Структура государственного механизма

Механизм государства - теория государства и права (алексеев с.с., 2005)

Принципы организации и деятельности механизма государства[]

Принципы организации и деятельности механизма государства – это те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.

Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.

Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима и определяются им.

1.принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

2.принцип разделения властей. Единая власть делится на три относительно самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют друг с другом.

3.принцип разграничения функций между органами государства;

4.принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

5.принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

6.принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

7.принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);

8.принцип гласности. Открытость деятельности гос. органов и информирование населения об их деятельности.

9.принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Вышеназванные принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства, поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию или на деятельность органа государства. 

Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность. 

Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. 

Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

— органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции; 
— органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции)

Состав механизма государства

Современный механизм государства характеризуется высоким уровнем сложности, многообразием составляющих его элементов.

Структура механизма государства — это внутреннее строение данного механизма, выражающееся в расположении его элементов, их подчиненности друг другу и наличии взаимосвязей.

В структуру государственного механизма включаются следующие элементы:

  • во-первых, собственно государственный аппарат, включающий в себя систему органов государственного управления. Данная совокупность органов обеспечивает функционирование механизма государства и реализацию практических функций государственной власти;
  • во-вторых, государственные организации, представленные государственными предприятиями, являющимися хозяйствующими субъектами, учреждаемыми государством для осуществления производства продукции, работ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли;
  • в-третьих, государственные учреждения, являющимися хозяйствующими субъектами, призванными осуществлять социально-культурные функции в различных сферах общественной жизнедеятельности (наука, образование, здравоохранение и прочее);
  • в-четвертых, материальные государственные придатки в лице вооруженных сил, органов полиции и прочего.

Помимо этого, в структуру государственного механизма можно включить всю совокупность государственных служащих, осуществляющих практическую реализацию государственного управления, а также организационных и финансовых средств, принудительных сил, требуемых для обеспечения функционирования государственной власти.

Механизм государства находится под воздействием политического строя, сложившегося в стране, следовательно, может меняться в зависимости от определенного периода времени и сложившейся системы управления государством. В качестве первичного структурного элемента механизма государства выступает орган государственного управления.

Замечание 1

На структуру механизма государства влияют различные факторы, к числу которых можно отнести, например, площадь государства. Государства с большими территориями отличаются более сложным механизмом государства по сравнению с мелкими государствами.

Отдельные структурные элементы механизма государства могут играть важную роль на различных этапах существования государства. Так, в условиях участия страны в военных действиях, возрастает роль таких элементов как армия, военные предприятия, спецслужбы. В условиях роста преступности большую значимость приобретают органы охраны правопорядка и так далее.

Структура механизма государства

Определение 1

Элемент механизма государства – это звено системы публичного управления, находящееся во взаимодействии и в отношениях подчинения с другими звеньями, реализующее в рамках законодательно закрепленной компетенции и в соответствии с регламентированной процедурой определенный объем функций публичного управления для обеспечения прав личности и социально-экономического развития государства.

Процессы публичного управления, которые происходят в современном обществе, в том числе и в России, направлены сегодня на демократизацию общественных отношений, повышение эффективности функционирования механизма государства и его открытости и прозрачности. Указанное преобразование невозможно без утверждения авторитета государства как эффективного регулятора общественных отношений, действующего исключительно в рамках обеспечения прав личности.

Указанное направление развития публичного управления предполагает, прежде всего, оптимизацию деятельности механизма государства и отдельных его элементов, что актуализирует теоретическое осмысление категории элемента механизма государства.

Кроме того, механизм государства можно рассматривать как организованную специальным образом группу специалистов в соответствующих областях управления, действующих в рамках, возложенных полномочий для реализации функций управления органов и учреждений и государства в целом.

Таким образом, механизм государства можно определить как систему действующих на общих законодательно установленных принципах органов, организаций, должностных лиц для реализации функций государства.

Механизм государства характеризуется следующими признаками:

  • механизм государства представляет собой институциональную систему, которую образуют органы публичного управления, должностные лица, организации, каждый из которых наделен властной компетенцией;
  • структуру механизма государства определяют те функции публичного управления, которые возлагает население на органы, должностные лица и учреждения, образуемые государством;
  • структура механизма государства – это сложное многоуровневое институциональное образование, характеризующееся наличием сложных взаимосвязей между отдельными уровнями и звеньями управления;
  • структура механизма государства определяется демократическими принципами, закрепленными в конституции, – законностью, разделением публичной власти на ветви, суверенитетом народа и др.;
  • деятельность механизма государства обеспечивается привлечением необходимых ресурсов за счет бюджетного финансирования.

Структура механизма государства, в первую очередь, определяется теми функциями, которые необходимы и целесообразно выполнять органам публичного управления для обеспечения социально-экономического развития соответствующей территории. Таким образом, функции публичного управления следует рассматривать в качестве важнейшего фактора формирования структуры механизма государства. Поэтому трансформация функций публичного управления в ответ на запрос населения обуславливает и изменение механизма государства.

В свою очередь, функции публичного управления предопределяются сложившейся в государстве формой правления, то есть системой способов и методов организации публично-правового воздействия на общественные отношения.

Форма государства определяет следующие направления устройства публичного управления:

  • форма государства определяет структуру механизма управления по горизонтали, то есть распределение властных полномочий между отдельными элементами механизма государства по горизонтали в соответствии с функциями публичного управления, и распределение властных полномочий между элементами механизма государства по вертикали, то есть между уровнями публичного управления в федеративном государстве;
  • методы организации публичного управления, то есть политическое устройство.

Структура механизма государства отражает содержание публичного управления, в том числе:

  • специфику стоящих перед публичным управлением задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе в соответствующих социально-экономических и политических условиях;
  • количество, специфику и характер взаимоотношений между органами публичного управления должностными лицами, учреждениями и населением.

Бюрократия и бюрократизм в механизме государства

Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия – рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм – болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т.е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела – власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов – именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный – в групповой или личный, т.е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи – в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата – верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика – надежное лекарство против этой болезни.

показать содержание

Бюрократия и бюрократизм

Не существует единого мнения по поводу того, полезна или нет бюрократия. Ясно, однако, что без бюрократического аппарата существовать современное государство не может.

Бюрократия – это система четких и конкретных правил, обязательных для исполнения всеми чиновниками.

Принципы организации деятельности механизма государства строго регламентируются различными предписаниями и правилами. Конечно, это делает аппарат менее гибким и способным на нестандартное реагирование. Но зато ограждает государство от произвола.

Что же касается бюрократизма, то этот термин обычно употребляется в отношении проблемы, существующей сегодня также во всех странах. Бюрократизм – это засилье бумаг, различных мелких правил и инструкций, которые позволяют чиновникам незаметно подменять интересы государства своими собственными и решать личные задачи (например, собственного обогащения) за счет казны.

Обычно исследователи определяют степень бюрократизма как пропорциональный «раздутости» государственного аппарата.

Признаки государственного механизма

Механизм государства отличается следующими признаками:

  • во-первых, наличие системы органов государственного управления, в основе которой находится принцип разделения властей. Механизм государства выступает в качестве системы органов государственного управления, основанной на единых принципах организации и функционирования , закрепленных российской Конституцией, федеральными законами;
  • во-вторых, наличие сложной структуры. Структура органов управления включает в себя четко определенные и вписанные в систему иерархии органы государственного управления, находящиеся в определенном соотношении друг с другом и во взаимосвязях;
  • в-третьих, наличие взаимообратных связей между государственным механизмом и функциями государства. Реализация функций государства получает реальное воплощение через систему государственного механизма. Государство не способно выполнять свои функции, если у него отсутствует механизм государства;
  • в-четвертых, нацеленность на решение задач, обеспечивающих управление страной и реализацию функций государства. Государству для реализации возложенных на него задач требуются определенные материальные средства, выступающие в качестве вещественных придатков государства. Эти материальные средства составляют основу функционирования ряда государственных органов и неотъемлемую часть деятельности государственной власти.

Характеристика элементов механизма государства

Структура механизма государства опосредует не только число органов публичного управления, должностных лиц и государственных учреждений, но и характер взаимоотношений между ними как элементами механизма государства, соотношение государственно-властных полномочий между элементами механизма государства.

С точки зрения соотношения публично-правовых полномочий в качестве основных элементов в структуры механизма государства можно выделить следующие:

  • глава механизма государства. При этом следует отличать официально закрепленного основным законом (президент, глава правительства, монарх и пр.) и фактического (парламентское большинство, правящая партия и пр.) лидера государственной системы управления;
  • законотворческий орган, реализующий функцию правового регулирования важнейших общественных отношений в государстве;
  • высший исполнительной-распорядительный орган и подсистема подчиняющихся ему специальных органов управления;
  • подсистема региональных органов управления, также образованная в соответствии с принципом разделения властей.

Исходя из функциональной роли конкретного звена в структуре механизма государства выделяют:

  • первичное звено – это орган (или должностное лицо), которое образовано и функционирует в соответствии с законодательством и решает в рамках возложенных на него полномочий посредством деятельности государственных служащих управленческие задачи;
  • вторичное звено – вспомогательные элементы, то есть учреждения и предприятия, организованные и функционирующие для оказания государственных услуг и др.

Понятие и структура механизма государства

Механизм (аппарат) государства – это система специальных органов с помощью которых государство осуществляет возложенные на неё задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются: государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделённых властными полномочиями для осуществления государственной власти; государственные учреждения и предприятия и государственные служащие: — механизм государства – это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности:

  • механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;
  • органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют меду собой;
  • каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивают эффективное функционирование государства в целом;
  • для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения.

Основными принципами механизма государства являются:

  • принцип разделения властей;
  • принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;
  • принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;
  • всякий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны;
  • принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов;
  • принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства.

Понятие и признаки государственного органа

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции – властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);

б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Сущность, значение, характеристики государственного механизма

Определение 1

Государственный механизм – это совокупность специализированных учреждений и органов, которые обеспечивают реализацию государственного управления общественными отношениями и защиту интересов общества.

Механизм государства выступает в качестве реальной материальной м организационной силы, наличие которой позволяет государству осуществлять власть, проводить определенную политику.

Юридическая наука зачастую сопоставляет термины «механизм государства» и «государственный аппарат» как синонимы. Однако существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой государственный аппарат является более узким термином, обозначающим систему государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность в соответствии с выделенными им властными полномочиями. Механизм государства при этом существенно шире за счет того, что включает все органы, формирующие государственный аппарат, и различные материальные придатки этого аппарата в лице полиции, армии, пенитенциарной системы и прочего.

При толковании термина механизм государства можно исходить из трех концепций:

  • во-первых, концепция, обусловленная наличием широкого и узкого толкования данного термина, при которой в узком смысле механизм государства представляет собой государственный аппарат, в широком – политическую систему общества в целом;
  • во-вторых, традиционная концепция, в соответствии с которой механизм государства выступает только в качестве аппарата государственной власти;
  • в-третьих, расширительная концепция, рассматривающая механизм государства в качестве системы органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций.

Механизм государства обладает следующими характерными чертами:

  • системность, выражающаяся в наличии упорядоченной совокупности органов государственного управления;
  • целостность, которая обусловлена наличием единых целей и задач, стоящих перед государством;
  • выступление органов государственного управления в качестве основных элементов механизма государства;
  • наличие материальной организационной силы, посредством которой государство обеспечивает осуществление своей власти и достижение конкретных результатов.

Характеристика структуры механизма государства

Структура механизма государства – это совокупность его составных частей, выделяемых в соответствии с принципом разделения властей на отдельные ветви.

В структуру механизма государства включается ряд элементов, к числу которых относятся:

  1. Органы государственной власти, которые представляют собой государственный аппарат, построенный в определенной иерархии, предполагающий соподчиненность органо государственного управления друг другу, наличие тесной взаимосвязи между этими органами, обеспечивающей им условия для реализации их функций. Отличительная особенность органов государственного управления состоит в наличии у них государственно-властных полномочий, то есть таких средств, возможностей и ресурсов, которые обусловлены силой государства и направлены на принятие управленческих решений общеобязательного значения. К числу таких органов относятся президент, парламент, правительство, министерства и ведомства, губернаторы и так далее;

  2. Государственные организации, представляющие собой такое подразделение механизма государства, которое обеспечивает реализацию функции охранительной деятельности этого государства. Для обозначения данных организаций применяется термин «материальные придатки» государства. Такими придатками считаются силы полиции, служба безопасности, армия, флот и прочее;

  3. Государственные учреждения, выступающие в качестве такого элемента механизма государства, который лишен властных полномочий и ориентирован на непосредственное осуществление практической деятельности, направленной на исполнение государственных функций в различных сферах общественной жизнедеятельности, таких как культурная сфера, социальная сфера, научная сфера, воспитательно-образовательная сфера. К данному виду элементов механизма государства относятся поликлиники, почтовая служба, телеграф, научно-исследовательские институты, библиотеки, больницы, школы, театры, филармонии и прочее;

  4. Государственные предприятия, представляющие собой такой элемент механизма государства, который лишен властных полномочий и ориентирован на осуществление финансово-хозяйственной деятельности в виде производства продукции, создание условий для такого производства, выполнении различных видов работ, оказании разнообразных услуг, призванных удовлетворять общественные потребности, приносить прибыль государству;

  5. Государственные служащие или чиновники – это элемент механизма государства, представленный лицами, несущими государственную службу и осуществляющими государственное управление в непосредственном виде. В отношении государственных служащих существуют различия по правовому положению этих служащих в механизме государства. По критерию объема полномочий государственные служащие делятся на:

    • лиц, замещающих должности, требующие непосредственного исполнения государственных полномочий. К данному виду относятся президент, министры, депутаты и прочие;
    • лиц, замещающих должности, направленные на непосредственное обеспечение полномочий служащих, входящих в первую группу. К данному виду служащих относятся консультанты, помощники, советники и прочие;
    • лиц, замещающих должности, которые учреждают органы государственного управления для обеспечения исполнения полномочий этих органов. К данному виду относится специалисты, референты, руководители структурных подразделений органов государственного управления и прочие;
    • лиц, не наделенных распорядительными полномочиями и получающих зарплату за счет средств бюджетной системы. К данному виду относят преподавателей учебных заведений, медицинских работников и прочих;
  6. Финансовые и организационные средства, принудительные силы, которые необходимы государству для обеспечения функционирования его аппарата.

Признаки и принципы организации государственного аппарата

Аппарат государства представляет собой совокупность тех или иных органов государства, которые связаны между собой какими-то общими принципами осуществления конкретной деятельности.

Итак, к признакам государственного аппарата относят:

  1. Аппарат государства является иерархической системой, которая состоит из отдельных органов и учреждений государства. А целостность аппарат государства обычно гарантируется общими принципами, целями и задачами.
  2. Основными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные учреждения связаны между собой на основе зависимости и координации.
  3. Для обеспечения государственных властных заказов государственный аппарат имеет прямые инструменты жесткого принуждения. Ни одна страна не может обойтись без этого.

С помощью государственного аппарата фактически осуществляется власть и реализуются государственные функции. Существует прямая связь между государственными функциями и государственным аппаратом, поскольку он был создан именно для выполнения государственных функций. Поэтому, когда меняются государственные функции, неизбежно следует смена государственного аппарата.

Структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов: законодательные органы — это «приоритетные» государственные органы в прямом смысле слова, которые не зависят от других основополагающих органов; исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; имеют институты государственной поддержки (административный аппарат и т.д., организационно-материальный аппарат подготовки, утверждения и исполнения актов государственного управления); правоохранительные органы обеспечивают и сохраняют стабильность, неосязаемость общественных отношений, складывающихся под влиянием государства и права, в том числе организационно-материальных обязательств (армия, полиция, спецслужбы, тюрьмы).

Принципы организации и функционирования государственного аппарата являются ключевыми положениями, поддерживающими построение и функционирование государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  • приоритет прав и свобод человека и всего населения;
  • демократия, которая выражает добровольное участие граждан в формировании деятельности государственных органов;
  • разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной) создает механизмы, которые минимизируют вмешательство со стороны властей;
  • законность, то есть обязательное уважение всех государственных органов, должностных лиц, граждан всех существующих законов и конституционных норм;
  • гласность, информированность общественности о практической деятельности отдельных государственных органов, что обеспечивает прозрачность процесса работы должностных лиц;
  • федерализм, учитывающий интересы регионов;
  • профессионализм, подразумевающий использование наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата и др.

Некоторые принципы организации и деятельности государственного аппарата не включены в действующее законодательство, но освещены в судебной науке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: