Признаки
Двусторонний характер. Главным в процессе обучения должно быть и учение, и преподавание какого-то материала, то есть участвуют минимум 2 индивида.
Совместная деятельность учителя и ученика. Учитель должен поставить свои уроки так, чтобы ученики и учитель взаимодействовали на равных и были задействованы абсолютно все обучающиеся. Это содействует более эффективному усвоению знаний.
Руководство учителя. Учитель должен помогать, наставлять и делать подсказки в процессе всего обучения.
Организация. Как и любой другой процесс, здесь все должно быть слаженно и организованно, идти по заранее выстроенной схеме, во избежание недопонимания.
Единство. Необходимо сохранять все части учебного процесса для достижения максимально эффективного конечного результата.
Возраст. Нужно правильно обучать учеников разных возрастных групп, вкладывать в них именно те знания, которые они могут понять в соответствии со своим возрастом.
Управление
Важно управлять развитием и воспитанием учеников, направлять их в нужное русло.
Понятие содержания обучения
Содержание образования не является статичным набором знаний. Оно может произвольно меняться в зависимости от:
- контингента учащихся;
- цели образования.
Содержание образования будет различным для младших школьников и старшеклассников, для тех, кто получает базовое и высшее/среднеспециальное образование. Как видите, содержание образования определяет содержание обучения.
Функции содержания образования для учащегося и педагога различны. Для ученика оно выполняет в первую очередь информационно-коммуникативную функцию, позволяет получить основные знания об окружающем мире, принципах и законах науки. Процесс освоения содержания образования учеником предполагает:
- овладение способами общения и общей коммуникативной культурой;
- получение опыта использования различных форм взаимодействия между людьми.
Если говорить о педагоге, то тут главенствующее положение имеет предметно-инструментальная функция, так как содержание – это средство воздействия на учащихся, которое позволяет:
- стимулировать умственное развитие подопечных;
- сформировать целостное восприятие мира;
- выработать навыки практической работы;
- направлять познавательную деятельность.
Фактически, содержание становится инструментом, который позволяет соединить воедино знания и опыт, уже имеющиеся у детей, и новую информацию, получаемую учащимися в процессе обучения.
Как выбирать методы обучения
Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.
Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач
Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно
Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.
При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик
Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.
Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Что такое метод обучения
В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:
«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».
Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.
Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.
Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.
Что такое методы обучения
Термин «метод обучения» можно понимать по-разному, но в большинстве случаев под этим подразумевают то, каким образом учитель взаимодействует с учениками в процессе обучения. Существует и другое значение, более полно отражающее его суть. Метод обучения – это способ расширения знаний об окружающем мире, позволяющий узнать истину.
Что такое методы обучения
Методы обучения стали появляться еще в ту эпоху, когда знания передавались от старших членов сообщества молодому поколению. За все время они претерпели существенные изменения:
- Появление нового рода деятельности – педагог.
- Возникновение письменности, заменившей устную речь.
- Начало книгопечатания.
- Переход к использованию компьютерных систем в обучении.
Метод, методология, методика, приемы… С помощью этих понятий описывается процесс обучения, но между ними существуют различия.
Приемы | Это составляющие определенного метода, подразумевающие конкретные действия учителя и учеников в ходе обучения. |
Метод | Представляет собой совокупность приемов, используемых в обучении. Например, семинар является методом обучения, а контрольная работа для проверки знаний – приемом обучения. Один и тот же прием обучения может входить в состав различных методов. |
Методика | Разновидность метода обучения, включающая установленный план занятий и основанная на четких теоретических аспектах. У методики может быть автор. |
Методология | Обобщающее понятие для методов, методик и приемов обучения. |
Методы обучения принято разделять на приемы. Сам по себе прием не позволяет достичь цели, однако именно благодаря приемам метод приводит к желаемому результату. Предположим, метод работы с книгой состоит из следующих приемов:
- чтение вслух;
- составление плана;
- заполнение таблицы данными из текста;
- схематичное представление материала;
- конспектирование;
- поиск цитат.
Для вас подарок! В свободном доступе до
06.08
Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать
файл
В зависимости от ситуации один и тот же метод реализуется посредством различных приемов. Например, работа с книгой может предполагать либо чтение вслух и составление плана, либо схематичное представление материала и поиск цитат, либо конспектирование.
Один и тот же прием может использоваться в разных методах. Так, схематичное представление материала может быть приемом объяснительно-иллюстративного метода (в ходе занятия учитель рисует схему на доске) или же приемом исследовательского метода (ученики изображают в виде схемы самостоятельно пройденный ими материал).
Для реализации методов и приемов обучения на практике требуется обеспечение учащихся предметами, такими как учебники или специальные приспособления.
Стандартные методы обучения принято разделять на словесные, наглядные и практические, а также комбинированные методы. Рассмотрим их подробнее.
Формы обучения
Методы обучения взаимно обусловлены и органически связаны с формами организации учебной деятельности обучающихся. Форма обучения – это специальная структура процесса обучения. Характер этой структуры предопределен содержанием процесса обучения, приемами, методами, видами и средствами деятельности учащихся.
Замечание 1
Форма обучения – это определенная конструкция части процесса обучения, которая реализуются вследствие взаимосвязи между управляющей деятельностью преподавателя-учителя и управляемой учебной работой учащихся по обеспечению усвоения содержания определенного учебного материала, а также освоению способов деятельности.
В основу классификации форм обучения легли определенные критерии: состав учащихся и их количество, продолжительность учебной деятельности, место учебы.
Формы организации обучения:
- индивидуальные;
- коллективные;
- индивидуально-групповые;
- классные;
- внеклассные.
Основной структурной единицей классно-урочной системы обучения является урок. К общим формам организации обучения относятся: лекция, лабораторные и практические занятия, семинарские занятия, конференция, диспут, экзамен, зачет, консультации и факультативные занятия. К формам внеклассной внеаудиторной работы относятся различные предметные кружки, научные общества, студии, конкурсы, олимпиады и т.д.
Классификация методов обучения
В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.
Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:
- По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков. Эту концепцию предложили Михаил Данилов и Борис Есипов.
- По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры). Над этой классификацией работали Евгений Голант, Михаил Верзилин и другие педагоги.
- По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептивный метод (когда учитель передаёт информацию ученикам), репродуктивный (ученик выполняет действия по примеру учителя), метод проблемного изложения (учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (учитель разбивает проблему на отдельные задачи, а ученики их решают) и исследовательский (ученики ищут решения новых для них проблем). Авторы этого подхода, который отражает развитие самостоятельности учащегося, — Исаак Лернер и Михаил Скаткин.
- По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач). Такую классификацию разработал Анатолий Алексюк.
Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).
Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.
Методы и средства обучения: как они соотносятся
С точки зрения дидактики, обучение происходит с помощью методов — организованной деятельности учителя и ученика для достижения цели обучения. Для этой деятельности нужны инструменты, и таковыми выступают средства обучения, или, как их ещё называют, дидактические средства.
Сам термин в учебнике «Педагогика» под редакцией Павла Пидкасистого формулируется так:
«Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний».
Несколько иную формулировку предлагает Андрей Хуторской в пособии «Современная дидактика»:
«Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые применяются в образовательном процессе в качестве инструментов деятельности педагога и учащихся».
Какова связь между методами и средствами обучения? В учебнике «Педагогика» под редакцией Пидкасистого она прекрасно объясняется через метафору похода: учитель помогает ученику достичь цели обучения — скажем, вершины холма. Методом обучения будет сам путь к этой цели, а дидактическими средствами — компас, карта, снаряжение и указатели на пути, инструкция по технике безопасности, навыки путешественника и знания о погоде, почве, флоре и фауне данной местности.
Одно и то же средство обучения может применяться в разных методах, а один и тот же метод — реализовываться с помощью разных средств. Например, по источнику передачи информации методы делят на словесные, наглядные и практические. Чтение учебника — один из словесных методов обучения, и в нём может применяться как печатное пособие, так и его электронная версия, то есть разные средства. В то же время учебник будет полезен также и в наглядных методах (например, для работы с иллюстрациями, схемами и так далее), и в практических (скажем, для решения задач).
Отдельные средства обучения складываются в систему средств обучения — как пишет Хуторской, это «совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач».
Для каждого учебного предмета существует рекомендуемая система дидактических средств. Она отражает специфику содержания, методов, форм организации занятий и так далее. Например, для гуманитарных направлений в первую очередь характерны такие средства, как речь и письмо, печатные и электронные книги. А для естественно-научных — натуральные объекты, приборы для измерений и оборудование для экспериментов.
Использование средств обучения: какие функции они выполняют
Средства обучения выполняют определённые дидактические функции. Эти функции становятся основой для оценки качества этих средств и эффективности их применения.
Ссылаясь на работы Татьяны Назаровой и Евгении Полат, авторы учебника «Дидактика» Лилия Загрекова и Вера Николина приводят семь взаимосвязанных функций средств обучения, влияющих на учебно-воспитательный процесс.
- Компенсаторная функция. Средства обучения должны облегчать учебный процесс, обеспечивать достижение образовательной цели с наименьшими затратами времени и сил учителя и учащихся.
- Адаптивная функция. Она обеспечивает преемственность в подаче учебного материала, помогает ориентироваться на возрастные и иные особенности учащихся. В общем, делать так, чтобы учебный процесс протекал последовательно, а содержание обучения было доступно для учеников.
- Информативная функция — одна из важнейших, так как средства обучения представляют собой источники знаний и умений, то есть информации в широком смысле.
- Интегративная функция позволяет рассматривать объект изучения по частям и в целом.
- Инструментальная функция. Она обеспечивает рациональное и эффективное выполнение разнообразной деятельности учителя и ученика, помогает формировать практические умения и навыки.
- Интерактивная функция предполагает, что учащийся может активно взаимодействовать со средством обучения, получать и давать обратную связь. Эту функцию выполняют в основном мультимедийные дидактические средства.
- Мотивационная функция. Она связана с развитием интереса к познанию, эмоциональными переживаниями, которые учащиеся могут испытать, например, при просмотре кинофильма или в картинной галерее.
Также средства обучения играют важную роль в формировании образовательной среды — совокупности условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека.
Принято выделять три главных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и технологический (или психодидактический).
Средства обучения напрямую связаны с двумя из этих компонентов. Например, помещения для учёбы, мебель и различное оборудование входят в пространственно-предметный компонент — и влияние этих средств на процесс обучения и поведение учащихся изучали Мария Монтессори, её последователи и многие другие педагоги.
Как выбрать, какие средства обучения применять
Загрекова и Николина отмечают, что ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на учащихся, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.
Существует алгоритм, который позволяет выбрать наиболее предпочтительные средства обучения для конкретной аудитории и достижения определённой образовательной цели:
- Проанализировать цели занятия, его содержание и логику подачи материала.
- Определить, какие главные элементы (например, факты, гипотезы, законы) учащиеся должны усвоить. Выявить среди них те, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображений.
- Установить, на каком этапе занятия и для какой цели необходимо использовать средства обучения.
- Отобрать оптимальные дидактические средства и их сочетания, установить их соответствие целям урока.
- Выбрать методы и приёмы, которые реализуют познавательную деятельность учащихся, сформулировать задания.
- Проанализировать результаты обучения, достигнутые выбранными средствами и их сочетаниями (возможно, стоит внести коррективы в выбор средств).
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Методы обучения
- Словесные. Они подразделяются на несколько форм:
- Рассказ. Самый распространенный метод словесного обучения. Учитель с помощью рассказа объясняет ученикам какую-то науку. Этот метод довольно прост для восприятия учащимися.
- Лекция. Один из самых сложных методов для восприятия. Не каждый способен уловить всю суть передаваемых мыслей. Заключается в том, что педагог проводит длинную речь с целью научить чему-то учеников.
- Беседа. Пожалуй, самый хороший метод для обучения. Учитель с помощью познавательной беседы с учениками дает новый материал для изучения. Как правило, ученики гораздо лучше запоминают все то, что было сказано в ходе беседы.
- Работа с учебниками. Происходит работа учителя и учеников по учебнику. Чтение и разбор материала. Тоже достаточно эффективен, так как имеется наглядный пример по излагаемому материалу. Плюс некоторыми людьми гораздо проще воспринимается визуальная информация, чем просто на слух.
- Наглядные методы. С помощью наглядного пособия учитель показывает что-то ученикам, объясняет, помогает понять. Эффективный способ запоминания различного материала.
- Практический метод. Учитель и ученики делают что-то на практике с помощью полученных знаний по теории. Практика всегда лучше помогает закрепить теоретический материал.
- Игровые. Также в процессе обучения могут проводиться различные познавательные игры, которые помогают стимулировать процесс получения и обработки знаний. Способствуют более высокому их запоминанию. Особенно эффективен такой способ в дошкольных учреждениях и в классах начальной школы, где приходится работать с маленькими детьми.
Теории содержания обучения
На базовом уровне можно сказать, что содержание обучения в педагогике – это то, чему учат в школе и других учебных заведениях. Если копнуть глубже, то содержание обучения определяет, какие знания необходимы учащимся, по каким учебникам стоит работать педагогу, по каким критериям отбирать значимый материал.
В зависимости от подходов к решению всех этих вопросов можно выделить два основных подхода:
- формальное образование;
- материальное образование.
Среди сторонников формального образования можно отметить таких выдающихся ученых как Джон Локк, Иммануил Кант, И.Г Песталоцци. Последователи этого подхода уверены, что самое главное в образовании – это развитие у детей их познавательных способностей, умения находить нужный материал, анализировать полученные сведения, находить решение поставленных задач.
Материальное образование предполагает, что дети будут получать только тому, что имеет практическое приложение. Это определяет выбор учебных предметов и направленность обучения.
Каждый из подходов имеет свои плюсы, но по отдельности они достаточно ограничены. В связи с эти американский философ и педагог Д. Дьюи предложил третий, так называемый прагматический подход. В основе прагматической педагогики лежит идея развития получения учащимися практического опыта на основе полученных ими полезных познаний.
Советские педагоги в определении содержания образования долгое время исходили из задач развития коммунистического общества и основывали все свои решения на учении Маркса и Ленина. Широкое распространение в то время получила классификация наук Энгельса, которая разделяла все направления научных знаний на 4 группы:
- наука о живой природе;
- наука о неживой природе;
- наука об обществе;
- наука о мышлении.
Принято было подчеркивать, что советская система образования значительно превосходит по качеству буржуазную.
Все это дало толчок к активному развитию образования, что проявлялось:
- введением всеобщего среднего образования, которое стало обязательным для всех;
- проведением ряда реформ образования;
- изменением мышления преподавателей, стимулированием распространения среди них прогрессивных идей посредством организации съездов;
- появлением ряда авторских школ.
Ведущие педагоги того времени исходили из того, что основная функция образования – это передача накопленного предыдущими поколениями опыта. Опыт в свою очередь они рассматривали как деятельность, воплощенную в знаниях, навыках, творчестве.
По мнению Лернера и Брабантского содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, которую учащийся получает в отобрано и структурированном виде. Отбор и структурирование проводятся таким образом, чтобы усвоение знаний направляло развитие личности в соответствии с целями воспитания.
Если рассматривать отдельные элементы культуры с точки зрения педагогики, то получится, что культура – это совокупность процессов деятельности человека в материальной и духовной сферах, которая может быть передана человеку в процессе воспитания с тем, чтобы гармонизировать его развитие.
По мнению Лернера содержание образования должно включать:
- систему знаний об окружающем мире;
- систему навыков и умений;
- опыт творческой деятельности, который призван обеспечить дальнейшее развитие культуры;
- опыт эмоционального и волевого отношения к миру и людям как обязательное условие формирования системы ценностей.
В работах педагога Леднева можно найти классификацию видов деятельности, которая создана на основе философских идей Кагана М.С.
Виды деятельности по Ледневу включают:
- предметную деятельность (общее среднее и среднеспециальное образование);
- теоретическая и практическая деятельность (наработка и использование знаний и навыков);
- творческая деятельность;
- физическая культура.
Виды деятельности пересекаются с опытом личности, который включает все перечисленные выше компоненты. В соответствии с этими компонентами определяется содержание образования.
Средства обучения
Замечание 2
Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей. Традиционными средствами обучения являются: учебные пособия, учебники, речь, таблицы, рисунки, оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов, компьютерные и информационно-коммуникативные средства, средства организации и управления процессом обучения.
Педагогические средства обучения являются инструментами для достижения педагогических целей.
В настоящее время существуют разные подходы к классификации средств обучения:
- По трем основным признакам: по отношению средств обучения к использующему их субъекту и объема охвата, выполняемых ими функций; по видам опосредуемых деятельностей; по природе объектов, которые непосредственно используются в качестве средств (Т.В. Габай).
- Отождествление средств обучения и средств учебной деятельности. Средства учебной деятельности необходимо рассматривать как: интеллектуальные действия, лежащие в основе исследовательской и познавательной функции учебной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.); языковые, знаковые, вербальные средства, позволяющие усваивать знание, рефлексировать и производить личный опыт; фоновые знания, позволяющие структурировать индивидуальный опыт (И.А. Зимняя).
- С учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности: вещественные средства познания (машины, приборы); функциональные внешние средства, характерные для субъекта; вещественные средства воздействия, используемые в социальных, технических и природных системах; внутренние функциональные средства труда (словесно-логические и несловесные) (Е.А. Климов).
- Определяя средства обучения как идеальные и материальные объекты, можно выделить следующие основания: по отношению к учебной информации; по субъектам учебной деятельности; по составу объектов их функций в процессе обучения (А.Ф. Меняев).
Традиционно в процессе обучения используют такие средства обучения, как идеальные: языковые системы знаков; произведения искусства, достижения культуры (литература, музыка, живопись); средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото и др.), учебные компьютерные программы; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи; технические средства обучения и т.д.
Средства и способы учебной деятельности
Средства учебной деятельности – это то, с помощью которых она осуществляется. Их можно рассматривать в 3х планах.
Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.
Во-вторых, это знаковые, языковые средства. В форме их усваивается знание и воспроизводится индивидуальный опыт.
Например, тот язык, на котором мы говорим.
В-третьих, это фоновые знания (=все знания, которыми располагает человек на момент усвоения нового).
Вопрос к студентам:Как вы думаете, какова роль фоновых знаний в учебной деятельности?
Ответ:Когда в них включаются новые знания, то структурируется наш индивидуальный опыт, тезаурус (общий словарь терминов) обучающегося. Фоновые знания могут помочь нам приобретать новые.
Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами.
Вопрос: Почему?
Ответ: Не сформированы все интеллектуальные действия, языковые и вербальные средства, мало фоновых знаний.
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.
В. В. Давыдов и В. В. Рубцов выделяли следующие виды учебных действий:
· репродуктивные действия – исполняющие, воспроизводящие.
Например, выучить стихотворение наизусть.
· проблемно-творческие действия – подразумевают решение задачи новым путем на основе имеющихся знаний.
Например, решение геометрических задач, написание сочинения на какую-либо тему.
· исследовательско-познавательные действия — самостоятельный поиск и изучение каких-либо задач.
Например, написание курсовой.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной полностью раскрывает способ учебной деятельности. Эта теория включает несколько этапов:
• этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,
Продукт учебной деятельности
Источник