Личность в когнитивной психологии

Когнитивная теория личности

Аналитическая теория

Данная теория предполагает, что наша психика является продуктом накопленного опыта человеческого вида. Именно Карлу Юнгу мы обязаны концепцией архетипов (опыта, накопленного людьми, контактирующими с внешним миром), которые в сочетании с индивидуальной историей человека, целями и побуждениями определяют его поведение. Он описал личность на трех уровнях:

  • структуры (эго, бессознательное);
  • установки (интроверсия и экстраверсия);
  • функции (мышление, чувство и интуиция).

Все эти элементы и их компоненты связаны между собой «эго», которое является центром личности, обеспечивающим баланс и стабильность. Основываясь на характеристиках установок и функций, Юнг выделил 8 типов личности. Несмотря на то, что работы Юнга оказали огромное влияние на развитие психологической мысли, искусства и даже религии, его взгляды не получили однозначного научного подтверждения.

2 Теория личностных конструктов

      В
основе когнитивной теории Келли 
лежит способ, с помощью которого
индивиды постигают и интерпретируют
явления (или людей) в своем окружении

Назвав свой подход теорией личностных
конструктов, Келли концентрирует 
внимание на психологических процессах,
которые позволяют людям организовать
и понять события, происходящие в их жизни

      Личностные 
конструкты: модели для действительности

      Ученые 
создают теоретические конструкты,
чтобы описать и объяснить 
события, которые они изучают. В системе
Келли ключевой теоретический конструкт
— это сам термин конструкт:

      Человек
судит о своем мире с помощью 
понятийных систем, или моделей, которые 
он создает и затем пытается приспособить
к объективной действительности.
Это приспособление не всегда является
удачным. Все же без таких систем мир будет
представлять собой нечто настолько недифференцированное
и гомогенное, что человек не сможет осмыслить
его.

      Именно 
эти «понятийные системы, или модели»
Келли определил как личностные
конструкты. Иначе говоря, личностный
конструкт — это идея или мысль, которую
человек использует, чтобы осознать или
интерпретировать, объяснить или предсказать
свой опыт. Он представляет собой устойчивый
способ, которым человек осмысляет какие-то
аспекты действительности в терминах
схожести и контраста. Примерами личностных
конструктов могут быть «взволнованный-спокойный,
«умный-глупый», «мужской-женский»,
«религиозный-нерелигиозный», «хороший-плохой»
и «дружеский-враждебный». Это только
несколько примеров бесчисленных конструктов,
которые человек использует, чтобы оценить
значение явлений своей повседневной
жизни.

      В
качестве примера конструктов в 
действии давайте рассмотрим, как 
разные люди могут объяснять одно
и то же событие. Недавний выпускник 
колледжа вместо того, чтобы поступить
в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает
вещи и отправляется со своей подружкой
жить в отдаленной общине. Отец молодого
человека мог бы объяснить такой поступок
как «огорчительный» или «разочаровывающий»,
а его мать заявила бы, что сын «живет
в грехе» . Консультант его колледжа,
хорошо знакомый с теорией Эриксона, может
подумать, что он сделал это «в поисках
своей идентичности», а профессор социологии
может полагать, что он просто «отрицает
нормы общества, ориентированного на молодых
профессионалов». Сам юноша может рассматривать
этот поступок как «естественный»,
как «то, что нужно было сделать в этот
момент». Какое из объяснений верное?
В теории Келли ответа нет. По его мнению,
все дело в том, что каждый из нас воспринимает
действительность путем собственных моделей
или конструктов, необходимых для создания
непротиворечивой картины мира.

      В
соответствии с представлением о 
людях как об ученых Келли утверждает:
стоит только человеку предположить,
что с помощью данного конструкта
можно адекватно прогнозировать и предсказать
какое-то событие в своем окружении, как
он начнет проверять это предположение
по событиям, которые еще не наступили.
Если конструкт помогает точно прогнозировать
события, человек, вероятно, сохранит его.
И наоборот, если прогноз не подтвердится,
конструкт, на основании которого он был
сделан, вероятно, подвергнется пересмотру
или даже вообще может быть исключен (вспомните
наш пример с профессором, которого сначала
оценили как «беспристрастного»).
Валидность конструкта проверяется с
точки зрения его прогностической эффективности,
степень которой может меняться.

      Келли
предполагал, что все личностные
конструкты биполярны и дихотомичны 
по природе, то есть сущность мышления
человека заключается в осознании 
жизненного опыта в терминах черного
или белого, а не оттенков серого. Точнее,
переживая события, человек замечает,
что какие-то события похожи друг на друга
(у них есть общие свойства) и при этом
отличаются от других. Например, человек
может заметить, что какие-то люди тучные,
а какие-то тощие; кто-то черный, а кто-то
белый; кто-то богатый, а кто-то бедный;
до каких-то вещей опасно дотрагиваться,
а до каких-то нет. Именно этот когнитивный
процесс наблюдения сходства и различий
приводит к формированию личностных конструктов.
Таким образом, по крайней мере три элемента
(явления или предметы) необходимы для
формирования конструкта: два из элементов
конструкта должны быть похожими друг
на друга, а третий элемент должен отличаться
от этих двух. Конструкт можно сформировать,
если мы видим, что Джин и Луиза честны,
а Марта нет; или если мы считаем, что Джин
и Луиза привлекательны, а Марта нет. И
схожесть, и различие должны иметь место
в пределах одного и того же контекста.

Что влияет на развитие личность человека?

Теории о том, что влияет на развитие личности человека, довольно разнообразны. Например, учитываются гены: считается, что тенденция к развитию определенных черт личности может быть записана в наследственном генетическом материале. Однако гены, безусловно, не единственный фактор, определяющий, каким будет человек.

Существенное влияние на развитие личности оказывает и окружающая среда: семья, близкие люди, друзья и целый ряд других внешних факторов, с которыми человек сталкивается.

Не стоит забывать о некоторых биологических детерминантах личности – структуре и функционировании его нервной системы. Также следует учитывать и гормональные факторы, например, тестостерон: основной мужской половой гормон может оказывать влияние на такие характеристики, как половое влечение, склонность к социальным взаимодействиям и импульсивность.

Личность человека начинает формироваться с момента его появления на свет. Считается, что окончание развития специфической для человека модели отношений и психологических черт происходит примерно в возрасте 20 лет.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна

В отечественной психологии основное направление исследований процесса развития и становления личности определила субъектно-деятельностная теория С. Л. Рубинштейна.

Согласно данной теории, психика человека имеет самостоятельную активность и существует в форме психической деятельности

Основной деятельностью субъекта является отражение окружающей действительности и является высшим уровнем активности. Способность к управлению своим поведением и эмоциональным состоянием является основной функцией психической деятельности человека. Именно деятельность определяет неразрывную связь человека и внешнего мира.

Формирование и проявление личности и психики человека происходит в процессе практической и теоретической деятельности, которая протекает в неразрывном единстве данных сторон.

Основным выводом данной теории является мысль о том, что каждая человеческая личность не только развивается как организм, но и имеет свои исторические корни и предпосылки развития.

Опыт, накопленный человечеством, не может существовать в отрыве от личности и человека и наоборот. Эффективность развития личности зависит от его активности и результатов его деятельности. Психические способности личности являются не только предпосылкой поведения и поступков, но результатом их осуществления, в них она не только выявляется, но и формируется.

Основные положения гештальтпсихологии

Согласно данной теории в сознании каждого человека присутствуют особые целостные структуры – гештальты, которые не разложимы на элементы и для которых характерны собственные законы протекания и развития.

Замечание 2

Психический процесс, который определяет уровень развития психики, с точки зрения гештальтистов – это восприятие. Именно от развития этого процесса зависит поведение человека и понимание окружающей ситуации.

Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Диагностика когнитивной сферы

Деградация личности человека — что это такое

Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.

Методики для диагностики когнитивной сферы

Процесс когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы
Внимание
Методика Кольца Ландольта
Методика «корректурной пробы»Методика «Мюнстенберга»Память
Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу

После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе.
Субтест ВекслераПроба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь.Воображение
Тест «Мыслитель-Художник»
Тестирование ТорренсаТест Тулуза-Пьерона

Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует. Это, например, передвижение или пережевывание пищи

Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела

Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку

Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Психоанализ как теория развития личности

Термин «психоанализ» можно рассматривать в трех значениях:

  1. как теорию личности и психопатологий;
  2. как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Ведущая роль в данной теории принадлежит взаимодействию инстинктов, мотивов и влечения, конкурирующих друг с другом в процессе регуляции поведения человека. Согласно этой теории личность – это динамичный и непрекращающийся конфликт процессов и в соответствии с этим поведение человека является непостоянным и детерминированным.

Согласно психоаналитической теории каждый человек является сложной энергетической системой, и поведение его активизируется благодаря единой энергии согласно закону о сохранении энергии. Источник данной энергии для человека – это состояние возбуждения. Каждый человек обладает определенным количеством энергии, подпитывающим его психическую активность, целью же любой поведенческой модели человека является уменьшение напряжения, которое вызвано скоплением данной энергии.

Что такое когнитивная психология

Когнитивная психология — это Cognitive Psychology / American Psychological Association Dictionary раздел психологии, который изучает восприятие, воображение, мышление, речь, память и другие познавательные (когнитивные) процессы

Большое внимание при этом уделяется скрытым механизмам работы мозга, которые влияют на человека, хотя сам он этого не осознаёт. Ещё когнитивных психологов интересует сложное поведение

Например, любовь, дружба или альтруизм. Направление возникло В. А. Гершкович, М. В. Фаликман. Когнитивная психология в поисках себя / Российский журнал когнитивной науки в середине 50‑х годов прошлого века в США. Это произошло не случайно. Интерес к познавательным процессам был во многом вызван появлением компьютеров, а также первыми экспериментами по ИИ‑моделированию и алгоритмической обработке.

Поэтому большинство когнитивистов сравнивают Б. М. Величковский. Когнитивная психология / Большая российская энциклопедия мозг человека с компьютером. Психические процессы они рассматривают с точки зрения работы с информацией:

  • входной сигнал — сведения из окружающей среды;
  • его анализ и запись;
  • выходной сигнал — реакция.

Основные положения когнитивной теории личности по Дж. Келли

Именно Келли в своих исследованиях дал описание основным механизмам функционирования личностных конструктов. Им же был сформулирован основной постулат данной теории и следствия, которые наступают согласно этому постулату

Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные возникающие следствия лишь уточняют этот основной постулат.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Личность в когнитивной психологии 470 ₽ Реферат Личность в когнитивной психологии 240 ₽ Контрольная работа Личность в когнитивной психологии 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Человек может отличаться от другого не только количеством сформированных конструктов, но и их месторасположением. Существуют конструкты суперординатные, актуализирующиеся в сознании человека за короткий промежуток времени, и субординатные – более медленные.

Замечание 2

Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Ученый предполагал, что человеческая личность обладает ограниченной свободой воли и жизнедеятельности. Та система конструктов, которая сформировалась у той или иной личности содержит в себе определенные ограничения. Однако Келли не считал, что вся жизнь человека является полностью детерминированной. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.

Таким образом можно говорить о том, что внешний мир человека не является добрым или злым, он именно такой, каким человек конструирует его у себя в сознании.

В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках.

Когнитивная теория

Когнитивная теория личности и познания, разработанная американским психологом Джорджем Келли в 50-х годах, занимается психологическими причинами действий. Келли предположил, что о людях можно судить психологически по полюсам сходства-несходства, которые он назвал личными конструктами.

Главный постулат теории состоит в том, что уникальные психологические процессы человека определяются тем, как он предвидит события. Келли считал, что ожидание и предсказание являются основными факторами, влияющими на наш разум. Люди строят теории о других людях, чтобы иметь возможность лучше предсказывать их действия. Этому же может научить курс Викиум «Профайлинг».

Когнитивная теория развития личности

Для данной теории характерно выявление основной черты развития личности — познавательных процессов, происходящих в процессе функционирования человека.

В основе данной теории лежит философская позиция – конструктивный альтернативизм.

Данная позиция придерживается мнения о том, что любая вещь в мире, явление, процесс неоднозначны и относительно каждой из них возможно существование двух и более мнений. Реальность – это осознание человеком процессов, происходящих вокруг него, и у каждого человека эти осознания уникальные и неповторимые. Ничто в нашем мире не является постоянным, окончательным и бесспорным. Все факты и события и весь опыт накопленный человечеством существует только лишь в сознании человека и существует множество способов их истолкования.

Согласно этому каждый человек воспринимает мир сквозь призму сформированных в его сознании моделей – конструктов и у каждого она уникальна и неповторима. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего.

Типы личности в когнитивной психологии

В когнитивной психологии выделяется два типа целостной личности человека:

  1. когнитивно сложная личность, для которой характерно большое количество сформированных конструктов;
  2. когнитивно простая личность, с небольшим набором конструктов.

Главными отличиями когнитивно сложной личности от когнитивно простой являются:

  1. когнитивно сложная личность характеризуется лучшим психическим здоровьем;
  2. для когнитивно сложной личности характерно более эффективное поведение в период стресса и борьбы с ним;
  3. она имеет более высокий уровень самооценки;
  4. процесс адаптации к новым внешним условиям для когнитивно сложной личности проходит более успешно и безболезненно.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в соответствии с исследованиями когнитивной психологии в области личностного развития человека личность является определенной системой организованных личностных конструктов, которые служат для переработки, восприятия и интерпретации личного опыта человека, получаемого им в течение всей его жизни. Структура личности согласно теории данного подхода, состоит из индивидуальной своеобразной иерархии конструктов, сформированных у каждого человека в соответствии с его жизненным опытом.

Система конструктов в личности человека имеет изменчивый характер и находится в зависимости от особенностей жизнедеятельности человека, его опыта, поведенческих особенностей и социального окружения, что также подтверждает тот факто, что формирование человеческой личности процесс, длящийся на протяжении всей человеческой жизни.

Основным выводом когнитивной теории личности по Джону Келли является мысль о том, что основные процессы личности являются своеобразными каналами в психике человека, в русле которых человек приобретает способность к прогнозированию событий будущего. В соответствии с этим все поведение человека направлено на прогноз событий, которые произойдут с ним в будущем времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: