Реферат на тему: концепция научных революция т. куна

Парадигмы и научные революции куна | блог 4brain

Введение

Наука — это система сознания и деятельности человека, направленная на достижение объективно верных знаний о мироустройстве и их систематизацию.

Поскольку человеческое существование эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, наука пошла по тому же пути эволюции.

Существует несколько точек зрения на время возникновения науки:

Каменный век (около 2 миллионов лет назад) — когда люди начали приобретать и передавать практически значимое.
V век до нашей эры (в Древней Греции) — как доказательный вид знания, отличный от мифологического. 
Период позднего средневековья — когда осознали важность экспериментального знания.
XVI-XVII вв. — когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630) (установил 3 закона движения планет вокруг Солнца, изобрел телескоп); голландский ученый Кристиан Гюйгенс (1629-1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятности);   Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суд инквизиции (1633), заставивший его отказаться от учения Н. Коперника); Английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727) — математик, физик, механик и астроном (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, выдвинул гипотезу, объединившую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп

сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году была создана Парижская академия наук, в 1672 году появилось Лондонское королевское общество (первое научное объединение ученых) — с 1703 года его президентом стал Исаак Ньютон.  
Конец 1-й трети 19 в. — когда было совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе общей исследовательской программы. Их создатели — немецкий филолог, лингвист, государственный деятель, основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803-1873) (один из основоположников агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, распада и ферментация, минеральное питание растений, получивших ряд органических соединений).  

Рассматривая перечисленные точки зрения, мы видим, что наука выросла из первоначальных донаучных состояний в V веке до н.э. в конкретном виде деятельности ученых-одиночек, а в XVII в. возникло уже как полноценное социальное и духовное образование.   

Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня произошло за последние 100 лет. 

Современная наука имеет очень сложную систему структурирования. Его дисциплины объединены в комплексы естественных, социальных, технических, гуманитарных, антропологических наук. Он постоянно развивается и изменяется, усложняется и сопровождается переплетением новых знаний.  

Основными элементами научного знания являются:

  • факты — твердо установленные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;
  • законы — устанавливаемые на основе законов, общие факторы изучаемой проблемы;
  • теории, объясняющие исследуемые факты, закономерности, часто основанные на переосмыслении добытого материала;
  • научные картины мира, в которых сведены воедино все теории, допускающие взаимное согласие.

Список литературы – 16стр.

     Введение

Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей
науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных,
качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в
науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван
появлением

нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна «Структура научных
революций». Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков
науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное
творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.

 В книге излагается довольно-таки спорный взгляд на развитие науки.
На первый взгляд Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки
нормальных и революционных периодов
говорили многие авторы. Но они не смогли
найти аргументированного ответа на вопросы: «Чем отличаются небольшие,
постепенные, количественные изменения от изменений коренных, качественных, в
том числе революционных?», «Как эти коренные сдвиги назревают и
подготавливаются в предшествующий период?». Не случайно поэтому история
науки нередко излагается как простой перечень фактов и открытий. При таком
подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания
(кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности
происходящих в процессе познания изменений. Этот кумулятивистский подход и
критикует Кун в своей книге, противопоставляя ему свою концепцию развития науки
через периодически происходящие революции.

 Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития
(периоды «нормальной науки») сменяются кризисом, который может
разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун
понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования,
которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

 В качестве попытки наглядно представить рассматриваемую теорию
читателю предлагается схематический график развития науки по Куну. Дальнейшее
изложение идет по пути раскрытия понятий и процессов, изображенных на схеме.
 
 

1. Биография Т.Куна

Томас Кун родился в в семье Самуэля Л. Куна,
промышленного инженера, и Минетт Струк Кун.

  •  —
    окончил и получил степень бакалавра по
    физике.
  • В годы был определён для гражданской работы
    в Бюро научных исследований и развития.
  •   —
    в Гарварде получил степень магистра по физике.
  •  —
    начало формирования основных тезисов: «» и «».
  • — —
    занимал различные преподавательские должности в Гарварде; преподавал
    историю науки.
  •  —
    в Гарварде защитил диссертацию по физике.
  •  —
    преподавал в .
  •  —
    работал профессором истории науки на кафедре .
  • — —
    работал на университетской кафедре в Принстоне, преподавал историю и
    философию науки.
  • — —
    профессор .
  • — —
    профессор философии Лоренса С. Рокфеллера в том же институте.
  •  —
    вышел на пенсию.
  •  —
    у Куна был диагностирован рак бронхов.
  •  —
    Томас Кун умер.

Кун был дважды женат. Первый раз на Катерине Мус (с которой у него было
трое детей), а затем на Джиэн Бартон.

Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке

Наибольшее количество сторонников, начиная с 60-х годов ХХ века, имеет концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном. Отправной точкой размышлений Т. Куна о проблемах эволюции научного знания был отмеченный им любопытный факт: социологи известны своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основам социальных теорий; представители естествознания редко обсуждают подобные проблемы, в основном в периоды так называемых кризисов в их науках. В обычное время они работают относительно тихо.    

Способность исследователей работать длительное время в определенных рамках, согласно фундаментальным научным открытиям, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т. Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие — парадигма. Буквальное значение этого слова — узор. Это особый способ организации знаний, при котором задается определенный набор рецептов видения мира, которые соответственно влияют на выбор областей исследования. Парадигма также содержит принятые образцы решения проблем. Парадигма обеспечивает систему отсчета и является предпосылкой и предпосылкой для построения и обоснования различных теорий. Парадигма определяет дух и стиль научного исследования. По мнению Т. Куна, парадигма … признана всеми научными достижениями, которые на определенное время служат моделью для постановки проблем и их решений перед научным сообществом.

Содержание парадигмы отражается в учебниках, в фундаментальных трудах крупнейших ученых, а основные идеи проникают в массовое сознание. Признанная научным сообществом, парадигма на долгие годы определяет круг исследовательских задач для ученых и является официальным подтверждением истинного научного характера их работ. Кун причислил к парадигмам в истории науки, например, аристотелевской динамике, птолемеевской астрономии (теория геоцентрической системы мира — предположительно, планеты движутся вокруг неподвижной Земли по строго определенным круговым орбитам), ньютоновской механики и т. д. Развитие, приращение научного знания в рамках парадигмы было названо нормальной наукой. Смена парадигмы — это уже научная революция. Например — смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (относительную) — с созданием теории относительности Альбертом Эйнштейном.     

Решающая новизна концепции Т. Куна заключалась в том, что смена парадигм в развитии науки не является линейной, а это означает, что развитие науки нельзя представить как дерево, простирающееся прямо к солнцу (познание добра и зла). Это больше похоже на развитие кактуса, рост которого может начаться из любой точки на его поверхности и продолжаться в любом направлении. А где, в какой точке научного кактуса вдруг появится точка роста новой парадигмы — непредсказуемо. Этот процесс произвольный, случайный — ведь в каждый критический момент перехода из одного состояния в другое существует несколько возможных вариантов. Какая точка из многих вырастет — зависит от стечения обстоятельств. Оказывается, в логике развития науки есть закономерность, но эта закономерность выбирается случайно из целого ряда других, не менее естественных возможностей. Из этого следует, что квантово-релятивистская картина мира, к которой мы привыкли сегодня, могла быть иной, но, вероятно, не менее логичной и последовательной.      

Т. Кун сравнил переходы от одной научной парадигмы к другой с обращением людей к новой религиозной вере: мир знакомых предметов предстает в совершенно новом свете благодаря решительному пересмотру исходных объяснительных принципов. Куну понадобилась такая аналогия, чтобы подчеркнуть, что исторически очень быстрое изменение парадигм не может интерпретироваться строго рационально. Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях сильного противодействия со стороны сторонников старой парадигмы. Причем инновационных подходов может быть несколько. Следовательно, выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учеными не столько на основе логики или под давлением эмпирических фактов, сколько в результате внезапного озарения, просветления, иррационального акта вера в то, что мир устроен именно так, а не иначе.     

Однако не все исследователи методологии научного познания согласились с этим выводом.

Критика Томаса Куна

Это, в свою очередь, не могло не вызвать ряд несогласий с его точкой зрения. Именно тот факт, что версия Куна сейчас кажется ничем не примечательной, в каком-то смысле является величайшим мерилом его успеха. Но в 1962 году на него обрушилась лавина критики в ответ на то, что он бросил вызов сильным, укоренившимся философским предположениям о том, как работает и должна работать наука.

Отдельным поводом для негатива послужил тот факт, что ученый, так открыто критиковавший философские подходы, сам не имел никакого философского образования.

Английский философ Александр Берд указывал, что значение Томаса Куна в истории философии науки в чем-то парадоксально. С одной стороны, он был одним из самых влиятельных и важных философов науки второй половины двадцатого века. С другой стороны, в настоящее время наследие Куна мало чем отличается от других в том смысле, что большая часть его работ больше не имеет никакого философского значения .

Отрицая взгляд на науку, как на непрерывный процесс строительства, Кун считал революцию деструктивным, а также творческим актом. Автор новой парадигмы встает на плечи гигантов (по выражению Ньютона), а затем бьет их по голове. Он или она часто молоды или новички в этой области, т.е. не полностью обучены .

Томас Кун утверждал, что фальсификация не более возможна, чем проверка; каждый процесс ошибочно подразумевает существование абсолютных стандартов доказательства, выходящих за рамки любой индивидуальной парадигмы. Новая парадигма может решать головоломки лучше, чем старая, и может дать больше практических приложений.

Точно так же Кун отрицал, что наука постоянно приближается к истине. В конце своей работы он утверждал, что наука, как и жизнь на Земле, развивается не к чему-то, а только от чего-то .

Это может потребовать внезапного интуитивного понимания – вроде того, что, наконец, достиг Кун, размышляя над Аристотелем. Тем не менее ученые часто принимают парадигму просто потому, что она поддерживается другими людьми с хорошей репутацией или большинством сообщества.

Научная деятельность:

Основная статья: .

Наиболее известной работой Томаса Куна считается — «Структура
научных революций» (1962 г.), в которой рассматривается ,
что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую
знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические
революции, называемые в его терминологии «». Изначально «Структура научных революций» была
опубликована в виде статьи для «». Огромное влияние, которое оказало
исследование Куна, можно оценить по той революции, которую она спровоцировала
даже в
истории науки: помимо концепции «смены парадигм», Кун придал более широкое
значение слову «»,
использовавшемуся в ,
ввёл термин «» для определения относительно
рутинной ежедневной работы учёных, действующих в рамках какой-либо парадигмы, и
во многом повлиял на использование термина «» как периодических событий,
происходящих в различное время в различных научных дисциплинах, — в
отличие от единой «Научной Революции» позднего Ренессанса.

Во
концепция Куна стала соотноситься с теориями (соотносились термины «парадигма» Куна и «эпистема» Фуко) и , хотя те скорее занимались
историческими «условиями возможного» научного .
(В действительности мировоззрение Фуко было сформировано под влиянием теорий , который независимо разработал точку зрения на историю
развития науки, схожую с кунновской.) В отличие от Куна, рассматривающего
различные парадигмы в качестве несопоставимых, по концепции Альтюссера, наука
имеет кумулятивную природу, хоть данная кумулятивность и .

Работа Куна весьма широко используется в социальных науках —
например, в —
дискуссии в рамках теории международных отношений.

Этапы научной революции:

Основная статья:

Ход научной революции по Куну:

  •  — каждое новое
    открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;
  • .
    Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение
    количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке
    сосуществует множество противоборствующих научных школ;
  •  — формирование
    новой парадигмы.

Основные идеи концепции Томаса Куна

Главная функция, которую выполнил Кун с помощью своей книги, заключается в том, что он единолично изменил философский взгляд на мышление человека. Удивительно, но сам автор изначально не ставил перед собой такой задачи.

Томас Кун родился в 1922 году в Цинциннати, изучал физику в Гарварде, окончил его с отличием в 1943 году, после чего увлекся военными разработками. Он попал в элитное Общество стипендиатов университета и, возможно, продолжал бы работать над квантовой физикой до конца своих дней, если бы ему неожиданно не поручили начать преподавать курс естествознания для студентов-гуманитариев в рамках общеобразовательной программы .

Данный проект был детищем президента-реформатора Гарварда Джеймса Конанта, который считал, что каждый образованный человек должен иметь хотя бы минимальное представление о науке. Курс был построен на исторических примерах, и его преподавание заставило Куна впервые подробно изучить старые научные тексты.

В то время, как и сейчас, физики не особо увлекались историей. Однако, встреча юного Томаса с научными работами Аристотеля оказалась озарением, изменившим его жизнь и карьеру .

Благодаря данному открытию Кун осознал, что если кто-то хочет понять аристотелевскую науку, он должен знать об интеллектуальной традиции, в которой работал древний мыслитель . Или, говоря простым языком, чтобы понять научное развитие, нужно понимать интеллектуальные рамки, в которых работают ученые.

Книга Куна породила целую индустрию комментариев, интерпретаций и толкований

Его акцент на важности сообществ ученых, сгруппированных вокруг общей парадигмы, по существу вызвал рост новой академической дисциплины – социологии науки, в которой исследователи начали изучать научные дисциплины так же, как антропологи изучали экзотические племена. В данной дисциплине наука рассматривалась не как священный, неприкосновенный продукт просвещения, а как просто еще одна субкультура

По мнению Куна, выбор парадигмы поддерживался логическими процессами, но не определялся ими. Ученый считал, что данный выбор представляет собой консенсус сообщества ученых. Он утверждал, что принятие или отклонение какой-либо теории – это не только логический, но и социальный процесс.

Томас Кун утверждал, что научные революции, заменяющие одну парадигму другой, всегда приводили к новым, более точным теориям и представляли собой истинный прогресс, однако не приближая к истине о том, как устроен мир.

Последовательные идеологии несоизмеримы. Кун утверждал, что более поздняя парадигма может быть лучшим инструментом для решения головоломок, чем более ранняя. Но если каждая парадигма определяет свои собственные головоломки, то, что является головоломкой для одной парадигмы, может быть совсем не головоломкой для другой .

Общественная деятельность и награды:

Кун был членом Национальной
академии наук
,
Американского философского общества,
Американской академии наук и искусств.

В 1982
году
профессор
Кун удостоен медали Джорджа Сартона в
области истории науки.

Имел почётные
звания многих научных и учебных заведений,
в том числе университета Нотр Дам,
Колумбийского и Чикагского
университетов
, университета
Падуи
и Афинского
университета
.

2.Понятие 
парадигмы.

По определению 
Томаса Куна, данному в «Структуре
научных революций»,
научная
революция

эпистемологическая смена парадигмы.

«Под парадигмами 
я подразумеваю признанные всеми 
научные достижения, которые в 
течение определенного времени 
дают модель постановки проблем и 
их решений научному сообществу». (Т.
Кун)

Согласно Куну,
научная революция происходит тогда,
когда учёные обнаруживают
аномалии, которые невозможно
объяснить при помощи универсально принятой
парадигмы, в рамках которой до этого момента
происходил научный
прогресс. С точки зрения Куна,
парадигму следует рассматривать не просто
в качестве текущей теории, но в качестве
целого
мировоззрения, в котором она существует
вместе со всеми
выводами, совершаемыми благодаря
ей.

Можно выделить,
по меньшей мере, три аспекта парадигмы:

  • Парадигма
    — это наиболее общая картина рационального
    устройства природы, мировоззрение;
  • Парадигма
    — это дисциплинарная матрица, характеризующая
    совокупность убеждений, ценностей, технических
    средств и т. д., которые объединяют специалистов
    в данное научное сообщество;
  • Парадигма
    — это общепризнанный образец, шаблон
    для решения задач-головоломок. (Позднее,
    в связи с тем, что это понятие парадигмы
    вызвало толкование, неадекватное тому,
    какое ему придавал Кун, он заменил его
    термином «дисциплинарная матрица» и
    тем самым ещё более отдалил это понятие
    по содержанию от понятия теории и теснее
    связал его с механической работой ученого
    в соответствии с определенными правилами.)

3.
Теория научных 
революций Т. Куна.

Работа Т. Куна
«Структура научных революций», этой работе
исследуются социокультурные и психологические
факторы в деятельности как отдельных
ученых, так и исследовательских коллективов.

Т.Кун считает,
что развитие науки представляет
собой процесс поочередной смены 
двух периодов — «нормальной науки» и «научных
революций». Причем последние гораздо
более редки в истории развития науки
по сравнению с первыми. Социально-психологический
характер концепции Т.Куна определяется
его пониманием научного сообщества, члены
которого разделяют определенную парадигму,
приверженность к которой обуславливается
положением его в данной социальной организации
науки, принципами, воспринятыми при его
обучении и становлении как ученого, симпатиями,
эстетическими мотивами и вкусами. Именно
эти факторы, по Т.Куну, и становятся основой
научного сообщества.

Центральное место 
в концепции Т.Куна занимает понятие 
парадигмы, или совокупности наиболее
общих идей и методологических установок 
в науке, признаваемых данным научным 
сообществом. Парадигма обладает двумя
свойствами: 1) она принята научным сообществом
как основа для дальнейшей работы; 2) она
содержит переменные вопросы, т. е. открывает
простор для исследователей. Парадигма
— это начало всякой науки, она обеспечивает
возможность целенаправленного отбора
фактов и их интерпретации. Парадигма,
по Куну, или «дисциплинарная матрица»,
как он ее предложил называть в дальнейшем,
включает в свой состав четыре типа наиболее
важных компонентов: 1) «символические
обобщения» — те выражения, которые используются
членами научной группы без сомнений и
разногласий, которые могут быть облечены
в логическую форму, 2) «метафизические
части парадигм» типа: «теплота представляет
собой кинетическую энергию частей, составляющих
тело», 3) ценности, например, касающиеся
предсказаний, количественные предсказания
должны быть предпочтительнее качественных,
4) общепризнанные образцы.

Однако, говоря о парадигме Томас Кун имеет в виду не только некоторое знание, выраженное в законах и принципах

Ученые – создатели парадигмы – не только сформулировали некоторую теорию или
закон, но они еще решили одну или несколько важных научных проблем и тем самым
дали образцы того, как нужно решать проблемы. Например, Ньютон не только
сформулировал основоположения корпускулярной теории света, но в ряде
экспериментов показал, что солнечный свет имеет сложный состав и как можно это
обнаружить. Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном от случайностей
и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые
усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими
образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает
основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и
овладевает специальной техникой изучения тех явлений, которые входят в предмет
данной научной дисциплины. Парадигма дает набор образцов научного исследования в
конкретной области – в этом заключается ее важнейшая функция.

Но и это еще не все. Задавая определенное видение мира, парадигма
очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот
круг, не заслуживает рассмотрения с точки зрения сторонников парадигмы. Вместе с
тем, парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Таким
образом, она определяет, какие факты могут быть получены в эмпирическом
исследовании, – не конкретные результаты, но тип фактов.

У Куна в значительной мере исчезает та грань между наукой и метафизикой,
которая была так важна для логического позитивизма.
В его методологии метафизика
является предварительным условием научного исследования, она явно включена в
научные теории и неявно присутствует во всех научных результатах, проникая даже
в факты науки. Принятие некоторой метафизической системы, согласно Куну,
предшествует научной работе.

Представление идеи И. Локатос о законах развития науки

Альтернативу модели развития науки Томаса Куна, которая также стала очень популярной, была предложена математиком и логиком Имре Лакатошем (1922–1974), который родился в Венгрии, но с 1958 года работает в Англии. Его концепция, называемая методологией исследовательских программ, в общих чертах близка к концепции Т. Куна, но расходится с ней в фундаментальном пункте. Лакатос считает, что выбор одной из множества конкурирующих исследовательских программ научным сообществом может и должен осуществляться рационально, то есть на основе четких рациональных критериев.  

В целом его модель развития науки можно описать следующим образом. Исторически непрерывное развитие науки представляет собой соревнование исследовательских программ, имеющих следующую структуру: 

  • Жестокое ядро, включающее исходные позиции, неопровержимые для сторонников программы.
  • Отрицательная эвристика — своего рода защитный пояс ядра программы, состоящий из вспомогательных гипотез и предположений, снимающих противоречия с аномальными фактами. (Предположим, что наблюдения указывают на отклонение движения планет от реальных орбит, рассчитанных небесной механикой. В этом случае законы механики ставятся под сомнение в самом последнем месте. Вначале гипотезы и предположения о защитном поясе используются: можно предположить, что измерения неточны, расчеты ошибочны, есть какие-то мешающие факторы — например, неоткрытые планеты). 
  • Положительная эвристика — … это правила, указывающие, какие пути следует выбирать и как им следовать. Другими словами, это ряд аргументов, предположений, направленных на изменение и развитие опровержимых вариантов исследовательской программы. В результате эта программа появляется не как изолированная теория, а как серия модифицирующих (изменяющих) теорий, основанных на одних и тех же исходных принципах.  

Например, И. Ньютон впервые разработал свою программу для планетной системы, состоящей всего из двух элементов: точечного центра (Солнце) и одноточечной планеты (Земля). Но эта модель противоречила третьему закону механики (Тела действуют друг на друга с силами, равными по величине и противоположными по направлению). Поэтому ее заменил Ньютон на модель, в которой Солнце и планеты вращались вокруг общего центра тяжести. Затем последовательно разрабатывались модели, которые учитывали большее количество планет, но игнорировали межпланетные гравитационные силы — Солнце и планеты уже были не точечными массами, а массивными сферами. И только тогда началась работа над моделью, учитывающей межпланетные силы и орбитальные возмущения.     

Важно отметить, что последовательная смена моделей была вызвана не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими и математическими трудностями программы. Именно их разрешение составляет суть позитивной эвристики Лакатоша. Это позволяет ученым, работающим в рамках исследовательской программы, долгое время игнорировать критику и противоречивые факты. Они вправе ожидать, что решение конструктивных проблем, определяемых позитивной эвристикой, в конечном итоге приведет к объяснению непонятных или непокорных фактов. Это придает устойчивость развитию науки.    

Однако рано или поздно положительная эвристическая сила той или иной исследовательской программы исчерпает себя. Вопрос в смене парадигмы. Подавление одной программы другой составляет научную революцию. Более того, эвристическая мощь конкурирующих исследовательских программ оценивается учеными достаточно рационально. Программа считается прогрессивной, когда ее теоретический рост опережает ее эмпирический рост, то есть когда она может предсказывать новые факты с некоторым успехом… программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения. либо случайных открытий, либо фактов, ожидаемых и обнаруженных конкурирующей программой.

Термин научная революция означает революцию и может иметь два значения. С одной стороны, это можно рассматривать просто как победу над невежеством, суевериями и предрассудками. С другой стороны, как путь к эволюции науки.  

Научная деятельность:

Основная 
статья
:
Структура
научных революций
.

Наиболее известной 
работой Томаса Куна считается — «Структура
научных революций» (1962 г.), в которой рассматривается
теория, что науку следует
воспринимать не как постепенно развивающуюся
и накапливающую знания по направлению
к истине, но как явление, проходящее через
периодические революции, называемые
в его терминологии «
сменами
парадигм
».
Изначально «Структура научных революций»
была опубликована в виде статьи для «
Международной
энциклопедии унифицированной науки
». Огромное влияние,
которое оказало исследование Куна, можно
оценить по той революции, которую она
спровоцировала даже в
тезаурусе истории науки: помимо
концепции «смены парадигм», Кун придал
более широкое значение слову «
парадигма», использовавшемуся
в
лингвистике, ввёл термин «нормальная
наука
» для
определения относительно рутинной ежедневной
работы учёных, действующих в рамках какой-либо
парадигмы, и во многом повлиял на использование
термина «
научные
революции
»
как периодических событий, происходящих
в различное время в различных научных
дисциплинах, — в отличие от единой «Научной
Революции» позднего Ренессанса.

Во Франции концепция Куна стала
соотноситься с теориями
Мишеля Фуко (соотносились термины
«парадигма» Куна и «эпистема» Фуко) и
Луи Альтюссера, хотя те скорее занимались
историческими «условиями возможного»
научного
дискурса. (В действительности
мировоззрение Фуко было сформировано
под влиянием теорий
Гастона
Башляра
,
который независимо разработал точку
зрения на историю развития науки, схожую
с кунновской.) В отличие от Куна, рассматривающего
различные парадигмы в качестве несопоставимых,
по концепции Альтюссера, наука имеет
кумулятивную природу, хоть данная кумулятивность
и
дискретна.

Работа Куна
весьма широко используется в социальных
науках — например, в
постпозитивистскопозитивистской дискуссии в рамках
теории международных отношений.

Этапы
научной революции:

Основная 
статья
:
Смена
парадигм

Ход научной 
революции по Куну:

  • нормальная
    наука 
    — каждое
    новое открытие поддаётся объяснению
    с позиций господствующей теории;
  • экстраординарная
    наука
    . Кризис
    в науке. Появление аномалий — необъяснимых
    фактов. Увеличение количества аномалий
    приводит к появлению альтернативных
    теорий. В науке сосуществует множество
    противоборствующих научных школ;
  • научная
    революция 

    формирование новой парадигмы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: