Способности человека и их развитие

Уровни развития способностей

К наиболее высоким уровням развития способностей относят мастерство, талант и гениальность.

Мастерство, определяемое как совершенство в определенном роде занятий, сопряжено со значительными объемами напряженного умственного (либо физического) труда. Схематично достижение мастерства представлено на рис. 1.

Рис. 1. Развитие мастерства

Талант рассматривается применительно к специальным способностям и характеризуется как максимально высокий уровень их развития. Как и способности, проявить и развивать талант можно лишь в определенных видах деятельности. В научной литературе распространено рассмотрение таланта как сочетания (совокупности) нескольких способностей. Отдельную изолированную, даже высокоразвитую способность еще нельзя признать талантом. В связи с этим качественные итоги деятельности талантливого человека отличают оригинальность и принципиальная новизна, а направляет каждое действие потребность в творчестве.

Гениальность подвергается активному изучению уже достаточно долго. Еще со времен И. Канта под гениальностью принято понимать высшую степень одаренности, творческих проявлений человека, которая находит выражение в продукте, приобретающем особое историческое значение для всего человечества. О гениальности можно говорить, когда творческими достижениями человека описывается целая эпоха в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальные люди, демонстрируя высокий уровень одаренности в определенной сфере, проявляют незаурядность и в остальных сферах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что все качества гения развиты в одинаковой мере.

Гениальности все же присущ определенный «профиль», конкретная сторона всегда доминирует.

Тот факт, что талант и гениальность являются врожденными, а не приобретенными, никак не связан с понятием наследственности. Данные способности личности не могут быть переданы по наследству. Но при этом талант необходимо активно развивать. Так, исследователями было доказано, что талантливые люди, получая неудовлетворительные в своем понимании результаты, непрерывно занимаются самообразованием, даже перестраивая собственное мышление.

Описывая уровневые характеристики способностей, необходимо отметить и прямо противоположную черту – патологическое снижение уровня способностей, а именно олигофрению, которая может быть представлена в трех стадиях:

  • дебильность (первая стадия, самая легкая степень);
  • имбецильность (средняя стадия);
  • идиотия (глубокая степень слабоумия).

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе человеческие способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития

Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»

Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются

Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Сенситивный период

— у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь,

— в пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением

— в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли.

Каждый такой период особой готовности к овладению специальными видами

деятельности рано или поздно заканчивается

Важно понимать, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно.. В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности

Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности. Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Условия формирования способностей

Основой для образования и развития способностей человека считаются нервно-мышечные функциональные органы, сформированные у малыша в момент рождения и развивающиеся в период раннего детства, до 6 лет. У здорового ребенка все физиологические элементы (слух, речь, нервы, мышление) служат потенциалом к полноценному раскрытию любых способностей, как базовых, так и специальных.

В процессе учебы детей на их способности влияет всестороннее развитие. Один круг тесно связан с остальными (например, речь со слухом, зрение с мышлением). Сами по себе отдельно взятые способности не развиваются таким образом, чтобы это не затрагивало другие.

Чтобы ребенок развивался полноценно, ему необходимы следующие условия:

  • творческий подход к обучению;
  • стимулирование интереса к предмету обучения;
  • формирование положительного эмоционального настроя;
  • обеспечение нужного уровня трудности решаемых задач по отношению к осваиваемым способностям.

Зачем нужен творческий подход? Он помогает ребенку развивать автономность мышления, результатом которого бывает:

  • самостоятельное решение любых вопросов, независимо от уровня их сложности;
  • склонность к самоанализу;
  • работа над своими ошибками, что ведет к улучшению собственных возможностей.

При обучении ребенка нужно заранее спланировать сложность задач, которые он будет решать. Однако они должны соответствовать возрасту, не быть слишком объемными или тяжелыми для ребенка, а быть выполнимыми, иначе способности не будут развиваться.

С другой стороны, нельзя предлагать слишком простые задачи, так как это не даст в дальнейшем путей к развитию, а задержит формирование способностей на определенном уровне.

Большую роль играет и отношение ребенка к тому, что он делает

Поэтому очень важно, чтобы малыш был заинтересован в результате своего труда, а не только в процессе.. Если ребенок показывает положительные результаты, пусть даже и самые незначительные, обязательно нужно поощрять его, причем в форме и незначительной похвалы, что даст ему эмоциональное подкрепление

Однако надо помнить, что бывают не только успехи, но и неудачи, которые не должны вызывать негатив и ощущение своей беспомощности перед решаемой проблемой.

Если ребенок показывает положительные результаты, пусть даже и самые незначительные, обязательно нужно поощрять его, причем в форме и незначительной похвалы, что даст ему эмоциональное подкрепление. Однако надо помнить, что бывают не только успехи, но и неудачи, которые не должны вызывать негатив и ощущение своей беспомощности перед решаемой проблемой.

Как развить потенциальные задатки

Теперь о самом главном. Для развития способностей человека необходимы не только какие-либо природные задатки. Чтобы в дальнейшем они послужили почвой для успешной деятельности, потребуются и определенные обстоятельства, помноженные на желание, трудолюбие, упорство, хороших наставников, время и т. п.

Как видно из вышеописанного, способности не возникают неожиданно, ниоткуда. Это лишь продукт процесса личного роста каждого человека. Заботиться об их полноценном развитии необходимо еще в детстве, потому что в это время психика более гибкая, а восприятие отличается свежестью и подвижностью.

Весь процесс развития навыков можно условно разбить на такие периоды:

  1. Обучение в форме игры. Это основная деятельность ребенка, поэтому начинать развитие целесообразно, именно играя с малышом. Входя в разные роли, выдумывая и соблюдая правила, проявляя различные навыки, ребенок открывает для себя окружающий мир и делает свой выбор в пользу того, что его заинтересовало.
  2. Обучение навыкам. Это посещение различных кружков, секций, дополнительных занятий, а не только школьных уроков, что формирует у ребенка круг определенных способностей.
  3. Развитие навыков и приобретение мастерства. На данной ступени у малыша возникает определенный уровень умений: он может побеждать в конкурсах, участвовать в соревнованиях, каждый раз продолжая совершенствовать свои знания. Появляется такое качество, как самоконтроль и мотивация, что укрепляет веру в себя.
  4. Соединение увлечения и профессиональной деятельности. У взрослого человека это может стать основой для выбора будущей работы. Бывают люди, которые развивают свои способности, но все же забывают про умения, отводя им незначительную роль в жизни.

Способности человека имеют для него огромное значение. Без них нельзя проявить себя, освоить нужный навык, выработать форму поведения, найти себя в профессии, научиться делать определенные вещи и, соответственно, понять свое настоящее место в окружающей действительности.

Существующие навыки и умения нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, что позволяет достичь больших успехов в выбранной деятельности и заслужить признание своего таланта.

Как развить здоровую самооценку у ребёнка

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих возможностей, качеств и положения среди других людей. Существует общая и частная самооценка. Общая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. А частная — это мнение человека о своих успехах в разных видах деятельности.

Самооценка ребёнка складывается из обратной связи, которую он получает от окружающих.

Одна из частых родительских ошибок — это навешивание ярлыков, то есть стремление по каким-то отдельным качествам и поступкам судить о личности и будущем ребёнка. Часто мы делаем это неосознанно. Стремимся дать ребёнку обратную связь, но не умеем сделать это правильно, и получается что-то вроде: «Мда, ты для спорта явно не создан», «Ты в математике не преуспеешь, у тебя совсем другие сильные стороны».

Ярлыки бывают не только негативными. Иногда родители стремятся «развить самооценку» своего ребёнка, давая ему слишком позитивную обратную связь: «Ты прирождённая балерина», «У тебя же такой слух, просто идеальный для скрипки», «У тебя невероятный талант». Это тоже вредно, потому что такие слова создают у ребёнка неадекватное представление о себе. В будущем, попав в коллектив других ребят, он может испытать большое разочарование.

«„Семейные“ профессии — когда в семье сформировалась династия, например врачей или юристов, — это тоже своего рода ярлык. Родители ждут, что ребёнок пойдёт по их стопам, а у него совсем нет тяги к этой сфере. Давление родственников будет мешать ребёнку выбирать деятельность по душе и тормозить развитие его способностей. И даже может привести к негативным последствиям: чувствуя давление со стороны семьи, ребёнок начнёт закрываться и может проявлять агрессию в ответ на принуждение».

Главный способ развивать в ребёнке здоровую самооценку — давать адекватную, информативную обратную связь на его действия.

Неправильная обратная связь, которая ухудшит самооценку

  • концентрируется на негативном;
  • описывает личность ребёнка, а не его действия;
  • может содержать обесценивание стараний ребёнка;
  • неинформативна: не понятно, что именно не получилось и как исправить ситуацию.

Пример неправильной обратной связи: «Ты вообще не стараешься! Никогда не можешь сделать нормально! Ну почему ты такой бестолковый!»

Правильная обратная связь, которая формирует стабильную самооценку и поможет ребёнку адекватно оценить свои сильные и слабые стороны

  • концентрируется на успехах;
  • описывает действия, а не личность;
  • признаёт старания ребёнка, даже если успех пока минимальный;
  • признаёт неудачи, но не катастрофизирует их;
  • информативна: ищет, как можно исправить, как в следующий раз сделать лучше.

Примеры правильной обратной связи: «У тебя сегодня получается гораздо лучше, чем раньше!», «Я очень рада, что на этой контрольной ты решил четыре примера, в прошлый раз было три. Как тебе? Ты доволен результатом?», «Если нужна моя помощь, скажи, как тебе помочь?», «Согласна, неприятно получить плохую отметку. Что думаешь, как можно решить эту проблему?».

Как правильно давать обратную связь:

  • оценивать действия ребёнка, а не его личность;
  • отмечать то, что действительно получается;
  • замечать, если у ребёнка есть свой стиль, свои особенности (решил задачу необычным способом, рисует необычные образы);
  • учить сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с кем-то другим.

Что такое способности человека

Способности – так называется совокупность личностных особенностей, дающих возможность с успехом совершать определенные операции. Разные авторы по-своему трактуют данное понятие. Некоторые из них считают, что способности не являются врожденным качеством. Но, например, когнитивные способности мы получаем от рождения, хотя они и имеют свойство развиваться с возрастом. Это можно понимать как природную одаренность, которая формируется в раннем детстве из заложенных в нас задатков.

Задатки выступают основой для развития способностей человека– это врожденные черты личности, которые могут передаваться по наследству от родителей (состояние здоровья, уровень физического развития и интеллекта, темперамент, характер, сила и диапазон голоса, телосложение и прочие индивидуальные особенности). Допустим, музыкальный слух можно считать задатком, пользуясь которым, человек сможет учиться музыке (но отнюдь не предвещающим точного успеха), а хорошо развитая мускулатура – предпосылка для реализации себя в спорте.

Некоторые тезисы о способностях человека, которые необходимо знать:

  • у любого человека они бывают индивидуальными, поэтому все мы, можно сказать, уникальны и не похожи на других;
  • успех в любой деятельности зависит от степени развития способностей;
  • с ними напрямую связана предрасположенность человека к обучению и приобретению новых знаний;
  • они не возникают сами по себе, без влияния врожденных задатков;
  • способности следует раскрывать, иначе они будут ослабевать, что в конечном итоге приведет к их потере.

Как понять, в чём талантлив ребёнок

Талант — это не данность, а скорее совокупность нескольких факторов:

  • интерес,
  • темперамент,
  • стремление практиковаться.

При этом интерес и осознанное желание развить тот или иной навык играют главную роль в достижении успеха.

Если ребёнок хочет заниматься чем-то, то его искренний интерес может компенсировать недостаток каких-то природных данных. Задача родителей — поддержать желание ребёнка развиваться в выбранном направлении.

«Кэрол Дуэк, профессор Стэнфорда, считает, что изначальный уровень интеллекта и таланта — это только стартовая точка. Мы должны давать детям понять, что они талантливые, что они способные: „Да, сейчас у тебя получается не идеально, но продолжай стараться, развивай свои способности, и ты обязательно добьёшься хорошего результата!“»

Попробуйте выполнить такое задание: напишите 10 талантов своего ребёнка. Обычно родителям несложно назвать четыре-пять талантов своих детей, а вот больше — уже труднее. Это происходит потому, что родители обычно замечают явные, яркие и понятные способности детей: хорошо рисует, успешен в математике, здорово поёт, блестяще играет в хоккей.

Часто талантом могут быть и совсем обычные вещи. Например, ребёнок отлично умеет поддерживать порядок в комнате и ему нравится систематизировать игрушки. Или он остроумно шутит, или дружелюбный, или умеет видеть красоту.

Могут быть и такие таланты, проявления которых раздражают родителей: всё время суёт везде нос, слишком активный или, наоборот, слишком медлительный, фантастический лентяй

Здесь важно понять, почему это так задевает вас и что движет ребёнком, а также как это поведение проявляет его сильные стороны:

  • Чрезмерное любопытство — это признак развитого стремления к познанию. Такие дети могут обладать энциклопедическими знаниями и сделать научную, журналистскую или инженерную карьеру благодаря пытливому уму.
  • Чрезмерная активность — это качество скрытого лидера. Такой ребёнок может ярко проявить себя, например взяв руководство школьной командой КВН, а в будущем — пойти в политику или спорт.
  • Лентяй может не хотеть ничего делать, потому что хорошо осознаёт свои интересы и границы своих возможностей, слышит себя и понимает, что устал и надо отдохнуть. Возможно, у него развиты способности к самопознанию — а это может быть предпосылкой к успешной карьере психолога или актёра.

Условия для повышения уровня развития способностей

Положительное влияние на развитие индивидуальных способностей оказывают:

  • высокий базовый интеллектуальный уровень окружения;
  • обогащенная внешняя среда;
  • активность субъекта;
  • позитивный эмоциональный фон;
  • формирование правильных установок в сензитивных периодах.

Негативно оцениваются следующие условия:

  • отсутствие значимых для субъекта впечатлений, событий, эмоций;
  • частые психологические травмы;
  • некорректно выстроенная система мотивации.

Мотивирующими факторами должны становиться примеры успеха окружающих людей, поощрение, похвала, высокая оценка соответствующих действий. Принуждение, угрозы, наказания относятся к понятию неправильной мотивации, могут тормозить развитие способностей, положительных характеристик личности.

Структура способностей. Классификация способностей

Классификация способностей

Способности

Проблема способностей в психологии представляет собой наименее разработанную область знания. В современной психологической науке существуют различные подходы к определению данного понятия (табл. 8).

Подходы к определению понятия «способности»

Автор Определение способностей
Б.М. Теплов Выделяет три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека
С.Л. Рубинштейн «Сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности»
А.В. Петровский «Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся»
К.К. Платонов «Качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней»
Ю.Б. Гиппенрейтер «. Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению»

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем наиболее значимую из них (рис. 99).

Рис. 99. Классификация способностей

Природные (или естественные) способности.В основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности. Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

· на общие, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

· теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

· учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

· способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и те, что являются вспомогательными. Данные компоненты образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Общая структура способностей отражена на рис. 100.

Как развить когнитивные способности

Как в норме, так и при нарушениях, когнитивные способности можно развивать с помощью внешних воздействий. Израильские учёные провели метаанализ и сравнили эффективность разных вмешательств, призванных улучшить эти функции:

  • Физические упражнения. Целый ряд исследований показывает, что регулярная физическая нагрузка положительно влияет на развитие когнитивных функций как у людей с нарушениями, так и у здоровых.
  • Когнитивные тренировки. Это систематическое выполнение заданий, направленных на развитие тех или иных когнитивных способностей. Например, для тренировки рабочей памяти это могут быть задания на запоминание, а для когнитивной гибкости — задачи с меняющимся условием (скажем, сначала нужно сортировать предметы по цвету, а потом — по размеру).
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Во время сеансов с психотерапевтом пациент рефлексирует над своим поведением в различных ситуациях, осознаёт свои внутренние установки, оценивает их адекватность, учится регулировать эмоции и поведение.

В коррекции когнитивных способностей у людей с СДВГ также хорошо себя показал метод нейрофидбэка — на монитор выводится изображение электрической активности мозга, и пациент учится ей управлять. Однако самым эффективным методом оказались физические тренировки, особенно командные игры и виды спорта с ракеткой.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют  в человеке одновременно, взаимно дополняя  и развивая  друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Уровни развития способностей

Способности каждого человека формируются из задатков, навыков, умений, знаний, социального окружения и других факторов.

Развитие способностей — это сложный динамический процесс, который состоит из 2 этапов и имеет свои особенности:

  1. На первом этапе, который специалисты называют воспроизводящий, человек учится приемам, определенной технике, выполняет движения за учителем, то есть повторяет нужный процесс, обучается необходимым действиям. Через этот этап проходят все люди, которые хотят обрести какие-либо умения и навыки. При этом человек может стать профессионалом в своем деле, но в его действиях будет наблюдаться стандартность и шаблонность — он так учился, привык так делать и продолжает так делать.
  2. На втором этапе развития подключается творческая деятельность. Проходя первый воспроизводящий этап, люди отходят от стандартного выполнения, изменяют тактику, приемы, придумывают новую технику, становятся новаторами в своем деле. На этом этапе активно развиваются не только специфические и творческие способности, и природные в том числе.

Важно! Особенности развития способностей таковы, что индивиду обязательно нужно пройти первый этап (воспроизводящий), чтобы научиться чему-либо и в дальнейшем развивать в себе творческие умения и навыки. Но для этого у индивида должно быть развито нестандартное и нешаблонное мышление.

Что делать, если ребёнок постоянно бросает кружки?

Такое действительно случается. Причин тому может быть много:

  • у тренера слишком завышенные требования;
  • у ребёнка есть какие-то страхи, но он не решается о них сказать: например, его задирают другие ребята или он боится не стать лучшим и тем самым не угодить родителям;
  • он стесняется;
  • у него не получается выстроить коммуникацию с другими детьми;
  • он сильно устаёт и не выдерживает нагрузку.

Постарайтесь понять, что именно не нравится вашему ребёнку, и предметно решайте проблему.

Чтобы выбрать кружок не наобум, а осознанно, знакомьте ребёнка с разными сферами. Уже с 12 лет можно более детально рассказывать об особенностях разных профессий. Попросите своих друзей рассказать о том, как проходит их рабочий день, почему они выбрали эту профессию и что в ней самое интересное, какими навыками нужно обладать, чтобы реализоваться в той или иной сфере. Живой пример и рассказ лучше пробудят интерес ребёнка.

Становление и развитие специальных способностей

Обычно развитию специальных способностей у детей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Взрослые часто развивают свои специальные способности, руководствуясь волевыми решениями.

Игры в развитии специальных способностей выполняют особую функцию, заложенную природой человека. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей

Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. В игре человеку позволяется значительно больше, нежели в реальном мире: можно «грабить», «убивать» и т.д

Игра дает возможность попробовать себя в новом качестве.

Не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать, применять разум.

Деятельность должна быть довольно трудной. В противном случае развитие способностей не происходит (а в некоторых случаях даже может наблюдаться регресс). Идеально, если деятельность находится в так называемой «зоне ближайшего развития» (Выготский).

Диагностика творческих и интеллектуальных способностей

Классикой диагностики интеллекта и творческой составляющей являются скоростные тесты Айзенка, Кеттела, «Прогрессивная матрица» Равена. Все они основаны на оценке 7 умственных потенций:

  1. Вербальной гибкости – способности легко и быстро подбирать подходящие слова, выражения.
  2. Счетной способности.
  3. Вербального восприятия – понимания письменной и устной речи.
  4. Памяти.
  5. Ориентации в пространстве.
  6. Восприятия различий и сходств пространственных объектов, графических изображений.
  7. Склонности к рассуждениям.

Дополнительно для определения степени одаренности в процессе тестирования оценивают:

  • исследовательскую активность;
  • роль внутренней мотивации;
  • возможность строить прогнозы;
  • способность находить оригинальные решения;
  • склонность к созданию идеальных эталонов.

Эти компоненты лежат в основе большинства авторских методик: опросников, психологических тестов, мероприятий, связанных с наблюдением за испытуемыми в естественных условиях, искусственно созданных ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: