Понятие «непосредственно образовательная деятельность». нод как ведущая форма обучения в доу, структура и особенности организации в разных возрастных группах

Понятие «непосредственно образовательная деятельность». нод как ведущая форма обучения в доу, структура и особенности организации в разных возрастных группах. типы и структура занятий в доу

Слайд 9Введение в процесс обучения игры вызывает у детей: желание овладеть предлагаемым

учебным содержанием; создаёт мотивацию учебной деятельности; позволяет осуществлять в игровой форме руководство детской деятельностью и её оценку; доставляет удовольствие от полученного результата, а также возможности использования его в игре по окончании НОД

Ведущая деятельность в ДОУ – игровая

Принципы ОД

Культурно- историческийЛичностно-ориентированныйРазвивающего образованияАмплификации развития ребенкаДеятельностного обученияПриродосообразности Принцип здоровьесбережения Принцип тематичности Принцип заинтересованности

Инновационные технологии

Проектная деятельность Проблемно-поисковая (исследовательская деятельность) ТРИЗ Метод моделирования Дифференцированное обучение Деятельностный метод Интегрированное обучение Проблемно-игровое обучение Здоровьесберегающие технологии Компьютерные технологии

Слайд 11Метод как способ достижения целиПод методами обучения в дидактике понимаются способы

совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД . Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

«Метод» — путь к чему-либо, способ достижения цели. , т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.

«Прием» — это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему.Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят

В помощь педагогам и родителям

Мало кто из родителей, имеет знания о научном подходе к воспитанию детей. Чаще всего мы руководствуемся навыками своих родителей, вспоминая их тенденцию в воспитании себя. Имея не самый удачный опыт, многие мамы и папы наоборот — стараются поступить со своим малышом с полной противоположностью. Но нет никакой гарантии, что тот или иной способ поведения правильный. В помощь родителям сейчас выпускается масса познавательной литературы. В качестве хорошего примера можно назвать пособие Е.П.Николаева, повествующее о развитие навыков самостоятельного мышления у детей в возрасте 5-7 лет. Книга содержит 25 конспектов, позволяющих ребенку не только подготовиться к школе, но и научиться в игровой форме, делать это самостоятельно. Пособие будет интересно также педагогам ФГОС или психологам.

Ну и, как известно, нет ничего эффективнее в воспитании, как познавательные развивающие игры. Для малышей от 3-х лет можно привести в пример, магнитный конструктор «Ферма», где при помощи 33-х элементов ребенок обустраивает свое «сельскохозяйственное» поле. Девочкам будет интереснее мечтать о расстановке в собственном доме. Игра «Домик Мечты» поможет им придумать свой первый дизайнерский проект. А вот для будущих врачей или даже ученых был выпущен набор биолога «Биомир», который знакомит дошкольника с особенностями окружающей среды. На примере этих игровых пособий педагоги могут организовывать занятия в группах.

Требования к составлению конспекта НОД

Определение 2

Конспект НОД – это документ, отражающий проект реализации образовательной деятельности на конкретном занятии в дошкольной образовательной организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Конспект НОД 460 ₽ Реферат Конспект НОД 250 ₽ Контрольная работа Конспект НОД 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Конспект НОД составляется с учетом требованием ФГОС ДО и имеет свою специфику оформления в соответствии с особенностями реализации образовательной деятельности, функционирования системы дошкольного образования в конкретном регионе. При этом, составление конспекта НОД опирается на ряд требований, которые требуют обязательного исполнения:

  1. Отражение современных тенденций развития системы дошкольного образования.
  2. Отражение традиций дошкольного образования конкретного региона и направлений его образовательной политики.
  3. Методически грамотное составление конспекта.
  4. Обязательное прописывание целевого назначения НОД и конкретных задач, которые должны быть решены в ходе образовательной деятельности на учебном занятии.
  5. Обязательное решение образовательных задач, прописанных в конспекте НОД.
  6. Отражение отдельных этапов НОД и их нюансов проведения.
  7. Отражение структуры и предметного содержания образовательной деятельности.
  8. Отражение методов и форм организации НОД.
  9. Проектировка мотивации учащихся к познавательной деятельности и обучению.
  10. Отражение индивидуальных особенностей воспитанников конкретной группы, в которой будет реализована НОД: индивидуальные особенности развития, психические особенности, уровень интеллекта, познавательной заинтересованности дошкольников.

Учет этих требований при написании конспекта НОД позволяет спроектировать образовательную деятельность ДОУ, ориентированную на результат т.е. обучение и развитие подрастающего поколения, формирование основных личностных, предметных компетентностей детей, их навыков продуктивной и иных видов деятельности.

Рисунок 2. Оформление конспекта НОД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Слайд 24 ПАМЯТКА « НОД»Цели

и задачи НОД: соответствие теме, уровня подготовленности правильности и обоснованности постановки образовательной и воспитательной целей и задач НОД с учетом особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в детейСтруктура и организация НОД: продуманность основного вида детской деятельности и формы её организации, логическая последовательность и взаимосвязь этапов; целесообразность распределения времени; рациональность выбора форм организации структурных компонентов; рациональная организация труда воспитателя и детей. наличие плана и организация его выполнения воспитателем; оборудование. Содержание НОД: соответствие содержания требованиям ООП ДОУ; отражение темы дня, недели, регионального компонента; полнота, достоверность, доступность изложения; научный уровень излагаемого материала; воспитательная направленность занятия; степень нравственного влияния; реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов; подведение (мотивация) детей к восприятию новых знаний; выделение главной идеи

знаний; выделение главной идеи нового материала; формирование новых понятий, активного словаря. Организация самостоятельной работы детей: характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень слож-ности, вариативность, учет уровня подготов-ленности детей; инструктаж и помощь воспитателя; степень усвоения нового материала (эффективность); связь нового с ранее изученным; повторение (организация, формы, приемы, объем); виды организации самостоятельной деятельности (по образцу, по плану, схеме, модели, по словесному указанию )Методика проведения НОД: определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возмож­ностям данного возраста детей; использование технологий развивающего обучения; разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем; оценка методи-ческой вооруженности воспитателя педаго-гическими технологиями; эмоциональность подачи материала; эффективность исполь-зования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения.Культура общения воспитателя с детьми: соблюдение норм педагогической этики и такта, создание морально-психологического климата в детском коллективе. Соблюдение санитарно-гигиенических условий, дидактических и организационных требований. Анализ проведения НОД

НОД — это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения ООП ДОУ и решения конкретных образовательных задач

1 Комбинированная НОД — сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .2 Комплексная НОД — реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме).3 Интегрированная НОД — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .

ВИДЫ « НОД»

Слайд 7Цели НОД Цель – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление,

мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы

Требования при постановке целей: Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой. Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка). Цели должны быть сформулированы настолько конкретно , чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими

Алгоритм постановки цели: Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, чётко ее сформулируйте . Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия). Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Слайд 14Требования к организации НОД

Санитарно- гигиенические требования:Учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей; Соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; Оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям на удовлетворение двигательной активности; Длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно; Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускать переутомления детей на занятия; Предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования:Точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; Творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; Оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; Выбор наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; Обеспечение познавательной активности детей и развивающий характер НОД, Рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью НОД; Использование в целях обучения дидактического материала и игр, словесных и игровых приемов.Систематическое осуществление контроля за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования: Наличие продуманного плана проведения НОД; Четкое определение цели и дидактических задач НОД; Грамотный подбор и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ИКТ; Поддержка необходимой дисциплины и организованности детей при проведении НОД. НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям; НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей; Организация процесса обучения, полезная интеграция содержания

Слайд 16Особенности организации НОД: организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы

организации; развивающий характер обучения дошкольников; чувственный способ познания мира; присутствие субъектных отношений педагога и детей ( сотрудничество, партнерство) игровая цель или другая интересная детям; опора на опыт и знания детей; преобладание диалога воспитателя с детьми; предоставление детям возможности выбора деятельности и организация проблемно поисковой деятельности; более свободная, в отличии от занятия, структура ОД; создание ситуаций успеха; развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей активное участие младшего воспитателя.

Слайд 25Юридический адрес: 445054, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Мира, 131;

2016 г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Веселые но тки» 4 корпус(детский сад «Олеся») г. о. Тольятти

«Организация непосредственно -образовательной деятельности ( НОД) в соответствии с ФГОС  ДО».

Подготовила:Воспитатель – Тришина Юлия Юрьевна

Этапы реализации НОД: 1. Мотивационный этап- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты Предполагает организацию детей . Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты) 2. Содержательный этап — Основная часть: (практическая деятельность)  направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. 3. Рефлексивный этап — Заключительная часть (рефлексия) – 2мин . Посвящается подведению итогов и оценке Результатов учебной деятельности. Эффективность рефлексивной части – отношение детей к НОД. Мотивация детей на перспективу НОД. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД : Это — Партнерские отношения : Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Разрешено свободное размещение детей Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

Проявление личностных качеств педагога? Речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), педагогическая культура, такт, его позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид

Важные детали

Немаловажным в процессе развития самостоятельности малыша является определение игровых и познавательных зон в стенах детского сада. Выделяют обязательные уголки с литературой и картинками, фотографиями и детскими творческими работами. Также в каждой группе должен присутствовать уголок с инвентарем для творческой деятельности. Здесь обычно размещают пластилин, краски, а также вспомогательные предметы. В результате ребенок уже сам сможет выбирать себе занятие по интересам, то есть определять цель; складывать и убирать использованные предметы в одно и то же место. При этом мебельная расстановка обязательным образом должна соответствовать возрастной категории детей. Чем ребенок младше, тем компактнее и теснее должна быть обстановка.

Огромным плюсом будет множество ящичков и полочек, где разложены предметы разной величины, размеров и текстуры. Детский конструктор, куклы, машинки или развивающие игры – каждому, как говорится, свое место.

Еще немаловажной деталью является правильное чередование детской деятельности. Планирование педагогом или родителями занятости должно включать умственные, творческие, подвижные или танцевально-музыкальные занятия, которые чередуются между собой

Так ребенок не будет уставать, и развиваться, как сейчас принято говорить, «комплексно».

Подводя итоги, мне бы еще раз хотелось подчеркнуть всю важность самостоятельной деятельности малышей. Ведь их личность формируется уже сейчас – на совсем раннем этапе развития

Ответственность родителей и педагогов ФГОС поможет будущему их деток. И обижаясь, порой, на то, что вы не делаете всю работу за них, малыши еще не знают, как будут благодарны за это во взрослой жизни. Надеюсь, данная статья поможет вам в воспитании самостоятельности любимых чад. А сегодня я с вами прощаюсь. До новых публикаций!

Слайд 22Шпаргалка для воспитателя «Как подготовить НОД»I. Четкое определение и

формулирование темы и ведущих понятий, место темы в план воспитательно -образовательного процесса. II. Определение целей и задач (целевая установку НОД— для себя и для детей .Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД)III. Планирование учебного материала: Подобрать оборудование и дидактический материал (литературу, наглядных пособий и пр. ) по теме, отбирая только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать обучающие задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, творческий подход к заданию. Упорядочить обучающие задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».Три набора заданий: -подводящие детей к воспроизведению материала, -способствующие осмыслению и закреплению материала. IV. Продумывание «изюминки» НОД с учетом возраста детей, которая вызовет удивление, изумление, восторг, останется в памяти детей (интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному) V. Группировка отобранного материала : обозначение последовательности в

которой будет организована работа с отобранным материалом, то как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового VI. Планирование контроля за деятельностью детей: Продумать:  что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе. После того как воспитатель провел НОД  необходимо провести самоанализ  так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает педагогам работать, а детям — получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью

Памятка для воспитателя

Примерный перечень глаголов для составления задач.

-Активизировать… -Ввести новые роли (события, действия)… -Воспитывать… -Добиваться… -Закрепить… -Напоминать… -Осваивать… -Обеспечить… -Обогащать… -Помочь…-Показать…-Приобщать… -Расширять… … -Создавать условия (обстановку)… -Способствовать… —Укреплять здоровье… -Формировать умения… -Формировать представления… -Развивать интерес… потребность… -Развивать стремление… -Создавать условия (обстановку)…

Слайд 12 Успешность формирования зависит от того, какими мотивами она побуждается.

МОТИВАЦИЯ — совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание , направленность и характер деятельности. Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста ,мотивация должна быть экономной, не должна доминировать, завершённость ситуации. Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие /отсутствие интереса

Мотивация в формировании НОД

Виды мотивации

Мотивация общенияЛичной заинтересованностиПроблемно-бытоваяСказочная Познавательная Информационная (после 6 лет)Семантическая (обозначающая)6-7лет Достижения успеха (5-7 лет)Соревновательная (6-7 лет)

Принципы мотивации : Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

«Современные требования к организации НОД детей дошкольного возраста»

Одной из основных особенностей НОД является системно-деятельностный подходк её организации. Или просто «деятельностный подход» – организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики (Л.Г.Петерсон). В условиях деятельностного подхода ребёнок — личность выступает как активное творческое начало, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. И именно с позиции технологии деятельностного подхода необходимо соблюдать принципы построения, или структуру НОД.

НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, повторюсь, чтобы они об этом не догадывались. Это главный постулат новых преобразований.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей — и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.

Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.

Приложение 1.

Организация НОД в условиях ФГОС ДО

Познавательно-исследовательская деятельность: (Решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, коллекционирование, реализация проекта , интеллектуальные, наблюдение, экскурсия, дидактические игры, рассматривание, решение проблемных ситуаций, иллюстраций, сюжетных картин, исследование, мини-музеи, конструирование, увлечения).

Двигательная деятельность:( Игровые упражнения, соревнования, эстафеты, спортивные игры и упражнения, игровая беседа с элементами движений, подвижные и дидактические игры с правилами, игровые ситуации, досуг, ритмика, аэробика, детский фитнес, гимнастика ,аттракционы, спортивные праздники, организация плавания).

Продуктивная деятельность: (Реализация проектов, выставки, мини-музеи, детский дизайн, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческой группы, опытно-экспериментальная деятельность).

Коммуникативная деятельность: (Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), составление рассказов по картине, игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика).

Чтение (восприятие) художественной литературы: (Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа по произведениям, ситуативный разговор с детьми, литературные праздники, досуги, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголки).

Музыкально-художественная деятельность: (Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, беседа, музыкально-ритмические движения , элементарное музицирование , элементарное музыкальное творчество, рассматривание картин художников слушание, импровизация, исполнение, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением).

Трудовая: (Самообслуживание, дежурство (по столовой, по уголку природы, подготовке к деятельности), трудовые поручения, задания, совместные действия экскурсия, реализация проекта).

Использование разных форм организации детей:

Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

-Индивидуальная (с одним ребенком) Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. (Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: