Специфические черты воспитательного процесса
Процесс воспитания является системой взаимоотношений между его участниками: воспитателем и воспитанником – педагогом и учащимся, родителем и ребенком, на основании которых создаются условия для развития личностных качеств, опыта, умений, навыков, ориентации деятельности объектов воспитательного воздействия.
Процесс воспитания имеет свои особенности. Они проявляются в следующем:
- Воспитание является целенаправленным процессом. Оно имеет свою социальную ориентацию. Организуется данным процесс на основе построения педагогом образа личности воспитанника и модели функционирования общества, которая является идеальной и, к которой необходимо стремится, а воспитанник должен понимать цель воспитания, принимать ее осознанно и понимать необходимость ее достижения, а затем стремится к этому. Только в этом случае процесс воспитания будет целесообразен и результативен.
- Воспитание подвержено влиянию большого количества факторов. Педагог или иной воспитатель при организации этой деятельности должен учитывать все факторы: внутренние и внешние, оказывающие влияние на процесс воспитания. Обязательно необходимо учитывать внутренние потребности каждой личности. Если воздействие педагога совпадает с объективными факторами, то воспитание будет иметь положительный результат, и, соответственно степень этого совпадения влияет на успех воспитательного воздействия.
- Определяющее значение в организации воспитания имеет личность педагога. От того, какими чертами наделен педагог, его профессионализма, мастерства, творческого потенциала и возможности его практической реализации зависит эффективность воспитательного процесса.
- Воспитание является процессом, итоги которого не проявляются сразу. Проявление воспитательного эффекта требует времени. Результаты воспитания являются достаточно отдаленными от самого процесса его реализации.
- Воспитание является системным процессом. Он протекает на основе непрерывного взаимодействия всех его участников. Иными словами, воспитание не принесет никаких результатов, если оно будет реализовано однократно т.е. от одного воспитательного мероприятия не будет толку. Работа должна проходить постоянно и иметь системный характер.
- Процесс воспитания является комплексным. Он предполагает взаимодействие между всеми компонентами этого процесса и их единой направленности.
- В процессе воспитания могут возникнуть разнообразные противоречия. Это могут быть разные направленности воспитания различными институтами: семьи и школы; противоречия между теорией и практикой т.е. те нормы, которые в теории усвоены личностью могут никак не отразиться на ее реально развитых качествах; противоречие между уровнем развития человека, его функциональной ролью, потребностями и образом жизни.
Специфические черты процесса воспитания
Замечание 2
Процесс воспитания отличается от иных педагогических категорий тем, что он соответствует текущему этапу развития общества и изменяется вместе с ним.
Так, современное общество определяет воспитание, как процесс, ориентированный на всестороннее, гармоничное развитие личности, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
Процесс воспитания строится на следующих педагогических идеях:
- Приоритетная значимость личности воспитанника и признание ее высшей ценностью. В процессе воспитания создаются условия для саморазвития, самоутверждения личности, формирования навыков самостоятельности в различных сферах жизнедеятельности.
- Воспитание строится на основе следования концепции гуманизации т.е. личность должна развиваться путем формирования основных гуманистических качеств, посредством организации творческой деятельности.
- Процесс воспитания нацелен на формирование у воспитанника отношения к окружающему миру, социуму, природной среде, Родине, государству, нравственным и культурным ценностям.
- Ориентация на личностное развитие в воспитании.
- Методика воспитания базируется на организации управления самопознанием и самовоспитанием учащихся, управления коллективом воспитанников.
- Эффективность воспитания зависит от организации построения продуктивного диалога между педагогом и воспитанником.
Процесс воспитания характеризуется целенаправленностью. Организация этой деятельности происходит на основе постановки целей и задач проведения воспитательных мероприятий. Целевое назначение воспитания заключается в освоении личностью социальных и культурных ценностей общества и развитии индивидуальных качеств личности воспитанников, их самоактуализации.
Специфической характеристикой процесса воспитания является его триединая сущность. Воспитание выступает с одной стороны средством, направленным на становление и развитие личности воспитанника, с другой стороны, воспитание – это процесс, взаимосвязанный с непрерывными изменениями качеств личности, проходящий в течение определенных временных периодов. Кроме того, воспитание является диалектичным процессом. Его итогами должны стать сформированные личностные свойства, в количественном и качественном выражении, носящие позитивный и благоприятный характер, как для самой личности, так и для общества.
Назначение воспитания
В современной педагогике воспитание имеет множество задач:
- формирование целостной и всесторонне развитой личности;
- привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
- привитие нравственных и эстетических качеств человеку;
- развитие воли, целеустремленности и эмоциональной устойчивости личности;
- присоединение к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
- воспитание патриотической личности в соответствии с потребностями государства;
- анагенез личных способностей, склонностей и потребностей человека в различных областях;
- создание возможностей для реализации разных видов познавательной деятельности для расширения мировоззрения, роста уровня образованности и культурного опыта;
- развитие способности адаптироваться к изменениям в социальной, политической и культурной жизни общества.
Особенности воспитания
Воспитание — это долговременный и непрерывный процесс, на более поздних этапах он должен перейти в стадию самовоспитания. Особенность воспитания состоит в отсроченности результата и его оценочной разницы. Очень много зависит от факторов, влияющих на личность воспитуемого и его внутренних ресурсов.
Задачи, стоящие перед воспитанием, могут быть эффективно решены только при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. Содержание воспитания формируется из системы знаний и навыков, убеждений и личностных качеств, поведенческой составляющей, идеологических взглядов человека. Именно они являются целью воспитательного процесса.
Воспитательный процесс разносторонний и многоуровневый, он охватывает разные стороны жизнедеятельности и в зависимости от направленности обладает своим специфическим содержанием и особенностями.
Генерирование научного мировоззрения в своем содержании предполагает развитие взглядов и убеждений, которое возможно при наличии развитого мышления и целеустремленности. Мало просто дать человеку знания, следует воспитать в нем способность к дальнейшему анагенезу своего интеллекта, к анализу, рассуждению, исследованию.
Гражданское воспитание заключается в вырабатывании у гражданина патриотических чувств, культуру поведения в межнациональном социуме, уважения к своей стране и истории.
Нравственное воспитание находится во взаимосвязи с социализацией человека. В процессе реализации воспитания и социализации человек обучается правилам поведения в данном социуме и вырабатывает отношение к обществу, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его социуме. Основа нравственного воспитания – гуманность. Это формирование в человеке сочувствия и понимания, отзывчивости и терпимости, уважения других людей в их выборе и особенностях. Примером нравственности должен выступать сам педагог по отношению к воспитанникам. Нравственное воспитание реализуется через коллективную деятельность, разбор и обсуждение проблем и сложных ситуаций. В процессе такого взаимодействия и дискуссии дети формируют личную нравственную позицию. Большая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит идеалам.
Трудовое воспитание – основа советского общества, к сожалению, в сегодняшних реалиях отходит на задний план, как в образовательных учреждениях, так и в семье. В отсутствии трудового воспитания не формируется ответственность, мотивация к прикладному использованию теоретических знаний, трудолюбие.
Эстетическое воспитание призвано развивать творческое мышление, формировать духовные ценности. Оно способствует эмоционально воспринимать искусство и понимать его.
Воспитание физическое помогает развитию целостной и гармоничной личности, формирует положительное отношение к двигательной активности, учит соблюдать правила гигиены.
Организованный воспитательный процесс имеет прямую и обратную связь: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. В этой схеме очень важна обратная связь. Благодаря такому взаимодействию, можно правильно разработать план воспитания отдельной личности, подобрать эффективные методы работы.
Публикация «Сущность процесса воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные учёные насчитывают около двухсот понятий этого определения, которые являются верными. Объясняется это его многозначностью, динамичностью, в зависимости от социально – педагогических условий, уровнем развития научного развития на данном историческом этапе.
Воспитание – целенаправленное создание условий для развития человека. (А. В. Мудрик)
Воспитание – управление процессом развития личности. (Х. Лейметс)
Воспитание – целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации. (В. А. Сластёнин)
Воспитание имеет ряд особенностей:
1. Это процесс диалектический, т. е. он непрерывно развивается, он динамичен, подвижен.
Используются такие понятия:
— современная воспитательная система;
— авторские школы;
— новые технологии воспитания;
— новые концепции воспитания;
— разработаны целевые комплексные программы воспитания (здоровье, учение, образ жизни).
2. Процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику).
3. Многосторонность процесса и многофакторность (в воспитании учувствует семья, школа, общество). Отдельные воспитатели, внешкольные учебные занятия. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности единства.
4. Деятельность воспитателя и результата его воспитания обусловлены не только знанием теории, но и мастерством воспитателя.
5. Результаты воспитания не так явны, ощутимы, как в обучении, они мало заметны, имеют неопределенный (вариативный) характер, т. е. в одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, т. к. на детей оказывают влияние субъективные факторы и индивидуальные различия учащихся. Такие как, социальный опыт и уровни подготовки учеников, отношение учащихся к воспитанию (от полного подчинения, до абсолютного неприятия). Воспитание длится всю жизнь.
6. Непрерывность воспитания. Его нельзя сводить от случая к случаю, т. к. навыки не укрепляются. Этот процесс должен быть систематичным. Воспитание процесс комплексный, т. е. цели, задачи и содержание должны реализовываться целостно, одновременно.
7. Особенность концентризма отражающегося в содержании воспитания, развития качеств личности происходит в течении всей жизни, но на каждом этапе по своему.
8. Двусторонний или активный характер. Закономерности воспитания :
— успех воспитания зависит от характера сложившихся отношений, если есть негативное отношение, то его нужно исправить;
— от правильной организации процесса воспитания;
— должно быть единство социальной практике и воспитания, недолжно быть несоответствия слова и дела. Когда дети усваивают правила поведения, они стремятся их проверять на практике;
— ребёнок должен быть не только объектом, но и субъектом воспитания, т. е. заниматься самовоспитанием;
— успех воспитания зависит от качества воспитательного воздействия. Чем содержательнее деятельность, тем разумнее и богаче общение и эффективность воспитания;
-эффект воспитания зависит от того, как мы воздействуем на «внутреннюю сферу» воспитанника (этикет, эмоции, опыт).
Движущими силами воспитания являются противоречия. Однако из основных противоречий между потребностями и возможностями является их удовлетворение. Эта рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет двигаться вперёд.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной науки, поскольку понятие является многозначным и существует множество их классификаций.
Форма воспитательной работы выполняет ряд функций:
— организаторская;
— регулирующая;
— информативная.
Форма по сути организационна, обеспечивает реализацию цели, содержания, принципов и методов воспитания детей.
Список литературы:
1. Беккер И. Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. – Пенза, 2000.
2. Подласый И. П. Педагогика. – П., 1996.
3. Сластёние В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Шиянов Е. И. Педагогика: Учебное пособие. – М. : Школа – Пресс, 2000.
Понятие воспитания и его педагогическое значение
Определение 1
Воспитание – это педагогическая категория, которая составляет основу личностного развития. Процесс воспитания является важным направлением духовного и нравственного развития общества. Оно составляет фундамент социального развития и обеспечивает его прогресс.
Процесс воспитания предназначен для передачи, имеющегося исторического, культурного, социального опыта между поколениями.
Воспитание является главнейшей педагогической категорией, поскольку содержит в себе общечеловеческие ценности и общечеловеческую значимость.
Развитие воспитание происходит наравне с развитием социума. В зависимости от ступени общественного развития, особенностей его функционирования, социально-экономических процессов происходит изменение целевого назначения воспитания, его содержания, методов и приемов воспитательной работы.
Понятие «воспитание» не относится к естественным терминам природного происхождения. Оно является результатом исторического развития, осознанной и рациональной деятельностью общества и отдельной личности.
Только посредством эффективной организации воспитательной деятельности можно достичь процветания страны, ее значимости и сформировать здоровую во всех аспектах нацию.
Воспитание, на протяжении всех исторических этапов развития общества занимало приоритетное положение в педагогике
Ему отводилось более важное значение, нежели образованию
Воспитание является таким направлением педагогической деятельности, влиянию которого подвергаются все представители человеческого рода. Оно является всеобъемлющим процессом, поскольку начинается с рождения и проходит в течение всего жизненного периода личности.
Замечание 1
Воспитание способствует формированию основных личностных качеств. Только посредством воспитания человек социализируется и становится личностью.
Педагогическая наука нацелена на упорядочивание процесса воспитания, обеспечение условий для его безопасности и продуктивности.
Процесс воспитания находится в неразрывной связи и взаимодействии с процессом обучения. Они не могут существовать и функционировать по отдельности.
Воспитание оказывает влияние на формирование психологических сторон личности, развивает ее физически и духовно. При этом, сам процесс воспитания испытывает воздействие со стороны внешней среды и, во многом зависит от текущего этапа развития общества, направленности государственной политике в сфере образования и воспитания, уровня экономического развития и культурного аспекта.
Педагогическая наука рассматривает воспитание, как особым образом построенный процесс установления взаимоотношений между участниками воспитательного процесса: педагогами и учащимися, направленный на адаптацию личности в социуме, принятие ею духовных ценностей, формирование нравственных ориентиров, идей, взглядов, социального опыта.
Педагогическое значение воспитания проявляется в следующем:
- Данный процесс направлен на формирование полноценной, разносторонней личности, наделенной гуманистическими качествами;
- Помогает привить общественно приемлемые нормы поведения и усвоить культурные ценности;
- Благоприятно сказывается на формировании волевых качеств личности;
- Способствует усвоению культурного наследия, научных знаний и гражданских норм;
- Воспитание формирует патриотические качества личности и помогает выработать гражданскую позицию;
- Благотворно сказывается на раскрытии природных задатков и талантов личности;
- Помогает приспособиться к общественному устройству и его изменениям.
Цели воспитания
Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.
На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.
Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.
Выделяют следующие цели воспитания:
- Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
- Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
- Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
- Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
- Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.
Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.
Замечание 2
Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.
Задачи воспитания
Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.
Общие задачи воспитания:
- усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
- формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
- развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
- развитие познавательного интереса;
- развитие потребности к постоянному самообразованию.
Конкретные задачи зависят от вида воспитания.
Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.
Задачи физического воспитания:
- укрепление и сохранение физического здоровья;
- правильное физическое развитие;
- формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
- развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
- формирование и развитие навыков гигиены;
развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.
Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.
Задачи трудового воспитания:
- формирование трудовых навыков, умений и действий;
- формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
- развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.
Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.
Задачи нравственного воспитания:
- формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
- формирование и развитие нравственных компетенций.
Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,
Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:
- формирование эстетических знаний;
- воспитание эстетической культуры;
- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
- формирование эстетического идеала;
- формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.