Воспитание и обучение: различия
Примером воспитания может служить осознание необходимости помощи близким, понимание важности заботы о слабых, появление привычки вовремя и к месту говорить простые слова вежливости. В то время, как обучение – это освоение алфавита и таблицы умножения, овладение навыком вышивания, усвоение очередного языка программирования
Отличий между процессами обучения и воспитания много:
- Задачи: для обучения это усвоение конкретных знаний и овладение навыками, для воспитания – формирование личности, передача социального опыта;
- Проявление результата: в случае с обучением результат можно оценить практически сразу, тогда как эффект воспитательных мероприятий становится виден далеко не так быстро;
- Регламентация: обучение – стандартизированный процесс, регулируемый стандартами разных уровней, воспитание такой регламентации не имеет;
- Временные рамки: обучение ограничено временем урока и длительностью курса, воспитание – непрерывный и постоянный процесс;
- Характер: обучение объективно (ученикам передаются подтвержденные и доказанные факты), воспитание – субъективно и во многом определяется условиями внешней среды и личностью воспитателя;
- Ориентация: обучение ориентировано на целые группы учеников, тогда как воспитание – дело сугубо индивидуальное и немыслимое без адресного подхода к воспитаннику.
Сущность обучения и воспитания
Определение 1
Обучение – это целенаправленная педагогическая деятельность по организации и стимулированию активной учебно-познавательной деятельности учеников, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Определение 2
Воспитание – это целенаправленное и систематическое формирования личности с целью подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизн Чаще всего воспитанием занимаются биологические родители ребенка, его опекуны и старшие родственники.
Обучение и воспитание – две основные, тесно взаимосвязанные составные части целостного педагогического процесса, научное изучение которого представлено предметом науки педагогики. Категории «воспитание» и «обучение» объединяются в понятие «образование». Теперь воспитание и обучения рассматриваются в качестве составляющих образовательного процесса и различаются способами и формами организации, специфики деятельности учащихся или воспитуемых, способами их приобщения к ценностям и знания, человеческому опыту и культуре.
Иными словами, можно говорить о современной дидактике и современных теориях обучения и воспитания, характер которых может быть определен в качестве традиционно-инновационных.
На сегодняшний день известна масса частных теорий обучения и несколько теорий воспитания, еще больше существует дидактических и воспитательных концепций, если в качестве концепции рассматривать формирующуюся и незавершенную общепризнанную систему взглядов, оценок и толкований.
Еще важнее формировать и последовательно излагать общую концепцию обучения и воспитания. Концепция, в данном случае, — это общий взгляд, обобщенная трактовка, интегрированный подход к той или иной сфере деятельности или области преобразований.
Они объединены общими целями, закономерности становления личности и социокультурной среды, в которой протекает ее формирование, и пониманием способов вмешательства в эти процессы, а также способов воздействия на их протекание. Именно такими общими чертами и образовано содержание ведущих ориентиров образования, или общей регулятивной схемы, которая задает стратегические ориентиры образовательной деятельности, общей концепции образования.
Любое серьезное новшество может стать жизнеспособным только в том случае, если оно основано на традициях, поэтому стоит уделить особое внимание новшествам и их распространению. Это и является одним из наиболее значимых условий осуществления образованием собственной функции опережения – работы не только на настоящее, но и на будущее, формирование человеческого капитала, общественного и государственного прогресса, культуротворчества и экономической модернизации, так называемой экономики знания
Теориями обучения и воспитания представлено теоретическое ядро личностной педагогической концепции, которая должна быть сформирована у каждого педагога, воспитателя и профессионала, работающего в системе образования
Тем, кто изучает педагогику особенно важно понимание и чувство первостепенны положений общей концепции обучения и воспитания в качестве исходных основ, направленных на выработку собственных позиций, суждений и подходов. Материал и пищу для наблюдений, анализ и оценки могут предоставить собственный опыт ученичества, а также разнообразные источники литературы и собственные педагогические пробы и начинания
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:
1) образование;
2) воспитание;
3) обучение.
Образование является:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
1) начальное;
2) среднее;
3) высшее.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
1) общее;
2) профессиональное;
3) политехническое.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
1) семья;
2) друзья;
3) учебные заведения;
4) средства массовой информации;
5) литература;
6) искусство;
7) органы правопорядка и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
1) знания;
2) умения;
3) навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Базовые категории педагогики
В Воспитании есть разные направления.
- Религиозное.
- Эстетическое.
- Нравственное.
- Гражданско-правовое.
- Патриотическое.
- Трудовое.
- Экологическое.
- Интеллектуальное.
Религиозное воспитание подразумевает под собой внушение человеку высоких духовно-нравственных качеств и религиозных норм, где главным аспектом является вера в Бога. Развивает у людей доброту, уважение, и любовь друг к другу и Богу.
В нашей стране всегда было очень развито трудовое и патриотическое воспитание
Очень важно для нашего государства, здоровое и верное стране молодое поколение. Сейчас очень много строится спортивных комплексов, оздоровительных учреждении
Открываются патриотические кружки и лагеря. Проходят акции памяти, возрождаются и сохраняются старые традиции. В школах учат заботе об интересах Родины и своего народа. Также очень важным является гражданско-правовое воспитание. Цель его — воспитать доброго, сильного, честного человека, знающего свои права и исполняющего свои обязанности. Каждый должен стать личностью со своими достоинствами полезными для общества.
Обучение это взаимоотношение учителя и ученика, в процессе которого, ученик систематически получает от учителя знания, навыки, умения и опыт. Во время обучения формируется новая модель поведения. Существуют разные методы обучения, рассмотрим их далее.
Немного о методах обучения
Процесс обучения включает в себя совокупность использования различных методик, педагог использует их комбинировано, в зависимости от конкретных стоящих перед ним целей.
Практический метод основывается на физических действиях — лабораторные и практические работы, упражнения.
Словесный метод — самый лучший, включает в себя беседу (учитель может поговорить с учеником и во время разговора преподать ученику нужный материал и понять усвоил тот его или нет), объяснение вопроса (что дает ученику способность самостоятельно мыслить), совет и поощрение (что очень важно для ученика, так как мотивирует его к лучшему результату). Также очень интересен наглядный метод обучения
Так как обучающиеся в большинстве своем — это дети, а детям, как известно, очень хочется все потрогать, увидеть, пощупать, услышать. Наглядный метод все это подразумевает с помощью иллюстраций, макетов, компьютерных программ, наблюдений. Данный метод обучения является классическими методами, но существует много разных видов обучения, но цель одна (научить, объяснить, доказать). Обучение проводят в дошкольных учреждения, школах, кружках, высших учебных заведениях. Много краткосрочных обучающих курсов с разными направлениями полезными для человека
Также очень интересен наглядный метод обучения. Так как обучающиеся в большинстве своем — это дети, а детям, как известно, очень хочется все потрогать, увидеть, пощупать, услышать. Наглядный метод все это подразумевает с помощью иллюстраций, макетов, компьютерных программ, наблюдений. Данный метод обучения является классическими методами, но существует много разных видов обучения, но цель одна (научить, объяснить, доказать). Обучение проводят в дошкольных учреждения, школах, кружках, высших учебных заведениях. Много краткосрочных обучающих курсов с разными направлениями полезными для человека.
Образование помогает людям быть грамотными, культурными, профессионально пригодными для государства , делает человека всесторонне развитым, обуславливает нормы общественного поведения. Система образования в России начала развиваться в первой половине 6 века. Тогда в Киеве была основана школа, князя Владимира и в Нижнем Новгороде школа Ярослава Мудрого. Учили грамматике, риторике, астрономии, арифметики, геометрии. Школа была не просто образовательным учреждением, но и культурным центром той местности, где она находилась. Не всем было доступно образование. Петром 1 была основана система профессионального образования, но также не для всех.
Советуем ознакомиться со статьей — о роли образования в культуре общества.
Таким обзором все базовые категории педагогики взаимосвязаны, одно невозможно без другого, однако все они несут свой смыл и цель.
Представим проект педагогической матрешки, данная идея принадлежит российской ученой, проводившей исследования в этой области — В.С.Безруковий.
Основные отличия обучения и воспитания
Обучение и воспитание являются единым процессом, ориентированным на усвоение учащимися системы знаний и навыков деятельности, социальное развитие и раскрытие их творческого потенциала. Происходит объединение духовного и интеллектуального развития личности в ходе единого педагогического процесса. При этом, нельзя четко разграничить, какой процесс полностью отвечает за материальное, а какой процесс полностью отвечает за духовное развитие личности. И обучение, и воспитание способствуют этому развитию.
Отличия между этими процесса имеются, но они не создают противоречий между реализацией процессов обучения и воспитания и их направленностью.
Основные отличия обучения и воспитания проявляются по следующим направлениям:
- Направленность деятельности. Обучение ориентируется на познавательную сферу личности и ее развитие. Оно стимулирует мыслительную работу учащихся и реализует их когнитивное развитие. Воспитание же, ориентировано на личностное развитие ребенка и его социальное становление. Оно затрагивает формирование у ребенка основных качеств, которые необходимы для продуктивной жизнедеятельности в социальной среде.
- Реализация процессов обучения и воспитания. Обучение реализуется через предметную и практическую деятельность, а воспитание реализуется через взаимодействие людей т.е. организацию взаимоотношений между членами социальной среды, разного уровня развития, разного возраста.
- Функциональная роль обучения сводится к образованию личности и ее интеллектуальному развитию, в то время, как основная функция воспитания- воспитательная т.е. воспитание свойств личности, которые необходимы ей для ее жизни и деятельности в социальной среде, передача социального опыта. При этом, и обучение и воспитание ориентированы на развитие личности. Она затрагивают это развитие с разных сторон, но, по сути, направлены на достижение одной и той же цели.
- Форма реализации процесса обучения имеет определенную регламентированную структуру. Тогда как воспитание реализуется в ходе обучения, повседневной жизнедеятельности ребенка. Оно является одновременно и стихийным, и целеориентированным процессом.
- Методы деятельности. В обучении используются методы, базирующиеся на восприятии человеком материального мира: предметов. В воспитании используются методы, базирующиеся на восприятии человеком духовных ценностей, мира культуры, понимания основ морали.
- Временной период деятельности. Обучение реализуется в течение более короткого временного промежутка и реализуется в ходе специально организованного учебного пространства, тогда как воспитание является непрерывным процессом и реализуется не только в образовательном пространстве, но и в семье, в ходе взаимодействия с другими людьми, в ходе разных видов социальной деятельности. Обучение, также, является непрерывным процессом, но его непрерывность зависит от желание личности получать знания и совершенствовать их.
- Итоги деятельности. В результате обучения происходит формирование у ребенка системы научных знаний об окружающем мире и навыков их применения в повседневной и иных видах деятельности. В итоге воспитания формируются определенные качества личности, усваиваются нормы социального поведения. Результаты обучения можно наблюдать сразу, т.е. по ходу его завершения, а результаты воспитания характеризуются отсроченностью во времени. При этом, если итоги обучения являются более четкими и ясными, то итоги воспитания характеризуются вариативностью и зависят от внутреннего мира ребенка, который имеет свои особенности и не может быть раскрыт по одной схеме.
Рисунок 1. Специфика процессов обучения и воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важно отметить, что обучение может быть реализовано вне контекста человеческих отношений. Оно может отражать только предметные связи, обеспечивая формирование у воспитанников научно-производственного опыта
Тогда как, воспитание возможно осуществлять только в системе отношений и социального взаимодействия. У воспитанников формируется нравственный опыт деятельности и вырабатываются нравственные основы социального взаимодействия в ходе воспитания.
Что такое воспитание
Воспитание – процесс принципиально иной направленности, чем обучение. Это воздействие на личность, с целью передачи социально-бытового и культурного опыта, формирования системы нравственных и духовных ценностей, привития норм поведения в обществе и взаимодействия с другими людьми.
Воспитатель делится с воспитанником жизненным опытом, вводит его в мир культуры и искусства, помогает найти выход из трудных ситуаций, поддерживает в тяжелую минуту, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, прививает манеры поведения, показывает важность непрерывной работы над собой и т.д. Воспитание происходит непрерывно – посредством слов, поступков, личного примера
Этот процесс не имеет четких временных рамок, он протекает незаметно и постоянно
Воспитание происходит непрерывно – посредством слов, поступков, личного примера. Этот процесс не имеет четких временных рамок, он протекает незаметно и постоянно.
У воспитательных мероприятий отсутствует жесткая регламентация. Хотя, конечно, существует литература для родителей, учителей и других наставников, позволяющая более грамотно организовать процесс. Однако федеральными стандартами эта деятельность не регулируется.
Воспитание формирует основные качества личности, которые находят свое проявление в поступках. Это очень ответственное и серьезное дело, требующее мудрости, терпения, энтузиазма.
Одна из отличительных особенностей воспитания – его сугубо субъективный характер. Личность воспитателя оказывает определяющее влияние на развитие воспитанника.
Сходство воспитания и обучения
Оба этих процесса направлены на развитие личности. Человек учится чему-то новому, формируется, становится опытнее и увереннее в себе.
Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны и часто совпадают во времени. Учителю, преподающему конкретную дисциплину, прямо во время урока зачастую приходится прививать ученикам нормы поведения в общественных местах
Родитель, пытающийся показать ребенку важность взаимопомощи в семейных делах, обучает его, например, приготовлению какого-то блюда
Роли учителя и воспитателя часто переплетаются. Одно немыслимо без другого. Но между этими понятиями есть и принципиальная разница.
Обучение: что это?
Обучение – это всегда взаимодействие учителя и обучающегося, в процессе которого последний познает какие-то явления окружающего мира, постигает их взаимодействия и взаимосвязи, получает практические навыки, совершенствует когнитивные и познавательные способности (память, мышление, логику, организованность и т.д.).
При этом тот, кто учит, всегда действует целенаправленно и руководит процессом. Ученик же вполне осознает, что происходит обучение. Он слушает преподавателя и вникает в смысл его слов, выполняет задания, пытается действовать и мыслить самостоятельно, проявляет инициативу.
В процессе обучения ученику передаются какие-то новые для него знания и навыки
Важное условия – эта информация является не субъективным мнением обучающего, а проверенными и подтвержденными фактами
Чаще всего обучение регламентировано стандартами и нормативами. Учитель действует в соответствии с федеральными программами. Для учеников создаются пособия, рабочие тетради и т.д.
Обучение четко ограничено во времени. Это касается как самих занятий (например, несколько часов в день), так и курса в целом (год, три месяца, 11 лет).
Результат обучения виден практически сразу. Его легко оценить (пример – пятибалльная шкала оценок, принятая в наших школах).