Этапы процесса воспитания
В своем развитии воспитательный процесс проходит определенные этапы:
I этап — осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения: детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать, действовать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.
II этап — знания должны перейти в убеждения: глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания развивается медленно и не всегда достигает положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигли следующего этапа — убеждения.
III этап — воспитание чувств: без человеческих эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность — движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
Воспитательный процесс должен пройти через все этапы, только тогда можно надеяться, что он будет эффективным. Эти этапы — знания, убеждения, чувства — сливаются с практической деятельностью.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Родить ребенка — это еще половина дела. А вот воспитать личность — совсем другой разговор. У каждого родителя есть свои особенности воспитательного процесса
Важно, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения и воспитания в дошкольных и школьных учреждениях, которые посещает ваш ребенок. В таком случае потребности личности ребенка будут удовлетворены сполна
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности
Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего – это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Мы уже знаем, что формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер
Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Цели воспитания
От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса — формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания. Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:
- Прагматическая. При прагматическом воздействии на личность у воспитанника формируют “навыки выживания”. Здесь важным моментом является формирование человека — потребителя, который умеет эффективно работать и в первую очередь ставит интересы государства превыше собственных желаний и потребностей. При таком подходе личные желания, стремления трудящегося отходят на второй план.
- Гуманистическая. При гуманистической концепции воспитания, цель — это развитие в личности талантов и способностей. Реализация возможностей человека на благо общества, раскрытие его индивидуальности.
Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже — в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.
Воспитание
Этапы воспитательного процесса
В воспитательном процессе условно можно выделить три этапа:
1. Знакомство и осознание детьми общих понятий и норм поведения. При этому детей формируются отношения к этим нормам и правилам поведения. Здесь воспитатель предлагает ребенку овладеть знаниями о нормах поведения через их осмысление и сопоставление. У детей вырабатываются нравственные оценки, которые постепенно становятся основой мотивов поведения. При этом формируются оценочная и мотивационная сферы.
2. Формирование взглядов и убеждений. Это этап принятия, освоения и превращения усвоенных нравственных норм личное достояние. Это определенное психологическое состояние, которое характеризуется готовностью к действиям. Убеждения — более яркая и сильная форма отношений, выраженная через действия и отношение к окружающей действительности. Формирование убеждений является длительным процессом, но не всякое понятие или представление переходит в убеждения.
3.
привычек поведения, т.е. к нормам. Эти нормы выступают как средство внутреннего побуждения к действию. Наивысшей формой этого этапа является самовоспитание, устойчивый интерес к самовоспитанию (совершенствование у себя ценных качеств личности с точки зрения самой
личности).
ЛЕКЦИЯ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
ПЛАН: 1. Социальная обусловленность цели воспитания.
2. Задачи воспитания.
1. Социальная обусловленность цели воспитания.
Цель воспитания — это основной вопрос педагогики, определяющий принципы, содержание, методы, формы и результат воспитания. Цель воспитания, отражая уровень развития и потребностей общества, носит исторический и классовый характер, что влияет на выработку методики воспитательной работы с подрастающим поколением.
Значение цели воспитания осознавалось во все времена. Одни педагоги
выводили цели из религии, другие — из природы человека, третьи – из абстрактных категорий долга, чести, справедливости и т.п., четвертые – в зависимости от личности самого ребенка. В любом случае цель воспитания
отражала мировоззренческую позицию эпохи и вбирала в себя личностную
окраску и направленность воспитательной работы конкретного педагога.
В отечественной педагогике цель воспитания определяется как “всестороннее, гармоническое развитие личности” и включает в себя спектр
ведущих параметров формирования личности, связанных с понятием “задачи
воспитания”. Цель и задачи воспитания входят в деятельность учителя как
неотъемлемая часть его профессионального труда.
| | следующая лекция ==> | |
Диалектика воспитательного процесса | | | Лекция 3. Принципы и методы воспитания |
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 12669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Критерии оценки воспитанности современного человека
О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения. Также критерием оценки хорошего воспитания является умение человека действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, на благо других людей. При этом личность должна не только ориентироваться в правилах, идеалах и ценностях на законы современного общества, но и поступать в соответствии со своими убеждениями.
В заключении можно отметить, что воспитание в более широком смысле слова — это длительный процесс накопления человеком опыта, знаний, правил поведения, которые по мере зрелости личности становятся его убеждениями и моральными принципами. Познавательное видео о духовном воспитании ребенка смотрите ниже.
Воспитание
-
Почему происходит извержение вулкана кратко 3 класс
-
Найдите материал с описанием разработки социальных проектов кратко
-
Школа 1 улан удэ педагогический состав
-
Чем отличается опасное взаимодействие от допустимого ответ кратко
- Какие звезды самые горячие кратко
Структура и логика воспитательного процесса
Воспитательного процесс –организованное взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях. Главные характеристики воспитательного процесса — это его целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания и обучения, а также развития и формирования личности. Рассматривать воспитательный процесс системно значит выделить структурные компоненты системы и процесса, а также функциональные связи между ними. Например, цель воспитания детерминирует его содержание, а уровень воспитанности влияет на выбор методов воспитания. Логика характеристика процесса воспитания, закономерный характер происходящих изменений. Отличие воспитателя-профессионала от дилетанта, оказывающего воспитательные воздействия интуитивно, связано с предвидением результатов, способностью прогнозировать ход процесса. Структура: Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности). Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).
Операционно- деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время). Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности). Движущая сила процесса воспитания — разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).
Роль семьи в воспитании
- воздействие на личность ребенка, на гармоничное и всестороннее развитие его способностей;
- воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи на протяжении всей его жизни;
- влияние детей на родителей, подталкивающее его к самовоспитанию.
Один мудрый человек сказал о том, что ребенок нуждается в меньшем количестве денег и в большем количестве внимания. Сложно не согласиться с ним, ведь дети — чистый лист, который отражает все то, что его окружает.
-
Психологический портрет николая 1 кратко
-
Учителя лаборанты здание школы полезные ископаемые автомеханики
-
Вина это определение в психологии кратко
-
Конституционно правовой статус амурской области кратко
- Журнал школьный психолог вопросы психологии
Особенности воспитания
Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.
Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.
Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.
Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.
Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.
Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:
Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей
Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций
Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.
Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.
-
Политика в области качества школы
-
Фотография в современном мире кратко
-
Цель индивидуальной работы с родителями в школе
-
Возможности школьных курсов истории в реализации гражданского воспитания школьников
- Логопедическая работа при детском церебральном параличе кратко
Принципы воспитания
Основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса выражены в принципах воспитания. Ими руководствуются педагоги, решая поставленные перед ними задачи. Система воспитания опирается на следующие принципы:
Личностный подход, когда воспитание строится на индивидуальном подходе к ребенку. Учитываются его склонности и таланты.
Связь воспитания с жизнью. Человек получает соответствующее образование в обществе, в котором живет. Воспитанник должен научиться адаптироваться к условиям современной жизни и находить выход из затруднительных ситуаций.
Опора на положительный пример в воспитании
Здесь очень важно, чтобы у ребенка или подростка перед глазами был положительный пример для подражания
В этом случае сформировать нравственную личность легче, чем если бы воспитатель акцентировал внимание лишь на отрицательных сторонах характера своего воспитанника.
Единство воспитательных воздействий. Если родители, учителя, воспитатели придерживаются одних и тех же методов, то ребенку легче соответствовать ожиданиям, которые предъявляют к нему взрослые люди.
Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь
Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Природосообразность воспитания: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации. Принцип культуросообразности: Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности: принцип деятельностного и личностного подходов. Принцип этической взаимоответственности обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества/
Целевая структура воспитания
Воспитание с точки зрения целевого критерия подразумевает выполнение определенного ряда последовательных задач. Цель воспитательного процесса в школе направлена на:
- всестороннее и гармоничное развитие личности, а также ее целостное формирование;
- формирование и развитие нравственных и моральных качеств;
- обогащение знаний в областях науки, культуры и искусства;
- воспитание жизненной позиции с учетом демократической направленности общества, прав и обязанностей человека;
- формирование наклонностей и желаний индивидуума, учитывая его возможности, а также социальные требования;
- развитие познавательной деятельности, формирующей сознание и профессиональную направленность;
- организацию деятельности, способной воспитать необходимые качества личности;
- развитие общения как самостоятельного компонента воспитания личности.
Связь и зависимость компонентов воспитания
Особенностью воспитательного процесса считается также взаимосвязь между его компонентами. Это выглядит следующим образом:
- планирование процесса воспитания и определение целей и задач, которые необходимо решить;
- обеспечение различной деятельности, способствующей воспитанию ребенка (материальной: трудовой, природоохранной; общественной: организационно-управленческой, коммуникативной, коллективной; духовной: эмоционально-чувственной, ценностно-ориентирующей, познавательной);
- контроль и управление межличностным общением в ходе различных видов деятельности;
- подведение итогов, анализ выполненных задач, разработка плана коррекции при необходимости.
Особенности воспитательного процесса
Как и любой процесс в образовании ребенка, воспитание имеет свои характерные особенности, которые и отличают этот процесс от других:
Целенаправленность. Обеспечивается единством целей. Наибольший эффект от воспитания достигается тогда, когда ребенок понимает, что от него хотят, и цель воспитания ему близка.
Многофакторность. Единство субъективных (потребности самой личности) и объективных (внешние условия развития) факторов.
Скрытые результаты. Достижения по мере воспитания не так очевидны, как от обучения. Воспитанные качества могут проявиться и во взрослой жизни. В то время, как результат обучения какому-либо навыку виден сразу.
Длительность. Воспитание ребенка — это дело не одного дня. Обычно этот процесс занимает всю жизнь человека. Сначала он подвержен воспитательному влиянию со стороны взрослых, а затем занимается самовоспитанием.
Непрерывность. Для достижения определенной цели необходима систематическая и постоянная работа. Периодическое воспитание (от случая к случаю) не приносит никаких плодов. Ведь личности необходимо каждый раз заново начинать вырабатывать какие-либо привычки. А поскольку они не подкрепляются постоянных использованием, то и их закрепления в сознании не происходит.
Комплексность. Весь процесс воспитательного воздействия должен быть подвержен одной цели. Должно осуществляться единство целей, задач, методов и приемов
Важно комплексное воздействие на личность (со всех сторон), поскольку качества личности формируются не поочередно, а все сразу: какие-то в большей степени, какие-то в меньшей.
Вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же внешних условиях воспитания полученные результаты у детей могут быть различны.
Двусторонность
Имеет место быть прямая связь воспитательного процесса (от воспитателя к воспитаннику) и обратная связь (от воспитанника к воспитателю). Для наиболее продуктивного воспитания важную роль играет именно обратная связь.
Диалектичность. Подразумевается непрерывное развитие, динамичность, подвижность и изменчивость процесса воспитания. Диалектика также указывает на наличие внутренних и внешних противоречий в воспитательном процессе. Одни могут служить толчком к развитию, другие напротив — тормозить его.
Сущность воспитания
Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.
Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1 ).
Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.
Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания
Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.
Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.
Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:
- взаимодействие;
- сотрудничество;
- воспитательные отношения;
- педагогическая ситуация;
- социальная обстановка.
Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды. Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.