Структура культуры

Культура: понятие, структура и функции

2.2. Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

·Познавательный знаково-символический элемент — знания,
представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е.
языке. Язык — это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений,
идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и
символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное,
изображённое…

  • Ценностная система. Ценность — свойство вещей,
    явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология — наука о
    ценностях).
  • Образцы поведения — традиции, обычаи, обряды.

Динамика культуры

Динамика исторического процесса ставит перед культурой всё новые вызовы, поэтому механизмы обновления так же важны для неё, как и механизмы «социального наследования» (подобно наследственности и изменчивости биологической информации). В развитой культуре обычно существуют разновидности «культурной оппозиции» (контркультуры), разрабатывающие системы альтернативных смыслов и значений, позволяющие менять вектор развития культуры (иногда такое изменение принимает форму культурной революции, как, например, при рождении протестантской культуры в Европе).

Культура всегда меняется со временем, но прогрессивное развитие в исторической динамике культуры не является обязательным. Большинство культур, достигнув определённого уровня развития, вступают в состояние гомеостаза, когда изменения не ведут к общему усложнению системы в целом. Дискуссионным является вопрос о том, существуют ли общие законы и этапы развития культуры (точка зрения эволюционной школы, лидер которой, Э. Б. Тайлор, построил универсальную шкалу культурного прогресса, расположив на её вершине западное общество) или каждая культура развивается своим особым путём (точка зрения культурного плюрализма, или мультикультурализма, отказывающаяся от оценочного сравнения различных культур и преобладающая в антропологии после работ Ф. Боаса, Р. Бенедикт и М. Мид). Исследователи, стоящие на позициях эволюционизма, обычно связывают развитие культуры с развитием технологий (Л. Г. Морган, К. Маркс, Л. Уайт, Д. Белл и др.). Мыслители, придерживающиеся культурно-исторического подхода, считают культуру движущей силой развития общества и описывают жизненные циклы культуры (этапы генезиса, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения культуры в концепции П. А. Сорокина). С точки зрения представителей традиционализма (Р. Генон и др.), культуры деградируют в ходе исторического процесса.

Особую роль в развитии культуры играет формирование новых систем коммуникации и кодирования, фиксирующих и транслирующих информацию. Г. М. Маклюэн связал их развитие со ступенями цивилизационного прогресса, выделяя эпохи дописьменного общества, письменности, книгопечатания, радио и телевидения; в каждый из этих периодов резко увеличивался объём доступной индивиду информации. Новую эпоху открыло распространение компьютеров и компьютерных сетей, охватывающих весь мир и сплетающих различные культуры в одно целое. Экономический и другие факторы также ускоряют процесс глобализации, ведущий к формированию единой мировой культуры.

В разных культурах возможности инноваций и творчества различны. Для многих культур и сфер культуры (например, религии или искусства) характерно противостояние фундаментализма (ориентации на традицию) и модернизма (ориентации на новаторство). В мировоззрении доиндустриальных обществ приоритетную ценность имеет поддержание традиции, в индустриальном гораздо бóльшая ценность придаётся прогрессу и инновациям, которые разрабатывает социальный слой интеллектуалов. В постиндустриальном «информационном» обществе инновации становятся центральным продуктом культуры, основой экономического развития. Культура западной «техногенной» цивилизации оказывает всё более сильное одностороннее воздействие на традиционные культуры, запуская в них процессы модернизации. В 20 в. всеобщая грамотность и школьное образование, появление телевидения, массовое производство и потребление стандартизированных товаров, расцвет индустрии развлечений разрушили традиционные народные культуры, сформировав унифицированную массовую культуру.

Виды культуры.

Культура делится на определенные
виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия
человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура.
Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно
взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной
культуры – ее неотождествленность ни материальной жизни общества, ни материальному
производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура
характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека,
раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности,
творческие возможности, дарования.

Материальная культура – это
культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса,
т.е. места жительства(жилища, дома, деревни, города); культура отношения к
собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает
многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную
культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую,
религиозную.

По мнению некоторых
культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к
духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры,
«пронизывая» всю ее систему. Эта экономическая, политическая, экологическая,
эстетическая культура.

Содержание и воздействие культуры на человека.

По содержанию и влиянию культуры
на человека ряд исследователей предлагает делить ее на прогрессивную и
реакционную. Культура как формирующее человека явление может воспитывать
личность не только нравственную, но и безнравственную.

Исторически культуру связывают с
гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения
техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры
общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на
совершенствование человека. Таким образом, критерием, культуры является
гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному
признаку – актуальности.

Актуальная – это та культура,
которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную
культуру, что хорошо иллюстрирует мода не только в одежде, но и в культуре.
Актуальность культуры – это живой, непосредственный процесс, в котором что – то
нарождается, набирает силу, живет, умирает.

В структуру культуры входят
субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах;
функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности,
различные его стороны и аспекты. Структура культуры сложна и многогранна. Она
включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию,
нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы
взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального
явления, как культура.

5. Вывод.

По своей структуре — культура
это многоуровневая система открытого типа. Полифункциональная система. Функция
культуры синхронна, образуется вместе, одновременно. Наиболее характерны:

гуманистическая

человекообразующая (человек
творит культуру, но и культура – человека)

функция социализации (человек со
временем усваивает социальные нормы)

аккумулирующая (накопительная)
(культура – это память человечества)

транслирующая функция

коммуникативная функция
(культура связывает эпохи, нация, народы)

сигнификативная (знаковая)
функция (приписывание значений ценностей, предписание)

нормативная (культура содержит
нормы, стандарты, обычаи, законы… из этих компонентов создаются более сложные
комплексы: мораль,…)

релаксационная (культура
позволяет расслаблять человеку свое напряжение в результате свое деятельности –
отдых)

Список литературы

Культурология. История мировой
культуры: Учеб. Пособие для вузов/ А. Н. Макарова, Л. А. Никитич, Н. С.
Кривцова, и др.; Под ред. Проф. А. Н.. Макаровой. – М.: Культура и спорт,
ЮНИТИ, 1995. – 224 с.

Основы культурологии. Мамонтов
С. – М.,1994.

http://www.countries.ru/ —
Сервер культурологии.

Конспект по культурологии

1. Главная функция — человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон
говорил о ней — «cultura animi» — возделывание, взращивание духа. Сегодня эта
функция «возделывания» духа человека приобрела не только важнейшее, но и во
многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества
должны решать люди с обновленным духом, иной волей к «преображению жизни».

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией
исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой
сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи
социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к
другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом
трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно
культуру считают социальной памятью человечества.

Однако культура — это не некий «склад», «хранилище» запасов социального опыта, а
средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших
«образцов», имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение
данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими
последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на
потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма») со всеми вытекающими отсюда
последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая)
и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший
социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает
способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать
благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то
общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания,
содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением
(регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности
людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе
влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех
или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры
поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion — знак) функция является важнейшей
в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура
предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем
овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный
или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в
качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические
языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке,
супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки
(физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми
системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia — ценность) функция отражает
важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система
ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и
ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности
того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как
правило, выступает критерием соответствующей оценки.



Структурно-функциональный подход Т. Парсонса

Т. Парсонс в качестве основных единиц системы указал следующие структурные категории:

  1. Статусно-ролевой комплекс. В социальной системе функция роли имеет первостепенное значение. Общим адаптивным ресурсом любого социума являеться способность выполнять ролевые действия.
  2. Нормы и ценности. Основным связующим звеном культурной и социальной систем являются ценности. Нормы, в основном, носят социальный характер, регулируют социальные отношения и процессы. В развитых обществах правовая система выступает структурным фондом норм.
  3. Коллективные образования. Индивиды могут реализовывать социально значимые функции только в коллективе.
  • экономика – выполняет функцию приспособления к внешней среде через труд, включает производство и распределение;
  • политика – реализует функцию целедостижения;
  • система попечения – осуществляет латентную функцию, передает нормы и ценности, культурные образцы;
  • социетальное сообщество – осуществляет функцию интеграции, координирует разные элементы общества.

Замечание 1

Культура объединяет индивид с социальными системами, является посредником при взаимодействии людей, может выступать элементом других систем. Социокультура воплощена в нормах и ценностях, усваиваемых личностью, существует в виде социального запаса понятий, символов, знаний.

Структурирование социальной культуры

Существуют разнообразные критерии упорядочивания, структурирования социальной культуры, позволяющие создавать разные конфигурации структуры.

Варианты структурирования культуры:

  1. Критерий структурирования – сферы общественной жизни. Общее пространство социокультуры включает политическую, правовую, экономическую, научную, религиозную, художественную, техническую, нравственную культуру, а также культуру межэтнических отношений.
  2. Критерий структурирования – ценности общества. Система ценностей имеет определенную иерархию, определяющую особенности мировосприятия и мироощущения, мировоззрение, образ жизни, своеобразие повседневных идеологий и жизненных практик носителя данного менталитета. Основными ценностями, «ядром» являются базисные элементы культуры, первичные «образы», «смыслы», «образцы», создающие постоянные модели культуры. Эти элементы обозначают особенности характера, мировоззрения, творчества, исторической судьбы народа, они аккумулируют коллективный опыт народа. К ценностной системе общества относятся «периферические» ценности, перенесенные из других культур или новообразовавшиеся. Между «ядром» и «периферией» происходит обмен элементами, который вызывает в культуре революционные и эволюционные процессы.
  3. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс). Критерий структурирования – общество, выступающее в качестве относительно самодостаточного сообщества. Члены данного сообщества способны удовлетворять свои потребности и существовать в его рамках.
  4. Модель Э. А. Орловой показывает в строении культуры соотношение специфичных и специальных характеристик. В структуре социокультуры выделяют обыденную и специализированную культуру. Обыденная культура состоит из блоков: организационный, познавательный, трансляционный. Специализированная культура включает культурные аспекты социальной организации, социально значимое знание, каналы передачи социально значимого опыта.
  5. Критерием структурирования выступает фактор социальной стратификации.

2.1. Понятие «Культура», его эволюция. Сущность культуры

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи
выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и
т.д.

Человек — это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в
значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура
выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным
мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые
формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего
временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура
выступает, как «мера человека».

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это
деятельность, отмеченная знаком «+».

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам
Н.Бердяева «существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем
не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и
истребления.» «Всякая национальность — есть богатство единого и братски
объединённого чел., а не препятствие на его пути.»

Достоевский: «Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через
национальное.» Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою
национальность. Таким образом культура — это единство общечеловеческого и
национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями
всего человечества. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех
национальных культур.

Национальная культура в свою очередь — синтез народной и учённой культуры,
культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык,
культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в
культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке
деятельности людей, поступков,… нельзя преувеличивать, что может привести к
самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

Связь с прошлым, традиция — одна из фундаментальных характеристик культуры.
Вопрос о соотношении традиции и новаторства — одна из вечных проблем культуры.

Традиции — формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и
новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание
традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым — к
разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное,
происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной
культуры.

Массовая культура — коммерческий характер, серийность примитивизация
отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности,
условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса,
жажда обладания вещами…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: