Основные задачи и цели психологии

Урок 1. общая психология

Введение в общую психологию

Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками.

Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки. 

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Краткая история развития психологии

Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой — очень молодая. С одной стороны ее возраст насчитывает 2400 лет. Первое систематическое изложение психических явлений было предложено древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе».

Аристотель считается основоположником психологии.

С другой стороны – научно-экспериментальные исследования психических явлений и закономерностей начались с середины XIX века, а подлинно научная психология стала складываться позже – на рубеже XIX-XX веков.

В истории развития психологии как науки можно выделить 4 периода.

I период: Психология – наука о душе. Этот период длился от IV века до нашей эры до XVI века нашей эры.

Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Ученые в этот период занимались изучением душевных или психических явлений, которые каждый человек может обнаружить в своем сознании путем самонаблюдения. Основным методом изучения психики была интроспекция, т.е. самонаблюдение.

12 стр., 5813 слов

Человек как единство биологического, психического и социального. …

…     Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека. Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое … личности подчеркивает ее связь с природным миром. Под психическим понимается внутренний мир человека: его сознание и бессознательные процессы, характер, темперамент, переживания, …

В этот период большой вклад в развитие науки внесли Сократ, Платон, Гераклит, Демокрит.

II период: Психология – наука о сознании. Он длился от XVI века до начала XIX века нашей эры.

Это время открытий в области физиологии и анатомии. Открытия в области физиологии и анатомии являлись новой отправной точкой в развитии психологии, они внесли новый импульс в развитие науки. Это новая эпоха в развитии психологических данных.

Декарт открыл рефлекс. Чешский ученый И. Прохазка – рефлекторную дугу. Немецкий ученый Э.Вебер исследовал работу органов чувств. Ч. Дарвин и русские ученые И.П. Павлов и И.Н. Сеченов исследовали работу нервной системы и головного мозга.

Эти открытия в области физиологии позволили прийти к мысли, что психика определяется работой нервной системы и коры головного мозга, т.е. в основе психики лежит деятельность нервной системы и головного мозга.

III период: Психология – наука о поведении. Начало XIX века до середины ХХ века.

Это этап экспериментальной и дифференциальной психологии. На этом этапе складывается подлинно научная психология – появляются первые лаборатории, специальное оборудование, приборы для изучения психики. Появляются новые методы исследования, например, лабораторный эксперимент. Одна из первых лабораторий появилась в Лейпциге в Германии, ее основатель немецкий ученый В.Вундт. Появляется новый метод исследования – естественный эксперимент, его автор русский ученый А.Ф. Лазурский. Появляются новые методы: тестирование, анкетирование. Разрабатываются новые методики.

Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел – «16- факторный опросник по изучению личности». Психоаналитик З.Фрейд занимается вопросами бессознательного. Огромный вклад внесли русские ученые Д.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Петровский.

IV период: Современный этап развития психологии. Ученые занимаются изучением фактов, закономерностей, механизмов психики. Создаются новые отрасли психологии: генетическая, парапсихология, психодиагностика. Представителями этого этапа являются: И.ВДубровина, П.Я.Ярошевский, Е.ЕКравцова, Н.И. Гуткина.

Предмет психологии. Предмет и объект общей психологии

Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем

Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее

Объект общей психологии — это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

  • психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
  • психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
  • психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
  • психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.

Контрольные задания

Тест

1. Предмет изучения психологии:

а) психические процессы;

б) психические расстройства;

в) психические состояния;

г) психика.

2. Выделить психические свойства:

а) ощущение, внимание;

б) память, темперамент;

в) способности, характер.

3. Время возникновения психологии как науки:

а) до нашей эры;

б) XVI век;

в) XIX век.

4. Определить отрасль психологии, которая изучает болезненные расстройства психики:

а) парапсихология;

б) патопсихология;

в) возрастная психология.

5. Открытие рефлекса принадлежит:

а) И.П. Павлов;

б) Декарт;

в) М.Прохазка.

6. Сложные, врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности:

а) инстинкт;

б) навык;

в) интеллектуальное поведение.

7. Определить соответствие между понятиями психический процесс, психическое состояние, психическое свойство:

а) способности;

б) воображение;

в) стресс;

г) метод.

8. Установите правильную последовательность.

Иерархия – уровни основных форм отражения

  1. Физическое …
  2. Психическое …
  3. Физиологическое …

9. Установите соответствия

Формы проявления психики

Проявление форм психики

1. процессы

2. состояния

3. свойства личности

  1. ощущение
  2. устойчивый интерес
  3. творческий подъем
  4. память
  5. восприятие
  6. убежденность
  7. сомнение
  8. направленность
  1. мышление
  2. темперамент
  3. воображение
  4. характер
  5. речь
  6. апатия
  7. способность
  8. угнетенность

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение.
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
  • По виду образов – абстрактное и конкретное.
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • типизация;
  • акцентирование;
  • схематизация;
  • агглютинация;
  • гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам — долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».

Цели и задачи общей психологии

Глобальная цель общей психологии состоит в том, чтобы найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом как наукой, выработать теоретические и методологические принципы психологии, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования, формирования и развития психики человека как личности и как представителя вида homo sapiens.

Две основные цели общей психологии.

1.Изучение законов психической жизни. Исследование представлений человека о себе и окружающем его мире с научной точки зрения. Обнаружение, изучение и понимание сил, оказывающих влияние на поведенческие процессы, на умственные и другие психические процессы.

2.Совершенствование работы и взаимодействия людей в различных, соответствующих их личностной направленности видах деятельности. Применение знаний о поведении, а так же об умственных, эмоциональных и других психических процессах людей на практике, – в совместной трудовой деятельности и в межличностном общении.

Главной содержательной частью процесса достижения цели является задача.

Две основные задачи общей психологии.

I. Описательная, объяснительная задача: изучить то, почему произошло явление, что послужило толчком к нему. Эта задача заключается в том, чтобы определить причинно-следственные связи психического явления, изучить логику его протекания. Смысл этой задачи в том, чтобы выявить и обозначить причину (причины) какого-либо психологического явления (феномена).

II. Прогнозирующая задача. Данная задача состоит в том, чтобы заранее предопределить психическое явление, чтобы на основе анализа причины явления определить его следствие, чтобы прогностически влиять на события, видеть следствие за причиной психологического явления, объяснить психологические феномены в динамике (с помощью возрастной психологии).

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 2 раздела № I

1.Какова структура «общей психологии» как базовой отрасли психологической науки?

2.Подробно раскройте предмет «общей психологии».

3.Что такое «психика»?

4.Что представляет собою «высокоорганизованная материя»?

5.Что такое «психическое отражение»?

6.Каковы психосоциальные параметры отражения по Б.Н. Рыжову?

7.Что такое «психические процессы»?

8.Что такое «психические состояния»?

9.Что такое «психологические свойства»?

10.Что такое «психические образования»?

11.Что такое «психическая деятельность»?

12.Детально опишите компоненты психики человека.

13.Каковы цели «общей психологии»?

14.Приведите задачи «общей психологии».

15.Психические процессы с позиций системной психологии, согласно Б. Н. Рыжову, и психика как система по Рыжову Б. Н.

Рекомендуемая по теме № 2 раздела № I литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

2.Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.

  1. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.
  2. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.

5.Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

6.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998.

7.Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Мотивация

Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации:

  • Внешняя – обусловлена внешними условиями;
  • Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
  • Положительная – основана на положительных стимулах;
  • Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
  • Устойчивая – определяется нуждами человека;
  • Неустойчивая – требует дополнительного стимула.

Мотивация бывает следующих типов:

  • От чего-либо (основной тип);
  • К чему-либо (основной тип);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Познавательная.

Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация с другими людьми;
  • Власть;
  • Саморазвитие;
  • Достижение чего-либо;
  • Общественная значимость;
  • Стремление быть в обществе определённых людей;
  • Негативные факторы.

Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».

Определение психологии, предмет, задачи, принципы

Термин «психология» вытекает из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logos (наука), то есть наука о душе.

Психология формировалась на протяжении столетий и бурно развивается в современных условиях научно-технического прогресса в неразрывной взаимосвязи с другими отраслями научного знания (социальной, исторической, экономической, юридической, политической и т.д.) и общественной жизни.

Предмет психологии: закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы.

Задачи психологии:

  • понять сущность и закономерность психических явлений;
  • научиться управлять психическими явлениями;
  • развивать теоретические исследования;
  • решать практические проблемы;
  • использовать обретенные знания для повышения эффективности человеческой деятельности.

Какие-либо исследования, осуществляемые психологией, основаны на таких руководящих положениях – принципах:

Принцип детерминизма

Основополагающий методологический принцип материалистической психологии, который фиксирует причинную обусловленность психики и включает ее в связи и отношения объективных явлений, существующих вне субъекта. При этом каждая следующая форма детерминированного объяснения включает психику к более полной, по сравнению с предыдущей, системе связей материального мира, которая открывает ее новые грани.

Идеалистическая психология борется за право на индетерминизм: отрицает внешнюю обусловленность психики и рассматривает ее как самодетерменированое явление.

«Внешние причины действуют через внутренние условия».

Принцип отражения

Конкретизирует принцип детерминизма, показывая, что психические явления несут в себе внешнее содержание. Согласно этому принципу, психику можно толковать как субъективный образ объективного мира. Принцип отображения должен быть дополнен принципом субъекта, который акцентируется на собственной активности психического, его способности быть фактором жизни.

Принцип единства психики и деятельности

Психика возникает, развивается и существует в деятельности как образе жизни субъекта. Психика является продуктом, компонентом и условием деятельности как активности, путем которой человек реализует свои отношения с миром. Этот принцип направлен против редукции психики только к субъективному и призывает изучать ее косвенно – путем анализа деятельности. По данному принципу психика должна рассматриваться в связи с процессами приспособления, осваивания, самореализации и творчества.

Принцип развития

Обязывает подходить к психике как к продукту осложнения взаимоотношений человека с миром. Это происходит в филогенетическом, историческом и онтогенетическом аспектах.

Методы психологии

Главными требованиями к формированию подходов к созданию методов психологической науки являются: объективность, генетический подход, системность, личностный подход, индивидуализация, единство теории и практики.

Психологические методы – это путь организации психологом собственной деятельности, с помощью которых он достигает поставленной задачи. Делятся на объективные и субъективные методы.

Существуют четыре группы психологических методов:

Организационные. Определяют стратегию исследователя. Среди них выделяют: сравнительный метод (сопоставление разнообразных групп по возрасту, деятельности и т.п.), лонгитюдный метод (многократное исследования одних и тех же лиц в течение долгого периода времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными способами).

Эмпирические. Определяют тактику при проведении исследования: основные (наблюдение, эксперимент), дополнительные (тесты, интервью, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности).

Метод обработки данных: количественный и качественный анализы.

Интерпретационные. Выделяют генетический метод и структурный.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Внимание

Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту

За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.

Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.

Функции внимания:

Обнаружение
Избирательное внимание
Распределённое внимание

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно разделяется на:

  • Внешнее – направлено на окружающий мир;
  • Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
  • Моторное

Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.

Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.

Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти

Основополагающие идеи психологии

Основные задачи и цели психологии

Принципов, на которых держится современная психология и работа специалистов, всего три:

1. Детерминизм:

  • на психику влияют окружающая действительность, мозговая деятельность и образ жизни;

  • изучая психические проявления, следует обязательно установить причину, которая их вызвала.

2. Единство сознания и действий:

  • человек совершает действия целенаправленно и осознанно;

  • сознание – это результат его поведения и деятельности;

  • если изменить деятельность, то и сознание выйдет на новый/другой уровень (и наоборот).

3. Развитие:

  • психика человека постоянно меняется и развивается;

  • необходимо знать закономерности развития и его стадии;

  • анализировать психическое явление можно, определив его особенности в прошлом, в настоящем и в будущем (то есть, в истории возникновения, в текущем моменте, в грядущей перспективе).

Изучая эти закономерности, психологи выясняют, как именно нужно регулировать поведение человека, развивать его психику и формировать положительные свойства личности.

Этапы развития психологии

Учение о душе – V в. до н. е. – начало XVII в. н. е.

Образовалось как внешняя особая область человеческой деятельности по отношению к религии и отделилось от нее. Было основано не на власти над существом, а на законе. Изначально учение о душе сложено в рамках медицины и древнегреческой философии.

Значительный вклад в данное учение сделали:

Платон Афинский (провел грань между материальным смертным телом и нематериальной бессмертной душой).

Аристотель Стагирский (по его мнению, душа – это неотделимая форма живого органического тела; существует три типа души (разумная, животная и растительная), которые представляю три совершенно разных уровня жизни).

Гиппократ (сформулировал положение, что органом мышления и ощущения является мозг; разработал учение о темпераментах).

Френсис Бекон (отделил тело от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе).

Учение о познании, опыте и сознании – середина XVII в. – середина XIX в.

Рене Декарт ввел понятие «сознание», которое рассматривается как критерий, отличающий душу и тело между собой. По его мнению, только человек может владеть душей, а животные не имеют ее и действуют как механические устройства.

Джон Локк назвал сознанием способность думать, чувствовать и желать. Стал идеологом метода интроспективных исследований. По его мнению, существует 2 вида опыта: внешний (непосредственно основан на ощущениях, его результат – простые идеи, которые не делятся на меньшие единицы) и внешний (манипуляция ума с простыми идеями, результат – с простых идей образуются сложные).

Учение о поведении – вторая половина XIX в.

Формируются новые школы и течения психологии, основатели которых признавали предметом психологии не сознание, а поведение.

Джон Уотсон провозгласил формулу «стимул-реакция». Он выдвинул план перестройки общества на основе бихевиористической схемы, согласно которой, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека с какими-либо константами поведения.

Учение о самосознании – конец XIX в.

На данном этапе предметом психологии является система представлений индивида о себе, образ собственного «Я» с присущими ему когнитивными, эмоциональными и оценочно-волевыми компонентами.

Л. С. Выготскому удалось раскрыть содержание и операции, которые присущи каждой стадии развития самосознания и подобны стадиям развития высших психических функций в целом. По его мнению, сперва внутренние качества и состояния определенного субъекта (в том числе ребенка) выступают объектом познания и осознания для других людей.

Учение о личности – с начала XX в.

С начала XX века психика человека связывается с личностью. Главное направление поисков в этом периоде – более широкое, целостное понимание феномена человека. Психология рассматривает социально обусловленную систему психических качеств индивида, которая формируется и проявляется в предметной деятельности и общении.

Структурная школа В. Вундта считала главным заданием психологии – экспериментальное изучение структуры сознания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: