей, уровня знаний.
  • отсутствие возможности достоверного регулярного контроля уровня знаний.

Форма обучения и форма организации обучения — одно и то же?

Некоторые теоретики (но не все!) разделяют формы обучения и формы организации обучения.

  • Формы обучения различаются между собой по особенностям коммуникативного взаимодей­ствия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом. По этому признаку выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные и другие формы обучения.
  • Формы организации обучения отражают конструкцию отдельных звеньев процесса обучения, ограниченных во времени. К ним относятся урок, лекция, семинар, практикум, экзамен и так далее. По сути, это виды учебных занятий.

Подробнее об этом можно почитать в пособии Андрея Хуторского «Современная дидактика». Понятие «форма организации обучения» использует и Валентин Андреев в пособии «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития». Однако в его учебнике этот термин синонимичен «форме обучения» и трактуется так:

Урок – как главная форма организации обучения

Урок считается главной структурной единицей учебного процесса в школе и характеризуется неизменным составом обучаемых групп, условно устойчивым составом преподавателей, предметной системой обучения и условной структурной законченностью конкретного цикла обучения: проверка пройденного, изучение нового материала, упражнения, контроль усвоения.

Уроку, несмотря на однозначные преимущества коллективного обучения, присущи также и серьезные внутренние противоречия. Необходимо особенно выделить, что речь идет не о нерациональных и непродуманных вариантах урока, а об уроке как таковом, о самой форме классно-урочного обучения.

Первое противоречие между коллективным методом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, психологического реагирования, интеллектуальной деятельности, становления всякого ребёнка. Оно чаще всего вытекает в поиск усредненных вариантов обучения и внедрение конкретных компенсирующих методик работы, таких как консультации и дифференцированные задания для наиболее сильных и наиболее слабых учеников.

Второе противоречие между регулярностью прямой (от учителя к воспитаннику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от воспитанника к преподавателю) взаимосвязи. От учителя воспитанники все время получают информацию, указания, задания, инструкции. Преподаватель воздействует на их самим стилем своего поведения, подходом, авторитетом. Сам преподаватель лишь во время беседы, выслушивания ответов, надзора, проведения самостоятельной работы, экзамена, зачета, приобретает информацию о труде, затруднениях и удачах своих воспитанников. В силу этого снижается способность управлять учебным действием, растёт количество педагогических просчетов и погрешностей, и прежде всего непопаданий в зону ближайшего развития воспитанника.

Третье противоречие между задачами становления многоплановой активности, в том числе фактически преобразующей, задачами включения подростков в настоящую жизнь и подготовки их к дальнейшей жизни, творческому труду и в большей степени вербальным характером обучения. Ученики читают, слушают, смотрят, выполняют задания, в лучшем случае думают и ощущают, сидя за партой, улавливая и проявляя все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует не достаточно. Четвертое противоречие между настоящим размером определенного учебного материала, времени, нужным для его исследования, и временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и разносторонне расцениваемые «погружения» в учебный объект, когда в какой-то период учебного года конкретному предмету отдается наибольшее количество времени. Для того чтоб урок был более действенным, преподаватель обязан находить методы неизменного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, в конечном счете, эффективность обучения.

Форма обучения и формат обучения: как соотносятся эти понятия

Что такое «формат обучения»? В научной литературе это понятие практически не встречается, но оно очень распространено в неформальном употреблении.

Чаще всего оно выступает всего лишь как синоним к «форме» (дистанционный формат, очный формат, смешанный формат) или «методу» («обучение проходит в различных форматах: лекции, деловые игры и тренинги, анализ кейсов и работа над проектами»).

Вообще, слово «формат» часто используется применительно к организации мероприятия (любого), чтобы пояснить, как оно будет устроено. Неудивительно, что прижилось и в индустрии образования, которое тоже строится на мероприятиях.

Ещё принято выделять разные форматы в онлайн-обучении. Например, синхронный и асинхронный или, в зависимости от способа передачи и восприятия информации, — аудиовизуальный формат (записанные видеоуроки или вебинары в прямом эфире), аудиоформат (подкасты), текстовый формат (курс в виде лонгридов).

Организация онлай-образования в ДОУ с использованием дистанционных технологий

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает суть понятия «дистанционные образовательные технологии» в общем и высшем образовании:

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».

В законе упоминается общее и высшее образование, но на современном этапе Онлайн-обучение оказалось недостающим звеном и в образовательной деятельности ДОУ. Этому есть несколько причин. Среди них:

  • тенденция к послаблению требований к родителям как законным представителям обучающихся (возможность свободного посещения образовательного учреждения детьми, замены основных занятий дополнительными, разрешение в течение длительного времени не посещать детский сад без справки), 
  • приём в ДОУ детей с ОВЗ, часто не посещающих детский сад в связи с основным заболеванием;
  • пандемия COVID, повлекшая за собой длительную изоляцию.

Но в соответствии с законом об образовании ДОУ обязано предоставить обучающимся полный комплект образовательных услуг. Решение данной задачи — организация образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий.

С марта 2020 года в корпоративном аккаунте ДОУ на Google была организована образовательная деятельность на цифровой учебной платформе для дистанционного обучения  Google Classroom.

Основные преимущества Google Classroom в том¸что он:

  • позволяет хранить большое количество обучающих материалов (безлимит дискового пространства);
  • даёт возможность самостоятельного наполнения контента;
  • интуитивно понятен и прост в обслуживании.

На данной платформе были созданы классы для каждой возрастной группы. В классах педагоги размещали матералы в соответствии с сеткой занятий и комплексно-тематическим планом. Среди них:

  • конспекты занятий с пояснениями для родителей;
  • скан-копии заданий в тетрадях;
  • литературный материал;
  • видео-занятия узких специалистов;
  • занятия бесплатных кружков;
  • консультации для родителей;
  • материалы для организации проектов, акций, тематических мероприятий.

Особенности индивидуальной формы организации обучения

Форма индивидуального обучения получила развитие в начале 20-го столетия и начала завоевывать популярность к его концу.

Такая форма обучения основывается на создании в школах не классических классов, а предметных мастерских, ориентированных на персонализированное обучение в них. В каждой мастерской имеется педагог, дающий учащемуся задание, направляющий его, помогающий в его выполнении и проводящий контроль за его исполнением.

Данная форма обучения не предполагает построения учебных занятий по четкому расписанию и строгому плану.

Индивидуальная форма обучения хороша тем, что она ориентирована на учет индивидуальных особенностей развития, потребностей, интересов, способностей каждого учащегося. Она позволяет педагогу отыскать действенный подход к учащемуся и развить его способности, раскрыть таланты.

Однако, эта форма обучения достаточно затруднительна в реализации, особенно в условиях массового обучения.

Как сочетаются разные формы обучения

В реальном учебном процессе разные формы обучения сочетаются между собой, складываются в сложные структуры. Эти системы форм обучения меняются со временем и отражают развитие общества и дидактических подходов. Сейчас можно выделить три основных варианта, наиболее распространённых во всём мире:

  • Индивидуальный способ обучения — наиболее древний из существующих. Эту систему составляют индивидуальная и индивидуально-обособленная форма обучения. То есть учитель напрямую взаимодействует с одним учеником, а ещё тот самостоятельно выполняет задания, пользуясь учебными материалами. Сейчас индивидуальный способ обучения распространён в виде репетиторства и сессий коучинга, его можно встретить как в специфических профессиональных сферах (например, в музыке), так и в подготовке кадров высшей квалификации (в работе научного руководителя с аспирантами и докторантами).
  • Классно-урочная система — традиционная организационная структура школьного обучения, которая повсеместно распространилась в XX веке. Она основана на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения — например, учитель объясняет материал всему классу, а затем ученики самостоятельно выполняют задания. Классно-урочная структура может включать в себя групповые, парные и индивидуальные формы, однако они подчинены общей работе учителя с классом. Виталий Дьяченко приводит такой пример: учитель вызывает к доске ученика и спрашивает его по теме урока или даёт задание, то есть взаимодействует индивидуально. Однако остальные ребята в классе слушают ответы или наблюдают за выполнением задания — и тоже таким образом учатся.
  • Лекционно-семинарская система, также её называют курсовой. Как отмечает Александр Новиков, лекционно-семинарская система возникла с появлением первых университетов в начале XIII века и стала доминировать в высших учебных заведениях. Она имеет множество общих черт с классно-урочной системой и тоже основывается на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения. При этом другие организационные формы начинают играть в этой структуре более весомую роль. Например, групповые — студенты нередко работают в группах над заданиями и проектами, могут участвовать в мозговых штурмах и круглых столах. Индивидуальные формы обучения тоже, как правило, присутствуют — при подготовке курсовых и дипломных работ, написании статей для научных конференций и так далее.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Классно-урочная форма организации обучения и ее специфика

Замечание 1

Для отечественной педагогики, классно-урочная форма организации обучения является наиболее популярной и интенсивно развивающейся в течение длительного исторического периода. Она возникла еще в 17-ом столетии и нашла практическое применение благодаря Я. А. Коменскому.

Такая форма обучения характеризуется строгим функциональным и структурным устройством, создает условия для развития процесса взаимного обучения, способствует формированию коллективных связей, сотрудничества, воспитывает учащихся в духе соревнования и позволяет сэкономить финансовые ресурсы, расходуемые на организацию учебного процесса, поскольку предполагает работу одного педагога с большим коллективом учащихся.

Специфическими чертами этой формы обучения являются:

  1. Объединение учащихся в группы по возрастному признаку и уровню подготовленности. Учащиеся объединяются в классы и таким постоянным составом проходят все стадии обучения;
  2. Учебная деятельность каждого класса планируется педагогом;
  3. Учебный процесс строится на основе организации последовательности учебных занятий – уроков;
  4. Уроки характеризуются мононаправленностью т.е. каждый урок содержит информацию по одной учебной дисциплине;
  5. Уроки строятся по специальному режиму – расписанию;
  6. Педагог осуществляет управление и контроль за прохождением учебного процесса;
  7. Учебная деятельность характеризуется вариативностью т.е. имеет разнородные виды познавательной работы.

Публикация «Разнообразие форм организации учебного процесса и условия их применения» размещена в разделах

Наиболее распространенные формы : фронтальная беседа (ответы на вопросы, рассказ и лекция.

Групповая форма организации учебного процесса предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделения на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должна составлять 3-6 человек. Результаты совместной работы в группах, стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников.

Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ по естественным дисциплинам, формирование навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков, уроков трудового обучения. Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не мо гут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий.

Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке педагога, его оперативной помощи

Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства педагога, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали его забот, заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением педагог обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам

Индивидуальная форма организации учебного процесса  предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебником, учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии, карты, на решение задач, примеров, организацию наблюдений и экспериментов, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов. Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения.

В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения. Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого ученика. Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирования умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между учащимися, взаимопомощи в обучении.

Все организационные формы обучения тесно взаимосвязаны: одни направлены на успешное усвоение учениками знаний (урок, экскурсия, другие обеспечивают творческое применение этих знаний на практике (практикумы, лабораторные и практические работы, производственная практика).

Выбор форм организации обучения зависит от основных задач образования и воспитания, особенностей содержания предмета, конкретных целей занятия, учебных возможностей учащихся, способов руководства учителем познавательной деятельности учащихся.

Функции форм организации обучения

Данные формы в совокупности исполняют следующие функции:

  1. обучающе-образовательную, которая дозволяет проектировать и применять эти формы для создания более действенных условий передачи детям познаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и становления способностей;
  2. воспитательную, которая гарантирует методичное вступление воспитанников в различные виды деятельности и формирование интеллектуальных, высоконравственно-психологических и физических свойств личности;
  3. организационную, требующей точной методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
  4. психологическую, которая подразумевает наилучшее формирование у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
  5. развивающую, которая связана с созданием разнообразия условий для настоящей интеллектуальной деятельности;
  6. систематизирующую и структурирующую, гарантирующие научную очередность и последовательность передачи информационного учебного материала;
  7. комплексирующую и координирующую, которые предполагают собой взаимозависимость самих форм обучения с целью увеличения эффективности образовательного процесса;
  8. стимулирующую, которая проявляется в учете возрастных особенностей учеников.

Основные задачи форм обучения

В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.  

Обучающая. В ее основе лежит принцип передачи и получения знаний. В этом заключается главная суть любого ученого процесса. Теоретические знания, практическое применение должно быть донесено до ученика и усвоено им.

Воспитательная. Помимо получения знаний в процессе обучения вложены воспитательные моменты. Ученик учится себя вести в коллективе, наедине с учителем, ощущает себя частью социума. В процессе обучения происходит выявление интересов ученика и его наклонностей, формирование личности.

Развивающая. Задача направлена на развитие умений, навыков, применения полученных знаний на практике и в реальной жизни. Ученик развивает собственные способности, учится формулировать мысли, задавать вопросы и искать на них ответы.

Психологическая. Помогает развивать характер, выявлять темперамент и действовать в соответствии с ним

Ученик учится усердию, вырабатывает стремление доводить начатое до конца, взаимодействовать с учителем и другими учащимися, разрешать конфликты и грамотно выходить из сложных ситуаций.   

Координирующая. Задача направлена на указание и определение порядка действий, важности и необходимости их выполнения. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, тем самым способствуя достижению лучших результатов обучения.

Стимулирующая. Функция позволяет не утратить интереса к учебе, наоборот, увидеть значимость обучения и ее необходимость

Стимулирование может производиться любыми результативными методами: хорошие оценки, подарки поощрения в виде экскурсий, поездок, участий в конференциях и т.д.

Понятие формы организации процесса обучения

Определение 1

Форма организации образовательного процесса – это способ рационального преподнесения учащимся образовательной информации, посредством применения различных приемов и методик ее подачи.

Форма организации образовательного процесса является структурной единицей построения процесса воспитания. От организации обучения и воспитания, его эффективности и творческого подхода зависит успех развития учащихся и, соответственно, достижение целевого назначения учебно-воспитательной работы.

Форма обучения предполагает цикличную организацию учебного процесса, которая находит практическое выражение в комплексе с управляющей и координирующей деятельностью педагога.

Внешним проявлением формы обучения является форма воспитания. Она отражает его содержания и сущность. Формы и содержание процессов обучения и воспитания неразрывно связаны и оказывают активное воздействие друг на друга. Если содержание воспитания подвергается изменению, то это приводит к поиску или проектировке новых форм воспитания. Содержание занимает приоритетную позицию. Первоначально процесс должен быть наполнен содержанием, чтобы затем выбрать соответствующую ему форму организации.

Содержание учебно-воспитательной деятельности базируется на основных нравственных свойствах личности, ее интеллектуальных, физических и этических качествах, гармоничном и духовном развитии. Практическое претворение содержания процесса обучения в жизнь предполагает его определенную организацию, в максимальной степени ему соответствующую и отражающую его целевое назначение.

Формы организации не должны стоять на месте. Они развиваются по мере социального развития и соответствующего ему содержания учебно-воспитательной деятельности. Применение старых форм обучения к новому содержанию не будет эффективным, а напротив, затормозит процессы развития системы образования.

В процессе применения форм организации учебного процесса происходит построение системы взаимодействия между учащимися и педагогом. Для этого применяется комплекс средств, приемов и методов обучения и воспитания, которые функционируют в определенной последовательности и по определенной логике, отражая особенности содержания этих процессов.

Замечание 1

Формы организации образовательного процесса ориентированы на приспособление учебно-воспитательной работы к существующим тенденциям и реалиям общественного развития.

Форм организации педагогического процесса существует достаточно большое количество. Все их можно подразделить на три основные группы:

  1. Индивидуальная форма обучения и воспитания.
  2. Классно-урочная форма образования.
  3. Лекционно-семинарская система обучения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: