Введение.
Каждого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом.
На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение.
Когда речь идет о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия? Попробуем разобраться.
Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
В чем же разница между социализацией и воспитанием?
Попробуем разобраться…
Изучить тему «Развитие системы образования в России» и составить таблицу «Структура системы образования в России»
Для выполнения данного задания воспользуйтесь любым учебным пособием(Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие)
История педагогики, Джуринский А.Н., 2000.
по истории педагогики и заполните таблицу
Период |
Цели воспитания |
Образовательные учреждения |
Выдающиеся педагоги |
Киевская Русь 10-13век |
Любовь к Богу, строгое выполнение церковных обрядов. Чтение. |
«Школа учения книжного». Киев Церковь св. Ильи на Подоле. Киев Семья |
Кирилл Туровский Владимир Мономах Климент Смолятич |
Московская Русь 13-17 |
Привитие морально-этических правил жизни (мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость и др). Патриотизм. Общая грамотность, (с 16 века) |
Училище при Андреевском монастыре Школа Спасского монастыря Типографское училище Православные храмы. Школы грамоты |
Сергий Радонежский Стефан Пермский Епифаний Славинецкий Ф.М. Ртищев Симеон Полоцкий |
Россия 18 |
Обучение иностранным языкам Появление обучения узким специальностям Обучение математике |
Школа математических и навигацких наук Морская Академия Хирургическая школа Славяно-греко-латинская академия Цифирные школы Академия наук Московский университет Смольный институт Государственные школы |
Г. Фарварсон Леонтий Филиппович Магницкий Эрнст Глюк Феофан Прокопович Федор Поликарпов Василий Никитич Татищев Иван Тихонович Посошков Михаил Васильевич Ломоносов Александр Николаевич Радищев Иван Иванович Бецкий Ф.Г. Дилътей |
Россия 19 |
Все основные предметы(грамматика, математика, история, география, физика, естествознание и тд) |
Харьковский университет Казанский университет Царскосельский лицей Приходские школы Уездные училища Гимназии Университеты |
Н. Я. Озерецковский С.М. Румовский Ф.И. Янкович де Мириево М.Н. Муравьев М.М. Сперанский С.С. Уваров А.В. Головнин Таврическое училище (М.И. Семевский, Д.Д. Семенов, О.Ф. Миллер) Василеостровская школа (В.П. Острогорским, Л .Н. Модзалевский) школа в г. Воронеже (Бунаков), Яснополянская школа (Л.Н. Толстой) Николай Александрович Добролюбов Николай Иванович Пирогов |
Россия начало 20 |
Высшие начальные училища Начальных ремесленные училища Низшие и средние технические училища Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка», «Сеттльмент», «Детский труд и отдых» |
Н.К. Крупская Павел Николаевич Игнатьев К.К. Сент-Илер К.Ю. Цирулъ Петр Федорович Каптерев Василий Порфирьевич Вахтеров И.А. Сикорский |
|
Советская Россия |
Жесткое подчинение личности и её интересов обществу, внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин. Знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, развитие творческой деятельности |
трехлетние общеобразовательные школы трехлетние вечерние школы техникумы и другие учебные заведения |
С.Т. Шацкий М.М. Пистрак А.С. Толстов Н.И. Попова В.В. Зенъковский Виктор Николаевич Шульгин Сергей Иосифович Гессен Антон Семенович Макаренко |
Новейшее время |
Приобретение знаний, умений, формировании характера. Распределение по различным профессиональным и общественным слоям. |
Частные учебные заведения |
М.Н. Кузьмин Т.Ю. Гроссман А.И. Бороздин С.Н. Лысенкова И.П. Волков Е.Н. Ильин Т.И. Гончарова А. Пинский А.С. Бубман А. Кспржак Е.С. Токалер С.А. Померанцев |
Значение социального воспитания
Определение 2
Социализация – процесс постепенного становления личности ребенка через усвоение им общественных и культурных ценностей, а также посредством взаимодействия с различными социальными институтами (семья, школа и т.д.) на различных этапах жизни.
Социальное воспитание в школе – это целенаправленная деятельность, организуемая педагогами школы и направленная на формирование основных качеств личности учащихся.
Процесс социального воспитания в школе осуществляется в рамках обучения, воспитания и самообразования, в соответствии с психологическими особенностями личности учащегося. Данный процесс, включает в себя все имеющиеся средства педагогической деятельности. Его результатом является формирование общепринятой модели поведения.
Социальное воспитание в школе включает в себя несколько направлений:
- Формирование у учащихся социального опыта – достигается посредством создания необходимых условий для самостоятельной и коллективной деятельности в процессе обучения в школе.
- Образование – процесс просвещения, направленный на пропаганду культурных и нравственных ценностей.
- Оказание учащимся помощи при самостоятельном освоении культурных, нравственных, познавательных и личностных вопросов.
По своему содержанию и предназначению школа является искусственно созданной средой, направленной на полноценное развитие детей, получение ими необходимых основ научных знаний.
Школа – это не просто здание, это среда, которая окружает ребенка и оказывает значительное влияние на формирование его личности. Именно поэтому перед педагогическим коллективом стоит задача создать максимально благоприятную и эффективную среду, в которой каждый учащийся будет не только получать знания, но и сможет развивать свои способности и задатки.
Помимо школьной среды, большое влияние на личность учащегося оказывает коллектив, в котором он обогащается опытом. Детский коллектив является основной средой обитания ребенка. Грамотно организованный коллектив позволяет ребенку развиваться полноценно, как социально активной личности, обладающей необходимыми творческими и познавательными способностями, навыками самостоятельности.
Основные установки и история формирования педагогической деятельности
Педагог должен обладать проницательностью. Это быстрое и адекватное познание людей и их отношений, складывающихся между ними в конкретной ситуации, и прогнозирование поведения своего ученика. Способы и средства педагогического воздействия на личность. Педагогическое воспитание это питание не тела, а души человека. Это важнейший и необходимый акт педагогического образовательного процесса в отношении каждого человека. В более узком смысле воспитание это целенаправленный процесс формирования и развития определенных свойств человека, его характера, поведения. Всякое воспитание есть в той или иной мере изменение бытия человека, поскольку меняется его сознание, поведение, ориентации не только к себе, но и к другим людям.
Список использованной литературы.
1.Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.– М: Инфра, 2008
2.Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
- Административно-правовые гарантии и охрана прав граждан
- Общая характеристика административного права как отрасли права
- Типичные проблемы дизайна в web-среде
- Глобализация мирового хозяйства: сущность, причины и последствия.
- Классы систем электронного документооборота
- Свободы совести и вероисповедания в России: конституционно-правовое регулирование и проблемы реализации
- формирование эффективного финансового рынка
- Roald Dahl (Лингвистика)
- Основные черты Конституции Российской Федерации
- институт брака
- Методика выполнения штрафного броска в баскетболе
- Тайм-менеджмент студента
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Похожие термины:
-
гр. – против алкоголя) – составная часть нравственного и духовного воспитания человека. Оно выражается в применении специальных форм и методов воздействия на сознание и поведение детей с целью п
-
гр. – против курения) – это воспитание неприятия табака и табакокурения, воспитание убеждения в его вредности, просвещение в вопросах влияния табакокурения на организм, о последствиях вредной пр
-
так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений си
-
гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеол
-
audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культ
-
семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
-
формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.
-
организация и обеспечение ухода и целенаправленное воспитание детей в условиях интернатного учреждения, подготовка их к самостоятельной жизни.
-
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.
-
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.
-
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование
-
гр. – народ, описывать) – это воспитание демографической культуры и поведения сознательного отношения человека к формированию семьи, деторождению и самосохранению. Такое воспитание возможно на
-
Процесс воспитания приемных детей после усыновления или помещения в приемную семью требует от приемных родителей определенных педагогических знаний. П.д.в. протекает легче, если ребенок берется
-
имеющее иерархическую структуру, хронологически очерченную учебновоспитательную систему, охватывающее учебные заведения от дошкольных до высших. -Воспитание неформальное – процесс, посредство
-
форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делени
-
(от лат. dis приставка, сообщающая понятию противоположный смысл + социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных созна ния и поведения у членов криминальных и тоталитарных
-
естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома
-
направление в пед. теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира,
-
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др.
-
следует рассматривать как: -развитие навыков составления и реализаций планов действий по достижению совместных результатов, успехов в воспитании здорового образа жизни; -как систему достижения с
Социальное воспитание как основа социального развития личности
Определение 1
Социальное воспитание – это процесс становления личности, связанный с выработкой навыков поведения и взаимодействия в обществе, выработкой моральных установок, ценностных ориентиров поведения, формированием убеждений и представлений об обществе и законах его функционирования, посредством специально организованной воспитательной деятельности, применения методов и средств реализации воспитательного воздействия.
Социальное воспитание является помощью подрастающему поколению на пути его вступления в социальную жизнедеятельность и установлению взаимодействия с социумом.
Социальное воспитание связано с формирование специальных условий, ориентированных на полноценное личностное развитие учащегося на конкретном уровне образования. для реализации социального воспитания используются разные способы и формы социальных влияний и воздействий.
В ходе социального воспитания индивид приобретает знания о социальной среде, усваивает духовные, культурные, социальные ценности – образцы поведения, правила взаимодействия, навыки культурного поведения. Все это формирует его как личность и способствует его социальному развитию.
Человек становится личностью только в социальной среде
Потому, социальное воспитание очень важно на этапе включения индивида в социальную жизнедеятельность
Социальное воспитание является залогом успешной социализации личности. оно позволяет найти баланс при приспособлении индивида к общественной жизнедеятельности и обособиться в этой среде.
Сущность социального воспитания, как основы социального развития личности сводится к следующим положениям:
- Воспитательный процесс реализуется в социальной среде.
- Социальное воспитание способствует повышению качества образования и воспитания.
- Воспитание реализуется в отношении всех возрастных и социальных групп.
- В ходе социального воспитания формируются социально значимые, социально ценные взгляды и убеждения личности.
- Связь естественных, природных и социальных аспектов жизнедеятельности при реализации социального воспитания.
Социальное воспитание имеет тесную связь с разными видами деятельности человека — образованием, развитием, саморазвитием, подготовкой к чему-то и т. д.
Социальное воспитание носит целенаправленный характер т.е. используются различные педагогические средства и возможности, ориентированные на социальное становление и развитие личности.
Социальное воспитание наделено определенным социальным смыслом, состоящим в том, что ребенок готовится к жизни и деятельности в конкретной среде, конкретном обществе, реальному социальному общению и взаимодействию, реальным условиям жизнедеятельности.
Социальное воспитание, как основа социального развития личности, связано с передачей индивиду определенной культуры, выработку у него конкретных нравственных установок, активизацию его социальных сил, помогающих ему найти свое место в конкретном социуме, сформировать оптимальную систему взаимодействия с ним.
Еще термины по предмету «Искусство»
Аудиоматериалы
(лат. audire – cлышать) – фонозаписи, фонокомментарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музыкальные и документальные звукозаписи исторических деятелей, поэтов, писателей, певцов и др.).
Графика
(от лат. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики. Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства.
Колорит
особенность цветового и тонального строя произведения.
-
Саморегуляция (в узком смысле)
-
Нравственность (в узком смысле)
-
Воспитание (в широком смысле)
-
Эффективность управления «в узком смысле»
-
Богатство мотивации (в узком смысле)
-
Рациональная занятость (в узком смысле)
-
Имя собственное в узком смысле
-
Анализ экономический в узком смысле слова
-
Смысл
-
Воспитание
-
Воспитанность
-
Створка узкая
-
Узкое место
-
Узкая диверсификация
-
Узкая специализация
-
Управление в узком понимании (в узкой трактовке)
-
Здравый смысл
-
Личностный смысл
-
Смысл жизни
-
Смысл (личностный)
2.3.Воспитание.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.
Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.
Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Как социальное явление воспитание носит:
А) исторический характер. Оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество;
Б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания;
В) классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность;
Г) социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.
Воспитание в узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.
Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).
Признаки воспитания как педагогического понятия:
• целенаправленность (наличие какого-то образца, идеала воспитания);
• соответствие социально-культурным ценностям (воспитывается то, что принято в обществе);
• присутствие определенной системы организуемых влияний. В педагогике принято выстраивать траекторию движения.
К цели через комплекс решаемых задач. К задачам воспитания традиционно относят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, гражданского воспитания.
Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.
Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.
Отличия между воспитанием и социализацией.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице:
Воспитание |
Социализация |
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта). |
Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек). |
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни. |
Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию. |
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования. |
Социализация – процесс непрерывный. |
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности. |
Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения. |
Критерии социальной воспитанности
Основными критериями, позволяющими оценить социальную воспитанность личности и ее уровень, являются:
- Социальная направленность личности. Она может проявляться в направленности на других членов социальной среды, на собственную личность, какие-то объекты и процессы социума. При этом, направленность может носить положительный характер т.е. ориентироваться на созидание, общественное развитие, проявление доброты, установления дружеских отношений, а может быть и отрицательного характера, связанного со злом и разрушением, принесением обществу вреда, угнетением личности других членов социума.
- Наличие социально значимых свойств личности. Социально значимые свойства представлены огромным перечнем. К ним относится отношение личности к объектам и процессам социальной среды: другим людям, трудовой, образовательной деятельности, природе, чему-то прекрасному и чему-то ужасному и т.д.
- Мотивы личностного развития. Она отражают поведение воспитанников в тех или иных социальных ситуациях, знания в области норм и правил поведения в социуме, конкретных ситуациях, сформированность навыков социального поведения и взаимодействия и общую картину поведения личности.
Чтобы определить уровень социальной воспитанности личности, проводится специальная диагностика с применением методов определения личностных качеств, их состояния и уровня развития. Методы ориентированы на показ уровня знаний, мотивов поведения, навыков социального взаимодействия воспитанников.
Методы социального воспитания
Методами социального воспитания в педагогике являются:
- социально-экономические;
- психолого-педагогические;
- организационные;
- самовоспитание и перевоспитание;
- арт-терапия.
Методами работы социального педагога являются способы взаимодействия между специалистом и воспитанником, направленные на решение определенной социальной проблемы.
Процесс выбора методов, средств, форм и приемов социально-педагогической работы, находится в зависимости от поставленных задач, содержания социально-педагогической деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника, специфики его окружения, уровня образованности, адаптивных возможностей, а также профессионального мастерства педагога.
Общепризнанная классификация методов социального воспитания в педагогике:
-
По отношению к направленности методов:
- формирование взглядов, понятий, суждений и т.д.
- формирование стремлений и эмоциональных чувств;
- формирование навыков самовоспитания;
- формирование общепризнанной модели поведения, привычек, деятельности, взаимоотношений с окружающими.
-
По характеру взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
- методы общения и взаимодействия;
- методы организации различных видов деятельности;
- методы поддержки и опеки;
- методы формирования навыков самореализации и индивидуальной коррекции деятельности.
-
По характеру влияния окружающей среды на личность воспитанника: методы общения, взаимодействия, тренировки, диалога и т.д.
При рассмотрении методов социального воспитания с точки зрения профессиональной деятельности социального педагога, выделяют:
- диагностические методы, направленные на выявление социальных ценностей конкретной личности;
- методы профессионального взаимодействия с воспитанниками;
- организация эффективного социально-педагогического процесса;
- формирование сознания и самосознания личности;
- оказание стимулирования на деятельность и поведение воспитанника;
- организация разнообразных видов деятельности;
- социально-экономические методы;
- организационно-управленческие методы.
Замечание 1
Эффективность использования каждого из указанных методов зависит от профессионализма и мастерства социального педагога. Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в виде специально разработанной системы.