Работоспособность и ее динамика

Работоспособность: как ее повысить?

Внутренние факторы и работоспособность человека

Определение 1

Под работоспособностью понимается количество и качество работы, выполняемой в соответствии с функциональными возможностями организма за определенное время.

Работоспособность определяется внешними и внутренними факторами.

Ведущим внутренним фактором является уровень функциональной активности во время работы. Эта активность зависит от типологических свойств нервной системы, уровня мотивации, психофизиологических особенностей человека, адаптационных возможностей и др. Физиологическая активность организма, как было экспериментально доказано, имеет циклические колебания, которые получили название биологических ритмов. Высшие функции мозга – эмоции, память, восприятие, интеллектуальная активность тоже подвержены ритмическим колебаниям.

Биологические ритмы сохраняются на протяжении всей жизни человека. С первобытных времен практически остались без изменений суточные, месячные, годовые ритмы, поэтому очень сложно угнаться за ритмами современной жизни. Для каждого человека в течение суток характерны подъемы и спады важнейших жизненных систем, а зафиксировать важнейшие биоритмы можно в хронограммах. Основными показателями являются температура тела, пульс, частота дыхания в состоянии покоя и др. Поскольку живой организм взаимодействует с окружающей средой, то можно выделить $2$ категории ритмов – биоритмы, совпадающие с геофизическими циклами, т.е. адаптивные ритмы и рабочие ритмы, которые отражают деятельность систем организма.

Периодичность адаптивных ритмов очень близка к $24$ часам, т.е. это околосуточные ритмы.

Рабочие ритмы отражают временную организацию физиологических функций.

Изменение работоспособности организма происходит по суточному ритму, это значит, что максимальная работоспособность будет отмечаться с $8 $ до $12$ часов и с $14$ до $17$ часов. Наименьшая работоспособность наступает с $12$ до $14$ часов и с $3$ до $4$ часов.

Работоспособность человека зависит не только от биоритмов, но и от уровня его профессиональной подготовленности, от профессиональных навыков. Работники, имеющие разный уровень профессионализма, одно и то же задание выполняют с различной скоростью и качеством, разными психологическими и физическими затратами. У опытного специалиста рабочая нагрузка не вызывает заметного снижения работоспособности.

Ещё одним внутренним фактором работоспособности является мотив деятельности. При недостаточной мотивации происходит снижение работоспособности, что доказали проведенные специальные эксперименты Корнадта и Баймлера.

Также было доказано, что показатель мышечной выносливости увеличивается, если присутствует соревновательный мотив. Причем, если соревнования командные, то выносливость увеличивается в большей степени. Мотивом деятельности выступают психологические причины, которые и определяют целенаправленные действия человека. Мотивы отличаются от свойств личности и характеризуют частное и изменчивое отношение человека к внешнему миру. Они взаимодействуют между собой и могут меняться. Согласующиеся мотивы дополняют друг друга, а противоречивые отрицательно сказываются на уровне работоспособности и вызывают конфликтные ситуации.

Немалое влияние на работоспособность оказывают и эмоции работников, как позитивные, так и негативные. Положительный эмоциональный фон, в частности, приводит к повышению чувствительности зрительного и слухового анализаторов. Надо сказать и о том, что у части людей эмоциональное напряжение в экстремальной ситуации, приводит к повышению работоспособности, в то время как у других она резко падает. Для высокого уровня работоспособности характерен слабый или средний уровень эмоционального напряжения. Развитие утомления в данном случае замедляется.

Трудовая мотивация

Работоспособность человека зависит от заинтересованности в труде. Интерес зависит от блага, которое работник получит, и потребностей, которые удовлетворит. Иными словами, работоспособность зависит от мотивации.

Мотив – личная необходимость в форме образа материального или нематериального блага. Мотивация – побуждение, основанное на желании удовлетворить потребность или достичь цели.

Мотивация труда – побуждение к трудовой деятельности. Это и процесс сознательного выбора типа деятельности под воздействием внутреннего или внешнего стимула.

Высокая работоспособность наблюдается, когда мотивация труда имеет большую силу. Чем скорее работник хочет достичь цели труда, тем лучше и быстрее он будет работать.

Виды трудовых мотивов

  1. Биологические. Это мотивы производные от физиологических, первичных нужд и потребности в безопасности. Пословица «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» трактуется в контексте биологического трудового мотива: возникла потребность в пище – придется потрудиться.
  2. Социальные. Эти мотивы основаны на потребностях в любви, принадлежности, уважении, самореализации:
  • самовыражение, желание успешно реализовать трудовой потенциал в конкретной деятельности;
  • самостоятельность, стремление к моральной и материальной независимости;
  • стабильность, желание быть уверенным в будущем благополучии;
  • конкуренция, желание быть успешным среди многих;
  • сопричастность с коллективом, желание работать к группе людей;
  • получение новых знаний и опыта;
  • желание установить справедливость: возродить, отстроить, исправить;
  • альтруизм, желание приносить пользу обществу.

Если однажды работник удовлетворит потребность путем трудовой деятельности, у него сложится модель поведения, признаваемая им как эффективная. Он захочет и дальше трудиться так же.

Если результат труда частично или совсем не удовлетворит работника, он примет меры по изменению поведения или прекратит действовать.

Динамика работоспособности

Существующие исследования по работоспособности человека в течение смены, свидетельствуют о том, что в её динамике проявляются закономерные подъемы и спады.

В.И. Медведев по вопросу работоспособности в течение рабочей смены выделяет 8 фаз колебания:

  1. Фаза мобилизации, в течение которой тонус центральной нервной системы повышается, усиливается функциональная активность органов и систем, т.е. происходит подготовка к деятельности;
  2. Фаза первичной реакции или начало деятельности. В этот момент почти все показатели функционального состояния уравновешены или снижены;
  3. Фаза гиперкомпенсации. Организм готовится к общему ритму работы и включается в деятельность, т.е. это весь начальный период работы;
  4. Фаза компенсации. Оптимальная эффективность труда, при которой, показатели уровня работы систем организма стабилизировались;
  5. Фаза субкомпенсации. Интенсивная и длительная работа приводит к нарушению оптимального уровня функционирования, в результате чего работоспособность снижается;
  6. Фаза декомпенсации. Функциональное состояние ухудшается, идут вегетативные нарушения;
  7. Фаза срыва. Резкое падение работоспособности в результате расстройства регуляторных механизмов;
  8. Фаза конечного порыва. Резервные возможности организма при волевой мобилизации ведут к повышению работоспособности на короткий период времени.

Замечание 3

Такие авторы как М.И. Виноградов, А.С. Косилов, А.С. Егоров и др. предлагают более обобщенную классификацию фаз работоспособности, которая чаще используется в практической физиологии. Фазы работоспособности, выделенные В.И. Медведевым, они сгруппировали в $3$ периода – врабатывание, устойчивая работоспособность, развивающееся утомление. Индивидуальные особенности организма работника проявляются даже в период устойчивой работоспособности и имеют место апериодические колебания.

Факторы, обуславливающие выносливость:

  1. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности;
  2. Специфика работы. Мышцы ног более выносливы, чем мышцы рук в $1,5$-$2$ раза. Динамическая работа, по-сравнению со статической, без признаков утомления, продолжается в десятки раз больше;
  3. Возраст работающего. Выносливость выше в молодом возрасте;
  4. Пол работающего. Мужчины выносливее женщин при больших нагрузках;
  5. Концентрация внимания и волевое напряжение во время интенсивной работы показатели выносливости снижают;
  6. Положительное эмоциональное состояние удлиняют период устойчивой работоспособности;
  7. Работоспособность увеличивается при наличии умений, навыков, опыта;
  8. Сила нервной системы работника.

Что такое работоспособность

Работоспособность человека – потенциальная возможность выполнения целесообразной деятельности эффективно на протяжении определенного времени.

Виды работоспособности по эффективности

  1. максимальная, самая высокая из возможных,
  2. оптимальная, приемлемая,
  3. сниженная, недостаточная.

Периодическое снижение и повышение работоспособности происходит в течение рабочего дня с разным интервалом и скоростью, в зависимости от характера, темперамента, здоровья личности работника и выполняемого им труда.

Виды работоспособности по характеру труда

  1. Физическая работоспособность – способность выполнить максимально возможный объем механической работы, не допуская срывов.
  2. Умственная работоспособность – возможность воспринимать и перерабатывать информацию с определенной скоростью, не допуская ошибок.

Фазы работоспособности

  1. Врабатывание. Постепенное повышение работоспособности и результативности труда.
  2. Устойчивая работоспособность. Сохранение уровня работоспособности на протяжении продолжительного отрезка времени.
  3. Снижение. Постепенное понижение работоспособности, развитие утомляемости.

Эти три фазы проходят в первой половине дня, до обеденного перерыва, а затем повторяются. Во второй половине дня высокая работоспособность наблюдается реже, чем в первой.

Фазы умственной и физической работоспособности совпадают, но динамика отличается и зависит от тяжести выполняемой работы.

ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

05.01.2010 14:23

словарь

Фазы работоспособности — закономерная последовательность изменений (динамика) работоспособности, отражающая динамику функционального состояния человека, в процессе деятельности.Фаза мобилизации — исходное, предрабочее, «предстартовое» состояние. Суть этой фазы — подготовка к выполнению конкретной задачи и мобилизация функциональных возможностей организма. Как правило, характеризуется генерализованной активацией большинства структур мозга.

>Фаза врабатывания — нарастание работоспособности — первичная реакция организма на испытываемую нагрузку, недостаточно высокая эффективность работы, поиск адекватного реагирования на предъявляемую нагрузку. Характеризуется неустойчивостью динамического взаимодействия отдельных структур мозга.Фаза гиперкомпенсации — кратковременная чрезмерно высокая работоспособность за счет нерационального нарастания напряженности физиологических процессов, лежащих в основе деятельности. Эта фаза может «вклиниваться» в фазу врабатывания или в фазу субкомпенсации как результат недостаточно сформированных механизмов мозговой организации деятельности. Фаза оптимальной работоспособности — высокий уровень работоспособности с полной компенсацией затрат организма.Фаза субкомпенсации — сохранение высокого уровня работоспособности при неполной компенсации затрат организма, нарастание утомления, снижение эффективности работы. С ухудшением функционального состояния организма нарастают признаки утомления.

>Фаза декомпенсации (начальная фаза утомления) — продолжение фазы субкомпенсации

Появляются выраженные вегетативные реакции, снижается внимание, восприятие, память, нарушаются точность и координация ответных реакций, снижается работоспособность. При продолжении работы эта фаза может внезапно перейти в фазу срыва.Фаза срыва (утомления) характеризуется значительным расстройством регуляторных механизмов организма и завершается отказом от деятельности, нарушением внимания, восприятия, памяти, мышления

В некоторых случаях в конце работы может появиться кратковременное возрастание, «всплеск» работоспособности (фаза конечного порыва) в результате эмоционального воздействия и возросшей мотивации скорейшего успешного завершения деятельности. В этот момент физиологическая «цена деятельности» максимальна.Продолжительность и выраженность перечисленных фаз зависит от многих факторов (возраст, характер работы, организация деятельности, тип высшей нерв ной деятельности, опыт работы, мотивация и др.).

Новые статьи:

  • ФАЛЕС
  • ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ
  • ФАКТОРЫ РИСКА. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  • ФАКТОРЫ РИСКА
  • ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА
  • ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ
  • ФАКТОР РИСКА
  • ФАКТОР НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
  • ФАКТ
  • ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Старые статьи:

  • ФАВОРИТИЗМ ВНУТРИГРУППОВОЙ
  • ФАБРИ

Внешние факторы и работоспособность человека

Некоторые внешние факторы – температура, давление, влажность, лучистая энергия, оказывая влияние на работоспособность, могут иметь двоякое проявление.

В первом случае они могут выступать факторами стресса и снижать работоспособность, потому что произойдет снижение функциональных возможностей отдельных систем человека, да и организма в целом.

Во втором случае каждый внешний фактор тоже приводит к определенным изменениям в системах, тканях и органах человека, а это окажет влияние на работоспособность. Этот второй аспект в условиях современного производства имеет большое значение. В чрезвычайных или искусственно создаваемых ситуациях резкие изменения внешних факторов не являются редкостью, правда касаются они людей достаточно редких профессий – космонавтов, водолазов, полярников и др.

Общая работоспособность существенным образом зависит от колебаний температурного режима в рабочей зоне. Её повышение приводит к изменениям в системах организма и, как правило, снижает работоспособность. Кислорода в крови становится меньше, увеличивается уровень молочной кислоты, нарастает метаболический ацидоз. Сердечнососудистая система резко реагирует на эти изменения. Тепловая перегрузка приводит к истощению функциональных резервов организма и снижению работоспособности.

Работоспособность человека зависит и от освещенности места, т.е. от светового режима рабочей зоны. Недостаточная освещенность может явиться причиной ошибок в различении каких-либо сигналов и, как следствие, падению работоспособности. Но, здесь есть и другая сторона, когда слишком яркое освещение может привести к дискомфорту, вызвать ослепление и снизить работоспособность. Те профессии, где роль «зрительной работы» велика, роль освещенности возрастает.

Световой комфорт благоприятно сказывается на работоспособности людей и физического и умственного труда.

Замечание 1

Освещение оказывает влияние на общую активность человека, психологический статус, эмоциональную тональность, влияя, таким образом, на работоспособность человека. Отдельные монохроматические цвета влияют на состояние человека, делают условия комфортными или дискомфортными, вызывают чувства подавленности, беспокойства или, наоборот, чувство легкости и свободы.

Исследования, проведенные психологами, показали, что оптимизация цветового климата и освещенности увеличивает работоспособность на $15$-$20$ % и отдаляет развитие утомления.

На работоспособность большое влияние оказывает шум, т.е. разные по частоте и интенсивности звуковые колебания. Шум не только влияет на работоспособность, но и наносит вред здоровью. Степень его воздействия на человека зависит от силы звука, длительности воздействия, крутизны нарастания, частотного спектра, наконец, от готовности человека к его восприятию. Небольшая интенсивность производственного шума влияет на слуховой анализатор, приводит к снижению его чувствительности. Шум тормозит концентрацию внимания, повышает общую возбудимость, снижает восприятие, память, т.е. отрицательно влияет на психику человека и, безусловно, снижает работоспособность, которая может не восстановиться даже после отдыха. Этот внешний фактор имеет и другую сторону.

Замечание 2

Эксперименты, проведенные Германом и Тодтом, позволили сделать вывод, что шум в $55$ дБ обеспечивает оптимальный уровень функционирования слухового анализатора. Отсутствие шумового фона, т.е. абсолютная тишина, тоже приводит к снижению работоспособности. Таким образом, воздействие шума на организм совершенно индивидуально и степень его воздействия будет зависеть от свойств нервной системы, состояния в данный момент, характера деятельности и адаптационных возможностей человека.

Работоспособность человека и все вытекающие отсюда последствия связаны и с организацией рабочего места. Это не просто удобный стул или стол, это, прежде всего, санитарно-гигиенические условия рабочей зоны, особенности рабочей позы в течение трудового дня, наличие инструментов, удобная организация сенсорной и моторной зоны пульта управления и др.

Способы повысить работоспособность

Помимо мотивации влияние на работоспособность оказывают образ жизни индивида и тип трудовой деятельности.

Повысить продуктивность и эффективность труда можно следующими способами:

  • Анализ. Определить факторы, которые мешают или отвлекают и те, что помогают трудиться и предпринять шаги по устранению первых и подкреплению вторых.
  • Планирование. График и режим дня организовывают деятельность. Ежедневное планирование дел помогает быть ответственным, пунктуальным, все успевать и является дополнительным стимулом деятельности. Планы на день и неделю лучше записывать в ежедневник, с указанием сроков выполнения дел и необходимых ресурсов.
  • Целеполагание. Когда человек знает цель, ради которой он трудится, делать это легче и приятнее. Чтобы стимулировать себя работать лучше, нужно чаще представлять образ цели, уметь ставить перед собой достижимые жизненные задачи.
  • Питание. Физическая и умственная работоспособность зависит от питания, так как необходимые для нормального функционирования организма полезные вещества поступают с пищей. Правильное, сбалансированное питание повысит работоспособность. Переедание и голодание негативно сказываются на способности думать и трудиться.
  • Физическая активность. Чтобы не перегружать мозг работой, нужно время от времени переключаться с умственной на физическую активность, делать физкультминутки, гимнастику, в том числе и для глаз. Активность людей, которые трудятся физически, ограничивается по времени во избежание травм и переутомления.
  • Массаж. Самомассаж головы, шеи, плеч бодрит и улучшает кровообращение, расслабляет напряженные мышцы.
  • Отдых. Чтобы эффективно трудиться, нужно отдыхать до и после работы, и на выходных. В течение рабочего дня делать перерывы, чтобы отвлечься и набраться сил. Активный отдых заряжает энергией и вдохновляет, пассивный – расслабляет и восстанавливает.
  • Чтение. Это «зарядка» для мозга. Рекомендуется уделять чтению минимум тридцать минут в день. Чтение классической мировой литературы, научно-популярных изданий и учебных пособий расширяет словарный запас, кругозор, увеличивает объем общих и специальных знаний, повышает культуру личности.
  • Обоняние, слух, зрение. Работоспособность повышают приятные и специальные запахи, звуки, цвета. Было доказано, что желтый цвет тонизирует. Помогают работать цитрусовые запахи и классическая музыка.
  • Творчество. Творческая деятельность приятна и полезна. Это одновременно способ отдохнуть, расслабиться и тренировка правого, творческого полушария головного мозга. Творчество развивает образное мышление, креативность и чувство прекрасного.

Если без перерыва использовать технику, она вскоре выйдет из строя. Стоит ли говорить о человеческом организме?

Чтобы трудиться эффективно, нужно не только работать, но и отдыхать, наслаждаться личной жизнью, хобби, творчеством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: