Органическая теория
Эта теория появилась в древности и полностью была сформирована в 19 веке. Ее представителями являлись Г. Спенсер, Вормс, Прейс.
Первейшие представления о государстве как о подобии человеческого организма формулировались древнегреческими мыслителями. Платон сравнил структуру и функции государства со способностями и сторонами души человека. Аристотель же считал, что государство в некоторых отношениях напоминает живой организм человека. На данном основании он отрицал возможность существования человека в образе существа, которое изолировано от окружающего мира. Общество и государство являются единым организмом.
Психологическая теория
Представителями данной теории, которая возникла в середине 19 века, были Г. Тард и Л.И. Петражицкий.
Они поясняли появление государства сквозь призму свойств психики человека, то есть его потребностью подчинения и желанием быть зависимым от элитного слоя. Народ рассматривался ими в образе пассивной инертной массы, которая находится в поисках подчинения.
Общество и государство они видели в форме суммы психических взаимных действий людей и их разнообразных объединений. Человеку согласно их учению присуща психологическая потребность проживать в границах организованного сообщества, а также необходимость коллективного взаимного действия.
Теория общественного договора (договорная теория) происхождения государства
Договорная теория происхождения государства, считает, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Этот договор стал результатом разумности и добровольности народа, произошло их объединение с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
Представители данного направления считали, что до государства люди жили в естественном состоянии, не было общества, правительства и политической власти, законов. После заключения договора возникло не только государство, но и гражданское общество.
Таким образом, государство рассматривается как искусственное создание, конечным результатом которого стало то, что люди получили безопасность жизни, собственность и социальное обеспечение, но потеряли естественную свободу, которой они пользовались в естественном состоянии.
Основные представители Договорной теории происхождения государства
Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.
Авторы расходились во мнениях о жизни в естественных условиях догосударственных условиях, о причинах преобразования состояния природы в гражданское общество и об условиях договора. Однако, все они сходились во мнении, что в истории человечества наступил этап, когда естественное состояние требовало замены на гражданское общество, чтобы иметь правопорядок и гарантированные и обеспеченные государством права и свободы.
Критика Договорной теории происхождения государства
- теория не подтверждается никакими историческими данными. В истории есть случай, когда в 1581 году в Нидерландах народ отстранил законного короля Филиппа II. «Король, – говорили люди, – нарушил свой договор, и король, следовательно, уволен, как и любой другой неверный слуга». Однако, речь шла не о создании государства, а об отстранении правителя от власти в реально действующем государства;
- люди, жившие в догосударственном состоянии, не имевшие представления о том, что такое государство, не могли и создать его в результате заключения договора;
- договор не может быть началом общества, поскольку он характеризует зрелое общество.
Ценность Договорной теории происхождения государства
- теория дискредитировала теократическую теорию происхождения государства о том, что оно есть результат творения Бога, а не человека;
- теория выполняла и продолжает выполнять, правда, не в том объеме, что раньше, определенную идеологическую, практико-политическую и научную роль;
- были заложены важные постулаты о верховенстве народа в управлении государством, поощрении роста демократии и сдерживании произвола любого правительства;
- ее представители внесли неоценимый вклад в развитие правовой науки и историю: Джон Локк четко отделил государство от правительства, Жан-Жак Руссо создал теорию общественного договора как концепцию народного суверенитета, что вдохновило некоторые народы мира свергнуть своих презираемых правителей.
Критическое мнение от теории
Теологическая теория подвергается критике со стороны научного знания. Данная концепция не имеет научных доказательств существования Бога, факта его влияния на создание Вселенной, его воли и наставлений. Она полностью опирается на человеческое воображение и веру в сверхъестественное, не имея объективного основания.
Отсутствие научного основания не дает ни подтвердить, ни опровергнуть теорию, из-за чего складывается ее двоякое объяснение для общественности. Принять ее могут только верующие люди и исключительно на основании необъяснимого факта существования сверхъестественного.
Договорная теория
Теория общественного договора — одна из теорий происхождения государства. Она возникла со времен греческих софистов, но получила развитие в трудах Джона Локка, Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо.
Термин «социальный» обозначает общество, в котором живут эти отдельные лица, а термин «договор» представляет собой соглашение или обещание, данное между двумя или более лицами и группами/обществом. Существовало много других теорий происхождения государства, но теория общественного договора систематически объясняла происхождение государства.
Данная теория утверждает, что общество или государство возникли в результате договора, заключенного между индивидом и обществом, или договора, заключенного между отдельными людьми. В нем говорится, что условия в естественном состоянии жизни людей в какой-то момент стали настолько плохими, что нужно было выйти из этой ситуации. Так люди заключили между собой договор, и в соответствии с ним, люди передали некоторую часть своих прав суверену.
Согласно Гоббсу, люди передали все свои права монархам, но он был полностью суверенен, т. е. сосредоточил в своих руках абсолютную власть. Локк говорит, что люди передали королю только часть своих прав, монарх также является частью контракта, и люди будут иметь право сменить короля, если он не выполнит свои обязанности. Руссо говорит об «общей воле», это не воля всех и не воля большинства, но воля народа для общего блага.
Характеристика теории
Общественный договор регулирует отношения в обществе, между людьми; а также между людьми, их правительством и другими институтами. Части социального контракта могут быть формальными — такими, как конституция, законы и нормативные акты. В то же время многие аспекты социального контракта могут быть более неформальными — такими, как социальные нормы, соглашения, ожидания и религиозные практики.
Теория состоит в том, что без общественного договора жизнь в естественном состоянии была бы, как выразился Томас Гоббс, одинокой, бедной, отвратительной, жестокой и короткой.
Примечание 4
Социальные контракты или общественные договоры являются основой общества. Они возможны только с согласия народа.
Признаки общественных договоров
- Общественный договор устанавливает легитимность власти и государства над народом.
- Он создает гражданское общество.
- С помощью общественного договора люди обменивают личную свободу на социальный и политический порядок.
- Люди действительно уступают некоторые свободы властям, но они делают это добровольно в обмен на защиту своих оставшихся свобод, а также обещание услуг со стороны правительства.
- Общественный договор выражает общую волю народа, его коллективные интересы и обеспечивает основу для обеспечения общего благосостояния народа.
- Общественный договор стремится свести к минимуму фракционность и социальные волнения.
- Он определяет наши общие ценности.
- Социальный контракт определяет социальные нормы, условности и ожидания.
- Общественный договор обеспечивает верховенство закона.
- Общественный договор основан на естественных правах.
Социальный контракт, как правило, не является единым формальным документом. Это общее убеждение о соответствующих ролях членов общества по отношению друг к другу.
Как таковой, общественный договор имеет две основные формы:
- Официальные документы. Например, конституция или другая декларация. И четкие законы, правила и предписания.
- Неформальные ценности и отношения. Передается с помощью различных культурных форм выражения. Может также различаться между группами или слоями общества.
Как правило, общество специфично для данной страны — каждая страна имеет свой особый колорит общества. Не существует общественного договора для всего человечества.
Критика и проблемы теории
Данная теория дает правительству слишком много полномочий для принятия законов под видом защиты общественности. В частности, правительства могут использовать прикрытие общественного договора, чтобы оправдать законы, которые являются навязчивыми.
Отношения между индивидом и государством строятся не по социальному договору, а по статусу человека.
Патриархальная теория
Патриархальная теория объясняет, что государство возникло из патриархальной семьи или семьи, в которой отец был главой.
Государство является расширением семьи. Первоначально семья состояла из мужчины, его жены и их детей. Отец был главой семьи, его контроль и власть были полными во всех отношениях над всеми ее членами. Когда их дети создавали собственные семьи, в первоначальной семье происходило расширение. При этом власть отца и главы первоначальной семьи осталась прежней, и она должным образом признавалась всеми его потомками. Это и составляло патриархальную семью. Главным выразителем патриархальной теории является антрополог сэр Генри Мэн.
В патриархальной теории Мэна можно отметить следующие важные признаки:
- В патриархальной семье элемент отцовства был главным фактом.
- Постоянный брак был правилом, будь то моногамия или полигамия.
- Глава семьи был основой всей власти, и его власть была безоговорочной над его детьми, их домами и другими родственниками всех потомков, как бы многочисленны они ни были.
- Он контролировал не только дела возглавляемой им группы, но и ее религию и поведение.
Семья была основной ячейкой политического общества. Одна семья развилась в несколько семей, но все они полностью осознавали свое родство. Связанные узами общих предков, они объединились в более широкую общую группу товарищества — род, благодаря избранному старейшине — возможно, старейшему из живущих в роду или наиболее умному и способному.
Точно так же род расширился до племени. Пастушеские занятия уступили место сельскому хозяйству, и оседлая жизнь на определенных землях стала необходимостью. Земельные племена объединились, чтобы сформировать государство.
В подтверждение своего заявления сэр Генри Мэн сослался на старейшин Афин, Рима и индуистскую совместную семейную систему в Индии.
Сторонники теории
К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства относятся древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель XVII в. Р. Фильмер.
Эти ученые обосновывают тот факт, что у людей есть коллективное стремление к взаимному общению, которое приводит к возникновению семьи. В последующем развитие и рост семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводит к образованию государства. Таким образом, государство — продукт расширенной семьи, это своего рода большая семья.
Следовательно, суверенная власть отца способна обеспечить необходимые условия для жизни человека. Как отец в семье, так и монарх в государстве не избирается, не назначается и не перемещается гражданами, потому что они — его дети.
Определенная аналогия государства и семьи возможна, потому что структура современного государства возникла не сразу, а развилась из простейших форм, которые действительно вполне можно было бы сравнить с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ауру святости и уважения правительства, «родства» всех в одной стране.
Существует большой спор о том, кто был главой семьи, отец или мать, и откуда в первобытном обществе прослеживалась традиция, некоторые считают, что патриархальная семья была самой ранней социальной единицей, в то время как другие утверждают, что матриархальная семья была основной социальной организацией.
Критика теории
Однако сторонники патриархальной теории происхождения государства упрощают процесс создания государства, фактически экстраполируя понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «семья», ошибочно отождествляются соответственно с категориями «суверенный монарх» и «подданные». Кроме того, по мнению историков, семья как социальный институт возникла почти параллельно с возникновением государства в процессе распада первобытного общества.
Патриархальные и матриархальные теории по своей сути являются скорее социологическими, чем политическими теориями. Однако даже критики данных теорий считают, что семья является первоначальным звеном в эволюции государства.
Обе эти теории не дают удовлетворительного объяснения происхождению государства. Матриархальные и патриархальные отношения могли быть распространены в некоторых ранних обществах. Но неверно предполагать, что создание государства было вызвано этими системами. Не было существенных доказательств, подтверждающих универсальную обоснованность этих теорий.
Основоположники теории
Тяжело выделить единого основателя теологической теории в силу того, что она возникла в древние времена и получала свое развитие и подкрепление в течение длительного времени.
Одним из первых авторов теории выступил средневековый богослов Августин в своей монографии «О граде Божьем». В данном труде богослов выразил мысль о том, что человеческие государства недолговечны и нестабильны, по сравнению с общностями, которые созданы на основе духовного единения.
Государство, по мнению Августина Аврелия, является наказанием людям за первородный грех. Уже в трактатах данного философа, проживавшего в IV—V веках нашей эры, прослеживается отрицательное отношение к государству.
Развитие и оформление теория получила в работах Фомы Аквинского «О правлении властителей», «Сумма теологии» и «Комментарии».
По мнению богослова, в мире существует три начала:
- позитивное — отвечает за добродетель, проявляющуюся в людях только под страхом наказания;
- естественное — отвечает за человека и его разум, стремление продолжать род, оберегать свою жизнь и стремиться к познанию;
- божественное — дополняет два предыдущих, так как разум человека несовершенен и нуждается в постоянном контроле.
Божественное начало в мире людей передается с помощью правителей, поставленных, чтобы править. Их власть не только неприкосновенна, но и неоспорима, как и существование Бога.
В XVIII — XIX веках, уже в период Просвещения, представителями теологической гипотезы продолжали быть Жозеф де Местр и Жак Маритен в работах «Интегральный гуманизм» и «О политическом праве».
Ирригационная теория
Ирригационную (гидравлическую) теорию происхождения государства связывают с процессом строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.
Наиболее ярким представителем данной теории является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Растет число чиновников, суверенных людей, обеспечивающих эффективное использование строительных материалов и руководство другими гражданами.
Правительство, вынужденное проводить в таких условиях жестко централизованную политику, выступает в роли единоличного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.
Проблемы орошения, по мнению Виттфогеля, неизбежно ведут к формированию «управленческого и бюрократического класса», порабощающего общество, формированию «агроменеджерской» цивилизации.
Действительно, процесс создания и поддержания мощных ирригационных систем происходил в регионах, из которых возникли первичные города-государства: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидна взаимосвязь между этими процессами и формированием многочисленного класса менеджеров, чиновников, служб, защищающих каналы от заливания и обеспечивающих по ним судоходство и т. д.
Кроме того, практически бесспорным фактом можно считать влияние географии и климатических (почвенных) условий на государственность. В некоторых наиболее неблагоприятных для сельского хозяйства регионах такие факторы катализируют этот процесс.
Критика теории
Однако в рамках данной теории слишком категорично выделяются фрагменты процесса строительства ирригационных систем как формирования государства. Между тем, причины орошения были характерны в основном только для некоторых регионов Востока.
Теории происхождения государства
Существует восемь теорий происхождения государства.
- Согласно теологической теории государство образовалось по воле Божьей, поэтому появление права — это Божественная воля. Исходя из этого, нужно подчеркнуть, что церковная власть верховенствует над светской. Перед вступлением на престол каждого монарха освящала церковь и представляла миру как представителя Бога. Сторонниками этой теории был Ф. Аквинский, Ф. Любефф, Д. Эйве.
- Патриархальная теория представляет собой теорию эволюции семьи и превращение ее в государство. Монархом является отец, или патриарх, который проявляет заботу о своих подданных и управляет ими. Все его поданные обязаны его слушаться и относиться к нему с исключительным почтением. Представители патриархальной теории — Конфуций, Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский.
- Ключевую роль в договорной теории играет результат человеческого развития. Так, сторонники теории утверждали, что государство появилось после заключения общественного договора между людьми. Основным посылом документа было обеспечение взаимной выгоды и соблюдение интересов каждого. Несоблюдение договора влекло его расторжение различными путями, вплоть до революции в обществе. Последователями теории являются Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев, Т. Дефферсон.
- Согласно психологической теории основой для образования государства стали особенности человеческой психологии. В частности, желание властвовать у одних людей и подчиняться у других. Сторонники данной теории — З. Фрейд, Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, Н. М. Коркунов.
- По теории насилия государство образовалось в результате насилия. Сильные завоевывали слабые племена, забирали их территории. Представители теории — К. Каутский, Е. Дюринг, Д. Гумплович.
- Основаниями для материалистической теории стали социально-экономические изменения в общества. Последователями этой теории являются Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, К. Маркс.
- Патримониальная теория представляет собой теорию, согласно которой государство возникло от права собственности на землю и права владения этой землей лицами, живущими на ней. Представитель теории — А. Галлер.
- В соответствии с органической теорией государство появилось и эволюционировало как биологический организм. Сторонники теории — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс.
Теория насилия
Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства, хотя ее идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX веке.
Согласно этой теории, государство есть результат применения физической силы и подчинения более слабого племени (клана) более сильному. Сторонники этой теории считают, что войны и агрессивные действия некоего могущественного племени были главными факторами в создании государства.
После подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Таким образом, государство возникает через физическое принуждение и порабощение.
Представители теории насилия часто цитируют поговорку: «Война породила короля» как историческое объяснение происхождения государства. Также известны и другие высказывания: государство – это сила; государству грех быть слабым.
Необходимо отметить, что история знает примеры создания государств с использованием силы. Например, это Королевства Норвегия, Швеция и Дания. Аналогичным образом на карте мира возникла Испания как новое государство в VI веке н. э. Отдельные авторы полагают, что Русь также была создана путем применения силы, когда в IX веке н. э. норманны завоевали и основали здесь государство.
Основные представители Теории насилия
Основными представителями теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Отдельные положения этой теории разделяли немецкие философы: Фридрих Гегель, Иммануил Кант, Джон Бернхарди.
Дж. Бернхарди писал, что сила является высшим правом, а спор о том, что правильно, разрешается военным арбитражем.
Критика Теории насилия
- борьба между племенами не является одномоментным актом, следовательно, не может в каждом случае приводить к возникновению государства. В истории человечества борьба идет практически непрерывно, однако она не приводит к возникновению новых государств;
- государство не может удерживаться постоянно на силе, необходима добровольность его принятия членами общества. Как писал американский политолог Р.М. Макайвер, «сила никогда не удержит группу вместе»;
- история дает множество примеров поглощения, растворения победителей побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств.
Достоинства Теории насилия
теория содержит истину, что некоторые государства действительно возникли в результате применения военной силы;
эта теория заставила многие государства осознать важность защиты своих территорий путем создания адекватной обороны и армии. Любое современное государство тратит значительные средства, расходуемые на оборонный бюджет.. Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения
Таким образом, в теории государства и права существует множество концепций, объясняющих вопросы происхождения государства, однако ни одна из них не имеет общепризнанного значения.
Теория общественного договора (Договорная теория)
Данная теория объяснила возникновение государства путем заключения общественного договора, являющегося результатом разумной воли людей, на базе которого происходит объединение людей добровольного характера с целью наилучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассмотрено в форме искусственного произведения сознательной воли человечества, стремящегося этим способом наиболее эффективно обеспечивать свободы и порядок в обществе, принадлежащие им.
Замечание 2
Отдельные положения этой теории были разработаны еще в 5 — 4веках до нашей эры древнегреческими софистами. Согласно данной теории, в процессе человеческого развития права одних людей входят в противоречие с правами иных людей, порядок нарушается, образуется насилие. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности люди заключают между собой соглашение (договор) по созданию государства, добровольно отдавая часть своих прав ему.
Причины и формы возникновения государства
В теории выделены конкретные причины возникновения государства:
- Переход от присваивающей экономики к производящей (укрепление позиций скотоводства, земледелия, появление профессиональных ремесленников как отдельного слоя среди населения).
- Формирование рынка с избытком продуктов, товаров (результат увеличения производительности труда) стало причиной имущественного расслоения общества.
- Возникновение частной собственности на продукты труда и орудия повлекло социально-классовое расслоение общества.
- Сложное общественное производство, нарастание межклассовых противоречий требовали новой организации общества, появления четкой структуры власти и закрепления механизмов взаимодействия населения и власти.
Формы возникновения государства:
- Афинская форма — классический вариант появления государства, нашедший свое отражение в реформах Солона, Тезея и Клисфена. Реформа Тезея заключается в распределении людей на три класса по роду трудовой деятельности: земледельцев (геоморов), ремесленников (демиургов) и благородных лиц (эвпатридов).Реформа Солона подразумевает деление на четыре класса по имущественному признаку. При этом только люди из первых трех классов имели возможность становиться чиновниками. Четвертый класс мог голосовать на народных собраниях.Реформа Клисфена делила территорию государства на 100 кратких округов (демы). У каждой общины была своя система власти во главе со старейшиной (демархом).
- Римская форма выделяется особенностями, присущими только ей из-за исторических условий. К формированию государства жителей Древного Рима подтолкнули распри между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренными римскими аристократами).
- Древнегерманская форма. Здесь на возникновение государства повлияло регулярное нападение варваров (диких германских племен) на территории.
- Азитская форма подразумевает вариант образования государственности, при которой ключевой причиной стали климатические условия и их влияние на выполнение строительных и ирригационных работ.
Патримональная теория
Наиболее ярким представителем патримональной теории происхождения государства выступает К. Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, находится в частной собственности правителя.
Данная теория объясняет происхождение государственной собственности на землю. Такие правители господствуют над территорией из-за их «исконных» прав на собственность. В такой ситуации люди представляются арендаторами земельных владений, а чиновники — управляющими правителями.
В соотношении понятий «власть — собственность» представители этой теории отдают приоритет праву собственности. Владение собственностью и впоследствии распределение на владение территорией, лежащей в основе возникновения государства.
Действительно, правительство может быть собственностью определенного правителя, потому что он тем или иным образом владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории страны, включая государственный аппарат, обладающий властными свойствами. Более того, в эпоху формирования правительства его территория во многом определялась пространством, в котором преобладал вождь, военачальник и глава другого клана или племени.
Примечание 5
В рамках этой теории в государстве преувеличивалась роль частной собственности на землю и в то же время недооценивалось влияние военных, политических, этнических, религиозных и других факторов.
Волюнтаристские теории
Существует группа современных волюнтаристских теорий. Рассмотрим некоторые из них. Ирригационная теория связана с именем Карла Виттфогеля; это ученый-марксист, который объяснил возникновение государства тем, что возникла необходимость строительства ирригационных сооружений; такой вывод он сделал, рассматривая первые государства Месопотамии, Египта, Китая, где и в самом деле требовались ирригационные системы.
Расовая теория основана на том, что люди изначально делятся на две группы или расы: рабовладельцы и рабы; одни призваны владеть и управлять, другие – работать и подчиняться; арийцы являются высшей расой, евреи – низшей; эта теория получила распространение в нацистской Германии, Гитлер использовал ее для обоснования права на уничтожение низших народов.
От расовой надо отличать диффузионную теорию; она тоже утверждает передачу государства от одного народа к другому, но не декларирует принцип природного неравенства.
Еще одна теория – спортивная школа права; она связывает возникновение государства со спортом; физическое воспитание, по мысли исследователей, было подготовкой к военному делу и иерархии: победители в соревнованиях — это будущая родовая аристократия.
Теория насилия
Сторонники теории силы придерживались мнения, что происхождение государства и его развитие основывались на силе, применяемой сильными над слабыми, и их последующем контроле над ними. Таким образом, везде, где сильная группа вытесняла слабых, сильный становился хозяином и управлял слабыми. Сильная группа была наделена правящей властью.
Многие исследователи считают, что исторически сложилось так, что нет ни малейшей трудности доказать, что все политические сообщества современного типа обязаны своим существованием успешной войне.
Враждующие кланы и племена установили свою власть на определенной территории. Их вождь стал правителем на основе своей физической силы. Государство рождается из силы. По словам Бланчли, сила является неотъемлемым элементом организации государства.
Сторонники этой теории утверждают, что войны и агрессии со стороны какого-то могущественного племени были главными факторами в создании государства. Они полагаются на часто цитируемое высказывание «война породила короля» как историческое объяснение происхождения государства.
Сила или могущество преобладали над правом в первобытном обществе. Физически более сильный человек устанавливал свою власть над менее сильными людьми. Так самый сильный человек в племени становится вождем или лидером этого племени.
После создания государства путем подчинения других людей в этом месте вождь использовал свою власть для поддержания правопорядка и защиты государства от агрессии извне. Таким образом, сила была ответственна не только за происхождение государства, но и за его развитие.
Примеры из истории
По мере увеличения численности населения и размеров государства происходило сопутствующее совершенствование военного искусства. Маленькие государства воевали между собой, а успешные создавали большие государства.
Королевства Норвегия, Швеция и Дания являются историческими примерами создания государств с применением силы. Испания возникла как новое государство в VI веке н. э. Англия возникла после норманнского завоевания в XI веке н. э.
Критика теории
- Элемент силы — не единственный фактор происхождения государства; религия, политика, семья и процесс эволюции лежат в основе государства. Мнение, что сила является источником государства, не совсем верно.
- Теория силы противоречит общепринятой максиме Томаса Хилл Грина: «Воля, а не сила, является основой государства». Ни одно государство не может быть постоянным с помощью штыков и кинжалов. Оно должно иметь всеобщее добровольное признание народом.
- Теория силы несовместима с индивидуальной свободой.
Материалистическая (классовая) теория происхождения государства
Материалистическая теория происхождения государства характеризуется двумя основными аспектами:
- господствующие классы выделяются в обществе результате экономического развития: у одних в руках средства производства (земля, природные ресурсы и т.д.), в результате чего они обогащаются и желая сохранить такое положение, подчиняют себе неимущие слои;
- государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.
Таким образом, государство рассматривается как средство власти одних и угнетения других.
Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность возникновения государства. Право рассматривается как продукт классового общества, в котором находит свое отражение воля экономически господствующего класса.
Представители Классовой теории происхождения государства
Карл Маркс и Фридрих Энгельс – это создатели классовой теории происхождения государства. Основные ее положения были изложены в работе Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Государство в ней рассматривается как необходимое условие для поддержания порядка, смягчения конфликта между антагонистическими классами. Государство возникает как необходимый посредник экономически доминирующего класса.
В.И. Ленин, основываясь на практике СССР, рассматривал коммунистическую партию в лице пролетариата как господствующий класс, который должен силой подавить буржуазию.
Антонио Грамши – итальянский марксист – несколько модернизировал марксистскую теорию, заявив, что государство – это порождение политической партии, находящейся у власти, которую он называл «современный принц» (созвучие с Государем Никколо Макиавелли). Но по мнению А. Грамши, партия как важнейший институт в аппарате гегемонии, должна выражать национальную народную коллективную волю и стремиться к реализации более высокой формы современной цивилизации.
Критика Классовой теории происхождения государства
- хотя между классами могут быть противоположные интересы, однако, далеко не всегда они вооружены, чтобы начать силовой переворот. С другой стороны, есть примеры сотрудничества классов друг с другом, в результате чего был внесен вклад в комплексное развитие государства.
- Ленин и Грамши, отождествляя государство с политической партией, ошибались. Коммунистическое государство в России и Китае могло возникнуть на основе коммунистической партии, однако, эти государства уже были на карте мира и они не были созданы коммунистической партией. В настоящее время коммунистическая партия утратила свою главенствующую роль в России, но государственность от этого не утратилась;
- марксистская теория о том, что государство является порождением класса и умрет вместе со смертью класса, является ложной и вводящей в заблуждение. Государства постоянны, и ни одно из них не исчезло из-за отсутствия класса, который бы его поддерживал;
- марксизм, отождествляя государство с партией, поощряет тоталитаризм худшего типа, такой, как фашизм и нацизм. Поэтому данная теория часто считается опасной.
Ценность Классовой теории происхождения государства
раскрыто значение экономических факторов, влияющих на имущественное расслоение населения и образование классов.