Общепедагогические методы физического воспитания
В зависимости от утвержденной программы и поставленных дидактических целей, в комплексе с специфическими могут быть применены некоторые нетрадиционные методы физического воспитания (общепедагогические), выбор которых зависит от возраста детей, уровня их физической подготовки, наполненности материально-технической базы, а также уровня подготовки педагога.
Методы словесного воздействия
Словесное воздействие для донесения необходимой информации до учеников является ещё одним способом достижения поставленных целей. С его помощью педагог сообщает знания, проводит оценку результатов усвоения материалов, влияя на детей в воспитательных целях.
На практике во время физического воспитания используются следующие разновидности словесных методов:
- Дидактический рассказ – во время изложения материала используется повествование для обеспечения обширного представления о конкретном действии или же целостной двигательной активности. Занятия физкультурой в этом случае отличаются своей эмоциональностью и повышенным интересом детей, поскольку в рассказе преподавателя есть сюжетная линия, от нее зависит набор действий, которые необходимо выполнить. Чаще всего рассказ используется для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мере взросления детей элементы рассказа сменяются описаниями или лекциями в процессе объяснения учебного материала.
- Описание – создание представления определенного действия путем подбора правильных слов, раскрывающих свойства, признаки, размеры предметов, а также их место в пространстве и формы. К ученикам доносится информация о том, что и как надо делать, но причина данных действий не указывается. Чаще всего описание необходимо при разучивании движений, к которым дети уже готовы физически.
- Объяснение – логическое и последовательное изложение информации относительно сложных вопросов. Во время занятий физкультурой используется для объяснения того, какое упражнение они должны выполнять вместе с тем, как это правильно делать. Характерным отличием объяснения является спортивная терминология, поэтому занимающимся легко понять и выполнить поставленные задачи.
- Беседа – двусторонний диалог между учеником и педагогом.
- Разбор – разновидность беседы, проводится между педагогом и учениками после завершения выполнения определенного задания для оценки результата, анализа допущенных ошибок (если такие были) и определения способов совершенствования действия.
- Лекция – систематическое углубленное разъяснение темы с соблюдением определенной последовательности.
- Инструктирование – полное и конкретизированное освещение задания, которое ученикам предстоит выполнять.
- Комментарии и замечания – в процессе или сразу же после завершения упражнения педагогом дается оценка качества с указанием ошибок.
- Распоряжения, команды и указания – используются для координации действий всего коллектива во время занятия.
Методы наглядного воздействия или обеспечения наглядности
В данную группу входят методы:
- Непосредственной наглядности – в качестве примера для всего коллектива упражнение показывает преподаватель или один из учеников, ведь таким образом, занимающиеся могу быстро ознакомиться с правильной техникой выполнения. Чаще всего комбинируется со словесными методами для донесения сути и исключения автоматического подражания и повторения.
- Опосредованной наглядности – во время уроков используются схемы, рисунки, учебные видеофильмы и др. для достижения максимального восприятия учениками поданного материала.
- Направленного прочувствования двигательного действия – включают в себя целенаправленную помощь педагога, замедления темпа выполнения действия, а также применение специальных тренажеров.
- Срочной информации – используются для получения преподавателем информации с технических устройств (например, электромишень) по ходу выполнения упражнения или после его завершения для внесения изменений или же сохранения параметров (амплитуда, темп и др.).
Методика воспитания физических качеств
С целью воспитания личности используются комбинации методов в зависимости от качеств, которые необходимо воспитать:
- Мышечная сила – развитие мышц разных групп, для чего активно применяются методы:
- максимальных усилий – для прироста мышечной силы выполняется 5-6 серий упражнений с 2-3 повторениями на умеренной скорости, перерыв 4-8 минут;
- повторных усилий – для роста мышечной массы выполняется 3-6 серий упражнений с 5-12 повторениями до отказа, перерыв в пределах 2-4 минут;
- динамических усилий – для развития силовых и скоростных качеств выполняется 3-6 серий упражнений с 17-25 повторениями на максимальной скорости, перерыв 2-4 минуты;
- ударный – перед началом выполнения упражнения производится ударное растягивание активных мышц;
- статический;
-
электростимуляции.
Достижения положительного результата возможно только в условиях максимального силового напряжения и выполнение силовых упражнений с внешним сопротивлением или отягощенных весом своего же тела.
- Скоростные качества:
- частота движений – выполнение упражнения на стабильной скорости с применением повторного, повторно-прогрессирующего и переменного методов;
- быстрота движений – игровой и соревновательный методы, благодаря которым создается среда с возрастающим эмоциональным возбуждением, в которой и улучшаются скоростные возможности;
- быстрота двигательной реакции – многократное повторение определённой реакции по одинаково поданному сигналу, которое может осуществляться в облегченных условиях с различением временных интервалов.
- Выносливость – продолжительное выполнение работы на фоне интенсивного нервного возбуждения. Для развития выносливости используются методы непрерывного (велосипед, плавание, бег и др.) и интервального упражнения.
- Ловкость – скорость появления и развития навыка зависит от двигательной памяти и подвижности нервных процессов. Развитие ловкости происходит посредством повторного, игрового или соревновательного методов в форме практического овладения техниками, повышения точности выполнения сложных элементов.
Внимание!
Максимальная эффективность наблюдается только при периодичной смене упражнений и введении в комплекс новинок.
- Гибкость – в основу воспитания закладывается серийное выполнение упражнений с увеличением их амплитуды (только постепенно). Разминка перед выполнением действия и расслабление мышц в периоды отдыха являются обязательным элементом.
Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет :
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.