Методы физического воспитания

Метод физического воспитания - определение термина

Общепедагогические методы физического воспитания

В зависимости от утвержденной программы и поставленных дидактических целей, в комплексе с специфическими могут быть применены некоторые нетрадиционные методы физического воспитания (общепедагогические), выбор которых зависит от возраста детей, уровня их физической подготовки, наполненности материально-технической базы, а также уровня подготовки педагога.

Методы словесного воздействия

Словесное воздействие для донесения необходимой информации до учеников является ещё одним способом достижения поставленных целей. С его помощью педагог сообщает знания, проводит оценку результатов усвоения материалов, влияя на детей в воспитательных целях.

На практике во время физического воспитания используются следующие разновидности словесных методов:

  • Дидактический рассказ – во время изложения материала используется повествование для обеспечения обширного представления о конкретном действии или же целостной двигательной активности. Занятия физкультурой в этом случае отличаются своей эмоциональностью и повышенным интересом детей, поскольку в рассказе преподавателя есть сюжетная линия, от нее зависит набор действий, которые необходимо выполнить. Чаще всего рассказ используется для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мере взросления детей элементы рассказа сменяются описаниями или лекциями в процессе объяснения учебного материала.
  • Описание – создание представления определенного действия путем подбора правильных слов, раскрывающих свойства, признаки, размеры предметов, а также их место в пространстве и формы. К ученикам доносится информация о том, что и как надо делать, но причина данных действий не указывается. Чаще всего описание необходимо при разучивании движений, к которым дети уже готовы физически.
  • Объяснение – логическое и последовательное изложение информации относительно сложных вопросов. Во время занятий физкультурой используется для объяснения того, какое упражнение они должны выполнять вместе с тем, как это правильно делать. Характерным отличием объяснения является спортивная терминология, поэтому занимающимся легко понять и выполнить поставленные задачи.
  • Беседа – двусторонний диалог между учеником и педагогом.
  • Разбор – разновидность беседы, проводится между педагогом и учениками после завершения выполнения определенного задания для оценки результата, анализа допущенных ошибок (если такие были) и определения способов совершенствования действия.
  • Лекция – систематическое углубленное разъяснение темы с соблюдением определенной последовательности.
  • Инструктирование – полное и конкретизированное освещение задания, которое ученикам предстоит выполнять.
  • Комментарии и замечания – в процессе или сразу же после завершения упражнения педагогом дается оценка качества с указанием ошибок.
  • Распоряжения, команды и указания – используются для координации действий всего коллектива во время занятия.

Методы наглядного воздействия или обеспечения наглядности

В данную группу входят методы:

  • Непосредственной наглядности – в качестве примера для всего коллектива упражнение показывает преподаватель или один из учеников, ведь таким образом, занимающиеся могу быстро ознакомиться с правильной техникой выполнения. Чаще всего комбинируется со словесными методами для донесения сути и исключения автоматического подражания и повторения.
  • Опосредованной наглядности – во время уроков используются схемы, рисунки, учебные видеофильмы и др. для достижения максимального восприятия учениками поданного материала.
  • Направленного прочувствования двигательного действия – включают в себя целенаправленную помощь педагога, замедления темпа выполнения действия, а также применение специальных тренажеров.
  • Срочной информации – используются для получения преподавателем информации с технических устройств (например, электромишень) по ходу выполнения упражнения или после его завершения для внесения изменений или же сохранения параметров (амплитуда, темп и др.).

Методика воспитания физических качеств

С целью воспитания личности используются комбинации методов в зависимости от качеств, которые необходимо воспитать:

  1. Мышечная сила – развитие мышц разных групп, для чего активно применяются методы:
  • максимальных усилий – для прироста мышечной силы выполняется 5-6 серий упражнений с 2-3 повторениями на умеренной скорости, перерыв 4-8 минут;
  • повторных усилий – для роста мышечной массы выполняется 3-6 серий упражнений с 5-12 повторениями до отказа, перерыв в пределах 2-4 минут;
  • динамических усилий – для развития силовых и скоростных качеств выполняется 3-6 серий упражнений с 17-25 повторениями на максимальной скорости, перерыв 2-4 минуты;
  • ударный – перед началом выполнения упражнения производится ударное растягивание активных мышц;
  • статический;
  • электростимуляции.

Достижения положительного результата возможно только в условиях максимального силового напряжения и выполнение силовых упражнений с внешним сопротивлением или отягощенных весом своего же тела.

  1. Скоростные качества:
    • частота движений – выполнение упражнения на стабильной скорости с применением повторного, повторно-прогрессирующего и переменного методов;
    • быстрота движений – игровой и соревновательный методы, благодаря которым создается среда с возрастающим эмоциональным возбуждением, в которой и улучшаются скоростные возможности;
    • быстрота двигательной реакции – многократное повторение определённой реакции по одинаково поданному сигналу, которое может осуществляться в облегченных условиях с различением временных интервалов.
  2. Выносливость – продолжительное выполнение работы на фоне интенсивного нервного возбуждения. Для развития выносливости используются методы непрерывного (велосипед, плавание, бег и др.) и интервального упражнения.
  3. Ловкость – скорость появления и развития навыка зависит от двигательной памяти и подвижности нервных процессов. Развитие ловкости происходит посредством повторного, игрового или соревновательного методов в форме практического овладения техниками, повышения точности выполнения сложных элементов.

Внимание!
Максимальная эффективность наблюдается только при периодичной смене упражнений и введении в комплекс новинок.

  1. Гибкость – в основу воспитания закладывается серийное выполнение упражнений с увеличением их амплитуды (только постепенно). Разминка перед выполнением действия и расслабление мышц в периоды отдыха являются обязательным элементом.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод

Соревновательный метод — это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Методы физического воспитания

Методы физического воспитания

Общепедагогические методы физического воспитания

В зависимости от утвержденной программы и поставленных дидактических целей, в комплексе с специфическими могут быть применены некоторые нетрадиционные методы физического воспитания (общепедагогические), выбор которых зависит от возраста детей, уровня их физической подготовки, наполненности материально-технической базы, а также уровня подготовки педагога.

Методы словесного воздействия

Словесное воздействие для донесения необходимой информации до учеников является ещё одним способом достижения поставленных целей. С его помощью педагог сообщает знания, проводит оценку результатов усвоения материалов, влияя на детей в воспитательных целях.

На практике во время физического воспитания используются следующие разновидности словесных методов:

  • Дидактический рассказ – во время изложения материала используется повествование для обеспечения обширного представления о конкретном действии или же целостной двигательной активности. Занятия физкультурой в этом случае отличаются своей эмоциональностью и повышенным интересом детей, поскольку в рассказе преподавателя есть сюжетная линия, от нее зависит набор действий, которые необходимо выполнить. Чаще всего рассказ используется для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мере взросления детей элементы рассказа сменяются описаниями или лекциями в процессе объяснения учебного материала.
  • Описание – создание представления определенного действия путем подбора правильных слов, раскрывающих свойства, признаки, размеры предметов, а также их место в пространстве и формы. К ученикам доносится информация о том, что и как надо делать, но причина данных действий не указывается. Чаще всего описание необходимо при разучивании движений, к которым дети уже готовы физически.
  • Объяснение – логическое и последовательное изложение информации относительно сложных вопросов. Во время занятий физкультурой используется для объяснения того, какое упражнение они должны выполнять вместе с тем, как это правильно делать. Характерным отличием объяснения является спортивная терминология, поэтому занимающимся легко понять и выполнить поставленные задачи.
  • Беседа – двусторонний диалог между учеником и педагогом.
  • Разбор – разновидность беседы, проводится между педагогом и учениками после завершения выполнения определенного задания для оценки результата, анализа допущенных ошибок (если такие были) и определения способов совершенствования действия.
  • Лекция – систематическое углубленное разъяснение темы с соблюдением определенной последовательности.
  • Инструктирование – полное и конкретизированное освещение задания, которое ученикам предстоит выполнять.
  • Комментарии и замечания – в процессе или сразу же после завершения упражнения педагогом дается оценка качества с указанием ошибок.
  • Распоряжения, команды и указания – используются для координации действий всего коллектива во время занятия.

Методы наглядного воздействия или обеспечения наглядности

В данную группу входят методы:

  • Непосредственной наглядности – в качестве примера для всего коллектива упражнение показывает преподаватель или один из учеников, ведь таким образом, занимающиеся могу быстро ознакомиться с правильной техникой выполнения. Чаще всего комбинируется со словесными методами для донесения сути и исключения автоматического подражания и повторения.
  • Опосредованной наглядности – во время уроков используются схемы, рисунки, учебные видеофильмы и др. для достижения максимального восприятия учениками поданного материала.
  • Направленного прочувствования двигательного действия – включают в себя целенаправленную помощь педагога, замедления темпа выполнения действия, а также применение специальных тренажеров.
  • Срочной информации – используются для получения преподавателем информации с технических устройств (например, электромишень) по ходу выполнения упражнения или после его завершения для внесения изменений или же сохранения параметров (амплитуда, темп и др.).

Соревновательный метод

Соревновательный метод — это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Игровой метод

В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Методика воспитания физических качеств

С целью воспитания личности используются комбинации методов в зависимости от качеств, которые необходимо воспитать:

  1. Мышечная сила – развитие мышц разных групп, для чего активно применяются методы:
  • максимальных усилий – для прироста мышечной силы выполняется 5-6 серий упражнений с 2-3 повторениями на умеренной скорости, перерыв 4-8 минут;
  • повторных усилий – для роста мышечной массы выполняется 3-6 серий упражнений с 5-12 повторениями до отказа, перерыв в пределах 2-4 минут;
  • динамических усилий – для развития силовых и скоростных качеств выполняется 3-6 серий упражнений с 17-25 повторениями на максимальной скорости, перерыв 2-4 минуты;
  • ударный – перед началом выполнения упражнения производится ударное растягивание активных мышц;
  • статический;
  • электростимуляции.

Достижения положительного результата возможно только в условиях максимального силового напряжения и выполнение силовых упражнений с внешним сопротивлением или отягощенных весом своего же тела.

  1. Скоростные качества:
    • частота движений – выполнение упражнения на стабильной скорости с применением повторного, повторно-прогрессирующего и переменного методов;
    • быстрота движений – игровой и соревновательный методы, благодаря которым создается среда с возрастающим эмоциональным возбуждением, в которой и улучшаются скоростные возможности;
    • быстрота двигательной реакции – многократное повторение определённой реакции по одинаково поданному сигналу, которое может осуществляться в облегченных условиях с различением временных интервалов.
  2. Выносливость – продолжительное выполнение работы на фоне интенсивного нервного возбуждения. Для развития выносливости используются методы непрерывного (велосипед, плавание, бег и др.) и интервального упражнения.
  3. Ловкость – скорость появления и развития навыка зависит от двигательной памяти и подвижности нервных процессов. Развитие ловкости происходит посредством повторного, игрового или соревновательного методов в форме практического овладения техниками, повышения точности выполнения сложных элементов.

Внимание!
Максимальная эффективность наблюдается только при периодичной смене упражнений и введении в комплекс новинок.

  1. Гибкость – в основу воспитания закладывается серийное выполнение упражнений с увеличением их амплитуды (только постепенно). Разминка перед выполнением действия и расслабление мышц в периоды отдыха являются обязательным элементом.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: