Критика
Анри Бергсон иллюстрирует суть механицизма следующим высказыванием Гексли: «Если верно основное положение эволюции о том, что весь мир — одушевленный и неодушевленный — есть результат подчиненного определённым законам взаимодействия сил, присущих молекулам, которые составляли начальную туманность Вселенной, то не менее верно и то, что современный мир потенциально уже содержался в космическом паре и достаточно сильный интеллект, зная свойства молекул этого пара, мог бы предсказать, к примеру, состояние фауны в Великобритании в 1868 году с такой же точностью, с какой определяют, что происходит с паром, который мы выдыхаем в холодный зимний день».
Критикуя механицизм, Бергсон отмечает, что тот полагает мир состоящим из неизменных частей, лишь перемещающихся в пространстве, и не признает биологическую форму развития. Бергсон указывает, что механицизм по сути отвергает историческое развитие.
Исторический взгляд
Благодаря успехам физики в XVI—XVIII веках возникло желание перенести физическое миропонимание на другие науки.
В качестве единственного метода подлинной науки рассматривалась математика, понимаемая (ввиду её тогдашнего уровня) в основном механистически.
Основателями механицизма могут считаться учёные и натурфилософы первой половины XVII века:
- Галилей, Галилео,
- Себастьян Бассо,
- Исаак Бекман,
- Марен Мерсенн,
- Пьер Гассенди,
- Томас Гоббс,
- Рене Декарт.
Последователями механицизма во второй половине XVII века были
- Христиан Гюйгенс,
- Роберт Гук,
- Роберт Бойль,
- Исаак Ньютон.
Представителями механицизма в XVIII веке были:
- Лаплас, Пьер-Симон (в естествознании),
- Ламетри, Жюльен Офре де,
- Гольбах, Поль Анри (в философии).
Последователями механицизма в XIX веке являлись
- Л. Бюхнер,
- К. Фохт,
- Я. Молешотт,
- Е. Дюринг.
Понятие материализма
Определение 1
Материализм (от лат. materialis – материальный) – одно из двух основных философских направлений, решающее главный вопрос философии в пользу первенства материи, бытия, природы, физического, объективного и рассматривающее сознание и мышление лишь как свойства материи, в отличие от идеализма, берущего за исходное разум, идею, сознание, мысль, разум, субъективное.
Признание того, что материя первична означает, что:
- она никем не создана, а существует вечно,
- время и пространство – существующие формы материального бытия,
- идея неотделима от материи, способной мыслить,
- единство мироздания заключается в его материальности.
Материалистическое решение главного философского вопроса – о познании мироздания – выступает в адекватности отражения истины в сознании человека, в познании мироздания и его законов.
Слово «материализм» стали употреблять в XVII в., сначала Р. Бойль, а позднее Г. В. Лейбниц. Точное определение дали К. Маркс и Ф. Энгельс, по их мнению, философы разделились в зависимости от того, как они отвечали на вопрос об отношении мысли к бытию. «Те, кто утверждал, что дух существовал до природы, составляли идеалистический лагерь. Те, кто считал главным принципом природу, примкнули материализму».
Противники материализма употребляют для обозначения материализма неверную терминологию:
- Те, кто отрицает или ставит под сомнение тот факт, что нечто может существовать вне ощущений, называют материализм «метафизическим». При этом «метафизикой» называют объективный идеализм и фидеизм, признающие существование абсолютного духа или Бога вне опыта индивидов; происходит смешение материализма с идеализмом.
- Материализм называется «реализмом», потому что он признает реальность внешнего мира. Ленин пишет, что слово «реализм» было захвачено позитивистами и другими путаниками, которые колеблются между материализмом и идеализмом».
- Стремясь принизить материализм до уровня обыденной и философски неподготовленной веры людей в реальность внешнего мира, критики материализм называют его «наивным реализмом».
- Некоторые критики отождествляют материализм именно с механистическим материализмом. Энгельс отмечал, что ошибочное «материалистическое» и «механическое» уподобление идет от Гегеля, желавшего материализм унизить эпитетом «механический».
- Часто термин «материализм» употребляется произвольно, в вульгарном смысле. По словам Маркса и Энгельса: «Под материализмом обыватель понимает чревоугодие, пьянство, похоть и плотские удовольствия и тщеславие, жадность, скупость, жадность, погоню за прибылью и биржевые уловки, короче говоря, все эти грязные пороки, которым люди тайно придаются».
Литература
- А. Эйнштейн, Л. Инфельд. Эволюция физики. — М.: ОГИЗ, 1948. — 267 с.
- Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20;
- Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же; Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20;
- Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия философских наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М. — Л., 1929;
- Гегель Г. В. Ф., Наука логики, Соч., т. 5—6, М., 1937—39;
- В. П., Кузнецов Б. Г., Иваненко Д. Д. Очерки развития основных физических идей. — М.: АН СССР, 1959. — 511 с. — 5000 экз.
- Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-03736-3.
- Большая советская энциклопедия
Основные идеи
- Материя дискретна и представляет собой совокупность неделимых и неизменяемых, абсолютно твердых частиц (атомов), отличающихся друг от друга главным образом в количественном отношении (массой).
- Все виды движения в природе сводятся к механическому перемещению тел и составляющих их частиц.
- Движение происходит в абсолютном пространстве, которое представляет собой некую самостоятельно существующую субстанцию в виде бесконечной однородной протяжённости, не зависящей от материи и не связанной с ней. Все процессы протекают в абсолютном времени, которое представляет собой ни от чего не зависящую длительность.
- Всеобщая взаимосвязь объектов осуществляется за счет тяготения, которое рассматривается как универсальный тип взаимодействия и осуществляется мгновенно без всякого посредника (дальнодействие).
- Причина рассматривается как внешнее воздействие (сила), причинность явлений состоит в однозначной предопределённости любого состояния исходным начальным состоянием (лапласовский детерминизм).
- Все явления в мире подчиняются законам ньютоновской динамики, которые имеют универсальный характер.
Формы и виды материализма
Содержание материализма понимается как совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, которая определяется главным образом способом мышления, в связи с которым и посредством которого все течения материализма рассматриваются в их противопоставлении идеализму и агностицизму, а также с формой материализма связана та особенность, которая характеризует отдельные школы и направления материализма. Но такое различие в то же время относительно, условно.
Форма материализма, влияя на его содержание, вносит в него важные коррективы, благодаря которым, например, диалектический материализм не только по форме, но и по содержанию качественно отличается от материализма вульгарного, от материализма метафизического и всех других видов материализма, хотя и имеет с ними нечто общее, что присуще всякому материализму вообще.
Если речь идет о последовательных стадиях развития одного и того же типа материализма, то эти стадии рассматриваются как его этапы. Когда происходит резкое изменение формы материализма, изменение его старой формы на новую, говорят об изменении типа материализма. Изменение формы материализма происходит в основном под влиянием прогресса научных знаний и общественного развития. Материализм, пишет Ф. Энгельс, «…как и идеализм, прошел ряд стадий развития. С каждым открытием, составляющим эпоху даже в области естественной истории, материализм неизбежно должен менять форму. И с тех пор, как история получила материалистическое объяснение, здесь открылся и новый путь развития материализма».
В ХХ века развиваются все области естествознания:
- физика (квантовая механика, использование атомной энергии, теория относительности, проникновение в глубины элементарных частиц и тому подобное),
- молекулярная биология (изучение «механизма» биосинтеза, понимание физико-химических основ наследственности и т.п.),
- кибернетика,
- астрономия и др.
Это развитие естествознания потребовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектической математики при обогащении ее обобщениями новых открытий в естественных науках. При этом сохраняются все положения диалектической математики, которые получают подтверждение, развитие и конкретизацию.
По трем основным этапам развития познания выделяют основные виды материализма:
- Наивный (или спонтанный) материализм древних греков и римлян в сочетании с наивной диалектикой. Древняя наука не делилась на отдельные отрасли; она имеет своеобразный философский характер: все науки, отрасли знания напрямую связаны с философией и подчиняются ей.
- Метафизический (или механический) материализм – течение, возникшее в XVII — XVIII вв. В этот период наука быстро дифференцировалась, распадалась на отдельные отрасли, выходящие за рамки опеки философии. Существовал разрыв между материализмом и диалектикой; в материализме есть только элементы диалектики с преобладанием общего метафизического видения мира.
- Диалектический материализм, в котором диалектика и материализм органически соединяются, при этом наступает полное единство диалектики (учения о развитии), теории познания (гносеологии) и логики (учения о мышлении). Главенствует идея всеобщей связи и развития природы. Отдельные науки, разлученные до тех пор, приводятся в связь не только друг с другом, но и с философией. При этом дальнейшая дифференциация наук происходит в единстве с их интеграцией.