Поперечный профиль на насыпи
Типовой поперечный профиль дороги отображает дорожное полотно с разделительными полосами и дорожной кромкой, обочинами, откосами и дренажами. Все это является необходимым условием эксплуатирования трассы.
Существуют различные типы поперечных профилей автомобильных дорог. Например, это профили на насыпях. Данный тип дорог встречается очень часто, практически в любой местности, в любом климатическом регионе.
При строительстве трассы важно сделать обтекаемый профиль. Высота насыпи может варьироваться от 1 до 20 метров
Характерным отличием данной дороги является обтекаемая форма поперченного профиля, позволяющая стекать дождевой воде и тающему снегу. Кювет устраивается путем выемки грунта вдоль земляной отсыпки дороги. Если позволяют природные условия, то насыпь дороги делается из грунта, взятого вдоль полотна, если нет, то его привозят из специальных карьеров.
Бывает так, что дорога с твердым покрытием не обтекаемая. В данном случае она абсолютно плоская, а вода удаляется с ее поверхности по другим технологиям.
Строительство автомобильных дорог происходит не только на относительно ровной почве, но и в труднодоступных горных районах. В этом случае обтекаемые и необтекаемые профили строятся на косогорах. Монтаж такой дороги возможен только при определенном угле косогора. Если он больше допустимого, то дорога переносится или гора подгоняется под необходимые условия взрывотехниками или проходчиками.
Но и на такой горной дороге, с косогорами, присутствуют все элементы поперечного профиля дороги – обочина, кювет и резервы, из которых доставался грунт для насыпи.
Трасса
Термин «трасса» применяется в основном к топографическим дорогам, то есть нанесенным на карту или план в виде горизонтальной схемы ее расположения. Трасса также может рассматриваться в продольном профиле, для отображения рельефа местности и следования по нему дороги.
Продольный профиль дороги при проектировании — это очень важная составляющая расчетов. Если данная характеристика не соответствует требованиям безопасности и удобства для транспорта, то грунт в этом месте снимается, делая перепады высот дороги более сглаженными.
Если же перепад высот настолько резкий, что это не соответствует требованиям, то низины засыпаются. Другими словами, трасса — это направление на схеме с учетом перепадов высот.
Важность трасс
В современном мире дороги встречаются повсюду. Трудно себе представить местность или среду, не имеющую дорог. Они могут проходить по горным серпантинам и сквозь сами горы. Через пески жарких пустынь и непроходимые таежные леса. Даже под дном океана проложены автомобильные дороги, например под проливом Ла-Манш.
Дороги объединяют людей и страны. И существуют данные сооружения уже не первое столетие. Достаточно вспомнить Великий шелковый путь — дорогу, объединяющую Европу и Азию. Без дорог не может быть экономического роста и культурного обмена между странами и народами.
В старину товары и людей перевозили небольшие корабли. В связи с этим экономика развивалась только в тех странах, где было достаточно рек. Те же, где их было мало, оставались в культурной и торговой изоляции.
Только благодаря современным дорогам стала развиваться такая наука, как логистика. Получила толчок индустрия машиностроения и энергетическая отрасль.
Поперечный профиль в выемке
В некоторых случаях требуется дорога с твердым покрытием на рельефе, не позволяющем делать насыпь, в низинах, в условиях рыхлого грунта или в середине пахотных полей. Таких дорог мало. Но они бывают необходимы. Это дороги с поперечным профилем в выемке.
Они представляют обтекаемый профиль, утопленный в грунте. Если позволяют условия строительства, то вдоль такой дороги устроен кювет, который делает полотно приподнятым, но не на уровень верхней кромки грунта.
Глубина такой дороги может составлять до 12 метров вниз от уровня грунта
И при этом не важно, какой она ширины. Даже поперечный профиль дороги 4 категории предполагает наличие полок в выемках для организации снежных отвалов, несмотря на то что такая дорога имеет всего 2 полосы
Полка также необходима на горных дорогах, так как в них имеют место выветривание и естественная эрозия породы. А мелкие фракции, отколовшиеся от скал, накапливаются в специальных выемках вдоль полотна.
В случае если откос на дороге с поперечным профилем в выемке довольно высокий, то его делают в виде уступов. Это позволяет сделать стенки прочнее, что удерживает их от обвалов.
Дополнительные сооружения
Любая трасса имеет ряд дополнительных сооружений, обязательно включенных в проектную документацию. Причем часть из них указываются в поперечном профиле дороги. Например, поперечная труба для ручья, пересекающего трассу.
Также поперек дороги могут быть установлены пешеходные мостики или подземные переходы. Дорога может проходить по мосту, он в плане указан как дополнительное сооружение трассы.
Мост может проходить не только над рекой, но и над глубоким оврагом и ущельем. В этом случае он называется виадук и устроен в виде ажурной конструкции, под которой не предполагается перемещение пешеходов или водного транспорта. Виадук, как правило, однополосный, и редко когда по нему осуществляется интенсивное движение. Чаще всего виадук создается для устройства железной дороги.
Горные дороги защищаются от снегопадов, лавин и камнепадов галереями. К этой же категории защитных средств относятся бетонные столбы вдоль дороги. В проектной документации они называются подпорные стенки.
К дополнительным сооружениям относятся посты дорожной полиции со всеми необходимыми помещениями. На любой дороге есть автобусные остановки, даже на международных трассах. Поэтому данное сооружение относится к дополнительным строениям.
Земляная насыпь
Ширина, высота и угол земляного откоса зависят от того, на какой высоте от уровня земли построена дорога. Откос придает дороге необходимую прочность. Он рассчитывается с учетом материалов, использованных при строительстве, и характеристики почвы. Грунтовая подушка, краем которой является откос, — это многослойное сооружение, состоящее из различных материалов – галька, песок, гравий. Уход за откосом так же важен, как и за дорожным полотном, ибо если он разрушится, то просядет и вся дорога.
Высота насыпи во многом зависит от местности, по которой пролегает трасса. Если в регионе возможны сильные снегопады, то насыпь делается достаточной высоты, чтобы снег не засыпал дорогу. Если же трасса пролегает через ровную степь, в жарком регионе с низким уровнем осадков, то и насыпь будет не более 1 метра в высоту. Угол земляного откоса зависит от того, какая нагрузка планируется на данную дорогу. На больших магистралях с высокой плотностью автомобильного потока земляной откос имеет очень тупой угол, это повышает прочность дороги. И наоборот, низкая нагрузка на дорогу позволяет сделать откос более крутой по отношению к полотну. Но в этом случае необходимы будут дополнительные укрепления в виде столбов, заборов или корней растений.