Модернизация россии и развитие медицины в xviii веке: причины, этапы, результаты

Реформы Петра.

В 1725 г.
была открыта Петербургская академия
наук, куда были приглашены ученые-иностранцы.
Среди первых академиков были такие,
которые публиковали работы по медицинским 
вопросам. Так, были опубликованы сочинения
«О движении мышц, о зрительном нерве»,
Леонард Эйлер создал работу по гемодинамике,
Дювернуа  — ряд анатомических работ.

В реформах
Петра I значительное внимание было уделено 
медицинскому ремеслу. Русские, ездившие
в страны Западной Европы, в том числе
сам Петр I, наряду с кораблестроением,
мануфактурами и школами знакомить там
с больницами, анатомическими музеями
и выдающимися врачами

Будучи 
в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал 
лекции и анатомический музей 
Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических
вскрытиях. О каждом случае предстоящего
вскрытия он заранее получал уведомление
и проникал в секционный зал через специальную
потайную дверь.

В  1717
г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию 
Рюйша (около -2 тыс. экспонатов). Она положила
начало фондам первого русского музея
— Кунсткамеры — Петровского музея редкостей.
По указу царя (1718 г.) эта коллекция стала
расширяться и пополняться трудами российских
ученых.

Возвратившись   
в   Россию    после своего 
первого путешествия  по странам  
Западной   Европы   (1697—1698),
Петр I учредил    в Москве  
в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии
с демонстрациями на трупах. В основанной
по указу Петра лекарской школе при Генеральном
госпитале в Москве также производились
вскрытия, при которых он часто  
присутствовал. Автор книги «Истории деяний
Петра Великого» И.  И.  Голиков пишет
об этом: «Он приказывал себя уведомлять,
если в госпитале или где-нибудь в другом
месте надлежало анатомировать тело или
делать какую-нибудь    хирургическую
операцию, и когда только время позволяло,
редко пропускал такой случай, чтоб не
присутствовать при оном, и часто даже
помогал операциям. Со временем приобрел
он в том столько навыку, что весьма искусно
умел анатомировать тело, пускать кровь,
вырывал зубы и делал то с великою охотою…».

Генеральный
госпиталь был открыт 21 ноября 1707
г. в восточной части Москвы, «за 
Яузой рекой в месте для 
лечения болящих». Позднее были созданы 
госпитали для увечных солдат
в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве
и Екатеринбурге. В 1718 г. открыты сухопутный
и адмиралтейский военные госпитали в
Петербурге и в 1720 г.— адмиралтейский
госпиталь в Кронштадте. В 1721 г. был опубликован
составленный при участии Петра I Адмиралтейский
регламент, где особый раздел определял
задачи и формы работы в морских госпиталях.
В 1735 г. был издан специальный «Генеральный
регламент о госпиталях». В регламенте
отчетливо виден передовой характер госпиталей.
Во главе каждого госпиталя стоял врач,
хозяйственная часть госпиталя подчинялась
медицинской. Устанавливались обязательные
патологические вскрытия трупов умерших
в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки
всех наиболее интересных в медицинском
отношении больных и препаратов. В 1745 г.
по инструкции для госпитальных школ России
подчеркивалось научное и практическое
значение вскрытий. В 1754 г. медицинская
канцелярия составила другую инструкцию,
где уточнялись формы работы патологоанатома.

XIX век. Развитие

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Система обучения будущих врачей в России XVIII века.

В XVIII веке
русская наука в области медицины и
медицинского образования столкнулась
не с подавляющим отсталым большинством,
господствовавшим на медицинских факультетах
многих университетов Западной Европы,
а с передовым, прогрессивным для того
времени Лейденским университетом. В отличие
от остававшегося в течение всего XVII века
схоластическим, чисто книжным, обучения
будущих докторов медицины на медицинских
факультетах западноевропейских университетов,
госпитальные школы России с первых лет
своего существования построили обучение
будущих врачей практически. Организуя
медицинское образование, Россия и заимствовала
этот передовой и еще не общепризнанный
по тому времени метод обучения студентов
у постели больного. Не случайно, школы
для подготовки врачей в России были созданы
при госпиталях. Задача подготовки врачей
в XVIII веке была в России разрешена оригинальным,
самобытным путем: был создан новый вид
высшего учебного заведения для подготовки
врачей — школы на базе крупных госпиталей.

Реформы Петра I

Тем не менее, именно многочисленные реформы Петра I серьезно смогли изменить сложившееся положение вещей. Стоит отметить, что пресвященный правитель первым делом вносил инновации в те сферы деятельности, которые привлекали его лично. К счастью, медицина была одной из них, и в своих многочисленных путешествиях по европейским странам он неоднократно посещал самых выдающихся медицинских исследований, знакомился с их лучшими работами и даже довольно успешно практиковался в медицине. Во многом с его подачи в 1725 году в Петербурге была открыта первая в стране академия наук, в которой преподавали многие приглашенные иностранные специалисты, в том числе и выдающиеся ученые из области медицины.

Одновременно с этим своими указами Петр I очень сильно стимулировал качественное развитие армии, и для ее обслуживания требовалось множество опытных и готовых к тяжелой работе в полевых условиях специалистов. В связи с этим начали создаваться постоянные военные госпитали в различных крупных городах. Притом отдельно существовали как сухопутные, так и морские военные госпитали, которые в отличие от других медицинских учреждений получали все необходимые расходные материалы и состояли на полном государственном довольствии.

XIX век. Начало

Медицина в России в начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать лечебное дело, требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Другие изменения

Эти и многие другие изменения стали причиной настоящего расцвета медицины из практически зачаточного состояния буквально за несколько десятков лет

Конечно же, Петр I и его помощники смогли решить далеко не все существующие проблемы, однако они дали серьезный толчок для развития медицины, как важной области науки, развитие которой было необходимо для общего улучшения состояния нации и государства. Этот базис позволил в дальнейшем создать на этой почве настоящую и уникальную русскую медицинскую школу, выходцы из которой совершили множество серьезных открытий

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Медицина в Российской империи XVIII в.

В XVIII в. и в первой трети XIX в. С. Н. Затравкин и А. М. Сточик, опубликовали две монографии, касавшиеся медицинского факультета Московского университета. Было общепризнано, что медицинский факультет был открыт в 1764 г. Но Сточик и Затравкин представили документы, в которых говорилось, что факультет начал действовать с 1758 г.

Медицинский факультет С самого начала факультет давал общее образование будущим врачам. Многие среди его студентов посвятили всю свою жизнь медицине. На медицинском факультете стали работать профессор Эразмус, прозектор (проректор) Керестури, а также отечественные профессора, которые вернулись из-за границы — П. Д. Вениаминов, С. Я. Зыбелин. С 1768 г. лекции стали читать на русском языке.

Медицинский университет давал качественное общее образование, однако, не обеспечивал их практической подготовки. Практические навыки будущие врачи получали в госпитальных школах. Здесь обучение проходило около постели больных, в госпиталях.

В 1775 г. были образованы приказы общественного призрения для управления лечебными учреждениями, а также введены должности уездных лекарей. В 1797 г. были созданы гражданские врачебные управы в губерниях, кроме Петербурга и Москвы, в которых всеми медицинскими делами управляли главные врачи города. Медицинская коллегия.

К. И. Щепин Он окончил Киево-Могилянскую академию. Работал в Академии наук. Защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете (о растительной кислоте). Преподавал физиологию, ботанику, анатомию, хирургию, фармакологию в Московской госпитальной школе, являясь в ней первым русским профессором. Он проводил занятия на русском языке. Различные волевые качества, атеистические мировоззрения в духе М. В. Ломоносова —это стало одной из причин увольнения Щепина из школы. В 1770 г. Щепин умер в Киеве, участвуя в ликвидации чумы

В. М. Рихтер Окончил Московский университет. Направлен в Германию (Берлин, Геттинген) для продолжения обучения акушерскому искусству. После возвращения из Германии и получения степени доктора медицины Рихтер был назначен профессором повивального искусства в Московский университет. В 1806 г. под его руководством открыт повивальный институт и родильный госпиталь. Рихтер написал несколько учебных пособий по акушерству. Этими пособиями пользовались студенты госпитальных школ и университета.

Водолечебницы Родоначальником лечения минеральными водами также стал Петр I. По его распоряжению в Липецке, Старой Руссе, Олонецком крае были открыты водолечебницы, которые действуют до сих пор. В этих лечебницах могли получать процедуры как военнослужащие, так и гражданское население. Мед. инструментарий производился в специальных мастерских, их еще называли инструментальной избой.

  • Используемые покрытия зеркал кратко

      

  • Европа в 16 веке кратко

      

  • Здание парламента канады кратко

      

  • Экологические проблемы азовского моря кратко

      

  • Ассирия в среднеассирийский период кратко

Изменения системы

Реформа медицины в России и других странах должна проводиться постоянно, ведь наука не стоит на месте, в результате чего появляются новые лекарства, методы исследований и лечения. Кроме того, необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение всего населения квалифицированной медицинской помощью, на которую сегодня, к сожалению, не все россияне могут рассчитывать.

С начала 21 века реформа медицины в России обсуждается ведущими специалистами. Предполагается, что с 2015 года финансирование учреждений здравоохранения изменится. Оплата персоналу будет осуществляться за пациента, а не за койко-место. Все клиники будут иметь единый прейскурант, многие планируется перевести на семидневную рабочую неделю. Также будут задействованы счета больниц для благотворительных взносов, которые на данный момент имеют нулевой баланс. Предполагается, что введение новых стандартов финансирования поможет населению получать обслуживание высокого уровня на всей территории РФ.

Состояние медицины в России в 20 веке

Начиная с 1900 года, бурно развивается ортопедия, офтальмология, онкология. Наиболее значимые фигуры медицинского сообщества возглавляли клиники, институты и школы — Г. И. Турнер, Р. Р. Вреден, Е. В. Адамюк и другие. Значительный шаг вперед сделан в области акушерства и гинекологии, особенно благодаря труду В. Ф. Снегирева под названием «Маточные кровотечения». Н. Ф. Филатов создает первую педиатрическую школу, публикует клинические руководства и работы по детским заболеваниям и профилактике.

Многие другие области медицины также не стояли на месте. В 20 веке было сделано важнейшей открытие генетического кода, который позволит ученым при полной расшифровке исследовать человеческий организм с высокой точностью.

Госпитальные школы

Понятно было и то, что в стране очень сильно не хватает медицинских учебных заведений, однако в решении данного вопроса Петр I решил пойти не по тому пути, который наблюдал в Европе. Английские, немецкие, французские и другие медицинские высшие учебные заведения специализировались на активном преподавании теоретического материала, в то время как к практике студенты приступали только по окончанию учебы и получали большую часть необходимых навыков уже в процессе работы. В России нехватка медиков ощущалась очень сильно, и готовые специалисты требовались максимально быстро, оттого обучение медицине проводилось в специальных университетах, располагающихся при действующих госпиталях. Так называемые госпитальные школы быстро продемонстрировали свою эффективность, и их начали создавать по всей стране.

В то же время организацию первой подобной госпитальной школы Петр I поручил известному голландскому врачу Николаю Бидлоо, а для преподавания приглашал иностранных специалистов. Нередки были случаи, когда такие учителя старались не давать студентам полный объем знаний, так как боялись конкуренции, однако под чутким руководством Бидлоо ситуация начала налаживаться.

Интересно отметить и то, что программы обучения в данных госпитальных школах предполагали значительно больший объем знаний, чем давался студентам в европейских университетах. Параллельно с этим данные школы максимально оснащались всем необходимым – лабораториями, ботаническими садами, смотровыми операционными и так далее. Ну а после 1786 года, когда данные школы были переименованы в медико-хирургические училища, их обустройству стали уделять еще больше внимания. Именно эти действия позволили добиться того, что учащиеся могли получать все необходимые практические и теоретические знания, выпускаясь уже полноценными врачами, готовыми к работе с самыми сложными пациентами в полевых условиях обычных госпиталей.

В перспективе выпускники таких школ сыграли очень важную роль в поддержке армии во времена военных конфликтов, а многие из них внесли серьезный вклад в развитии отечественной медицинской науки, создавая научные труды, которые пользовались популярностью по всему миру.

Русские госпитальные школы XVIII века.

 Первая 
госпитальная школа на 50 учеников 
была организована в 1707 г. при 
Московском сухопутном госпитале. 
В 1733 г. были открыты аналогичные 
школы при сухопутном и адмиралтейском
(морском) в Петербурге, адмиралтейском 
в Кронштадте госпиталях по 10 подлекарей
и 20 учеников в каждом. В 1756 г. контингент
учащихся в Петербургском сухопутном
госпитале был увеличен до 50, а в адмиралтейском
— до 30 учеников. В 1758 г. была открыта рассчитанная
на 15 учеников школа при Колывано-Воскресенском
заводском госпитале, выпустившая около
160 врачей. С 1788 по 1796 г. существовала госпитальная
школа при Елисаветградском госпитале,
выпустившая 152 врача.

Московский 
госпиталь Петр I поручил строить 
и организовать голландскому врачу
Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику
анатома, атласом которого пользовался
сам Петр I. Ему же Петр I поручил организовать
при госпитале и школу для подготовки
врачей. В качестве преподавателей в госпитале
были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые
с русским языком, имевшие возможность
преподавать только па латинском и иностранных
языках (преимущественно голландском
и немецком). Находившиеся на русской службе
врачи-иностранцы, боясь конкуренции,
нередко пытались противодействовать
подготовке отечественных русских врачей.
Некоторые поэтому и рекомендовали принимать
в госпитальную школу лишь детей проживавших
в Москве иностранцев.

Среди
врачей-иностранцев находились даже
такие, которые утверждали, что русские
не способны усвоить обширные знания,
необходимые врачу. Позднее в 1715 г. в письме
Петру I рассказывал об этом: «Многие хирурги
советовали дабы я народу сего (русского)
юноши не учил, сказующе что не возможешь
сие дело совершить». К чести Бидлоо следует
отметить, что он правильно понял те задачи,
которые перед ним ставились, и честно
служил интересам России, решительно преодолевая
противодействие врачей-иностранцев.
Бидлоо не испугался трудностей и нашел
выход из положения: он получил разрешение
набирать в госпитальную школу слушателей
из числа учащихся Славяно-греко-латинской
академии и школ духовного ведомства,
где учащиеся изучали греческий и латинский
языки.

В программу 
преподавания в госпитальных школах
были включены все теоретические 
и практические медицинские дисциплины
в большем объеме, чем на медицинских 
факультетах иностранных университетов.
Преподавались теоретические дисциплины:
анатомия человека с физиологией, элементами
гистологии и судебной медицины, патологическая
анатомия, «материя медика», включающая
фармакогнозию, минералогию, ботанику,
фармацию и фармакологию. С преобразованием
в 1786 г. госпитальных школ в медико-хирургические
училища были введены химия, математика
и физика. При госпиталях были организованы
анатомические музеи и ботанические сады
(«аптекарские огороды»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: