Субъективность эстетики в философии
Акцент на удовольствии и неудовольствии всегда представлял собой вызов объективности эстетической ценности и эстетических оценочных суждений. Этот вопрос стал предметом споров среди философов. Но хотя некоторые считают, что эстетические ценности – это вопрос личного предпочтения, всегда существовало сильное философское сопротивление против такого радикального субъективизма. В конце концов, люди спорят об эстетических вопросах, и эти споры кажутся последовательными. Если эстетика была только вопросом личного предпочтения, такие споры казались бы немотивированными и иррациональными.
Кант, например, рассматривает субъективные эстетические суждения, поскольку они уходят корнями в удовольствие или неудовольствие, но он также утверждает, что суждения о прекрасном связаны с требованием универсальности; то есть решение о том, что что-то красиво (и, следовательно, эстетически ценно), связано с утверждением, что другие должны согласиться. И, как подчеркивает Юм, люди не относятся ко всем суждениям вкуса так же справедливо. Кроме того, способность некоторых объектов культуры проходить «тест времени», по-видимому, дает основание думать, что эстетические ценности искусства не просто относятся к людям или культурам.
Таким образом, радикальный субъективизм или релятивизм об эстетической ценности кажется неправдоподобным. Тем не менее, хотя многие философы вообще отвергают релятивизм, некоторые считают, что эстетическая ценность — это область, характеризующаяся определенной степенью релятивизма (Юм, 1757; Голдман, 2001; Итон, 2001).
Эстетика в философии
Термин «эстетический» (который происходит от греческого слова «эстетика», что означает сенсорное восприятие) приобрел философское значение в XVIII веке благодаря теоретикам британского Просвещения, таким как Шафтсбери (1711), Хатчесон (1725) и Юм ( 1757). Они разработали теории чувства красоты и способности вкуса — те свойства, которые якобы позволяют нам судить о красоте или уродстве.
Баумгартен (1750), введя термин «эстетика», подчеркнул сенсорный, а не интеллектуальный характер таких суждений. Затем идея переросла в концепцию эстетических суждений Канта (1790 г.), которые рассматривались как концептуальные и исходили исключительно из удовольствия или неудовольствия. Кант выделяет подкатегорию эстетических суждений (а именно — суждения прекрасного), которые он характеризует как бескорыстные, то есть независимо от интереса к существованию или практической ценности объекта. Эта кантианская концепция бескорыстного суждения, укорененного в гедонистическом опыте, является основой многих современных теорий эстетических ценностей человека.
Виды
Формирование ценностей эстетического воспитания происходит в процессе исторического развития общества. Это обуславливает их разнообразие. На качество ценностных отношений влияют не только субъекты и объекты, но и условия и обстоятельства, при которых происходит формирование этого отношения.
Выделение различных видов ценностей происходит по разным основаниям. В частности, они могут быть прагматическими, то есть основываться на отношениях, которые связаны с прагматическими (материальными, витальными, утилитарными) потребностями человека. В этом случае их можно определить полезностью вещи. Ценности также могут быть сверхпрагматическими, то есть раскрывать духовную, неутилитарную ценность мира. При этом их специфика может объясняться посредством такого понятия, как смысл.
Критерии искусства и эстетики
Произведения искусства оцениваются по их эстетической ценности, а не по инструментальной или утилитарной ценности, и хотя красота считается ценностью, которую можно выделить как физически-визуальную, эстетические ценности идут дальше и распространяются на опыт, который мы может генерировать эту красоту, гармонию, баланс и многие другие свойства.
Даже отсутствие этих черт может быть рассмотрено через негативные эстетические ценности: уродство, неудовольствие, уродство.
На протяжении всей истории была проделана тяжелая работа по определению особых канонов критериев в искусстве и эстетике..
Психологи ориентировали нас на знание понимания себя как существ, которые реагируют на сложность стимулов, которые что-то может производить.
Искусство и красота
Хотя теории для определения чистой красоты были поставлены под сомнение, есть понятия, которые продолжают защищать; например, поскольку красота начинается с измерений сложности или симметрии и баланса.
Хотя совершенство не обязательно является частью позитивных эстетических ценностей, склонны считать, что самые совершенные характеристики лучше.
Эстетические течения уничтожают эти признаки. В течение долгого времени художники ломали старую парадигму, в которой эстетические ценности вращаются вокруг просто позитивных чувств.
Хаос, драма и трагедия считаются эстетически хорошими ценностями. Даже визуальные нарушения и естественные деформации некоторых работ были оценены за их эстетическую ценность.
По этой причине значения, которые перемещаются в эстетических ценностях, могут мешать с одной стороны (положительной) к другой (отрицательной); или наоборот. Личные суждения принадлежат владельцу взгляда.
Тем не менее, эстетические ценности хорошо определены как ценные свойства, которые мы даем части, бытия или чувства вещей.
С художественной точки зрения эстетические ценности имеют особый вес в повседневной жизни, а эстетические ценности могут определить любой человек, а не художник..
Это связано с тем, что эстетические ценности являются предметом изучения, оценки, исследования и маркетинга в мире академического профессионального искусства..
Значимость понятия
Ценность может иметь разное значение. например, у объектов искусства она может быть сентиментальной, исторической или финансовой. У пустыни она может быть экономической, а также рекреационной. Считается, что великие произведения искусства обладают своеобразной не интеллектуальной и не утилитарной ценностью, которая имеет центральное значение, когда их рассматривают как произведения искусства. Можно подумать, что это свойство эстетической культуры основано на красоте, но многие произведения искусства не прекрасны. Поэтому более правдоподобным будет утверждение, что красота — это особый вид данной категории, о которой идет речь.
Эстетические ценности
Здесь мы указываем, какие стимулы считаются основными стимулами, которые вызывают развитие процесса восприятия и могут изменить наше настроение:
Конкордантный тип
Это эстетические ценности, которые поддерживают отношения, связанные с гармоничными и сбалансированными условиями, поэтому они пробуждают приятные ощущения, которые расслабляют наши чувства. Люди, склонные к развитию в среде порядка и контроля, предпочитают окружать себя стимулами этого типа, поскольку диссонирующие для них невыносимы.
Гармония: Мы можем сказать, что совокупность элементов является гармоничной, если она поддерживает уравновешенное соответствие в своих пропорциях и в способе расположения составляющих ее элементов.
Прекрасная вещь:Это субъективное понятие, однако мы можем связать его с определением гармонических элементов: «Это прекрасно, если его элементы гармонируют друг с другом». Это также можно определить с точки зрения принятия: «Это прекрасно, если большинство так это воспринимает». Это приводит нас к мысли, что культурные, социальные и биологические факторы влияют на субъективность красоты, которая определяет восприятие людей.
Возвышенное: «Это нечто большее, чем просто прекрасное». Этот термин связан с факторами, выходящими за рамки человечества, он расположен на уровнях божественности. Сюда включены все те раздражители, которые непосредственно касаются души и заставляют нас осознать божественность бытия.
Остаток средств: Этот термин используется, когда кажется, что воспринимаемые элементы находятся в хороших отношениях друг с другом.
Благодать:Это относится к балансу духовных элементов, которые придают концепции сверхъестественный аспект, фактически не затрагивая возвышения возвышенного.
Впечатляющий: Гармонические элементы, поддерживающие четкие и четко определенные отношения. Они передают преобладающую концепцию.
Диссонантный тип
«Контрасты» … сюда мы можем включить те стимулы, которые изменяют наши чувства, пробуждая ощущения различных типов и глубокой природы. Чтобы оценить «красоту» за диссонирующие эстетические ценноститребуется широта чувств, способность видеть за пределами абсолютного определения вещей, чтобы иметь возможность соприкоснуться с реальной концепцией, которую вы хотите передать.
Уродливый: То, что не поддерживает гармоничных отношений друг с другом, чей характер и упорядоченность вызывают в первую очередь реакцию отторжения. Мы могли бы также сказать, что уродливое — это то, что противоречит архетипическим структурам прекрасного, поэтому фактор субъективности также играет роль в его восприятии.
Трагическое: Эстетические ценности, пробуждающие чувство печали и ностальгии. Они связаны с парадигмами драматических событий, и, по распространенному мнению, наличие темных тонов, отнесенных к мрачным, определяет трагический характер вещей.
Гротеск: Это связано с использованием нелепых элементов, выходящих за рамки, установленные условиями человека. Некоторые определили бы это как превосходное возвышение какой-либо ценности.
Смешное: Эстетические ценности, которые своей экстравагантностью и диссонансом вызывают смех. Смешные вещи классифицируются как «невероятные возможности» концепции или контекста.
Тенистый: Серые, коричневые или особо удобные элементы, вызывающие чувство страха и беспокойства.
Эстетика в повседневной жизни
Возвышение определенных характеристик представляет собой форму общения и выражение бытия. Человек взаимодействует со своим окружением, по этой причине он чувствует необходимость поделиться своим опытом и восприятием, построенным вокруг него. Женщина, которая хочет передать доминирующий характер, может выбрать выделение элементов, чтобы обозначить представление о себе, которое четко передается в ее окружение. Люди с непокорным характером часто используют диссонирующие элементы, идущие против течения (основной поток). Дети используют счастливые и гармоничные элементы, которые показывают их жизненный энтузиазм. Люди в печали или с каким-то расстройством настроения ищут композицию, которая подчеркивает темноту.
Как мы видим эстетику, несмотря на абстрактность ее концепции, это осязаемый элемент, который окружает среду, в которую мы погружены. Если вы хотите узнать больше типов значений, в только что оставленной нами ссылке вы найдете дополнительную информацию.
Значение эстетической ценности
Эстетика представляет собой исключительно человеческий феномен. Для животных способных к преобразованию природы, таких как пчелы или муравьи, или созданию примитивных орудий труда, таких как высшие приматы, критерии эстетического по отношению к результатам деятельности не имеют никакого значения. Гексагональная структура сот обусловлена физическими законами (равным распределением давления на стенки сосуда), но никак не эстетическими предпочтениями насекомых. В тоже время для человека начиная с древнейших времен критерий эстетики, выступал одним из детерминирующих в определении ценности предмета.
Согласно социально-исторической модели эстетическое переживание сформировалось в рамках практической деятельности. Когда стремление к получению правильный формы предмета, для достижения его лучших рабочих качеств, обрело самостоятельную ценность, как создания предмета, сочетающего совершенство своего вида с пользой.
Хотя наиболее часто эстетика ассоциируется с искусством, как видом духовной деятельности, социально-значимого творчества, отражающего отношение художника к миру и его переживания, наиболее часто эстетические критерии и эстетическая ценность проявляет себя в быту. На протяжении тысячелетий люди самостоятельно изготовляли предметы своего обихода, а что не могли сделать сами приобретали у мастеров, создававших вещь от начала и до конца своими руками. И хотя утилитарные вещи создавались для практических целей их создание было невозможно без стремления к эстетическому совершенству, социально сформированному идеалу предмета, что прекрасно видно в этнографических коллекциях и исследованиях.
Религиозные ценности
Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей.
Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни.
Религиозные ценности — основные догматы веры в сверхъестественное.
Материалистическая философия рассматривает религиозные ценности как результат фантастического отражения действительности в головах людей, как результат удвоения мира в сознании человека. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфически человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры.
Главным в понимании феномена религии и его роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Содержательно вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т.д.) и в этом смысле она не требует доказательств.
Высший мир, данный человеку в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой человек отдается полностью
Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения
Отсюда понятно, что мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Поэтому задавать вопросы Богу по поводу природы этих ценностей или следствий их применения в реальной жизни человека, по меньшей мере, бессмысленно.
Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога, как творца всего сущего в богословском понимании или, по словам современных представителей свободомыслия К. Ламонта и П. Куртца, «иллюзия бессмертия» и «искушение потусторонним». Имеется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная высшая ценность. Недаром в христианской догматике самым тяжким грехом считается хула на Святого Духа, а состояние богооставленности рассматривается как наиболее ущербное для человека. Для ислама понятие «неверного» или иноверца может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру или джихада, т.е. священной войны.
Нужно особо подчеркнуть существенное различие в моральном отношении человека к Богу и к людям. В первом случае мы имеем дело с абсолютным неравноправием (человек есть творение Бога, но ни в коем случае не сам Бог), из чего вытекает необходимость служения Богу как высшему идеалу. В то же время, верующий в Бога и любящий его всеми силами души, не может не ненавидеть его антипода — Дьявола и не может не бороться со злом, прежде всего в своей душе. В отношениях с другими людьми на первый план выходит идея равноправия и равноценности, где вражда и борьба принципиально недопустимы. Однако другой человек может быть носителем зла, противником моего отношения к Богу и, следовательно, с ним нужно вести борьбу, иногда смертельную. Для разрешения этого парадокса в христианстве есть формула: «Ненавидь грех, но возлюби грешника». Известен ответ Александра II на просьбу о помиловании Дм. Каракозова, который предстал перед судом за попытку покушения на императора: «Как человек я его прощаю, но как государь простить не могу».
Соотнесение Бога как высшего идеала и нравственной ценности с ценностью жизни и духовного мира каждого человека чревато еще одной труднейшей проблемой. Речь идет о том, что пламенная вера в тот или иной идеал (религиозный или светский) может вести к жестокости и бесчеловечности, когда миллионы человеческих жизней приносятся в жертву этому идеалу. Особенно ярко такая позиция проявляется у представителей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия личности, авторитет Разума, понятие прогресса и т.д. В то же время религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе все черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей.
Почему эстетические ценности важны для нас?
Эстетические ценности – это оценки, которые мы даём красоте, гармонии и приятным впечатлениям, которые получаем от окружающего мира. Они очень важны для нас, потому что они помогают определить, что такое хорошо и красиво, а что нет. Наш мир был бы богат вещами, но уродлив и сложен, если не было бы эстетической оценки, которую мы привносим в каждый предмет.
Эстетический идеал помогает нам лучше ориентироваться в жизни и в мире. Он помогает нам сформировать собственные принципы и стандарты красоты, которые помогают нам выбирать и отбирать, что лучше и важнее в нашей жизни. Наши предпочтения определяются нашим эстетическим вкусом. Имея такой вкус, мы можем наслаждаться красотой во всех видах ее проявления – в искусстве, ландшафте, в декорациях и одежде. Мы можем наслаждаться внешней красотой наших друзей и близких, наслаждаться своей стильной одеждой и вкусным гурманством.
Эстетические ценности давно были и остаются важным элементом нашей культуры и общества. Мы создаем веселящие глаз декорации, красивые здания и памятники искусства. Мы оцениваем музыку по ее гармонии и мелодике, картины по их яркости и выразительности. Для многих из нас эстетические ценности становятся духовной источником, позволяющим нам вдохновляться и переживать полноценный душевный покой и умиротворение.
В целом, эстетические ценности не только обогащают нашу жизнь, но и помогают нам оценить и понять мир, в котором мы живем. Мы можем выбирать красоту в том, что мы видим и как мы живем, что может добавить качество и значимость нашей жизни.
Общие сведения о ценностях
В данное понятие входит рациональный момент или осознание чего – либо, как блага для человека и общества, а также иррациональный или переживание значения предмета или явления, как важного, значимого, необходимого. Ценностью для личности может являться все то, что имеет для него некоторую степень значимости или высокую степень общественного смысла
Ценностью для личности может являться все то, что имеет для него некоторую степень значимости или высокую степень общественного смысла.
Значимыми могут быть:
- человек и вещи, произведенные человеком;
- духовные феномены, которые значимы для общества и человека.
Количественной характеристикой сущностного смысла любой ценности можно назвать вербальное выражение оценки. Оценка дает возможность сформировать определенное отношение к себе, миру, формирует ценностные ориентации личности.
Определение 2
Ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности.
Если личность имеет достаточную степень моральной зрелости, то она обладает устойчивыми ценностными ориентациями, которые впоследствии перерастают в нормы. Нормы, в свою очередь, определяют формы поведения членов данного общества.
Ценностное отношение личности к себе и миру можно реализовать в эмоциях, решимости, целеполагании, творчестве идеалов. На основе потребностей людей и социальных отношений формируются интересы, которые обуславливают заинтересованность человека в чем – либо. Таким образом, каждый человек живет в той или иной системе ценностей, предметы и явления которой могут удовлетворять его потребности.
При этом можно сказать, что ценность выражает способ существования личности внутри окружающего мира. Система ценностных ориентаций, которая формируется под воздействием ценностей определяет духовную структуру личности, которая непосредственно влияет на развитие внутреннего мира человека.
Учение о ценностях называют аксиологией.
Среди основных ценностей можно выделить:
- нравственные ценности;
- религиозные ценности;
- эстетические ценности.
Нравственные ценности
Эта категория, исходя из содержания, подразделяется на виды. В частности, этика занимается изучением нравственных ценностей, эстетика – эстетическими и художественными, религиоведение занимается изучением религиозных. Все эти научные дисциплины занимаются также исследованием соответствующих культурных способов, позволяющих сохранять и передавать их различные виды.
К наиболее значимым нравственным ценностям в первую очередь причисляют свободу, справедливость, счастье. С точки зрения нравственности человек и его жизнь — это наиважнейшие категории. При этом они часто рассматривались как ценности только по отношению к узкому кругу людей и одновременно с этим обесценивались для всех остальных.
На уровне межличностных отношений это принимает форму насильственных методов воспитания, в качестве которых используется ограничение свободы, унижение достоинства или нарушение справедливости в отношении ребенка. В более широком смысле это может принимать форму расовой и иной дискриминации, ограничение прав и свобод по тому или иному признаку и пр.
Понятие эстетического как универсальной категории эстетики
Эстетика как естественная часть социальной жизни в общества зарождается в глубокой древности, однако период ее активной рефлексии и осознанного развития берет свое начало в античности. Одним из важных вопросов эстетики, который решается ее исследователями на протяжении веков, является вопрос категорий, с помощью которых становится возможно описать само понятие эстетики и его значения. Существует множество эстетических категорий:
- прекрасное,
- возвышенное,
- трагическое,
- драматическое,
- комическое,
- безобразное,
- интересное и т.д.
Такие категории как прекрасное и возвышенное были обозначены еще античными авторами. На протяжении веков прекрасное оставалось центральной категорией эстетики, рассматривалось как высшее проявление красоты, ее гармоничность, полнота раскрытия свойств объекта. В тоже время безобразное, долгое время отвергалось исследователями эстетики как таковое.
Так в античности безобразное связывалось с хаосом, отсутствием гармонии и структуры, полагалось безусловным злом, которое не должно существовать и соотносится с эстетикой. В средние века безобразное было взаимосвязано с понятием греха, падения, и как следствие тоже вытеснялось из эстетики. В эпоху возрождения безобразное трактовалось как несовершенство, от которого следует избавляться как в человеке, так и в обществе, мире.
Безобразное стало осмысляться в качестве эстетической категории лишь в Новое время, что было связано с трансформацией представлений об искусстве. Искусство стало пониматься как творчество, создание нового, а не копирование образцов прекрасного из материального или духовного мира. Осознание свободы творчества породило парадокс безобразного, ведь безобразная вещь в природе способна стать прекрасной на полотнах художника. Более того направления искусства XIX и XX веков стали искать и показывать эстетику безобразного, так сюрреалистические картины С. Дали в которых отсутствует совершенство и гармония форм, полнота создаваемых образов никогда не могли быть приняты в качестве прекрасных эстетами предыдущих эпох, но получили огромное признание.
Переворот в эстетическом сознании породил критику понятия прекрасного, оно более не было всеобъемлющим и беспрекословно высшим эталоном эстетической ценности ее главным ориентиром. Вместо него в середине XX века была сформулирована категория эстетического как наиболее всеобъемлющая и универсальная категория эстетики, включающая в себя все ее проявления от прекрасного до безобразного.
Эстетические ценности в искусстве
Эстетические ценности определяют критерии красоты в соответствии с философским, эстетическим и этическим консенсусом. В этом смысле при оценке произведений искусства эстетические ценности используются для вынесения положительного или отрицательного оценочного суждения.
Эстетические ценности, когда имеешь дело с восприятием и размышлениями, передают чувства. Например, когда ценится человеческая скульптура, и изумление вызывают детали и тонкость выполненной работы.
То же самое происходит, когда наблюдается закат, и чувства выносят суждения о ценности красоты того, что представляет собой природа.
Эстетические ценности меняются со временем, потому что эстетика, воплощенная в формах, адаптируется к разным временам и обществам.
Это особенно заметно в искусстве, где одни работы теряют свою эстетическую ценность, а другие остаются со временем и ценятся будущими поколениями.
Аксиология как философия ценностей
В философском знании за все время существования и развития философии как особой формы духовного освоения действительности было сформировано множество подходов и концептуальных моделей ценностей. Но как самостоятельная отрасль философского знания аксиология, возникла лишь в XIX веке, когда произошло полное осмысление наличия особой целостной сферы бытия человека – аксиосферы или ценностного измерения человеческого существования. По формальному признаку началом развития аксиологии является середина XIX века, что связано с выходом в свет в 1856-1864 годах трехтомника Лотце Л. Г. «Микрокосм», где он выделяет в качестве отдельной категории «значимость».
Родоначальником термина «аксиология» является П. Лапи. Окончательно аксиология как самостоетльный раздел философии сформировалась в 20-50 гг. ХХ века в произведениях:
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Ценности и их особая роль в жизни общества 440 грн.
- Реферат Ценности и их особая роль в жизни общества 280 грн.
- Контрольная работа Ценности и их особая роль в жизни общества 190 грн.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- М. Шелера,
- Н. Гартмана,
- Р.Б. Перри,
- С. Пеппера
- и других.
Нравственные ценности
Нравственные ценности – это смысложизненные установки, ориентиры (добро, честь, достоинство, справедливость и др.), образующие основу нравственного сознания.
Нравственное сознание представляет собой такую форму общественного сознания, в которой находят свое выражение нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Нормами поведения являются общепринятые, а не установленные законом, правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Теоретическим осмыслением нравственности занимаются этические учения.
Нравственные (духовные ценности) — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Моральные и эстетические ценности по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей:
-
- Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Об этом говорил еще автор Экклезиаста: «… нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться». Эти взгляды разделял ученик Сократа Аристипп, который учил, что лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им. Позже к этой позиции склонялись Эпикур, Гоббс, Локк, Гассенди, Гельвеций, Гольбах и др.
- Аскетизм провозглашает идеалом жизни добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников (Диоген с его девизом «быть нагим и одиноким», а также в грубоуравнительных тенденциях «казарменного коммунизма»).
- Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.
В XX в. бурные социальные потрясения, появление возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. Поэтому появление концепций «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), «заслужи любовь ближнего» (Г. Селье), «цели для человечества» (А. Печчеи), «путь ненасилия» (М. Ганди), «ноосфера» (В. И. Вернадский) и других не случайно, а отражает современный этап развития общечеловеческих идеалов.
Эстетика ценности, философское понятие
Что-то эстетическое — это совокупность элементов, связанных друг с другом, и это не обязательно должно быть чем-то «красивым» во всех смыслах. И говоря об этом термине в целом, можно утверждать, что в мире нет более абстрактного понятия, чем то, которое определяет красоту
Мы можем связать красоту с эстетикой, если будем думать о ней как о чем-то особенном, однако наше внимание привлекают не только красивые вещи. Можно также сказать, что красота включает в себя те качества, которые наполняют нас приятными ощущениями, и на данный момент мы не можем дать абсолютного определения, поскольку в этом случае красота будет зависеть от того, кто ее оценивает (субъективная природа)
В связи с этим Платон в своем тексте «Республика» указал, что у всех нас есть что-то прекрасное внутри нас.
Со временем развитие исследований в этой области позволило человеку принять, в рамках эстетического определения, диссонирующие элементы: такие как уродливое, темное и нелепое; и другие факторы, которые выделяются для органов чувств, также были оценены, такие как внушительное, возвышенное и трагическое, чтобы немного расширить сферу действия этого термина, охватив все, что влияет на чувства.
Эстетика определяется как отношения человека с окружающей средой и с самим собой., поскольку это процесс восприятия, на который можно повлиять вынесением суждений.
Процесс восприятия:
- Стимул: Это то, что влияет на чувства и активирует наше восприятие и вынесение суждения.
- Развитие восприятия: Здесь вступают в игру суждения человека о себе, других людях и окружающей их среде.
- Ощущение: Здесь пробуждается чувство стимула, свидетелем которого мы являемся: счастье, гнев, печаль.
Что такое эстетические ценности?
Эстетические ценности — это ценности, связанные с красотой и эстетическим восприятием. Они могут быть выражены в различных формах и проявляться в различных ситуациях.
Красота является одним из важнейших аспектов в нашей жизни. Эстетические ценности помогают нам ценить и понимать красоту, как в природе, так и в искусстве. Они могут проявляться в форме художественных произведений, архитектуры, музыки, танца и других форм искусства.
Кроме того, эстетические ценности могут помочь нам формировать свой характер и стиль жизни. Они важны для нашего духовного и эмоционального развития. Они могут повысить наше самоуважение и уверенность в себе.
Наконец, эстетические ценности являются частью нашей культуры и традиций. Они помогают сохранять и передавать наследие прошлого поколения и вносить свой вклад в нашу культуру и идентичность.