Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
Анализ предметных и умственных действий, а также операций, входящих в эти действия, стал предметом исследования П.Я. Гальперина (1902-1988) отечественного психолога, члена Харьковской деятельностной школы. Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности была разработана в 50-е годы, однако ее истоки восходят к более ранним взглядам Л. С. Выготского о развитии высших психических функций. Выступая против субъективно-идеалистических взглядов на природу психики, Выготский был убежден в связи психики и поведения. В соответствии с принципом интериоризации (интериоризация — это переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются, и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности) умственное — внутреннее — действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, свернутого, внутреннего действия. По Гальперину, любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление наступает после соответствующей внешней деятельности.
Условия эффективной реализации технологии поэтапного формирования умственных действий
Замечание 1
Данная технология характеризуется высокой устойчивостью сохранения освоенных знаний и понятий, вариантов реализации действий, возможностью их применения в новых обстоятельствах и для решения новых задач.
Чтобы технология приносила должный положительный эффект необходимо соблюдать ряд условий ее выполнения:
- Развивать адекватную и целесообразную мотивацию действий учащихся.
- Формировать навыки осуществления верного действия, инструктировать способы его реализации и варианты выполнения.
- Складывать представления о желаемых качествах того или иного действия.
- Организовывать выполнение действий в необходимой форме, ориентируемой на должный познавательный эффект т.е. развивать умственное действие.
Чтобы сформировать представление о правильном выполнении того или иного действия разрабатывается специальная схема приблизительной основы действия. Такая схема являет собой алгоритм выполнения действия, включающий структуру материала, последовательность его выполнения.
Данная технология выполнения действия исключает реализацию индивидуального подхода в обучении, не учитывает активность и инициативность учащегося.
Система развивающего обучения по Л.В. Занкову
По мнению Л.В. Занкова программа и существующая методика обучения в начальной школе, рассчитанная на память, дает низкий уровень знаний и умений, не обеспечивает максимального общего развития учащихся. Причина этого заключается в облегченном примитивном характере учебного материала, имеющего низкий теоретический уровень, причем индивидуальность и любознательность детей не учитываются, а темп обучения очень медленный.
Исходя из этого, под руководством Л.В. Занкова, началась работа по созданию эффективной системы обучения детей начальной школы. Положение Л.С. Выготского – обучение должно вести за собой развитие – Занков пожил в основу своей системы.
В границах экспериментальных работ Занкова общее развитие учеников начальной школы рассматривалось как развитие способностей – развитие наблюдательности, развитие отвлеченного мышления, развитие практических действий.
Система обучения, следствием которой является развитие, опирается на дидактические принципы, разработанные учеными. От традиционных дидактических принципов они отличаются тем, что направлены на достижение общего развития школьника.
Принципы системы обучения Занкова:
- ведущая роль теоретических знаний;
- высокий уровень трудности;
- быстрый темп обучения;
- осознание процесса обучения детьми;
- целенаправленная и систематическая работа над общим развитием учащихся, особенно слабых.
Среди всех принципов особо выделяется принцип обучения на высоком уровне трудности. Исходя из этого принципа, и методика и содержание обучения должны вызывать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом.
Трудность Занков определил как препятствие, а её высокий уровень связан с принципом быстрого темпа обучения.
Суть обучения быстрым темпом заключается в постоянном обогащении ума ребенка разносторонним содержанием и включением в систему знаний новых и старых сведений.
Принцип осознания учения и принцип сознательности не совпадают, поэтому требуется научить школьника осознавать не только сведения, знания, умения, но и сам процесс овладения знаниями.
Система Занкова требует от учителя скрупулезной работы над общим развитием всех учащихся, включая слабых детей.
Важно всем учащимся обеспечить продвижение в общем развитии, а для этого большое внимание должно быть уделено формированию мотивов учения, вызывающих познавательный интерес интеллектуального роста
Теория поэтапного формирования умственных действий гальперин талызина. Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы, автор концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта.
Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности была разработана в 50 годы, однако ее истоки восходят к более ранним взглядам Л. С. Выготского о развитии высших психических функций. Выступая против субъективно-идеалистических взглядов на природу психики, Выготский был убежден в связи психики и поведения. Соответственно принципу интериоризации, умственное — внутреннее — действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, свернутого, внутреннего действия.
По Гальперину, любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление наступает после соответствующей внешней деятельности.
Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. Эффективное обучение должно учитывать эти этапы. По Гальперину, обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет, получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина хорошо известна в отечественной психологии и получила широкое международное признание.
Процесс формирования умственных действий по П.Я. Гальперину совершается поэтапно:
1.Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходи ориентация в задании первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
2.Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.
3.Этап внешней речи. Здесь действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря его полной вербализации в устной или письменной речи. Таким образом, действие усваивается в форме, оторванной от конкретики, т.е. обобщенной
Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их
4.Этап формирования действий во внешней речи про себя. Этап внутренней деятельности. Так же как и на предыдущем этапе, действие проявляется в обобщенном виде, однако его вербальное освоение происходит без участия внешней речи. После получения мыслительной формы действие начинает быстро редуцироваться, приобретая форму идентичную образцу, и подвергаясь автоматизации
5.Формирование действий во внутренней речи. Этап интериоризации действия. Действие становится здесь внутренним процессом, максимально автоматизированным, становится актом мысли, ход которого закрыт, а известен только конечный «продукт» этого процесса.
Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход «извне внутрь».
Вся деятельность не является самоцелью, а вызвана неким мотивом этой деятельности, в состав которой он входит. Когда цель задания совпадает с мотивом, действие становится деятельностью.
Т.е. деятельность — это процесс решения задач, вызванный желанием достичь цели, что может быть обеспечено с помощью этого процесса .
Роль мотивации Гальперин оценивает так высоко, что наряду с 5 основными этапами в процессе овладения новыми действиями в последних своих работах он рекомендует учитывать еще один этап — Формирование соответствующей мотивации у учащихся.
Психологический закон усвоения знаний состоит в том, что они формируются в уме не до, а в процессе применения их к практике.
Человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, применил к решению каких-то реальных задач. Знания, не нашедшие практического применения, обычно постепенно забываются.
Усвоение знаний является не целью обучения, а средством. Знания усваиваются для того, чтобы с их помощью научится что-то делать, а не для того, чтобы они хранились в памяти.
Всякое хорошо освоенное действие (двигательное, перцептивное, речевое) — это действие полностью представленное в уме. Человек, умеющий правильно действовать, способен мысленно выполнить это действие от начала и до конца.
Этапы формирования умственных действий
Умственные действия, согласно технологии усваиваются путем прохождения следующих основных этапов:
-
Предполагаемая основа осуществления действий – является внутренним планом организации деятельности, основанный на умственной модели его выполнения, включающий представления о том, каким образом выполнять действия, а также способы проведения мониторинга результатов, качества, эффективности. Согласно концепции Гальперина и Талызиной, предполагаемая основа выполнения действий может быть дифференцирована по трем основаниям: доскональность, обстоятельность ориентировки, уровень обобщенности и мера развития самостоятельности. Каждому основанию соответствует три разновидности обучения:
- Частное обучение с неполной ориентировкой. Предполагается постановка задачи, которую учащиеся должны выполнить, самостоятельно отыскав пути и способы ее выполнения. При этом типе обучения самостоятельность развивается в полной мере, но усвоение учебной программы идет медленными темпами с наличием множества недочетов и ошибок;
- Частное обучение с полной ориентировкой. Предполагается проведение полного инструктажа по заданию, способах и вариантах осуществления действия. Это исключает развитие самостоятельности, но ускоряет темп усвоения материала и практически исключает ошибки;
- Обобщенное обучение с полной ориентировкой. Предполагается освоение общих принципов деятельности, приемов реализации действий в конкретном направлении. Это в достаточной степени развивает самостоятельность и открывает возможности переноса, усвоенных навыков на иные разновидности деятельности и выполнение задач. Такой прием усвоения материала является отождествлением дедуктивного способа познания – от общего к частному.
-
Выбор материальной базы осуществления действия. На этом этапе осуществляется отбор предметов, материалов, литературы, схем, которые будут отвечать предметной области изучения.
- Осуществление проговаривание учебной информации вслух. Проведение отдельных действий предполагает проговаривание – однократное или многократное, индивидуальное или коллективное.
- Внутреннее повторение материала. Производится внутреннее проговаривание учебного материала, нацеленное на его усвоение и сохранение.
- Осуществление полного перехода. Предполагается полное усвоение осуществления того или иного действия и доведения его до автоматизма. Проведение контроля за его выполнением сворачивается и автоматизируется. Необходимо достичь свободного выполнения действия.
Этапы формирования умственных действий в соответствии с теорией
В соответствии с теорией поэтапного формирования выделяют следующие этапы:
Первый этап, мотивационный – направлен на формирование у учащихся необходимой познавательной мотивации, которая позволяет успешно овладевать определенными действиями. В том случае, если у учащегося отсутствует данная мотивация, то задача педагога сформировать у него внешнюю или внутреннюю мотивацию, которая обеспечит включение ребенка в общую деятельность.
Второй этап направлен на предварительное ознакомление с конкретным действием, то есть осуществляется построение в сознании каждого ученика ориентировочной основы
На данном этапе педагогу важно достичь точности и полноты усвоения ориентировок каждым учеником.
Третий этап предусматривает выполнение учащимися конкретного материального (материализованного) действия, которое соответствует определенному учебному заданию в развернутой внешней форме. Педагог дает учащимся задание, которое представлено схемами, макетами, таблицами или чертежами
Задача учащихся выполнить задание в соответствии с письменной инструкцией и правилами его выполнения. Педагог осуществляет контроль выполнения каждой отдельной операции. Очень важно во время заметить ошибку и указать на нее учащемуся. Так как совершение ошибки на каком-либо этапе повлечет за собой нарушение выполнения всего действия в целом.
Четвертый этап – предполагает словесное объяснение учащимися выполненных действий. Так же данный этап может осуществляться совместно с третьим этапом, когда ученик выполняет действие, он может вслух проговаривать свои действия и что он планирует делать далее. Такое совмещение этапов становится возможным при индивидуальном обучении.
Пятый этап – это этап беззвучной речи, предполагающий проговаривание учащимися выполняемых действий мысленно «про себя». Проговаривая мысленно текст, учащимся не обязательно это делать так, чтобы текст был озвучен полностью, важно только проговорить наиболее важные и сложные элементы совершаемого действия. Такое проговаривание способствует дальнейшему мысленному обобщению и свертыванию действия.
Шестой этап – является заключительным, на котором ученики уже способны выполнять отдельные элементы действия на «автомате», без проговаривания и сверкой с инструкцией. Такое выполнение свидетельствует о том, что выполнение действия сократилось и перешло во внутренний план, а необходимость во внешней опоре при его выполнении полностью отпала.
Важным является соблюдение ряда условий, обеспечивающих эффективность обучения на основании теории:
- Конкретное и понятное описание конечного результата действия и его основных характеристик.
- Подбор упражнений и задач, которые максимально обеспечивают формирование требуемого действия.
- Точное определение последовательности выполнения всех ориентировочных и исполнительных операций, которые входят в данное действие.
- Полнота и правильность ориентировочной основы.
Подход Гальперина к формированию умственных действий
В своей концепции Гальперин четко разделил ориентирующую часть действия и его исполнительную часть. Именно первая из них несет ответственность за ход (процесс) научения и качество его результата. Ученый выделял 3 типа ориентировочной деятельности, которым соответствовали 3 стадии обучения, имеющие разный развивающий коэффициент.
Первая и вторая стадия не влияла на умственное развитие. В третьей же ярко выступал эффект общего развития. Поэтапный тип обучения предполагает наличие для ребенка четких средств различений и оценки внутреннего построения и свойств объектов. Он способен порождать огромный интерес к их анализу, позволяя по-новому подходить к вопросу возрастных возможностей дошкольника.
Для формирования у детей представлений о том, что и в какой последовательности необходимо делать, нужно сначала создать определенный «алгоритм» выполнения задания. Он представляет собой схему ориентирующей основы действия. Его дают ребенку как устные указания (объяснения). Это происходит, например, во внешней («материализованной») форме: карточка, на которой все расписывается.
Ребенку необходимо не просто заучить представленные формулировки. Он должен обучиться правильному выполнению требуемых действий по данному алгоритму. Соответственно, «заучивание» приходит само, даже незаметно для дошкольника.