Как связаны свобода и ответственность
Чтобы проиллюстрировать соотношение свободы и ответственности, достаточно вспомнить русские сказки про богатырей. В них герои оказываются на распутье перед камнем, на котором написано: «Направо пойдёшь — богатым будешь, налево пойдёшь — коня потеряешь».
Точно так же и в жизни мы каждый день выбираем дороги. Только в этом случае камни не предупреждают нас о последствиях наших действий заранее. Поэтому нужно быть готовым принять ответственность, ведь у каждого свободного выбора есть итог.
Ответственность — это осознанная готовность человека принимать последствия своего выбора, отвечать за поступки.
Проблема свободы состоит в том, что она не может быть абсолютной — её можно и нужно ограничивать, иначе общество будет охвачено хаосом. И ответственность выступает одним из таких ограничителей. А потому эти два понятия тесно взаимосвязаны.
Пример № 2.
Две недели назад Артём попросил у одногруппника деньги в долг. Сегодня он получил зарплату — как раз в тот день, когда обещал отдать долг. Но делать этого не хотелось, ведь как раз сейчас вышла новая часть игры God of War, которую он давно ждал. Перед Артёмом стоит выбор: купить игру и соврать другу или вернуть долг.
Если он решит отдать деньги, то примет это решение под давлением личной ответственности — перед другом и перед своими принципами. А если купит игру, то Артёма догонят последствия. Возможно, ему просто станет стыдно, или друг после этого перестанет ему доверять и больше не выручит деньгами до зарплаты.
Осознавать все эти последствия и делать выбор с оглядкой на них — это и есть проявление свободы и ответственности в жизни человека.
Какой бывает ответственность
Ответственность, связанная со свободой личности, может быть разной. И она делится на виды не по одному критерию. В таблице ниже мы разобрали главные из них.
Виды ответственности |
||
---|---|---|
По какому признаку различаются |
Названия видов |
Сущность |
Перед кем наступает ответственность | Внешняя | Перед другими людьми: семьёй, законом, коллективом на работе и т. д. |
Внутренняя | Перед собой, личными моральными принципами | |
Кто несёт ответственность | Индивидуальная | Выбор сделал один человек, он же несёт ответственность |
Групповая | Выбор сделала группа людей, она же несёт ответственность | |
Коллективная | Выбор сделал один или несколько человек из группы, но ответственность несут все, кто в неё входит | |
Какой природы ответственность | Нравственная | Ответственность за моральные решения |
Социальная | Ответственность за поведение в социуме | |
Политическая | Ответственность за политическое решение | |
Юридическая | Ответственность за нарушение законов |
Проверьте себя
Ещё раз изучите таблицу с разными видами ответственности: социальной, внешней, внутренней и другими. Придумайте хотя бы один пример к каждому из них и порассуждайте, почему выбрали именно его.
В этой статье мы поговорили о свободе, ответственности и том, как общественные ценности, вроде морали, могут влиять на выбор человека. Если хотите сильнее погрузиться в эту тему и исследовать её нюансы, советуем заниматься с преподавателем. Например, на курсах обществознания в Skysmart. Начните знакомство в платформой на бесплатном вводном уроке!
Воля и ответственность
Свобода является только одной стороной целостного феномена. Его позитивный аспект заключается в наличии ответственности. Свобода личности способна переходить в простой произвол, если ее не переживают с точки зрения ответственности.
В определенном смысле воля является частью психической деятельности. В дополнение к этому, воля считается рефлекторным процессом. Предпосылки развития воли и волевого поведения можно найти у животных, каждое из них обладает врождённой реакцией (стимул — это ограничение движений).
Таким образом, воля в качестве активности, связанная с потребностью в преодолении преград, наделена самостоятельностью в отношении мотивов, которые изначально создали поведение. Специфические действия определенных лекарств на организм и «силу» воли дают возможность рассматривать мозговой аппарат, реализующий рефлекс «свободы».
Доказано, что на механизмы волевого воздействия и усилия влияют речевые сигналы (труды Леонтьева, Лурии, Выготского). Воля напрямую связана с действиями, эмоциональной сферой и сознанием человека. Отсюда следует, что воля — это самостоятельная форма психической жизни индивида.
Эмоции призваны обеспечивать мобилизацию энергетических ресурсов, и позволяют перейти к соответственным формам реагирования индивида на внешние (внутренние) значимые сигналы. В противовес этому воля создает препятствия чрезмерной генерации эмоционального возбуждения. Она способствует тому, что происходит удержание начально выбранного направления.
Волевое поведение может выступать как источник позитивных эмоций. Это произойдет до того момента, как будет достигнута конечная цель (с помощью удовлетворения потребности и преодоления самих препятствий). По этой причине самая продуктивная деятельность человека представлена сочетанием сильной воли и оптимального уровня эмоционального напряжения.
↑ Понятие «свобода»
В древние времена свободным был тот, кто не являлся рабом. С юридической точки зрения, свобода — это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики — отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода — это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе — это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.
Статья 29Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Всеобщая декларация прав человека
Свобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.
Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.
Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.
Ядро свободы — выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор — это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.
Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.
Свобода | ||
экономическая | политическая | духовная |
это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий | это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида | это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой |
Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.
Связь между свободой и необходимостью в человеческой деятельности
Свободен человек выбирать или всё вокруг нас подчиняется судьбе — фундаментальный вопрос философии. Одни считают, что мы вольны сами направлять свою жизнь, другие же — что любой наш выбор — это результат необходимости.
Необходимость — это закономерное развитие событий, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях.
Но это лишь одна из точек зрения на необходимость. В этом ключе человек несвободен — он лишь подчиняется обстоятельствам. А то, что должно случиться, непременно произойдёт даже вопреки нашей воле.
Но есть и другие. Например, в христианстве принято считать, что человек свободен выбирать лишь между добром и злом. Другие же философы говорят о том, что необходимость связана с законами природы, которые мы не можем изменить, а можем лишь подстроиться под них, т. е. вынужденно сделать выбор.
Пример № 2.
Рассмотрим, к примеру, природные катаклизмы
Япония — страна, в которой настолько часто случаются землетрясения, что местные жители уже давно перестали обращать на них внимание. А всё потому, что их общество приспособилось к особенностям географического расположения, из-за которого их постоянно «трясёт»
У японцев был выбор — адаптироваться к природе или позволить катастрофам уносить жизни людей. И они выбрали первое — начали строить здания так, чтобы те стали устойчивы к подземным толчкам. Сегодня многие высотки Японии содержат внутри специальный «экзоскелет» с амортизаторами. Из-за них кажется, что во время землетрясения здание шатается из стороны в сторону. Выглядит это страшно, но на деле дома остаются безопасными.
Фатализм и волюнтаризм
Размышления философов на тему свободы и необходимости в деятельности человека привели к образованию двух противоположных концепций: фатализма и волюнтаризма. Разберёмся, что означает каждое из этих понятий.
Фатализм — это концепция мировоззрения, согласно которой свобода — это познанная необходимость, и все процессы в мире, в т. ч. человеческий выбор, ей подчиняются.
Если говорить проще, это учение о том, что будущее предрешено, а выбор самого человека в этом будущем не играет никакой роли.
В рамках этой концепции принято считать, что случайности не случайны и в жизни людей нет и не может быть иных возможностей, кроме тех, что уже предопределены. Но в таком случае и сам человек представляется не как свободная личность, а как лишённый выбора механизм. И программу для него задаёт судьба, рок или высшая сила.
Пример № 3.
Яркий пример фатализма показывает гомеровская «Илиада». В ней Зевс взвешивает на чаше весов судьбы Гектора и Ахиллеса, и понимает, что Гектору не победить в этом сражении. И тогда он предлагает богам защитить его, но Афина отвечает, что его судьба уже предрешена. Так Гомер показывает, что даже всемогущий бог, ведающий миром, не может пойти против судьбы.
Волюнтаризм — это концепция мировоззрения, согласно которой человеческая воля берёт верх над всем сущим.
Это учение признаёт волю человека как двигатель всех процессов в мире и единственно верную ценность. Согласно этой концепции люди вольны сами направлять свою судьбу, т. е. поступать так, как хочется. При этом такая воля ничем не ограничена. А значит, желания человека постоянно пересекают границы других людей и здравого смысла.
Пример № 4.
Римского императора Калигулу принято считать одним из самых ярких волюнтаристов в истории человечества. Жестокий и беспринципный правитель желал стать богом и подчинить своей воле все мыслимые и немыслимые законы, например экономические механизмы.
Калигула обожал купаться в роскоши и регулярно запускал руку в государственную казну. А когда экономика страны зачахла, он придумал «волшебную» экономическую модель — приказал использовать раковины моллюсков вместо денег. Разумеется, план не сработал, т. к. не имел ничего общего со здравым смыслом.
Проверьте себя
Подумайте и назовите несколько примеров проявления фатализма и волюнтаризма из литературы, кинематографа или истории.
Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!
Личная ответственность
Замечание 2
Ответственность представляет собой категорию этики и права. Она отражает особенное социальное и моральное (правовое) отношение личности к обществу и к человечеству в целом.
Мера личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности увеличивается благодаря построению современного общества, внедрению сознательного начала в социальную жизнь, приобщению народа к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию.
Категория «ответственность» довольно многообразна. Ее существование было предопределено общественным характером поведения человека, отражая связь между обществом и отдельным человеком. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. В любой жизненной ситуации людям необходимо сопоставлять поступки с нормами и ценностями, которые существуют в обществе.
Действуя в соответствии с нормами и интересами окружающих людей, человек поступает ответственно. В свою очередь, общественная сфера постоянно контролирует действия субъекта с адекватной реакцией на различные варианты поведения:
- Поощрение,
- Одобрение,
- Ответственное поведение,
- Наказание нарушителя.
В широком смысле личность человека — это интегральная целостность биогенных, психогенных и социогенных составляющих. В биологическую основу личности необходимо включить нервную систему, железы, обменные процессы (жажду, голод, половое влечение), анатомию, половые различия, развитие и созревание организма.
Социальный аспект личности в отношении ответственности характеризуется воздействием культуры и структуры общностей, где воспитывался человек и в которых принимает участие. Важнейшие социогенные слагаемые личности представлены социальными ролями, которые выполняются в различных общностях (семья, школа, группа сверстников). Сюда также необходимо включить субъективное «Я», то есть то, что создано под воздействием других (представление о себе, отраженное «Я» или система представлений о себе, которая создается из представлений других).
Проблема свободы и ответственности человека
Для начала стоит интерпретировать оба эти понятия. Свобода – одна из главных сложнейших философских категорий, определяющих сущность человека. Она представляет собой способность индивида мыслить и совершать определенные действия, исходя исключительно из собственных намерений, интересов и желаний, а не под воздействием извне.
В современном мире, в условиях ускоренных темпов эволюции цивилизации, особая роль личности в общественных рамках достаточно быстро укрепляется, ввиду чего все чаще появляется проблема свободы и ответственности личности перед социумом.
Начиная с античных времен и до наших дней практически все развитые философские системы увлечены идеей свободы. Первая попытка объяснить органическую взаимосвязь свободы с необходимостью ее признания принадлежит Бенедикту Спинозе. Он трактовал данное понятие с точки зрения осознанной необходимости.
Далее понимание диалектического единства данного союза выражено Фридрихом Гегелем. С его точки зрения научным, диалектико-материалистическим решением рассматриваемой проблемы будет признание свободы в качестве объективной необходимости.
В социуме свобода личности существенно ограничивается его интересами. В связи с этим возникает проблема: отдельно взятый человек – это индивид, и его желания часто не совпадают с интересами общества. Поэтому личность должна следовать общественным законам, ведь иное чревато последствиями.
Также необходимо отметить синкретизм таких понятий, как свобода и ответственность человека, ввиду того, что первое не является вседозволенностью, и за нарушение сторонних прав и свобод индивид несет ответственность в соответствии с законом, принятым социумом. Ответственность – это так называемая цена свободы
Проблема свободы и ответственности актуальна в любой стране мира, что делает ее приоритетной, а поиск решения – первостепенно важной задачей
Что такое свобода
В статье «Свобода и необходимость в человеческой деятельности» мы уже разбирали это понятие
Но чтобы раскрыть связь свободы и ответственности с точки зрения обществознания, важно вспомнить его ещё раз. Давайте сделаем это.
Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.
Пример № 1.
В детстве Степан мечтал заниматься танцами, но родители посчитали это хобби недостойным будущего мужчины и отдали мальчика на хоккей. Когда Степан стал взрослым, он решил воплотить детскую мечту — начал ходить на вечерние занятия танцами после работы. Несмотря на то что не все друзья поддержали его в этом, он всё равно сделал выбор в пользу интересов, потому что танцы делают его счастливым. Это пример того, как может проявляться свобода.
Итак, свобода — это то, что даёт нам волю сделать выбор. При этом у каждого отдельного человека есть свои возможности реализовать её. На это влияют несколько социальных факторов. Разберём их на примерах:
-
Уровень развития общества. У человека из Средневековья и человека из нашего времени есть разные возможности, чтобы свободно делать выбор.
-
Социальные нормы. Сотню лет назад европейское общество порицало женщин, которые носили брюки. Сегодня же это стало нормой.
-
Положение человека в обществе. Обеспеченным людям доступен более богатый выбор материальных благ, чем нуждающимся.
-
Формы общественной деятельности. В общении с людьми и во время работы перед человеком стоят разные виды решений, которые он свободен принимать.
-
Социализация. Если человек рос в обществе, он обычно умеет ладить с людьми и перед ним открыты многие двери, связанные с общением. С другой стороны, человек, который рос вдали от цивилизации, будет ограничен в свободном выборе, когда попадёт в общество.
Проверьте себя
Приходилось ли вам делать свободный выбор, похожий на тот, что описан в примере? Расскажите о нём.
Проблема личности в рамках философии экзистенциализма
Данное понятие с точки зрения экзистенциализма – это самоцель, а коллектив в связи с этим – лишь средство обеспечения возможности материального существования входящих в него индивидов. При этом социум призван сделать доступным свободное духовное развитие каждой личности, гарантируя правовой порядок относительно посягательств на ее свободу. Однако роль общества по сути своей отрицательная, и свобода, предлагаемая индивиду, выступает частным проявлением (свобода политическая, экономическая и др.).
Представители данной философии считали, что истинная свобода постижима только в духовном аспекте (противоположном социальному), где индивидуумы рассматриваются в качестве экзистенции, а не субъектов правовых отношений.
Центральная проблема личности в философии экзистенциализма — отчуждение ее от социума, которое понимается как трансформация продуктов деятельности индивида в самостоятельную враждебную силу, а также в качестве противостояния государства конкретно человеку и всей организации труда, общественным институтам, другим членам общества и т. п.
Особо углубленно данная философия исследует субъективные переживания относительно отчуждения личности от внешнего мира (к примеру, чувство апатии, равнодушия, одиночества, страха и др.).
По мнению экзистенциалистов, человек вопреки своей воле помещен в этот чужой для него мир, в определенную судьбу. В связи с этим индивида постоянно волнуют вопросы, касающиеся смысла его жизни, причины существования, ниши в мире, выбора своего пути и т. д.
Несмотря на гипертрофированное духовное начало человека (иррациональное), экзистенциализм внес существенный вклад в развитие различных философских подходов, в которых человек воспринимался как личность, направленных на выявление людской сущности.
Проблема личности в философии экзистенциализма нашла свое отражение в современном аспекте данного вопроса. В ней присутствуют так называемые перегибы, но это не помешало ей привнести ценный вклад в особое восприятие индивида и социума. Философия экзистенциализма посредством своих принципов указала на необходимость тщательного пересмотра сложившихся в настоящее время ценностных ориентиров, которыми руководствуется и общество, и человек как личность.
Философские подходы к интерпретации данного понятия
Представители античной философии (Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур и др.) считали, что свобода – смысл и цель человеческого существования.
Средневековые схоласты (Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.) воспринимали ее в качестве разума, а любые совершаемые поступки при этом были возможны исключительно в рамках церковных догматов, в противном случае свобода отождествлялась с ересью, тяжким грехом.
Представители Нового времени (Поль Анри Гольбах, Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.) интерпретировали свободу в качестве естественного состояния человека, пути к справедливости и социальному равенству.
Тщательно исследовалась рассматриваемая проблема немецкими классическими философами. К примеру, Иммануил Кант считал, что свобода – интеллигибельный предмет (идея), присущий только человеку, а для Иоганна Фихте она – исключительная абсолютная реальность.
Понятие свободы воли
Принцип свободы воли рассматривается в рамках религии, этики и науки. Так, в религии свобода воли предполагает, что желания и выбор человека сосуществуют с божественным всеведением. В науке существование свободы воли подразумевает возможность людей нести моральную ответственность за собственные действия. Исследование свободы воли помогает определить варианты прогнозирования человеческого поведения.
Свобода и ответственность представляют собой определяющие и сущностные основания. На современном этапе развития общества они выступают в качестве незыблемых принципов существования человечества в целом. Не менее ценным является то, что они являются императивом развития человека и человечества.
Если соотносить свободу и ответственность, то в современном мире основной, все же, считается ответственность. Именно данная категория способна заставить людей нести ответственность за личные и общественные проблемы. Это дает возможность предположить позитивную динамику в решении общих человеческих проблем.
Вопрос воспитания воли обладает огромным значением для педагогики и психологии. По этой причине производится разработка различных методик, которые направлены на тренировку способности поддерживать усилия для достижения целей.
Замечание 1
Воля напрямую связана с характером человека. Она играет важную роль в ходе формирования индивида как личности. Считается, что характер, наряду с интеллектом, — это основа волевых процессов.
В психологическом плане свобода личности, прежде всего, представлена свободой воли. Ее можно определить в отношении двух аспектов:
- витальные влечения,
- социальные условия жизни человека.
Человек не может быть свободным от социальных условий, но он имеет свободу занимать позицию в их отношении (условия не обусловливают человека в полной мере). От человека, в рамках его ограничений, будет зависеть, сдастся он или уступит условиям.
↑ Свобода как необходимость
«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.
Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.
В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.
Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения — волюнтаризм и фатализм.
Волюнтаризм — (от лат. «voluntas» — «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного — это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.
Фатализм — (от лат. «fatalis» — «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).
Что такое свобода
В статье «Деятельность человека» мы уже рассматривали виды человеческих активностей и то, что может нас на них мотивировать
Однако с этим понятием связано и ещё одно, не менее важное
Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.
Свобода — понятие с философскими корнями. Оно существует с эпохи Ренессанса, но по-настоящему ломать голову над вопросом свободы люди начали гораздо раньше. Сегодня же под этим термином мы понимаем личный выбор человека в том, какой образ жизни ему вести, как участвовать в экономике общества и т. д.
При этом варианты этого выбора зависят от многих социальных факторов. На схеме ниже мы перечислили их все.
Что может ограничивать свободу
Мы выяснили, что свобода — это про способность выбирать и принимать решения. Но надо помнить, что мы всё ещё живём в обществе, рядом с другими такими же людьми. А потому и свобода не может быть неограниченной, т. е. абсолютной. Делая выбор, человек должен понимать, к каким последствием он приведёт. Это называется ответственностью.
Личная ответственность — перед собственными моральными принципами, законом и другими людьми — это один из факторов, которые ограничивают свободу человека. Кроме неё есть и другие, например, свобода окружающих.
Пример № 1.
Предположим, вы захотели громко послушать музыку ночью. Сделать это — ваш личный выбор
Но важно помнить, что этим вы ущемите право других людей на здоровый отдых ночью
И если вы всё-таки решите сделать этот выбор, то ощутите на себе все тяготы ответственности. Это будет осуждение со стороны ваших соседей и штраф за нарушение общественного порядка, если они решат вызвать полицию. А ещё к санкциям может подключиться ваша совесть. Например, если вам станет стыдно за то, что вы разбудили среди ночи соседского грудного ребёнка.
Проверьте себя
Придумайте ещё несколько примеров ситуаций, в которых выбор одного человека может ограничить свободу окружающих. Предположите, какие будут ждать нарушителя в каждом из этих случаев.
Во время ответа не забывайте опираться на материалы этой статьи.
Понятие свободы
В обществознании под свободой понимается способ существования человека, подразумевающий возможность выбора. Человек вправе решать, как поступить в определённой ситуации: что съесть на завтрак, во что одеться, чем заняться. Ориентируясь на собственные интересы, предпочтения, ценности и идеалы, он самостоятельно определяет цель своего существования, пути её достижения, анализирует возможные варианты действий.
Рис. 1. Человек в ситуации выбора.
Человек приобретает свободу, если в обществе сформированы условия для этого. Кратко перечислим факторы, влияющие на способность выбора.
- Высокий уровень общественного развития.
- Место, которое человек занимает в социуме.
- Принятые нормы поведения (моральные, юридические, этические).
- Самосознание личности, то есть способность анализировать собственные интересы и потребности, действовать в соответствии со своими ценностями и идеалами.
В течение длительного времени многие люди не имели возможности распоряжаться собственной жизнью. В период рабовладельческого общества люди воспринимались как товар. В Северной Америке до 1865 года к чернокожим выходцам из Африки относились как к созданиям без души, которые рождены, чтобы удовлетворять потребности хозяев. Похожая ситуация была и в нашей стране до отмены крепостного права в 1861 году.
Рис. 2. Крепостные крестьяне.