Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды

М. г. рыбакова. массовая культура: характерные особенности, пути трансформации. культура и мир

Современные примеры массовой культуры

Поскольку массовая культура пронизывает все стороны жизни человека и общества, примеров ей существует великое множество. Причем на каждом этапе развития общества возникают свои примеры массовой культуры. В настоящий момент ключевое влияние на формирование культурных ценностей оказывает Интернет и телевидение, раньше люди черпали информацию из радиопрограмм, еще раньше – из газет.

Вот некоторые современные примеры массовой культуры.

  • Популярные передачи и ток-шоу на телевидении и в Интернете.
  • Фильмы, сериалы.
  • Авторитетные газеты и журналы и их электронные аналоги.
  • Современная литература и другие активно навязываемые рекламой художественные произведения.
  • Поп-музыка.
  • Массовые мероприятия (шоу) и соревнования (спортивные, интеллектуальные, культурные).

О рекламе нужно сказать особо. Она является важнейшим атрибутом массовой культуры потому, что ничто другое (включая телесериалы и поп-музыку) не влияет на формирование общественных ценностей так сильно. Суть рекламы в том, чтобы создать у целевой аудитории впечатление популярности рекламируемого продукта или услуги, а популярность – это и есть массовость по определению, поэтому любой рекламный ролик является примером массовой культуры.

Виктор Пелевин

Разберем критерии принадлежности бренда к массовой культуре на примере Виктора Пелевина, знаменитого российского писателя и автора множества популярных романов.

  1. Широкая аудитория. Виктор Пелевин привлекает читателей различных возрастов, социальных и культурных групп. С одной стороны, его книги обращаются к более молодому поколению, которое интересуется современными вопросами, поп-культурой и медиа. С другой стороны, зрелые люди находят в его работах примеры серьезных философских и религиозных размышлений (как правило, на темы буддизма). Благодаря своей доступности и разнообразию, произведения Пелевина становятся бестселлерами и завоевывают сердца непохожих читателей.
  2. Актуальность. Виктор Пелевин – блестящий пример умения затрагивать в литературе актуальные мотивы. Писатель использует сюрреализм и постмодернизм для создания абсурдных и ироничных ситуаций, которые вынуждают читателей задуматься о реальности привычного им мира. Пелевин критически осмысливает различные злободневные аспекты современного общества, такие как политическая конъюнктура, идолы масс-медиа и повальное потребительское рабство, что делает его книги вызывающими, интригующими и желанными для большого числа читателей.
  3. Взаимодействие с массовой культурой. Пелевин умело интегрирует элементы массовой культуры в свои произведения, используя примеры различных мемов, рекламных слоганов и образов из поп-культуры для создания запоминающегося сатирического и ироничного контекста. Это позволяет читателям узнавать знакомые элементы и легче воспринимать авторские послания. Подобное заигрывание с массовой культурой делает произведения Пелевина особенно привлекательными для малообразованной аудитории, не привыкшей считать себя таковой.
  4. Экранизации и адаптации. Некоторые книги Виктора Пелевина были экранизированы в полнометражные фильмы (например, “Ампир V“, “Мизинец Будды“, “Ничего страшного” и “Generation П“) и адаптированы для театральных постановок. Это помогло его произведениям достичь еще большей аудитории, которая, возможно, никогда не прочла бы его книги. Экранизации и адаптации укрепляют положение Виктора Пелевина в массовой культуре, расширяя его влияние и привлекательность для разных групп зрителей.

Основные направления и проявления массовой культуры

Основными направлениями и проявлениями массовой культуры являются:

  • Индустрия «субкультуры детства» (игрушки, художественные произведения для детей, товары детского потребления, детские лагеря, клубы, организации и т.д.) Предназначена для внедрения в сознание детей унифицированных форм личной и социальной культуры, закладывающих базовые ценностные установки, пропагандируемые в обществе.
  • Средства массовой информации. Манипулируют сознанием людей и формируют общественное мнение в интересах своего заказчика.
  • Система национальной идеологии и пропаганды. Формирует и контролирует политико-идеологические ориентации граждан, манипулирует сознанием населения в интересах правящих элит.
  • Массовые политические движения (молодежные и партийные организации, демонстрации, манифестации и т.д.). Вовлекают в различные политические акции широкие слои населения.
  • Массовая социальная мифология (социальная демагогия, национал-шовинизм, популизм, «охота на ведьм» и т.д.). Замещает анализ многофакторных, сложных причинно-следственных связей между событиями и явлениями простыми и фантастическими объяснениями, дает выход эмоциям в инфантильном проявлении.
  • Индустрия развлекательного досуга (массовая художественная культура, постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт и т.д.).
  • Индустрия оздоровительного досуга и физической реабилитации (курортная индустрия, культуризм, аэробика, массовое физкультурное движение, спортивный туризм, система парфюмерных, косметических, медицинских услуг и т.д.).
  • Индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, кружки по интересам, коллекционирование, научно-популярные викторины, игры и т.д.).
  • Игровые комплексы (механические игровые автоматы, системы виртуальной реальности).
  • Система организации, управления и стимулирования потребительским спросом на услуги, вещи, идеи. Формирует в общественном сознании стандарты социально престижных стилей жизни, образов, интересов и потребностей.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Часто задаваемые вопросы

С понятием “массовая культура” связано несколько популярных вопросов, которые часто задают те, кто хочет лучше разобраться в предмете. Самые распространенные из них приведены ниже.

Могла ли массовая культура существовать в традиционном обществе?

Учитывая тот факт, что массовая культура доносится одновременно всем слоям населения, можно сделать вывод, в традиционном обществе данный вид культуры существовать не мог. Для понимания и впитывания культуры должны быть налажены соответствующие механизмы, то есть ее институты. В традиционном обществе таких институтов не существовало, а культура была элитарной, так как могла передаваться только узкому кругу населения, к примеру, богословам, ученым и аристократии. Массовая же культура как восприятие ценностей одновременно всеми слоями населения – это сравнительно новое изобретение.

Почему в индустриальном обществе преобладает массовая культура?

Индустриальное общество возникло с внедрением автоматизации, с появлением целой сети заводов, призванных повысить производительность труда и, как следствие, прибыль. В таком обществе активно развивалась наука и техника, ценились дисциплина и трудолюбие. В результате резко возросшей конкуренции появлялись новые рычаги влияния на общество. Как раз в это время и зародилась масс-культура, подхватив ключевые признаки индустриального общества, среди которых массовость и коммерциализация являются основными. Вполне логично, что, являясь детищем индустриального общества и разделяя его идеалы, масс-культура полностью им доминирует.

Cовременное состояние

Наблюдается противоречие: если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто задает тон изменениям. Дело в том, что в каждой эпохе находятся люди, создающие что-то: научное открытие, изобретение, новый жанр музыки и прочее.Культурологи отмечают, что появилась тенденция к индивидуализации массовой культуры. Реклама, кино, литература все чаще претендуют на высокое качество продукта, глубокий смысл и множественную дифференциацию.Да и мифы меняются. К темам успеха, любви и счастья, прибавилось обсуждение проблемы толерантности, взаимопомощи, саморазвития и креативности. А в продуктах популярной культуры прослеживаются почерки авторов. Направление разбилось на подуровни, у каждого из которых можно назвать характерные особенности:

  • Кич. Масскультура в своем первозданном виде. Сначала присутствовала только в прикладном искусстве, позже перешла во все его виды: кино, ТВ. Кич учит мыслить стереотипами, сюжеты программ клишированы, не ставят вопросов, просто развлекают зрителя.
  • Мид. Тип похож на традиционную культуру, задает тон массовому мышлению.
  • Арт. Продукты наделены глубоким художественным содержанием, развивают эстетическую сторону личности.

Высший уровень близок к элитарной культуре. Его создают и потребляют люди с высоким уровнем образования. В целом же массовая культура стремится достичь среднего уровня (мид). Поп-культура сейчас проходит новый этап становления, который может привести к новым немассовым, но доступным продуктам потребления.

Определение и возникновение масскультуры

Согласно понятию из обществознания, масскультура определяется как совокупность потребительских элементов со всего мира. Они производятся в промышленных масштабах. Это повседневная культура общества, которую потребляют миллионы людей, залы, стадионы.Родиной масскультуры считают США. Символ эстетики поп-культуры — Голливуд. Оттуда спустя несколько или десятки лет в Россию приходят молодежные субкультуры, стандарты красоты и моды, ценности.Масскультура — продукт индустриального общества. Она появилась в начале XX века. Объяснить ее зарождение можно через анализ предпосылок формирования:

  • массовизация труда, отдыха;
  • появление новой социальной категории — масса;
  • повышение статуса рабочего класса;
  • расширение демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • вхождение рабочих в гражданскую жизнь.

Временем появления поп-культуры считают 1870—1890-е годы. В это время в Великобритании и ряде других европейских стран был принят закон об обязательной общей грамотности населения. Его можно считать истоком повседневной культуры.

Масскультура не может существовать без средств массовой коммуникации. Идеи транслируются через три направления, каждое из которых имеет свою специфику:

  • Газеты, радио, телевидение, блоги, социальные сети и другие СМИ. Воздействуют на общество регулярно, но изолированно (на отдельные группы).
  • Реклама, кино и другие средства массового воздействия. Влияют на среднестатистического потребителя, действуют не регулярно.
  • Телефон, интернет и другие технические средства коммуникации. Служат для передачи личной информации, воздействуют на отдельные единицы.

Коммерция — главный элемент культуры. Зрители готовы платить деньги за то, чтобы их отвлекали от проблем чем-то незаурядным, вносили разнообразие в жизнь, развлекали.

Это интересно: Рокки Марчиано (краткая биография)

Массовая культура: особенности развития в современный период

Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.

Массовая культура представляет собой динамичное явление, изменяемое под влиянием различных факторов. Та массовая культура, которая возникла более 100 лет назад, была совсем не той, что в 60-70 годы прошлого столетия. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Как правило, ученые отмечают, что культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, дифференцированными, с претензией на качество и глубокий смысл. Таковыми могут быть и рекламные ролики, и кинематограф, и музыка, и массовая литература, и пресса, и многое другое.

Сегодня помимо успеха и чуда, культивируются проблемы толерантности, креативности, взаимопомощи, неординарности в решениях и т.д. А сами произведения масскульта нередко обладают индивидуальным почерком и стилем. Тогда как сама массовая культура переживает демассификацию, появление нескольких уровней в своем производстве, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт. Сегодняшняя сетка СМИ насыщена самыми разными по качеству произведениями массовой культуры – от примитивных (например, дешевые телесериалы) до утонченных (например, авторский кинематограф).

Важно также отметить, что объективная оценка массовой культуры предполагает, что мы должны не только фиксировать позитивные черты ее проявлений (например, в функциях, которые она выполняет). Не меньшую значимость приобретает сегодня и знание о тех скрытых социокультурных угрозах, которые несет в себе массовая культура

Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека. Более того, постоянный рост масскульта негативно отражается и на самой элитарной культуре, снижая общий культурный уровень в обществе.

Во-вторых, тексты массовой культуры, которые прочно вошли в жизнь обычного человека, не ставят своей целью развивать творческое начало зрителя, эстетически воспитывать или вызывать глубокую рефлексию. Напротив, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.

В-третьих, производители массовой культуры, которые руководствуются стремлением получить коммерческую прибыль от максимального количества реализованных продуктов масскульта, пропагандируют все новые и новые потребности аудитории. Получается, что люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.

В-четвертых, представители массовой аудитории превращаются теперь в пассивного потребителя со стремлениями потреблять все новые и новые формы культурных благ. Причем эти стремления «подогреваются» мощной информационной поддержкой из СМИ. Говоря иначе, типичный человек массы находится в постоянном ожидании новых трендов, новых сезонов и коллекций, новых серий, модных тенденций, не несущих в себе ничего принципиального нового. А отсутствие возможности получить подобные новые формы порождает психологические проблемы личности.

И, наконец, в-пятых, самая большая опасность массовой культуры состоит в том, что она создает и поддерживает иллюзию жизни. В целом ее продукция представляет собой не что иное, как огромную массу однотипных текстов, которая заслоняет от нас истинные ценности жизни – общение с близкими людьми, философское осмысление реальности, поэтику жизни. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека с большой буквы. Думающего, осмысляющего, понимающего.

Это интересно: РОЛЬ РУЗВЕЛЬТА

Роль и влияние

На рубеже XX и XXI веков поп-культура стала пониматься как обязательное условие развития общества. Для нее характерно взаимовлияние и взаимодействие с идеологией, экономикой страны. С одной стороны, общественные идеи стали доступны и понятны даже в удаленных городах, низших слоях. С другой стороны, стало проще манипулировать сознанием населения. И этим начали пользоваться некоторые организации, в том числе политические, ради усреднения общества, формирования выгодной и удобной аудитории.Отдельно стоит отметить влияние массовой культуры на духовную жизнь общества. Критики и культурологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что это: достижение или деградация. Исследователи выдвигают разные аргументы, которые можно определить как плюсы и минусы (таблица ниже).

Положительные стороны Отрицательные стороны
Развлекательный характер Низкое качество продукции
Повышение уровня общей грамотности Пошлый юмор
Наличие стоящих продуктов среди общей массы предложений Ориентация на потребление, количество
Доступность культуры населению Формирование у людей невысоких потребностей в сфере искусства
Участие в современном рекреационном механизме снятия стресса Низкий профессиональный уровень большинства произведений

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Сущность и особенности массовой культуры

Термином «массовая культура» охватываются различные
культурные продукты, а также система их распространения
и создания. Прежде всего это произведения литературы, музыки,
изобразительного искусства, кино- и видеофильмы
(беллетристика, комиксы, поп-музыка, триллеры, блокбастеры,
плакаты). Кроме того, сюда относятся образцы повседневного
поведения, внешнего вида. Данные продукты и
образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой
информации, через рекламу, институт моды.

Рассмотрим основные особенности массовой культуры.
Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали
одними из основных причин успеха массовой культуры.

Говорят даже о ее примитивности. Но облегченность этих
произведений во многом была обусловлена объективными
условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру.

Трудность приспособления к непривычной городской среде,
монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии
усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром
восстановлении психологического равновесия, энергии
после трудового дня. Для этого человек искал на
книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации
прежде всего легкие для восприятия, развлекательные
представления, фильмы, публикации.

Простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно
связывать с их низким уровнем. Понятие «массовая
культура» не равнозначно понятию «плохая культура». В
рамках массовой культуры работали выдающиеся
деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова,
Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик
Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца,
Эдит Пиаф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная
леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров
и И. Пырьев. Имена создателей замечательных
образцов «культуры для народа» можно перечислять
долго.

Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выводу,
что эта черта присуща многим произведениям массовой
культуры. Занимательность обеспечивается обращением
к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают
неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс,
семейные проблемы, приключения, насилие,
ужасы. В детективах, шпионских рассказах события сменяют
друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои
произведений также просты и понятны, они не предаются
долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется
в том, что продукты массовой культуры выпускаются
в очень больших количествах, рассчитанных на потребление
действительно массой людей. Книги выходят подчас
миллионными тиражам и, «мыльную оперу» по телевидению
также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность
проявляется и в известной повторяемости сюжетных
ходов, похожести героев.

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой
культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика,
комиксы, легкая музыка не требовали от читателя,
слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных
усилий для своего восприятия. Развитие визуальных
жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая
даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно
что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное
восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый
в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный
для массовой продажи. Для этого товар должен
быть демократичным, т. е. подходить, нравиться
большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания,
образования. Поэтому производители подобной продукции
стали ориентироваться на самые фундаментальные
человеческие эмоции.

Произведения массовой культуры создаются в основном
в рамках профессионального творчества: музыку пишут
профессиональные композиторы, сценарии фильмов —
профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные
дизайнеры. Рынок массовой культуры — это
в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца.

Именно на запросы широкого круга потребителя ориентируются
профессиональные создатели продукции массовой
культуры. Показателями спроса выступают объемы
продаж, а также различного рода рейтинги — замеры отношения
аудитории к той или иной передаче, программе.

Но и продавцы на этом рынке (как и на любом другом) так же
активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся
у них продукт, рекламируют свой товар.

Отличительные признаки массовой культуры

Ориентиром для массовой культуры являются самые популярные тренды с максимальным числом приверженцев. Законодатели массовой культуры всегда отталкиваются от интересов и предпочтений большинства. Сюда относится увлечения и хобби, взаимоотношения в обществе, темы для разговоров.

Материальность

Несмотря на присутствие в массовой культуре отдельных элементов духовного (пусть и в значительно меньшей степени, чем в элитарной), ее основным ориентиром является коммерция, то есть получение максимальной прибыли, как правило в виде денег. Поэтому большинство увлечений и жизненных целей направлено на материальные ценности, и зачастую даже любовь представлена как транзакция.

Понятность, простота, легкость восприятия.

Массовая культура впитывается обществом легко и непринужденно, людям интересно получать новую информацию, они понимают и принимают происходящие события и явления интуитивно.

Изменчивость или недолговечность.

Тенденции, мода, интересы постоянно меняются. Культура активно передает изменения обществу, которое быстро адаптируется к новой информации, однако явления не задерживается в создании людей надолго. Этот признак хорошо отражен в издательской поговорке: “Нет ничего мертвее, чем прошлогодний бестселлер”.

Люди получают и передают информацию через СМИ

Интернет, радио, телевидение, социальные сети – все это элементы распространения массовой культуры, формирующие единую экосистему. Например, услышав новую песню по радио, современный человек ищет ее через мобильный телефон и отправляет друзьям ссылку на Ютуб видео через Вконтакте.

Авторами или «переносчиками» массовой культуры являются не только выдающиеся личности.

Это могут быть простые люди, обладающие ораторским искусством или просто хорошо умеющие развлечь публику. Хорошим примером являются современные русские поэты: подавляющее большинство из них – заурядные ремесленники, обязанные своим успехом тем, что вовремя попались на глаза законодателям массовой культуры.

Единство в ничтожестве

Понятие массовой культуры появляется в первой трети ХХ века и прежде всего ассоциируется с текстом Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» (1929). Именно тогда снимается бинарность масса — элита. Ортега-и-Гассет показал, что именно улучшившиеся для большинства условия жизни, характерная черта массового общества, есть наиболее комфортное пространство для появления массовой культуры. Ортега-и-Гассет первым определил массу — это прежде всего толпа, однако «люди, составляющие эти толпы, существовали и до них, но не были толпой». Именно численность сулит триумф массы: «Три поколения подряд человеческая масса росла как на дрожжах и, хлынув, затопила тесный отрезок истории». В ХХ веке роль массы изменилась: «Она решила выйти на авансцену, занять места и получить удовольствия и блага, прежде адресованные немногим».

Ортега-и-Гассет не ставил целью анализировать массовую культуру, десятилетие спустя этим займутся философы Франкфуртской школы, однако он первым обозначил роль масс в становлении культуры:

Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в «Диалектике просвещения» подробно анализируют массовую культуру и механизм культурной индустрии. Они задаются вопросами: в чем цель масскульта? Что скрывается за стилем? В чем основная заслуга культурной индустрии? Что заменяет в ней критику? В чем смысл создаваемых ею клише?

Но если Ортега-и-Гассет однозначно пишет о политическом и культурном диктате масс вследствие торжества гипердемократии, то Адорно говорит о «монополистах в сфере культуры», «управляющих органах»:

Он не утверждает актором, производителем продуктов культурной индустрии массу. И к известному спору о том, что представляет собой продукт масскульта — отражение внутреннего мира и запросов масс или попытку заставить массы так думать, внушение им определенных убеждений, Адорно добавляет:

Адорно видит основную заслугу культурной индустрии в том, что «ей удалось без проволочек осуществить перевод искусства в сферу потребления, более того, возвести это потребление в ранг закономерности».

Задаваясь вопросом о целях массовой культуры, Адорно приходит к следующему выводу: ее цель — унижение человека, чувство сопричастности достигается смирением с собственным ничтожеством. Смех над собой — неизменная составляющая масскульта. Адорно считает, что таким образом уничтожаются остатки субъектности, притязания на минимальную самостоятельность и экономическую независимость:

Функции массовой культуры

. Но что остается неизменным, так это функции масскультуры:

  1. Релаксация, отдых, отвлечение. Интернет, книги, телевидение уводят человека из реальности в мир легкости, веселья и беззаботной жизни.
  2. Воспитание. В стереотипных сюжетах просматривается противостояние добра и зла. Само по себе это нейтрально. Вопрос в том, что выдают в хорошем свете, а что в плохом. И кому эти идеи выгодны.
  3. Социализация. Масскультура предоставляет образцы для подражания, пропагандирует ценности и идеалы. Снова вопрос в том, какие примеры массовая культура показывает, кому и для чего это нужно, каков результат.
  4. Интеграция, идентификация. Единство потребления сближает людей, им проще понимать друг друга, они чувствуют сопричастность, знают свою принадлежность.
  5. Образовательная. Среди желтых газет и скандальных ток-шоу встречаются блоги, каналы, которые доступным языком излагают сложные, но важные истины.
  6. Адаптационная. Масскультура не только предлагает продукт, но и объясняет, как им пользоваться. Аудитории остается только повторить.

самореализация

https://youtube.com/watch?v=XMgKJovLqHM

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

К основным составляющим массовой культуры относят:

Заключение

Массовая культура оказывает положительное влияние на средний уровень образованности и интеллектуального развития общества (по крайней мере, теоретически). Но в то же время масс-культуре присуще множество ненужных, пустых и откровенно вредных и опасных элементов, не только не развивающих человеческую личность, но и всячески способствующих ее деградации. Стремясь соответствовать модным трендам, люди забывают о душе, превращаясь в легкую добычу для рекламы, взывающей к низменным инстинктам, и транжирят свой шанс обрести счастье в гармонии и согласии с собой.

Остается надеяться, что Специальная Военная Операция по освобождению территории Украины от нацистской оккупации окажется тем шоковым событием, которое разбудит культурную элиту России (как в свое время декабристы “разбудили” Герцена), и вместо продолжения затянувшегося упадка нас ждет захватывающий взлет к новым вершинам, которые еще пару лет назад трудно было бы даже вообразить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: