Развитие навыков индивидуальной психодиагностики по формализованным и малоформализованным методикам

Формализованные методики

Задача для примера

Имеется мастерская по обслуживанию серверов.

Поток клиентов составляет $\lambda$ клиентов/час.

Убыток от клиентов в очереди составляет $S = 15$ долларов/клиентов в час

Есть возможность нанять сотрудников $C_1$ или $C_2$.

$C_1$ обслуживает $\mu_1 = 3$ клиента в час, требует денег $S_1 = 6$ долларов/час.

$C_2$ обслуживает $\mu_2 = 4$ клиента в час, требует денег $S_2 = 10$ долларов/час.

Задача руководителя: оптимизировать работу мастерской.

Считается, что поток клиентов подчиняется закону Пуассона, а обслуживание клиентов — экспоненциальному.

Для оценки эффективности работы фирмы следует использовать следующие выражение, показывающие убытки фирмы:

$S_{\sum} = n_i\cdot S_i + S\cdot Q$
$S$ — зарплата;
$n$ — количество сотрудников $i$-го типа;
$S\cdot Q$ — убытки от пребывания клиентов в очереди.

Если работают сотрудники $C_1$ или сотрудники $C_2$, то их работу можно описать в виде работы многоканальной СМО: количество ОА равно количеству сотрудников, а производительность равна работе сотрубников.

Рассмотрим пять вариантов работы:

Исходные данные Вариант 1$C_1$ Вариант 2$C_1 + C_1$ Вариант 3$C_1 + C_1 + C_1$ Вариант 4$C_2$ Вариант 5$C_2 + C_2$
Загрузка аппарата, $\rho = \frac{\lambda}{\mu\cdot C}$, где $С$ — количество ОА $\rho_1 = 0.667$ $\rho_1 = 0.333$ $\rho_1 = 0.222$ $\rho_1 = 0.5$ $\rho_1 = 0.25$
Тип СМО M/M/1 M/M/2 M/M/3 M/M/1 M/M/2
Количество заявок в очереди, $Q = \frac{C\cdot\rho^{C+1} }{1 — \rho^C}$ 1.333 0.082 0.0075 0.5 0.033
Сумарные потери фирмы, $S_{\sum}$ 26 13.25 18.1 17.5 20.5
Ранжирование вариантов по предпочтительности 5 1 3 2 4

Вот и выбрали лучший вариант.

Опрос (беседа)

Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.

Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Цель

  1. Создание мотивации к обследованию (подготовка) как положительная подготовка к диагностике.
  2. Снизить тревожность.
  3. Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание психологической помощи.

Задачи: составить план беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.

Беседа имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов Деятельности

Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности. Для получения достоверной информации был разработан специальный метод – контент-анализ – анализ содержания. Он был разработан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Основная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Для этого выделили несколько типов единиц: смысловые и количественные единицы.

Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).

Методика разработки формализованных схем

Включает пять этапов:

  1. разработка структурной схемы исследуемой СОИ. Схема включает, как правило, коммутаторы, маршрутизаторы, сервера и рабочие станции и прочее оборудование. Количество запросов в системе равно количеству рабочих станций — они их генерируют, потому на них очередей нет, а есть очереди на канале и сервере;
  2. выделение основных компонентов СОИ и схемы их взаимодействия;
  3. представление компонентов СОИ в виде СМО;
  4. разработка формализованных схем СМО;
  5. разработка формализованной схемы исследуемой СОИ.

Если сервер многоядерный или многопроцессорный, то его можно представить в виде многоканального ОА.

Особенности индивидуальной психодиагностики

Определение 1

Индивидуальная психодиагностика – это направление дифференциальной психологии, ориентированное на выделение психических свойств и черт личности.

Глобально, основные направления индивидуальной психодиагностики определяются использованием объективных и субъективных методик.

Объективные методики практически не зависят от самого психодиагноста. От него требуется только грамотное и содержательное представление инструкции предстоящего испытания. К методикам данного типа относятся: тесты, опросники с выбором ответа, психофизиологические и аппаратурные методики.

Субъективные методики довольно сильно зависят от самого психодиагноста, степени его квалификации и опытности в проведении исследований такого типа. Сюда относятся субъективные шкалы, интервью, беседы, наблюдения, проективные методики, контент-анализ.

Индивидуальная психодиагностика строится на основах дифференциальной психологии, возрастной психологии и психологии личности. Основными объектами исследования в диагностике личности являются ее направленность и способности. Они формируют основной облик личности, интегрируя все основные свойства индивида.

Психодиагностика личности, в таком случае, ориентирована на изучение свойств и черт личности на разных уровнях: глобальном, вне зависимости от ситуации (интеллектуальная сфера, эмоциональная, социальная, сознание), ситуативном (в определенном спектре поведенческих ситуаций), межличностном (исследования социальной самоидентификации, адаптации, персонализации).

Психофизиологические методики

Диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатываются отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференцированная психофизиология.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности и т.д.). Они лишены оценочного подхода к индивиду. Методики являются аппаратурными: ЭЭГ и др. Носят индивидуальный характер.

Использование малоформализованных методик

Данные методики ориентированы на диагностику менее сложных психологических феноменов, феноменологических состояний и процессов. Но эти методики дают более целостную информацию о человеке, однако довольно трудны в исполнении.

К основным видам малоформализованных методик можно отнести:

  • наблюдение — наиболее древний инструмент в работе психолога. Наблюдение может быть двух типов: общее (поисковое) и конкретное (проблемное). Общее наблюдение проводится на начальном этапе исследования с целью общего сбора информации о проблеме. В реализации конкретного наблюдения исследователь первоначально ставит гипотезу о каком-то психологическом феномене, который выражается в поведенческих проявлениях, составляет карту этих проявлений и частотно фиксирует данные проявления в наблюдении.
  • беседа — проведение интервью с респондентом. По форме проведения может структурированным (производится по заранее приготовленным вопросам), полуструктурированным (вопросы также заранее готовятся, но есть возможность для отхода на другие темы, но в русле основной тематики) и неструктурированным (интервьюер практически не вмешивается в ход интервью, только подвигая респондента к раскрытию своих мыслей). По цели проведения может быть диагностическим (беседа общего характера об особенностях поведения, личностных чертах и свойствах) и клиническим (вариант терапевтической беседы)
  • контент-анализ — метод анализа продуктов деятельности. Данный вид анализа направлен на изучение документальных источников, автобиографий, продуктов творчества, видеозаписей с целью фиксирования проявления определенных поведенческих характеристик, личностных особенностей. Для этого исследователь первоначально ставит гипотезу об этих характеристиках, формирует ее в смысловые единицы, и фиксирует эти единицы в тех документах, которые он исследует.

Таким образом, можно сказать, что формализованные и малоформализованные методики должны использоваться в сочетании, так как у каждого из этих видов есть свои плюсы и минусы, и именно совместное использование этих методик сможет дать целостное описание личности.

Презентация на тему: » Лабораторная работа 1 Методы экспертных оценок Постановка задачи Цель работы: приобрести навыки постановки и решения трудноформализуемых системотехнических.» — Транскрипт:

2

Лабораторная работа 1 Методы экспертных оценок

3

Постановка задачи Цель работы: приобрести навыки постановки и решения трудноформализуемых системотехнических задач с использованием методологии экспертного анализа. Задача: Определение оптимальных аварийных уставок для оборудования ядерной энергетической установки (ЯЭУ) на основании метода экспертных оценок.

4

1 этап. Исследование предметной области. Построение модели Для решения этой задачи необходимо построить обобщенный показатель эффективности, зависящий от величины уставки. Для этого выберем критерии, характеризующие предметную область. Критерии, которые необходимо учесть при выборе аварийных уставок: А – уменьшить вероятность ложного отключения оборудования; B – уменьшить вероятность ложного распознавания аварийного оборудования; С – уменьшить вероятность разрастания аварии при своевременном необнаружении разладки параметров. E=P A (u)*b 1 +P B (u)*b 2 +P C (u)*b 3, где P A (u), P B (u) – вероятности событий А и В, в зависимости от величины уставок U; P C (u) – условная величина ущерба от разрастания аварии.

5

Вероятности P и коэффициенты a,b,c определены на основе анализа данных эксплуатации ЯЭУ a = 0.34 P A (u) = e -au b = 0.43 P B (u) = e -bu c = 3 P C (u) = c*u 4 Весовые коэффициенты bi формализовать и оценить по данным эксплуатации не удалось, поэтому необходимо применять неформализованные (эвристические) методы решения этой задачи. Исходные данные

6

2 этап. Подготовка экспертизы Поскольку нам не удалось построить полностью формализованную модель, необходимо провести экспертизу для оценки весовых коэффициентов bi. На втором этапе выбираются методы проведения экспертизы и обработки результатов: метод проведения опроса: очный, групповой шкала оценивания:(1-3), цена деления – 0,5 метод оценивания критериев: метод ранжирования метод оценки степени согласованности: вычисление коэффициента конкордации численность и состав группы экспертов : 13 человек

7

з этап. Проведение экспертизы. Предположим, что 13 экспертов оценили степень вклада в общий ущерб каждого из трех критериев. Результаты их опроса представлены в таблице 1. Таблица 1. Анкета опроса экспертов. ЭкспертАВС

8

4 этап. О бработка и анализ результатов экспертизы Для количественной оценки степени согласованности используется коэффициент конкордации W. W принадлежит интервалу 0 – мнения экспертов полностью не согласованы; 1 – мнения экспертов полностью согласованы.

9

В результате проведения вычисления получаем следующее значение коэффициента конкордации:

10

5 этап. Проведение повторной экспертизы. Таблица 2. Анкета опроса экспертов. ЭкспертАВС ,5 52,

11

6 этап. О бработка и анализ результатов повторной экспертизы. Поскольку значение коэффициента конкордации близко к единице следовательно проведение дальнейшей экспертизы нецелесообразно.

12

Расчет коэффициентов c ij и b ij. На основании рангов критериев можно получить коэффициенты c ij и b ij, которые можно рассчитать по следующим формулам: c ij =1-(r ij -1)/m,

13

Полученные значения коэффициентов с ij и b ij. c ij b ij ji=1i=2i=3 ji=1i=2i=3 10,3310,66 10,170,50, ,66 20,170,50, ,66 30,170,50,33 4 0,83 40,170,42 50,51 50,250,50,25 60,3310,66 60,170,50, ,66 70,170,50, ,66 80,170,50, ,66 90,170,50,33 100,3310,66 100,170,50,33 110,3310,66 110,170,50,33 120,3310,66 120,170,50,33 130,3310,66 130,170,50,33

14

7 этап. Проведем расчет весовых коэффициентов b i для расчета показателя эффективности Е. b 1 =(1/13)*2.29=0,18; b 2 =(1/13)*6.42=0,49; b 3 =(1/13)*4.3=0,33.

15

8 этап. Вычисление Е min и построение графика. Показатель эффективности имеет вид: E=0.18*e -0.34u +0.49*e -0.43u +0.33*3*u 4. Вычислим минимальное значение Е и точку u опт, в которой это значение достигается. Построим график поведения Е в зависимости от величины аварийной уставки.

17

Выводы. Таким образом, u опт =0,388, Е(u опт )=0,595.

Формализованные методики

Тесты. С английского – «испытание», «проверка», «проба».

Тесты – это стандартизированные и обычно короткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ.

Признаки теста:

  1. Четкая инструкция, жестко определяющая поведение испытуемого.
  2. Оценивание проводится по критерию правильности.
  3. Стимульный материал должен однозначно восприниматься испытуемыми.

Тесты подразделяются по цели, форме и содержанию. По цели: для отбора; для классификации; для распределения. По форме: индивидуальные, групповые, аппаратурные, компьютерные, бланковые, вербальные, невербальные. По содержанию: интеллекта, креативности, общих способностей, специальных способностей, Личности, достижений, критериальноориентированные. Индивидуальные тесты. Взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Оно имеет свое преимущество: возможность наблюдать за испытуемым, слышать и фиксировать ответы, позволяет оценивать отношение к обследованию.

Групповые тесты позволяют проводить испытания с очень большой группой людей. При групповом тестировании особенно строго надо соблюдать единообразие условий проведения эксперимента.

Устные и письменные тесты различаются по форме ответа. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других случаях он должен выбрать из нескольких вариантов (закрытые ответы). Письменные тесты носят также открытый и закрытый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты различаются по материалу, который используется при тестировании.

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

Опросники

Это группа психодиагностических методик, в которых задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия и несогласия.

От испытуемого требуется ответить на вопрос, или согласиться или не согласиться с утверждением. Разновидность самонаблюдения.

Особенности:

  1. Метод косвенной самооценки.
  2. Результаты оцениваются не по принципу правильности или неправильности.

Проблема: интерпретация результатов.

Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме могут быть групповыми и индивидуальными. По характеру ответов закрытыми и открытыми. Могут быть подразделены на опросники: черт Личности, типологические, мотивов, интересов, ценностей, установок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Могут быть с открытыми, закрытыми и полузакрытыми вопросами. Используются для получения информации об истории жизни человека (биографические анкеты).

Проективные техники

Эта группа методик предназначена для диагностики Личности. Для них характерен глобальный подход к оценке Личности, а не выявление отдельных черт.

Был определен Юнгом. Если косвенным образом воздействовать на значимые области переживаний человека, то можно вызвать изменения в экспериментальной Деятельности.

Испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать неопределенные стимулы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность давать испытуемому благоприятные ответы.

Все действия человека имеют отпечаток его психологического состояния:

  1. Приписывание другим людям социально неприемлемых желаний.
  2. Символический перенос во вне содержания внутреннего мира.

Особенности методик:

  1. Неопределенность стимульных условий.
  2. Неопределенная ситуация обследования. Действия не определены стандартами, не заданы четко.
  3. Ответы на задания приобретают смысл в связи с личностным значением, которое им придается испытуемым. Поэтому ответы на задания не оцениваются по критерию правильности и неправильности. Любой ответ принимается и интерпретируется.

Группы проективных методик:

  • методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);
  • методики конструирования: создание из деталей единого целого;
  • методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);
  • методики катарсиса: осуществление игровой Деятельности в специально организованных условиях (психодрама);
  • экспрессивные: рисование на свободную или заданную тему;
  • импрессивные: требуют предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера);
  • адаптивные или методики дополнения: требуется завершить что-то (предложение, рассказ и т.д.).

Анализ разомкнутых СМО с обратной связью

$P$ — вероятность повторного поступления заявки на обслуживание.

$\lambda = \lambda + \lambda_{вх}\cdot P$

$\lambda = \lambda_{вх}\cdot (1 — P)$

$\alpha = \frac{1}{1-P}$ — среднее количество проходов заявки через ОА за время пребывания этой заявки в СМО.

$\lambda_{вх} = \frac{\lambda}{1 — P} = \alpha\cdot\lambda$

  • загрузка ОА: $\rho = \frac{\lambda_{вх} }{\mu} = \frac{\alpha\cdot\lambda}{\mu} = \alpha\cdot\frac{\lambda}{\mu}$;
  • количество заявок в очереди: $Q = \frac{\rho^2}{1 — \rho}$;
  • количество заявок в системе: $L = Q + \rho = \frac{\rho}{1 — \rho}$;
  • определяем времена:
    • $W = \frac{Q}{\lambda_{вх} }$;
    • $T = \frac{L}{\lambda_{вх} }$.

$W_{\sum} = \alpha\cdot W$

$T_{\sum} = \alpha\cdot T$

Если в процессе анализа окажется, что $\rho = \alpha\cdot\frac{\lambda}{\mu}\ge 1$, то значит где-то ошибка, потому что может быть только $\rho < 1$. Тогда надо уменьшать вероятность, или повышать производительность, или ставить дополнительные ОА.

Пример

Исходные данные:

  • $\lambda = 4$;
  • $\mu = 10$;
  • $P = 0.5$.

$\alpha = \frac{1}{1 — P} = 2$

$\rho = 2\cdot\frac{4}{10} = 0.8$

$Q = \frac{0.8^2}{0.2} = 3.2$

$L = \frac{0.8}{0.2} = 4$

$W_{\sum} = \frac{3.2}{4} = 0.8$

$T_{\sum} = \frac{4}{4} = 1$

Малоформализованные методики

Наблюдение

Старейший метод в диагностике

Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко использовалось в работах М.Я

Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения. Основной принцип – максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным в мировой литературе научно разработан метод наблюдения. Т.к. в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, важно, чтобы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно. Научное наблюдение характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, наблюдение на основе продуманного плана определенных качеств и особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

Цель наблюдения

Поисковое и конкретное наблюдение.

Поисковое проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы.

Если цель конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений – исследующее наблюдение.

Предметное наблюдение может быть частным или широким.

Схема наблюдения

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.

Прежде чем наблюдать необходимо выделить стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единица поведения), которые и есть единица наблюдения.

Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются общие требования:

  1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, без личных впечатлений наблюдателя.
  2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и окружающую обстановку, в которой он происходит.
  3. Запись должна, по возможности полно, в соответствии с поставленной целью, отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используется форма записей в форме сплошного протокола и дневника. Сплошной протокол предс-тавляет собой обычную форму без каких-либо рубрикаций.

При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные или «продольные» (проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заранее заданное время) и единичные.
  2. В зависимости от наблюдения могут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях.
  3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны или включенные.

Достоинства:

  1. Можно оценить поведение человека в естественной обстановке.
  2. В процессе наблюдения можно выявить основное и отделить от малого.
  3. Для осуществления не требуется получение согласия испытуемого и не требуется контакт с ним.

Недостатки:

  1. Требует много времени.
  2. Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению.
  3. Крайний субъективизм результатов. Сам человек является измерительным инструментом.

Требования к наблюдению (по Кеттеллу):

  1. Поведение должно исследоваться во многих ролях и ситуациях.
  2. Должно быть длительным (2 – 3 месяца, не меньше; несколько раз в неделю или ежедневно).
  3. Заранее должны быть определены особенности поведения, и они должны быть соотнесены с результатами.
  4. Наблюдатель должны быть подготовлен (натренирован).
  5. Исключить ролевые отношения между наблюдателем и испытуемым.
  6. Наблюдать должны не 1, а не менее 10 наблюдателей, не зависящих друг от друга. Затем результаты суммируются.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: