Диалектика воспитательной деятельности
Процесс воспитания диалектичен.
Определение 3
Диалектика – это процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.
Диалектичность воспитательного процесса обуславливает то, что в этом процессе воспитанник выступает не только в качестве объекта, но субъекта, хотя данные понятия, применительно к воспитанию, относительны, взаимообусловлены и взаимопроникаемы.
Диалектика процесса воспитания раскрывается его противоречивостью. согласно диалектике, движущая сила любого развития – внутренние факторы. Но они только тогда являются определяющими для содержания и направлений развития, когда для их проявления имеются благоприятные внешние условия. Внутренние силы ребенка, сформированные под воздействием внешних обстоятельств, сами обуславливают переход личности на следующую, более высокую ступень ее развития.
Противоречия, которыми представлена движущая сила воспитательного процесса, могут быть и внешними, и внутренними.
Внешние противоречия проявляются несоответствием, расхождением между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей. Часто встречаются случаи, что ребенок наблюдает поступки взрослых или ровесников, идущие вразрез с общественными нормами. Одно из внешних противоречий воспитательного процесса – противоречие внешних требований и поведения самого ученика.
Внутренним противоречием является противоречие притязаний школьника и его возможностей. Один из основных источников развития личности человека – это противоречие его потребностей и условий их удовлетворения. Если потребность школьника будет удовлетворена определенным предметом или действием в требуемом объеме, то противоречие будет снято на ранней стадии. На практике чаще бывает, что потребность удовлетворяется не сразу или не в полной мере, тогда возникает противоречие, порождающее напряжение.
Любое противоречие обязательно нужно разрешить, иначе оно будет существовать, пока себя не исчерпает. Личность, при преодолении противоречий, поднимается в своем развитии, приобретая ряд новых качеств, готовность решать более сложные задачи, овладевать более совершенными способами деятельности и поведения.
Воспитание сознательной дисциплины взаимосвязано с воспитанием поведенческой культуры.
Культура поведения проявляет себя соблюдением общепринятых норм общественного порядка, личной гигиены, принципов организации своего труда и отношений с окружающими людьми, а также уровнем эстетической культуры, которая помогает соблюсти чувство меры в своем поведении.
Культура поведения не может восприниматься отдельно от каких-либо иных элементов воспитанности, ее формирование – часть всей деятельности педагога. Воспитывая у детей дисциплинированность, учитель вынужден направлять свои усилия на развитие у учеников стремления к культурному поведению, привитие им навыков и привычек культурного поведения.
Важнейшую роль в этом играют:
- четкость учебного распорядка;
- чистота и порядок в помещениях школы;
- культура поведения и внешнего вида детей и персонала школы;
- культура взаимоотношений.
Все это дополняет систематическая разъяснительная работа, привлечение семьи к процессу воспитания культуры поведения детей.
Для формирования навыков и привычек поведения необходимо использовать разнообразные упражнения. Воспитание навыков и привычек культурного поведения обеспечивается установлением твердого режима поведения детей, единством режимных требований семьи и школы. Перед школой и семьей встает задача не только привить детям позитивные навыки, но и преодолеть ряд дурных привычек.
Воспитательная деятельность
Определение 1
Воспитание – это целенаправленное формирование личности, другими словами — это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие между учителем и учеником, конечная цель которого – сформировать полноценную личность, полезную для общества.
Процесс воспитания в современном обществе представлен эффективным взаимодействием, то есть сотрудничеством учителей и учащихся, направленным на достижение поставленной цели. Воспитательная деятельность имеет ряд особенностей.
В первую очередь, процесс воспитания – целенаправленный. Наибольшая эффективность обеспечивается такой его организацией, при которой цель воспитания становится целью, близкой и понятной для ученика. Вместе с этим, воспитательный процесс – многофакторный, в нем находят отражение многие объективные и субъективные факторы, которые своим совокупным действием обуславливают невообразимую сложность процесса.
Сложность процесса воспитания заключается в том, что его результаты ощущаются не так быстро, как результаты обучения. Воспитательный процесс при этом подвижен, динамичен, изменчив и длителен.
Одна характерная особенность процесса воспитания – его непрерывность. Воспитание в школе – непрерывное и систематическое взаимодействие педагога с детьми. Если воспитательный процесс прерывается, то каждый раз педагог вынужден начинать его сначала, а не углублять и вырабатывать устойчивые привычки.
Определение 2
Воспитательный процесс – это комплексный, то есть отличающийся едиными целями, задачами, содержанием, формами и методами, подчиненный идее целостности формирования личности, процесс.
Воспитательная деятельность характеризуется вариативностью и неопределенностью результатов. В одних и тех же условиях результаты могут быть совершенно разными, что обусловлено воздействием субъективных факторов, например, существенными индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.
Уровень профессиональной подготовки воспитателей и их мастерство, умение руководить процессом также в значительной степени влияют на ход и результаты воспитания. Процесс воспитания имеет двусторонний характер, то есть он имеет два направления: от воспитанника к воспитателю (обратная связь) и прямая связь, то есть от воспитателя к воспитаннику. Управление процессом выстраивается преимущественно на обратной связи, то есть на информации, поступающей от воспитанников.
Внешние движущие силы воспитательного процесса
Формирование и развитие личности ребенка осуществляется в процессе воспитания и представляет собой качественные и количественные преобразования, движущей силой которых является разрешение разнонаправленных противоречий, посредством педагогического воздействия на ребенка.
Преодоление противоречий в процессе воспитания осуществляется за счет движущих сил. Принято различать внутренние и внешние движущие силы воспитательного процесса.
Определение 2
Внешние движущие силы воспитательного процесса – это окружающая ребенка среда, оказывающая на него определенное воспитательное воздействие.
К внешним движущим силам относятся:
- Семья и образовательное учреждение, а также требования, которые предъявляет педагог к ребенку в процессе воспитания.
- Окружающая ребенка информация: духовно-нравственная, культурологическая, историческая, литературная, политическая, формирующая личностные взгляды и пристрастия.
- Личный пример взрослого, который формирует у ребенка представление о том, как необходимо поступать и вести себя в определенных ситуациях.
- Требования, предъявляемые к деятельности ребенка со стороны взрослых (учителя, воспитателя, родителей и т.д.).
- Требования со стороны взрослых, предъявляемые к личности ребенка, направленные на формирование и совершенствование конкретных личностных качеств.
- Требования со стороны взрослых, предъявляемые к формированию у ребенка конкретных навыков саморазвития и самовоспитания.
2.2. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Развитие личности в ходе воспитания представляет собой процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования, движущей силой которых является разрешение противоречий между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. В ходе воспитательного процесса имеют место внешние и внутренние противоречия.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса необходимо целостное единство внешних и внутренних противоречий в сознании личности: внешние противоречия на уровне ее индивидуального сознания должны восприниматься как личностно значимые и вызывать у воспитанника желание изменять себя, выполнять требования педагога, совершать общественно одобряемые поступки. И наоборот, противоречие не будет содействовать развитию личности, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. Поэтому педагогу необходимо хорошо изучать воспитанников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в конкретные воспитательные задачи.
Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному). В педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение логики воспитательного процесса. Так, Т. Н. Мальковская, ориентируясь на последовательность задач, решаемых в ходе воспитания личности, предлагает следующую логику воспитательного процесса: 1) целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; 2) формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально ориентированной мотивации; 3) приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; 4) воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; 5) развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; 6) организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; 7) организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; развитие важнейшей социальной функции личности – общения.
В соответствии с этим логика развития личности в ходе воспитательного процесса должна заключаться в том, чтобы, отталкиваясь от уровня актуального развития, правильно спланировать для каждой личности (или группы лиц) зону ближайшего развития, а затем, основываясь на достигнутом, перевести процесс управления формированием личности в процессы ее самовоспитания и саморазвития. Успех воспитательного процесса в данном случае определяется уверенностью воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что можно всего добиться, если проявлять достаточную настойчивость и упорство.
Таким образом, логика воспитательного процесса, нацеленного на развитие личности, предусматривает, что педагог должен четко представлять завтрашний день развития ребенка: то, что сегодня воспитанник может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
-
Бланк индивидуальной консультации педагога психолога школы
-
Основные этапы творчества лескова кратко
-
Экономическая политика рф 2020 кратко
-
Основы семейного права в российской федерации обж кратко
- Философия общества кратко самое главное