Культура Средневековой Европы — основные черты
Определение
Культура Средневековой Европы – это культурная эпоха, охватывающая период V-XV столетий, формировавшаяся под влиянием взаимодействия христианства, наследия греко-римской античности и варварских традиций и мировоззрения.
Примечание
Средние века пришли на смену античности и предшествовали Новому времени.
Средневековая культура развивалась в рамках феодальных отношений, где уже было преодолено рабство. Духовным фундаментом Средневековья стало христианство. Ключевыми чертами были:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Исключительная опора на духовные ценности, идеалы христианства. Авторитет церкви являлся главным и неоспоримым в вопросах морали общества. Священное Писание и христианские принципы – нормативная основа существования общества.
Умозрительность и символизм, многозначительность. Искусство рассматривалось средневековыми мастерами как способ приближения к Богу простого человека. Материальные произведения отображали трансцендентные образы.
Христианский консерватизм общества, осознание неизбежности своего предназначения, четкое предписание моделей поведения. Осмысление человеком себя как «раба Господнего» и распространенность образа «человека, страдающего». Укрепление аскетичных настроений. В то же время: народное мироощущение жизнеутверждающего характера, мистическая экзальтация.
Основы Средневековья – церковь, города и феодальный замок. Преобладание вассально-сеньоральных отношений, аграрное общество.
Противоречивость, парадоксальность и стремление к синтезу, а не анализу
Важность целостности.
Примечание
В мировоззренческом плане средневековая культура является вертикальной: восхождение путем слияния, подчинения, подвига, молитвы к Богу.
Архитектурные памятники
Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой.
Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры:
- мавзолей Теодориха;
- церковь мученика Виталия;
- базилика Святого Петра;
- мавзолей галлы Плацидии;
- церковь Сан-Лоренцо Маджоне.
На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты.
Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов.
Условия формирования средневековой культуры
С культурой Рима варвары знакомились во время завоевательных походов. Она взаимодействовала с языческой культурой народов Западной Европы, что привело к формированию собственно западноевропейской средневековой культуры. Условия её формирования были таковы:
- социальная структура общества основана на сословном разделении;
- экономическая жизнь характеризуется феодальной собственностью на землю, на личной или поземельной зависимости крестьянства от землевладельцев;
- беспрерывно идущие войны придавали ощущение трагичности человеческой жизни;
- духовная сфера жизни общества отличалась причудливым переплетением культуры погибшей Римской империи, культуры варваров-завоевателей и христианства.
Средневековая культура складывалась при господстве натурального хозяйства, при практическом отсутствии товарно-денежных отношений. Замкнутый мир сельской общины препятствовал модернизации общества. Рост городов разрушал основы феодального уклада. В городах развивалось ремесленное производство и торговля, возник слой бюргерства.
Характерной особенностью жизни в Средневековье было разделение общества на сословия. При этом такой уклад представлялся истинным, данным Богом, поэтому неоспоримым. 9 евангельских чинов небесного престола выражался в земной жизни в виде трех главных сословий феодального общества:
- духовенства,
- дворянства,
- крестьянства.
Замечание 2
У средневекового человека отсутствовала личная свобода, он был вынужден выполнять роль, предписанную социальным порядком. Одновременно, он получал уверенность в собственной безопасности. Отсутствие конкуренции приводило к существованию гарантированного уровня жизни, традиционного для слоя населения и места рождения каждого конкретного человека.
Культура Западной Европы в Раннее Средневековье
В Западной Европе культура пострадала сильнее, чем в Восточной, где ещё существовала Восточная Римская империя
Из-за разрушения варварами многих городов, памятников, дорог и инфраструктуры начался долгий период упадка. Одновременно протекали процессы аграризации, и началось возвращение к натуральному хозяйству. Всё это привело к сужению кругозора европейского населения, у которого отпала необходимость в получении новых знаний, также возможность их получения. На культуру Западной Европы в Раннее Средневековье повлияло и то, что большинство населения составляли крестьяне, невежественные и неграмотные. В силу отсутствия знаний они видели проявления сверхъестественных сил в окружающей природе, что поспособствовало широкому распространению суеверий. При этом остатки научных знаний были утеряны, а мировоззрение стало в основном теологическим, то есть люди объясняли всё вмешательством божественных и иных сверхъестественных сил.
Достижения эпохи Возрождения кратко. Наука, искусство, философия.
Гражданская война в Китае. Причины, события, итоги, участники, этапы, суть кратко.
Дальнейшему упадку античной культуры поспособствовали и набеги варваров, которые разрушили то, что ещё оставалось. Но, как говорится, “свято место пусто не бывает”, и на смену античности пришло христианство, которое стало заметно укрепляться и в значительной степени влиять на общественную жизнь. Свою роль в упадке культуры сыграла и церковно-феодальная идеология, распространявшаяся в Западной Европе в Раннем Средневековье, так как её фактически продвигала католическая Церковь. Из-за того, что античное наследие, “наследие язычников”, было признано неугодным, оно, как уже сказано выше, активно уничтожалось. Бывали и исключения – к примеру, речи знаменитого оратора Цицерона переводились и переписывались монахами, несмотря на то, что он был язычником. Но тот факт, что Церковь фактически монополизировала образование, не мог не привести к ещё большей культурной деградации общества.
Искусство классического Средневековья
В отличие от периода раннего Средневековья, когда искусство Византии испытывало подъем и расцвет, в эпоху классического Средневековья более динамично развивалось искусство государственных образований Западной Европы. Период классического или Высокого Средневековья подарил нам такие стили, как романский и готический. Начнем с того, что рассмотрим их на примере архитектуры.
Архитектура
10-12 века в истории Средневековья – это эпоха рыцарей и военных походов, что сделало актуальным строительство крепостных сооружений, замков и прочих укреплений. Крепости, замки и даже храмы снабжались широкими массивными стенами, высокими башнями, узкими окнами-бойницами, полукруглыми арками и сводами, стойкими к обрушению. Это и есть отличительные черты романского стиля.
Храмовые заведения представляли собой базилики. Они были направлены на восток, а вход располагался с запада и обозначался двумя башнями. В качестве примера можно привести храм Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (Франция). На картинке можно увидеть вход, расположенный с западной стороны и обозначенный башнями:
Обратите внимание, что тут сохранился тренд раннего Средневековья в плане относительно скромного наружного оформления. Впрочем, этот тренд прослеживается и в пришедшей на смену романскому стилю готике
Обращаем ваше внимание, что Кельнский собор был полностью достроен лишь в 19 веке, однако отличительные готические черты видны на фото достаточно четко
Скульптура
Как вы помните, в Византии скульптура в силу разных причин не приветствовалась и не развивалась, поэтому в плане скульптуры более интересно искусство государственных образований, возникших на обломках Западной Римской империи. Памятников искусства того периода ввиду многочисленных войн сохранилось не так много. Из сохранившегося стоит отметить бронзовую скульптуру короля франков Карла Великого. Скульптура датируется 10 столетием:
В эпоху готики скульптурными композициями украшали фасады соборов, что можно увидеть на примере соборов в Кельне и Милане, собора Парижской Богоматери, Вестминстерского аббатства в Лондоне и других памятников культуры.
Живопись
Как и в прошлые столетия, основной сферой приложения усилий живописцев было создание фресок и мозаик в культовых заведениях, храмах и соборах. Как и прочие жанры искусства, живопись испытала на себе влияние романского и готического стилей. Сюжеты были преимущественно религиозные, библейские.
Романскому стилю было свойственно некоторое однообразие в изображении лиц и фигур, ограниченный набор приемов цветопередачи. Даже вблизи визуально кажется, что изображение сливается в одну монохромную массу. Это видно на примере росписи базилики Святого Исидора в Леоне (Испания):
Далее мы расскажем подробнее о книгах и литературе классического Средневековья.
Литература
В поэтической среде стало трендом сочинять к своим произведениям музыку. Из известных поэтов и композиторов того времени можно назвать Вальтера фон дер Фогельвейде. При том, что он формально принадлежал к рыцарскому сословию, у него не было своего земельного владения, и он значительную часть жизни провел в странствиях, т.е. попросту бродяжничал, зарабатывая на жизнь исполнением авторской песни.
Музыка и зрелищные искусства
В Средние века музыкальное творчество зарождалось в самых разных социальных слоях. Так, первыми вагантами (см. ниже) были клирики – представители духовенства, в силу каких-либо причин проживавшие вне прихода. В большинстве случаев творчество вагантов было анонимным, и до нас дошли лишь их произведения самой разной тематики.
Тогда же, в эпоху классического Средневековья в первой половине 11 века появились первые ноты. Первым человеком, кто взялся обозначать высоту звука знаками, стал флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Он обучал монастырских певчих церковным песнопениям, и для синхронизации голосов придумал систему указателей на высоту звука: квадратики на четырех параллельных линиях.
Основные черты
В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры:
- символизм;
- обращенность к Богу;
- умозрительность;
- образ страдающего человека.
Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.
Периодизация европейского Средневековья
Раннее (V-X вв.)
Рост самосознания варварских народов, синтез разнообразных культурных источников, их переработка.
В VI – начале VII веков папа Григорий І выступает против допущения мудрости язычников в христианство. Активизируется развитие агиографической литературы. Святые мученики становятся героями чуда, которого достигает человек после страданий. Уже во второй половине VII века культурная жизнь приходит в упадок.
Каролингское возрождение (конец VIII – середина IX вв.) при Карле Великом – попытка укрепления разноплеменного государства в единый монолит. Реформируется литургия с установлением ее единообразия, принят единственный канонический текст Библии для каждого подданного. Издается указ об создании школ при каждой епархии, создаются учебники. Центром просвещения становится академия в Ахене. К Х столетию импульс иссякнет, а культура погрузится в «безмолвие».
Зрелое (X-XIII вв.)
Средневековая культура обретает свои «классические» формы. Период процветания и роста. Формируется философия схоластики в XII веке. Появляются первые университеты. Качественно улучшается система образования и школ. Создаются частные светские школы. Университеты и города (не все) получают автономию. Зарождается интерес к опытному знанию. С X века складывается романский стиль, который преобладал последующие два столетия. С XI века начинает развиваться готический стиль.
Осуществляются крестовые походы против мусульман. Возвышение их идей происходит в XІІІ веке. Города увеличиваются и богатеют, растет численность населения. Формируется зона международной торговли с XIII века. Окончательно складывается феодальное устройство экономически-общественных отношений.
В 1054 единая христианская церковь окончательно распадается на Римо-католическую (западную) и Православную (восточную).
Наказание за вероотступничество и ересь обретает жесткие меры и способы, становится распространенной практикой. В 1215 году папа Иннокентий ІІ учреждает особый церковный суд католической церкви – «Инквизицию».
Позднее (XIV-XV вв.)
Время тяжелых времен: голода, пандемии, войны (крестьянские, Столетняя), депопуляция, нашествие монголо-татар и опустошение земель. Происходит распад социального строя и возникает потребность в новых социально-политических отношениях, который усилился «духовным голодом». Начинается распад феодальных отношений, уступая буржуазным. Образуются централизованные государства во Франции и Англии.
Снижается значение рыцарства с появлением огнестрельного оружия, возрастает роль пехоты. Большинство крестьян Франции, Западной Германии и Англии в XIV веке получили личную свободу. Распространение учености университетскими обществами заложило основы для развития в XIV веке Проторенессанса, который был дополнен изобретением книгопечатанья в XV веке.
Создаются предпосылки к культурному возрождению с поворотом к эмоциональной открытости, распространению идей гуманизма, пересмотру религиозных постулатов и примата папы Римского (Реформация).
Образование и литература
В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:
- рыцарские романы и поэзия;
- героический эпос;
- басни;
- стихотворения трубадуров;
- поэзия вагантов.
Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре
Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле.
При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки.
Самые известные произведения Средневекового периода:
- «Песнь о Роланде»;
- «Повесть о Тристане и Изольде»;
- «Эрек и Энеида»;
- «Ланселот, или Рыцарь Телеги»;
- «Роман о Розе».
Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения
А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология.
На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств:
- грамматика;
- риторика;
- арифметика;
- диалектика;
- геометрия;
- астрономия;
- музыка.
Музыка и театр
Музыка Средневековья носила преимущественно религиозный характер. Но вскоре стали появляться музыканты, которые выступали в частных домах и на светских мероприятиях. Сначала выступали только трубадуры, которые распространились по Европе с северных провинций Франции.
Знаменитые деятели этой сферы:
- Бернанд де Вентадорн;
- Фольке де Марсель;
- Жеро де Борнель.
Они пели о неразделенной любви, рыцарских подвигах, прекрасных дамах, простых пастушках. Некоторые песни были похожи на баллады, которые появились только в XIV веке. Трубадуры исполняли и танцевальную музыку — вирелай и рондо. Играли они только на духовых или струнных инструментах.
Театр до начала Средневековья пришел в упадок. Вдохнуть в него жизнь смогла католическая церковь. Духовенство пыталось расширить свое влияние. Для этого оно приспосабливало к христианству общекультурные языческие праздники, крестьянские торжества. А отмечали их не только танцами и гуляньями, но и театральными действиями.
В подобные представления превратились и некоторые церковные мероприятия. Во время воскресного шествия на службу пели канонические хоралы и вопросно-ответные композиции. Месса включала и антифонные перезвоны.
А истоком литургической драмы считаются трехголосые тропы. Диалог между ангелами и тремя Мариями у могилы Христа написал неизвестный автор в 925 году. А в 970 обнаружили записанную инструкцию к ним. Она включала описание жестов и костюмов.
Обычно театральные постановки связывали с празднованием дня Тела Христова. Спектакль растягивался на 1−2 дня, так как пытались проиграть подряд 40 пьес. Финансированием занимались торговые гильдии и цехи. Актерами были любители, образованных театралов сложно найти. Из-за этого все диалоги писались простыми стихотворениями, часто пренебрегали реальными историческими данными и причинно-следственными связями.
Готическая культура
На смену романскому стилю пришел готический. Если говорить кратко, то он принес множество изменений в архитектуру и живопись. Появилась готика во Франции и почти весь XV век господствовала в Европе. Сначала подобное название использовали в пренебрежительном смысле для архитектуры варваров — готов. Но в итоге готика стала характерной для периодизации высокого или классического Средневековья.
В таком стиле стали строить церковные здания. У них были каменные своды, но тонкие и легкие конструкции, а купола устремлялись вверх. Сооружения подобного типа имели арочные окна, благодаря чему внутри помещений было очень светло. Это привело к настоящей революции в строительстве.
Готическая скульптура была монументальной. Крупные статуи ставили на входах в церкви, их прикрепляли к колоннам. Тогда это было значительное достижение, не виданное до того в Западной Европе.
В Средневековье человек стал на новую ступень развития. Одно из главных достижений эпохи — изменения в образовании, появление новых стилей в искусстве. Без появления подобной культуры не смогла бы дальше развиваться Западная Европа. Из-за этого историки называют Средние века строительными лесами, с помощью которых основались современные традиции.
Памятники культуры Раннего Средневековья
Капелла Карла Великого (здание с башенкой и куполом) – один из немногих памятников культуры Раннего Средневековья
В современной Европе сохранилось не так уж и много памятников эпохи Раннего Средневековья, всё-таки с тех пор прошло много сотен лет, а вместе с ними и сотни войн. Тем не менее, кое-что всё-таки уцелело!
- Мавзолей Теодориха Великого. Теодорих был королём остготов, и по его приказу мавзолей был возведён в 520 году, чтобы в будущем в нём нашли своё последние пристанище останки короля. Самая примечательная часть мавзолея – десятиметровый купол, вытесанный из цельного камня весом в 300 тонн.
- Капелла Карла Великого. Создавая свою империю, этот правитель Франкского государства озаботился и постройкой великолепного Ахенского дворца, который был возведён на рубеже XIII-IX веков. Правда, империя Карла Великого распалась более тысячи лет назад, так что с тех пор от дворца уцелела только Капелла. Сам Карл Великий был похоронен в ней же ещё в 814 году.
- Аббатство Сен-Дени. Сейчас оно находится в пригороде Парижа, хотя раньше, когда французская столица была меньше, аббатство, столетиями служившее усыпальницей французским королям, было удалено от города. Вообще самая известная часть аббатства была построена в XII веке, то есть уже в Высоком Средневековье. Однако, первая его базилика была возведена ещё в 475 году! Здесь были похоронены 25 королей, 10 королев, а также 84 принца и принцессы.
Начало формирования средневековой культуры
После заката Восточной римской империи принято говорить о воцарении средних веков. Эпоха развивалась под влиянием таких источников:
- Наследие позднеантичной культуры в области философской традиции, государственного управления, искусства, политики. Латынь осталась единым языком ученой интеллигенции, хотя начинают активно развиваться народные наречия. Города были характерными носителями светской культуры.
- Варварские традиции и мировоззрение. Варвары отличались эмоциональностью, открытостью характера. Язычники по вере, они сохраняли убеждения в тесной связи с природой, неразрывности мира богов-людей. Варвары были преисполнены воинственной мощи, укреплявшейся неразлучностью человека с общностью, частью которой он был. Германцы привнесли в культуру идеалы воинской чести, мужества, сакральное отношение к предводителю войска.
- Христианство. Привнесло в культуру идею о том, что мир зыблемый. Человек состоит из души и тела, а тело несет в себе семя греха. Потому тело стоит ограничивать, рассматривать как источник порока, а заботиться стоит о своей душе и ее духовном возрастании. Церковь убеждала верующих о первенстве веры над разумом, хотя теологические дискуссии остро обговаривали данный вопрос. Поощрение развития аскетизма и других форм затворничества, монастыри как культурные центры.
Ранее средневековье отличалось сложностью и неоднородностью, многоплановостью формирующих новую культуру процессов. В V-VI страны Запада переживали упадок по причине варварской навалы и падения прежних Римских империй.
Примечание
В течение V – первой половины VII веков происходит этап рецепции наследия античности.
Цивилизация римского универсализма, которая еще в период поздней античности попала под определяющее влияние христианства, начала довольно динамично трансформироваться. Христианство оказалось на первых порах достаточно пластичным и восприимчивым к новым культурам и традициям. Оно смогло вобрать и переработать разнообразные варварские народные идеи в единую структуру. Синтез оказался мучительным, а порой даже противоречивым для себя самого.
Раннее Средневековье, несмотря на отсутствие сопоставимых античному миру достижений, стало началом истории западноевропейской культуры.
Изобразительное искусство
Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря.
Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров:
- «Аахенское Евангелие»;
- «Утрехтская псалтырь»;
- «Евангелие Эбо».
Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла.
Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты.
Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи.
Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол.