Особенности детей младенческого возраста

Особенности детей младенческого возраста. реферат. психология. 2013-10-21

Четвертый месяц жизни

На четвертом месяце младенец уже самостоятельно удерживает головку, умеет хорошо жестикулировать ногами и руками, изучает предметы вокруг, переворачивается со спины на животик. На предметы в это время он не просто смотрит, но и видит их. Воспринимает голоса вокруг и звуки. Ощущает потребность в маме не только для изучения ее самой, но и всего вокруг.

Родитель должен контролировать режим дня малыша, а также корректировать его, если требуется. В 3-4 месяца в среднем ребенку требуется 15 часов сна. 10 часов приходится на ночное время, а остальные распределяют равномерно на дню.

Если взрослые определились, что ребенку следует спать лишь в своей кровати, то класть его нужно лишь туда, воспитывая тем самым дисциплину и привычку.

Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии
ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3)
существует переходный период, который называется «кризис
1 года»
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные
реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать.
Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями
в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь,
которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается
от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые»
слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Вопрос № 1.Общение — ведущая деятельность младенческого возраста

Роль общения в онтогенезе человека

План:

1. Общение — ведущая деятельность младенческого возраста.

2. Общение и предметно-манипулятивная деятельность ребенка.

4. Учебная деятельность и особенности межличностного взаимодействия школьников.

Вопрос № 1.Общение — ведущая деятельность младенческого возраста.

? Ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте (до 1 года) — эмоционально-непосредственное общение. Первая потребность, которая формируется у ребенка, — это потребность в другом человеке.

? Только развиваясь рядом со взрослым, ребе­нок сам может стать человеком. Пользуясь словами Э. Эриксона, можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира. Улыбка как специфическая реакция на лицо матери — по­казатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Путь ребенка к познанию предметов и удовлетворению соб­ственных потребностей идет через отношение к другому челове­ку.

? Это тот исток психической жизни, с которого начинается формирование у ребенка специфически человеческой потребно­сти в общении.

? Начиная со второго полугодия жизни ребенка, общениесвя­зано с освоением предметов. М.И

Лисина назвала его ситуативно-деловым.Детям важно присутствие взрослого, его доброже­лательное внимание

& Д.Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни. Это — игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование его с игрушками — скрытая совместная деятельность, в которой взрослый присутствует опосредованно, будучи как бы запро­граммированным в игрушке.

? К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

? К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчерки­вал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расши­ряется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит разрыв единой социальной ситуа­ции «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хо­чет.

Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий
вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового
и зрительного сосредоточения
. Слуховое сосредоточение появляется
на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение
движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая
же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только
сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется
так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго)
на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей
за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее
лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и
начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом
оживления»

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку,
— знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности
в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что
он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно
младенчество.

Кризис одного года

Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его

Виды действий

Для данного возраста характерно два вида действий:

  1. Соотносящиеся действия.

    Суть соотносящихся действий в установлении пространственных взаимоотношений между предметами. К примеру, сбор пирамидки или матрешки;

  2. Орудийные действия.

    Они помогают ребенку понять принцип воздействия одного предмета на другой. Процесс познания указанных действий происходит под контролем взрослых. Например, мать объясняет и показывает ребенку, как нужно пить из кружки, или как копать лопаткой песок.

Ребенок раннего возраста уже может ходить, выполнять определенные действия с предметами, начинает понимать речь. Этот период расширяет возможности общения со взрослыми, что является базисом познавательного и эмоционального развития ребенка.

Особенности психического развития младенца

Сенсомоторное развитие является основой для развития восприятия: более дифференцированный зрительный анализатор и скоординированные движения формируют более точные инструменты для познания окружающей среды.

С точки зрения психических процессов, на данном этапе идет активное развитие восприятия, мышления и предречевого развития.

Развитие перцепции (восприятия) идет по следующим стадиям:

  • от 1 до 4 месяцев развивается слежение за объектом, наблюдаются попытки проследить за приятным (смешным) образом, вновь его найти
  • от 4 до 8 месяцев повышается активность взаимодействия глаз и рук: ребенок старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять и пытается схватить то, что видит. Так развивается способность к отслеживанию траектории движения.
  • от 8 до 12 месяцев развивается активное нацеливание на предмет, хватание “вслепую”, концентрация внимания на тех объектах, которые ранее не имели значения.

С точки зрения мышления, на данном этапе происходит переход от доминирования врожденных рефлексов к целеполагающему поведению. В возрасте 4 месяцев у младенца возникает феномен круговой реакции — это действие, которое совершает ребенок ради самого действия: что-то кидает или бросает. К 8 месяцам в связи с усложнение зрительного анализатора и развитием локомоций формируется 2 круговая реакция: повторяются действия ради результата. Это является основной преднамеренных действий. Например, если ребенок случайно роняет игрушку на пол, и она при этом издает какой-то звук, который нравится ребенку, то в дальнейшем он уже будет целенаправленно бросать ее на пол, чтобы услышать этот звук. И уже к 1 году у ребенка развиваются способности к координации, формированию целеполагающий действий для достижения результата.

Особенное значение имеет закладка основ предречевого развития, которое происходит по двум путям: развитие понимания речи взрослых и развитие предречевых вокализаций (интонационных структур и псевдослов). К псевдословам относятся гуканья (состоят из согласных звуков), гуления (из гласных звуков), лепет (сочетание слогов). Интонации в своем развитии выглядят следующим образом: сначала преобладают звуки недовольства (связано с удовлетворение витальных потребностей), затем появляются звуки радости, просьбы, вопроса. Жестовая речь оформляется к 7-9 месяцам.

Немаловажным является и развитие эмоционально-социальной сферы. К 6 месяцам ребенок различает знакомых людей от незнакомых, формируется стойкое положительное отношение к родным людям и отрицательные к другим (страх, стеснение). И начиная с 6 месяцев развивается переход от ситуативно-личностного типа общения (сугубо эмоционального) к ситуативно-деловому типу общения со взрослыми, связанный с обучением манипулировать объектами.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще
на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение
становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность
достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов,
реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В
4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное,
двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений,
которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять
его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая
его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие
(в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной
среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех,
кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время
появления движений
Развитие
моторики

1
месяц

Поднимает
подбородок

2
месяца

Поднимает
грудь

3
месяца

Тянется
за предметом, но, как правило, промахивается

4
месяца

Сидит
с поддержкой

5
— 6 месяц

Хватает
рукой предметы

7
месяцев

Сидит
без поддержки

8
месяцев

Садится
без посторонней помощи

9
месяцев

Стоит
с поддержкой: ползает на животе

10
месяцев

Ползает,
опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11
месяцев

Стоит
без поддержки

Год

Ходит,
держась одной рукой

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет
удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его
в рот.
4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение
пальцев не дифференцированы.
5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании
предметов доминируют части пальцев.
6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит,
бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и
т.д., движение пальцев дифференцируются.
8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей
ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает
игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные
действия
, позволяющие относительно верно использовать предметы,
подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану,
подносит ко рту чашку с соком).Развитие речи:
Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную
к нему речь взрослого.
В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном
оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во
втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями
ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу
1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми,
и сам произносит одно или несколько своих первых слов
сходных по звучанию со словами взрослой речи.

Основные особенности развития ребенка раннего возраста

В развитии ребенка раннего возраста выделяют следующие особенности.

Быстрый темп развития.

В раннем возрасте наблюдается быстрое увеличение массы, пропорций, длины тела. Изначально ребенок представляет собой беспомощный организм, который не может самостоятельно удовлетворить ни одну из своих потребностей, но уже к двум месяцам он приобретает условные рефлексы.

На второй или третей неделе жизни у новорожденного появляется слуховое сосредоточение, т.е. при возникновении определенного звука, ребенок замолкает и замирает. Через некоторое время, на третьей или пятой неделе возникает зрительное сосредоточение, при котором новорожденный способен задерживать взгляд и замирать при появлении яркого предмета.

Позже при виде матери или взрослого, который за ним ухаживал, у ребенка появляется бурная эмоциональная реакция, которая сопровождается движениями рук и ног, громкими звуками и улыбкой. Все эти признаки говорят о потребности младенца в общении.

Для развития ребенка раннего возраста характерна его скачкообразность, т.е. периоды накопления сменяются критическими периодами. Во время скачков за короткий промежуток времени заметно меняется облик ребенка. К таким периодам относят: 1 год – когда ребенок начинает ходить; 2 года – когда формируется наглядно-действенное мышление, является важным этапом в процессе формирования речи; 3 года – ребенок начинает осознавать себя как личность, наблюдается взаимосвязь между поведением и развитием со второй сигнальной системой.

Отсутствие таких скачков развития может является признаком дефектов развития или воспитания. Критические периоды являются сложными этапами для ребенка, которые могут сопровождаться определенными функциональными расстройствами. В такие периоды следует сделать акцент на уходе за ребенком и соблюдении режима.

Для детей раннего возраста свойственна неустойчивость и незавершенность при овладении определенными навыками или умениями.

Следует отметить важность формирования простых форм памяти у ребенка раннего возраста. Первой формой, которая появляется у человека, является узнавание

Ребенок рассматривает игрушку и на следующий день не узнает ее, однако, уже на 3-4 месяце жизни он способен узнать ее и предпочесть остальным. Ребенок в возрасте четырех месяцев может отличить лицо знакомого человека от незнакомого.

Тесная взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития ребенка.

Чем более здоровый и физически крепкий ребенок, тем менее он подвержен болезням и лучше развивается. Небольшие изменения в состоянии здоровья оказывают влияние на его настроение и эмоции.

В раннем возрасте ребенка наблюдается высокий уровень ориентировочных реакций на внешний мир. Это оказывает стимулирующий эффект на сенсомоторные потребности

Важно создать ребенку возможность получения различных видов информации и впечатлений для нормального развития

Сенсорные потребности способствуют повышению двигательной активности ребенка, с помощью которой он познает окружающий мир.

Значимую роль в развитии ребенка играет движение рук. Ощупывание предмета наблюдается примерно на четвертом месяце жизни ребенка, а на 5-6 месяце он может уже схватить предмет. Хватание представляет собой первое сложное и целенаправленное действие с предметом. С 10 месяца ребенок раннего возраста может использовать предметы почти корректно с помощью подражания взрослым.

Эмоции.

Эмоции играют значительную роль в формировании познавательных способностей ребенка раннего возраста. Они зависят от общения с близкими родственниками

На данном этапе для ребенка характерно непроизвольное внимание, которое можно переключить заинтересовав его чем-либо. Так еще не понимая смысла речи матери или родственников, дети раннего возраста могут реагировать на интонацию и эмоциональное настроение взрослых

Ребенок, научившись бурно радоваться матери, улыбается любому человеку. Однако, в возрасте 7-8 месяцев у ребенка наблюдается явное беспокойство при появлении незнакомого взрослого. В 7-11 месяцев формируется «страх расставания», т.е. страх и грусть при исчезновении матери.

На данном этапе развития дети обладают большой ранимостью, для них характерны перемены эмоционального состояния, быстрая утомляемость, частая заболеваемость.

Воспитание на первом месяце жизни

Начинать занятия с малышом следует с самого раннего возраста

Важно помнить, что до года происходит закладка всех основ для его дальнейшего развития. Уже на этом этапе ребенок многое понимает и воспринимает: проявляет реакцию на звуки вокруг, определяет тон разговора, мелодии, отличает свет от темноты, по запаху узнает, что мама где-то рядом, ощущает все прикосновения

У ребенка хорошо развиты врожденные рефлексы, к примеру, он ищет грудь мамы, сосет ее, вздрагивает от слишком громких либо внезапных звуков, шагает ножками, если поднять его и держать в вертикальном положении, хватается руками.

В этот отрезок времени воспитание должно заключаться в простых методах. Развивать цветовое зрение, располагая яркие игрушки-погремушки на расстоянии около 30 сантиметров от глаз ребенка. Обучать фиксации взгляда, двигая яркой игрушкой перед глазами ребенка на расстоянии 20 сантиметров, а после, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещать ее в другую сторону и в вертикальном направлении. Формировать слух младенца, разговаривая с ним тихим и спокойным голосом, включая музыку и гремя погремушками.

Также специалисты рекомендуют носить ребенка по дому, рассказывая ему о предметах, находящихся вокруг, делясь интересными историями.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Ведущая деятельность раннего возраста

В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развития. Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, посредством которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов

Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых

Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная. Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.

Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:

Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение
со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя,
родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной
ситуации развития младенца.Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1
месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека,
ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении,
которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает
его активность, что становится необходимой основой для развития его
движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются,
ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на
глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему.
Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом
уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия
недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Vospitanie detey

Психическое развитие новорожденного состоит из важных элементов — развитие слухового и зрительного сосредоточения, которое развивается на 2-3 недели. Проявляется появление нового психического качества следующим образом, например, если резко хлопнуть дверью ребенок замирает, замолкает. На 3-4 недели подобная реакция возникает на голос родителей, других членов семьи, близких и знакомых. Услышав звук, малыш не только замолкает, но и поворачивается на него.

На 3-5 недели у ребенка появляется зрительное сосредоточение. Проявляется замиранием и задерживанием взгляда ребенка на короткий период, теперь уже на свет или привлекательные яркие предметы.

Психика новорожденного

В период новорожденности ребенок обладает чувствительностью: умеет различать разные вкусы от горького до соленого и сладкого; реагирует на звуки. Зрительное и слуховое сосредоточения закладывают основу перехода от ощущения к восприятию. Ребенок получает возможность увидеть предмет целиком, умеет поворачивать голову на интересный ему свет или звук.

Реакции слухового и зрительного сосредоточения развиваются по принципу доминанты, а именно, в момент когда ребенок сосредоточился на определенном действии, все другие действия ребенка прекращаются, он сосредоточен только на интересующем его слуховом или зрительном объекте.

Комплекс оживления. Признаки перехода к младенчеству

Примерно в 1 месяц, увидев маму ребенок начинает ее узнавать, реагировать на ее голос, устанавливать с мамой эмоциональные связи. Бурная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления».

Появление комплекса оживления у ребенка является признаком перехода к младенчеству.

Детский плач и крик

Человек для новорожденного ребенка является тем источником, благодаря которому он приобретает необходимые для развития нервной системы и органов чувств слуховые и зрительные впечатления. Преподнося к лицу малыша игрушки, наклоняясь и разговаривая с ним, взрослый активизирует ориентировочные реакции младенца.

С крика у новорожденного начинается жизнь. Крик новорожденного носит безусловный характер. В первые дни криком ребенок отвечает на неприятные ощущения, например, на тепло или холод, на пищу.

В норме ребенок издает «уа-уа», детский плач — издается ребенком при получении отрицательных эмоций.

Основные новообразования периода новорожденности

Наблюдение за младенцами показали, что в период от 2 ч до 12 ч после рождения на лице у ребенка появляются движения, напоминающие улыбку. Эти появления возникали во сне и имели спонтанный или рефлекторный характер.

Улыбка на лице ребенка появляется уже на первой недели жизни, и к пятой недели можно заметить на лице ребенка улыбку, которую вызывает голос близкого человека.

На втором месяце ребенок активнее реагирует на человека: поднимает ножки, улыбается, «агучит».

Комплекс оживления психологи считают новообразованием периода новорожденности, и переходом к младенчеству. С этого времени кризис новорожденности завершен и у ребенка появляется индивидуальная психическая жизнь.

Динамика развития ребенка первого года жизни

Определение 1

Младенческий возраст – это период развития ребенка с месячного возраста до начала второго года жизни.

В течение первого года жизни происходит активное развитие ребенка. Он начинает постепенно входить в мир и вырабатывает различные рефлексы и навыки, необходимые для его жизнедеятельности.

В первые год жизни ребенок развивается физически. С ним происходят такие изменения:

  1. Постепенно формируется и развивается общая и мелкая моторика.
  2. Развивается и стабилизируется координация движений.
  3. Происходит развитие мышечного тонуса и механизма его реализации.
  4. Развиваются зрительные навыки. Зрение стабилизируется, ребенок становится способным к фокусировке и визуальному слежению, а также восприятию.
  5. Развивается слух. Ребенок отчетливо слышит звуки, реагирует на них, способен уловить место нахождение источника звука, его диапазон. С четырех месяц детьми воспринимаются музыкальные мелодии.
  6. Формируются первые речевые навыки. Ребенок произносит отдельные звуки, слоги и даже отдельные слова.
  7. Постепенно развиваются навыки ходьбы. Сначала ребенок учится стоять, затем передвигаться с поддержкой и после приступает к самостоятельному хождению.

В первый год жизни начинает развиваться мыслительная деятельность и постепенно формируется память.

Деятельность ребенка, в основном, наполнена чисто условными рефлексными. Он действует еще неосознанно. Он выполняет какие-то мимические жесты, реагируя на поведение и общение с ним взрослого.

Постепенно дети знакомятся с окружающей действительностью, предметами которые их окружают. Первоначально, ребенок узнает свою маму, людей, которые непрерывно или наиболее часто с ним контактируют, затем любимую игрушку. К году происходит увеличение количества предметов и вещей, которые ребенок распознает, развивается ассоциативное мышление. Ребенок способен не просто узнать предмет, но и может принести его по просьбе взрослого, найдя в куче других вещей. Период младенчества завершается развитием ассоциативной памяти.

Мыслительное развитие постепенно достигает своего пика. Дети уже могут играть в игры, подбирая формы и размеры предметов, строя сооружения из конструктора. У них уже имеется опыт какой-то деятельности, и они могут применить его в идентичных обстоятельствах.

Чтобы ребенок развивался полноценно и всесторонне, требуется активное участие взрослого в его жизнедеятельности. Ребенка нужно развивать и направлять. Взрослый общается с ребенком, способствуя его многоканальному психическому развитию. Оно носит ярко выраженный эмоциональный характер. Все психические функции не носят разграниченного характера, а полностью отражают эмоциональное состояние ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: