Современные федерации и их субъекты
Современные федерации создаются по самым различным признакам. Субъекты федерации обладают представительством и участвуют в работе высших органов государственной власти, приоритет отдается парламенту. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации.
В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Конституции федеративных государств имеют несколько принципов для разграничения предметов ведения. Согласно принципу «дуалистического федерализма», впервые использованному в США, устанавливается сфера исключительной компетенции федерации.
К исключительному ведению субъектов федерации относится: местные работы и предприятия, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, местные налоги, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, учреждение и замещение должностей, местное управление и другое.
Признаки
Специалисты выделяют несколько признаков, определяющих федеративное государство. В первую очередь дело касается двухуровневой системы органов госвласти – ряд из них работают в интересах центральной власти, сфера деятельности других ограничена только определенным субъектом страны. Каждый регион может самостоятельно выпускать нормативно-правовые акты и законы. Основное условие – отсутствие разногласий с основным законодательным документом – Конституцией. Также выделяются следующие признаки:
- Парламент состоит из двух палат. Первая называется нижней и занимается разработкой и проведением мероприятий для решения задач федерации, верхняя следит за обстановкой в субъектах.
- Все имущество государства также делится на две части – федеральную и региональную.
- Аналогичная ситуация обстоит с налоговой и финансовой системами.
- Большей властью наделены законы и нормативно-правовые акты федерального уровня.
Совокупность нескольких признаков позволяет четко понять, что определенная страна является именно федерацией. Но чаще всего присутствуют сразу все.
Виды федераций
Существует несколько классификаций федераций.
По принципу построения федерации бывают:
- территориальными или административными — все субъекты федерации были основаны на экономических, географических, исторических и других критериях (например, США);
- национальными (национально-лингвистические критерии — Индия);
- смешанными — у части субъектов организация построена на территориальном признаке, у части — на национальном (Российская Федерация).
По основанию, на котором была образована федерация, выделяют:
- конституционная федерация — унитарное государство децентрализуется, и федеративная форма определяется конституцией (Индия);
- договорная или союзная федерация — образуется в результате объединения независимые друг от друга территории объединяются, федеративная форма определяется договором (США);
- смешанная федерация — централизация и децентрализация проходит в одно и то же время, благодаря чему установлены и Конституция, и договор (Российская Федерация).
Объем полномочий федеративных государств также различается: у симметричных федераций все субъекты имеют равный объем полномочий (США); у ассиметричных федераций разные территории государства имеют разный статус и разный объем полномочий (Индия).
В централизованных федеративных государствах большинство важных вопросов решается на уровне государства, а субъекты не имеют большой сферы самостоятельности (Российская Федерация), в отличии от субъектов децентрализованных федеративных государств (США). Основная масса централизованных — конституционно-правовые. В децентрализованных федерациях федеральные органы решают вопросы, которые субъекты федерации не могут эффективно разрешить.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Демократический режим
Главная особенность демократического режима — ориентация органов власти на мнение большинства населения. Граждане активно участвуют в решении политических вопросов, обладают множеством юридически закрепленных прав и свобод.
Определение 2
Демократия (от греч. demokratia — народовластие) свойственна странам с социально ориентированной экономикой. Государственные институты строго следуют принципу разделения властей, законодательству, ориентируясь на общественное благо.
Основными признаками демократического режима называют:
- народовластие;
- выборность и сменяемость должностных лиц;
- участие граждан в деятельности государственных органов;
- признание частной собственности и свободы предпринимательства;
- многопартийность и плюрализм мнений, независимость СМИ;
- наличие легальной оппозиции.
Замечание 1
Первым демократическим государством в истории человечества являлись Афины, граждане этого города еще в V веке до н.э. решали основные вопросы внутренней и внешней политики голосованием.
В дальнейшем важнейшими вехами развития демократии явились: учреждение английского парламента (1265 год), зарождение конституционализма в США (1787 год) и великая французская революция (1789 год).
Современное демократическое государство предоставляет своим гражданам возможность последовательно определять политику страны через процедуру выборов, проводящихся периодически, а также через референдумы и плебисциты. При демократии регулярная смена правящей элиты происходит мирно, ненасильственным путем.
Государственный режим, при котором интересы населения учитываются максимально полно, называется либеральным. Эта форма организации власти основывается, прежде всего, на принципах гуманизма.
В либерально-демократической стране каждый человек политически независим и экономически самостоятелен. В отношениях между личностью и государством приоритет отдается гражданину. Либеральный режим ценности индивидуализма противопоставляет коллективистским началам.
Основную роль в формировании общественного мнения в демократическом государстве играют СМИ, непосредственно влияя на решения граждан, принимаемые во время выборов или референдумов.
Рисунок 1.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Федерация.
Современные федерации на карте показы зелёным цветом.
Федерация – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.
Признаки федерации:
- территория государства состоит их территорий его субъектов;
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
- компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;
- субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
- высший законодательный (представительный) орган, то есть парламент, федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны);
- возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
- двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Типы федераций:
- по национальному признаку,
- по территориальному признаку;
- по национально-территориальному признаку.
По национальному признаку — в них субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей; в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку – в основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп; это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах.
Примеры стран: США, Швейцария, Мексика. Германия и др.
По национально-территориальному признаку (или смешанные федерации) – особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принцип
Пример: Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.
Унитарное государство.
Унитарные государства на карте мира показаны синим цветом.
Унитарное государство – это государство, отличающееся полным единством, неделимостью, отдельные административно-территориальные единицы которого не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.
Признаки унитарного государства:
- территориальное единство государства; такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; унитарная форма характерна для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация;
- однопалатный парламент;
- единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы;
- единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
- единая структура государственного аппарата на всей территории государства
- единая судебная система;
- единая система законодательствадля всего государства;
- одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Виды унитарных государств:
- простые – состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия;
- сложные – имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа), сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.
Виды унитарных государств:
- многонациональные – Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д.;
- однонациональные – Япония, Египет и т.д.
Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.
Виды федераций
Классифицировать федеративные государства можно по разным признакам. Первая из них – конституционно-правовой статус регионов (областей, штатов и т.д.):
- Симметричный – каждый субъект в составе страны обладает одинаковым статусом.
- Асимметричный – ситуация, обратная предыдущим.
Особенности образования федерации:
- Территориальные. Причина объединения заключается в нахождении всех субъектов на практически одной территории. Наиболее стабильные по причине низкого риска сегрегации отдельно взятых субъектов.
- Национальные – в стране проживает множество представителей одной нации. Менее стабильные из-за возможного появления сепаративных настроений у представителей отдельных национальностей.
- Смешанные. Наиболее устойчивые, так как для их образования послужил целый ряд причин.
Следующая характеристика – способ основания:
- Договорные. Подписание договора осуществляется между несколькими странами, у которых ранее имелся суверенитет. Объединение произошло для решения общих политических задач.
- Конституционные. Часто являются итогом трансформации унитарных в прошлом стран (часто империй). В Конституции таких государств часто указывается информация о территориальной целостности отдельных регионов, каждый субъект не может получить суверенитет.
Причины возникновения федераций
Этноконфессиональные факторы: федерация формируется на основе полиэтнических государств, когда субъекты совпадают с этническими территориями. Такие факторы оказали непосильное влияние на формирование федерализации таких стран, как Пакистан, Судан, Индия, Нигерия, Ирак. Федерализация не проходит в тех государствах, где:
- действуют жесткие авторитарные и военные режимы;
- слабо артикулированные интересы этнических общин;
- нет территорий компактного проживания этнических групп.
Исторические факторы: формирование федерации образовывается на основании создания новых государств, которые создаются в процессе постколониального объединения или постфеодальной интеграции. Федеративное устройство происходит в случае, когда у территории есть наличие интересов общества к интеграциям.
Природно-географические факторы: связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены горными барьерами или морскими перегородками. В таких условиях географического выделения развивается ярко выраженная региональная идентичность.
Конфедерация.
Конфедерация – это союз самостоятельных государств («государственный союз государств» ), которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства; каждое из государств обладает государственным суверенитетом.
Признаки конфедерации:
- члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.
- В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.
- Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств;
- отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов);
- отсутствие единого гражданства;
- право свободного выхода субъектов из конфедерации;
- бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов;
- армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации;
- конфедерация – непрочное, как правило, временное образование.
Примеры.
- Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.
- СНГ.
Эмблема СНГ.
СНГ.
После распада СССР на его г пространстве возникло 8 декабря 1991 года СНГ (Содружество Независимых Государств). В него входит 12 членов – бывших союзных республик. На сегодняшний день СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе, с согласия его членов.
Члены СНГ:
- Азербайджан,
- Армения,
- Белоруссия,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Молдавия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан.
Ассоциированные члены:
Таджикистан.
Данный статус не является высшим в конкретной инстанции и подразумевает определённые ограничения, нередко — отсутствие права решающего голоса.
Страны, вышедшие из СНГ:
- Грузия (2008 г),
- Украина (2014 г., после присоединения Крыма к России; кстати, Украина и не была членом СНГ, а лишь её участником, так как не подписала Устав СНГ).