Классификация методов социальной работы

Методы социальной работы

Общенаучные методы социальной работы

Среди общенаучных методов социальной работы выделяют:

  1. Метод научной абстракции – выделение в процессе познания глубинной сущности процесса, отвлечение от внешних сторон, процессов. Включает следующие стороны познания: конкретный анализ и обобщение эмпирического материала, обозначаются общие определения и понятия науки; на основе познанных понятий и явлений объясняется новое явление.
  2. Метод анализа и синтеза. Анализ позволяет исследуемый процесс, явление, разделить на части и исследовать их по отдельности. Результаты исследований рассматривают как единую картину. Благодаря синтезу воспроизводят единую картину о социальном явлении или процессе.
  3. Единство общего и особенного в социальной работе.
  4. Метод индукции и дедукции. Индукция предоставляет возможность осуществлять исследование от рассмотрения единичных фактов до перехода к общим выводам и положениям. Дедукция позволяет переходить от общих выводов к частным.
  5. Метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы – совокупность различных социальных явлений (простых и сложных). Простые отношения в процессе социального развития становятся элементами сложной системы. Основываясь на простых (категориях, абстракциях) аспектах научного познания, сложные социальные процессы их концентрируют и получают конкретные, емкие определения. Развитие от простых социальных явлений к сложным отражается в движениях мышления от абстрактного к конкретному.
  6. Исторический метод. Позволяет выявить социальные закономерности формирования, становления и развития социальных процессов в контексте исторического времени, помогает изучить социальные силы, действующие в его процессах, определить их последовательность и обозначить приоритеты.
  7. Единство качественного и количественного анализа. Социальные теории исследуют как качественные стороны социальных явлений, так и количественные связи, в результате чего социальные процессы преобразуются в качественно определенное количество. Данный метод требует использования в социальных исследованиях электронно-вычислительной техники, математических методов. Особенность научного познания социальной работы – ее математизация.
  8. Генетический метод. Изучается процессы преемственности развития категорий, понятий, теории, технологии, методики социальной работы.
  9. Методы формализации. Характеризуются сбором данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде таблиц, графиков, схем и т.д.
  10. Конкретно-социологический метод. Выявляет и демонстрирует социальные связи, их эффективность, обратную связь с общественным мнением, включает наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, эксперимент и т.д.
  11. Метод аналогии. Характеризуется анализом конкретной социальной ситуации, результатов работы, основанным на опыте оценки других субъектов, организаций и т.д.
  12. Структурно-функциональный, или системно-структурный метод. Направлен на выявление нового качества, целостности явлений, выделение элементов системы социального развития и деятельности, выяснение их функций и взаимосвязи.

Методы социальной работы в современном мире

Поскольку обеспечение социальной работы невозможно без выбора определенной методики и принципов, исследователями выделяются основные методы социальной работы. К ним относятся:

  1. Административный метод воздействия;
  2. Распорядительный метод воздействия;
  3. Социально-экономический метод воздействия;
  4. Социально-педагогический метод воздействия;
  5. Социально-психологический метод воздействия;
  6. Юридический метод воздействия.

Каждый из этих методов выполняет достаточно двойственную функцию. Во-первых, они выступают в качестве одного из способов познания и дальнейшего применения знаний, которые вырабатываются в науках о человеке и обществе. благодаря этим методам у любого человека появляется возможность самому изучать и осознавать различные аспекты собственной жизнедеятельности, а также практики его работы. Во-вторых, методы могут быть еще и конкретными действиями, которые способствуют качественному изменению существующего объекта социальной действительности.

Замечание 2

Методика социальной работы основывается на управлении. В управлении выделяют несколько крупных групп социальной работы: регламентирующий, распорядительный и дисциплинарные методы.

Регламентирующие методы выступают в качестве наиболее жесткого типа воздействия. С их помощью создается та самая система организаций, которая определяет задачи структуры, права и ее ответственность, а также рамки тех правил, которых должен придерживаться каждый участник социальной структуры. Распорядительные методы социальной работы, в свою очередь, используются для мягкой коррекции системы, а также для оперативного уточнения наиболее актуальных задач, которые ставит перед собой социальный работник в решении какой-либо проблемы. К тому же, распорядительные методы могут использоваться в двух формах – в письменно-документальной, а также в устной.

Последний вид методов в данной группе – дисциплинарные. В социальной работе зачастую приходится сталкиваться с многочисленными проблемами, и воздействие на людей невозможно без применения и соответствия порядка и правил дисциплины, которые приняты в обществе. эти методы очень тесно связаны с психологическими, поскольку они ставят перед собой задачу помочь человеку, сделать его жизнь осмысленной и интересной, развить жизненные силы, которые замотивируют его на какую-либо полезную деятельность

Но данная мотивация невозможна без дисциплины, которую также очень важно пробудить в человеке

Общая характеристика методов и технологий социальной работы

Социальные технологии – это совокупность знаний об наилучших способах регулирования и преобразования социальных процессов и отношений.

Технологии социальной работы включены в отрасль социальных технологий, направленных на социальное обслуживание, поддержку и помощь гражданам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Признаки технологии: тиражируемость, прогнозируемость, диагностируемость и процессуальность результата.

Определение 1

Социальные технологии – это система, включающая различные приемы воздействия, методы для решения конкретной социальной проблемы, факторы, влияющие на социальные системы и процессы с целью их оптимизации и преобразования. Цель социальных технологий – возвращение человеку способности к социальной деятельности.

Методы – это способы взаимодействия социального работника и клиента для разрешения конкретной социальной проблемы.

Методика социальной работы – отрасль социальных знаний, совокупность методов, приемов, форм социальной деятельности.

Определение 2

Форма социальной работы – способ организации процесса, отображающий внутреннюю связь его элементов и определяющий взаимоотношения социального работника и клиента.

Позитивные социальные изменения возможны при использовании новых технологий, воздействующих на преобразование и развитие основных сфер жизнедеятельности индивида – производство, управление, социальную структуру, науку и т.д.

Сущность социальных технологий лежит в двух плоскостях: способ использования теоретических знаний в решении практических задач; совокупность методов, приемов, воздействий для решения социальных проблем и для достижения цели в процессе социального развития.

Определение 3

Технологическая задача социальной работы – выявление с помощью имеющегося у социальных служб инструментария социальной проблемы, своевременная коррекция действий клиента и социального работника, оказание необходимой социальной помощи. От характера социальной проблемы зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы.

Для решения социальной проблемы необходима информация об объекте социального воздействия, об обстоятельствах, условиях и других факторах, оказывающих влияние на его состояние, жизнедеятельность, поведение.

Технология социальной работы тесно взаимосвязана со смежными теоретическими областями знаний, с практическим опытом, обычаями, ритуалами, традициями, социально-психологическими фактами и явлениями.

Функции технологий социальной работы:

  • диагностическая,
  • аналитическая,
  • системно-модулирующая,
  • активационная,
  • проектно-организаторская,
  • инструментально-практическая,
  • эвристическая,
  • распорядительно-управленческая,
  • комплексная.

Методы социальной работы

Социальная работа как совокупность научных знаний включает следующие основные разделы: фундаментальный, теоретико-методологический, изучающий методологию, принципы, закономерности, категориальный аппарат; социально-практический, управленческий, прикладной, ориентированный на теоретические и эмпирические знания в решении практических задач.

Технология социальной работы опирается на теоретические положения социальной работы, соответствующий методологический аппарат (категории, законы, принципы, приемы исследования, методы и т.д.).

Замечание 1

Методы социальной работы — пути и способы познания, преобразования объективной реальности. От совершенства методов исследования зависит сила науки, то, насколько эффективно и быстро социальная работа может использовать передовое, новое, проявляющееся в методах смежных социальных наук.

В социальной работе метод выполняет двоякую роль, являясь: способом познания и применения научных знаний, касающихся разнообразных аспектов социальной практики и жизнедеятельности человека; конкретным действием, благоприятствующим качественному изменению объекта или субъекта процесса.

В приобретении новых знаний большое значение имеют методы научного исследования, помогающие определить направление научного познания и выяснить истинное положение вещей.

Значение использования конкретного метода обусловлено следующими факторами:

  • цель, характер задач, рассматриваемых в ходе исследования;
  • состояние знаний по интересующей проблеме, опыт и квалификация исследователя;
  • наличие необходимой источниковедческой, материально-технической базы, на основании которой проводится исследование.

Этапы технологического процесса в социальной работе

В социальной работе замкнуты цикл технологического процесса включает следующие этапы:

  1. Предварительный этап. Выявляется, оценивается и ранжируется социальная проблема, выясняются причины, приведшие к ее возникновению. Социальный работник мобилизует свой морально-психологический, интеллектуальный, профессиональный потенциал для решения проблемы.
  2. Этап целеполагания. Формулируется первичная целевая установка деятельности социального работника, на основании которой выбираются средства и способы ее достижения, определяются пути поиска дополнительных информационных источников о социальной среде и условиях жизнедеятельности клиента.
  3. Этап обработки информации. Сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Вытекающие из аналитической работы выводы составляют основу для конкретизации целей и задач, определения содержания, методов, организационных форм социальной работы.
  4. Этап процедурно-организационной работы. Осуществляется реализация мер социального воздействия в обозначенные сроки и время конкретными исполнителями, результаты сопоставляются и соизмеряются с критериями эффективности социальной работы.
  5. Контрольно-аналитический этап работы. Включает: анализ итогов деятельности социальных работников; выявление факторов, способствовавших разрешению социальной проблемы; выяснение причин, препятствующих успешному решению проблемы и обозначение путей их решения в будущем.

Технологический процесс социальной работы необходимо постоянно совершенствовать. Направления его совершенствования: лежат в сфере разработки новых методов и методик осуществления операций; касаются совершенствования способов применения инструментария социальной работы; состоят в предоставлении оптимального сочетания общих методов социальной работы и специфики условий жизнедеятельности клиентов социальных учреждений; заключаются в способности учитывать при выборе методов воздействия социально-психологические факторы, в умении использовать для выработки новых социальных технологий достижения социальных наук.

Классификация социальных технологий

Все разнообразие социальных технологий требует их типизации и классификации.

Типология в социальной работе: выполняет прогностическую функцию, основанную на переработке применяемого на практике инструментария; выступает формой научного обоснования социальных технологий; осуществляет ориентировочную функцию.

Основой типологии социальных технологий являются такие признаки, как:

  • степень ассоциированности объекта социального воздействия (личность, трудовой коллектив, социальные группы, общество);
  • иерархия и масштабы воздействия (местные, региональные, континентальные, глобальные и др.);
  • сфера социализации и жизнедеятельности человека (социальная, политическая, производственная, духовная);
  • степень зрелости социальных объектов;
  • область общественной жизни (образование, экономика, здравоохранение, научная деятельность);
  • способы и средства воздействия, инструментарий, используемые для решения социальных проблем;
  • цель, реализуемая в процессе применения социальной технологии; уровень разработки социальных технологий (конкретно-прикладной, теоретический).

Классификация социальных технологий по сфере использования включает социально-политические, социально-экономические, социальные и духовные технологии.

Классификация, основанная на уровне социального пространства, в котором используются технологии подразделяется на: демографические, экономические, глобальные, военные технологии, технологии продовольственных кризисов, катастроф, конфликтов.

Модели социальной работы в современной науке

Социальная работа предполагает наличие достаточно широкого аспекта социальных моделей. Их разнообразие обусловлено тем, что они отражают результаты научных поисков, которые проводились в течение последних пятидесяти лет, с того самого момента, как начало развиваться направление социальной работы и обоснование ее как отдельной дисциплины. Большая часть социологов, социальных психологов выдвигают различные точки зрения, которые образуются как актуальные, но различные друг от друга подходы к определению социальной работы и, соответственно, к обоснованию ее моделей.

Замечание 1

Каждая модель социальной работы обладает особыми теоретическими положениями, которые отличают одну модель от другой

Также важно уточнить, что каждая модель предлагает свое содержание социальной работы, методы и формы ее организации по содействию наиболее нуждающимся категориям граждан, находящимся в зоне риска

Анализ научной литературы по социологии, педагогике, социальной психологии и психологии в целом позволяет обосновать многочисленные модели социальной работы в виде трех основных ее видов.

Первая модель социальной работы – психолого-ориентированная. К таким моделям стоит отнести следующие направления: психодинамическая теория, ролево-коммуникативную теорию, а также гуманистическую и кризис-интервентную теорию. Все они выражают особенности психологической части, и указывают, что в социальной работе необходимо важную роль придавать именно психическим сторонам личности, отклонениям от нормы, которые могут привести к негативным последствиям и нуждаются в оперативной корректировке.

Вторая модель – социолого-ориентированная. К ней можно отнести такие теории, как функционализм, социально-экологическую теорию, социально-радикальную и марксистское направление. В данной модели особую роль исследователи придают социальной деятельности индивида, его поведению и действиям. Характер поведения можно определить по тому, какую ориентированность он носит, и какие последствия индивид наблюдает в результате своих действий. Доволен ли он? Был ли результат ожидаем? Хочет ли он изменить что-то, или готов жить с тем, что у него есть теперь?

Третья модель – комплексная. К ней можно отнести когнитивную (познавательную) теорию, социально-педагогическую теорию, витально-ориентированную теорию и социально-психологическую теорию. Такая модель наиболее тесно связана и с потребностями индивида, и с его особенностями как личности: физические возможности, уровень интеллектуального развития, темперамент, интересы, мировоззрение, нравственные установки, воспитание.

По сути, каждая модель социальной работы связана с социологическими концепциями, но все же целесообразнее относить их к категории социальной психологии. Социология же лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на организацию и контроль за структурной социальной работой. Такая работа направлена на оптимизацию деятельности учреждений, относящихся к социальной сфере и обеспечивающих социальную защиту наиболее нуждающихся категорий населения. Также социальная работа способствует повышению эффективности деятельности органов социальной защиты и в целом обозначает социальную политику как приоритетное направление в деятельности и развитии государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: