Теория государственного устройства

Федеративное государство и его особенности

Понятие и признаки федеративного правового государства

Верховенство права может быть обеспечено в государствах с различными формами правления и административно-территориальным устройством. При этом можно выделить особенности, присущие правовому государству той или иной формы.

Определение 1

Федеративное правовое государство – это федеративное государство, в котором обеспечены законность и верховенство права.

Как известно, сущность федеративной формы правления состоит в выделении двух уровней реализации государственных полномочий – центрального (общефедерального) и регионального.

Сама по себе федеративная форма государственного устройства довольно новая, но достаточно распространенная. К ее использованию обычно прибегают государства, имеющие значительную территорию либо значительные исторические, культурные, религиозные различия между конкретными регионами, входящими в состав государства.

Федеративная форма, таким образом, позволяет решить две важные задачи:

  • сохранить территориальную целостность государства, его суверенитет над всеми входящими в состав территориальными единицами;
  • обеспечить учет имеющих значение региональных и местных различий при осуществлении государственной политики.

Федеративному правовому государству присущи все основные признаки правового государства, с той лишь разницей, что:

  • верховенство права обеспечивается не только на федеральном, но и на региональном уровне собственными органами государственной власти;
  • понятие законности расширяется за счет законодательных и подзаконных актов, принимаемых органами государственной власти субъектов федерации.

Таким образом, в федеративном правовом государстве:

  • и федеральная, и региональная система органов власти строится на основании принципов законности и разделения властей;
  • должны быть четко разграничены полномочия и ответственность федерального и регионального уровней власти;
  • не должно быть противоречий и расхождений между федеральным и региональным законодательством;
  • должны обеспечиваться и гарантироваться права и свободы граждан и организаций, равенство их перед законом и судом;
  • должна обеспечиваться независимость судебной власти (в том числе и от региональной элиты), подконтрольность органов и должностных лиц государства.

Признаки федерации

Основные признаки федерации:

  • территориальные части федерации обладают статусом государственных образований и ограниченным суверенитетом;
  • построение системы государственных органов на принципах деления уровней власти – на самостоятельной системе органов федерации и самостоятельной системе субъектов федерации, между собой уровни власти не соподчиняются, каждый уровень обладает собственными высшими органами власти, в том числе выборными, высшие органы государственной власти субъекта не подчиняются федеральным властям;
  • два уровня системы законодательства, законы функционируют и на уровне государства в целом, и на уровне субъектов;
  • разграничение полномочий государственной власти между уровнями – разделение сферы компетенции федерации и сферы компетенции ее субъектов;
  • гражданство и государственный язык существуют как на уровне государства, так и на уровне субъекта;
  • присутствие государственной символики как на уровне государства, так и на уровне субъекта.

Унитарное и федеративное государства являются основными формами государственного устройства. Для унитарного государства характерны централизованная система государственной власти, отсутствие разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами, дифференциация полномочий центральных и местных органов власти. В федеративном государстве территориальная организация власти проходит на нескольких уровнях, причем субъекты федерации имеют самостоятельность и полномочия в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют смешанные формы государственного устройства, которые зачастую являются переходными либо от унитарного государства к федерации, либо от федерации к унитарному. При таких государственных устройствах на равных условиях с субъектами федерации действуют административно-территориальные единицы, которые не наделены правами субъектов федерации и не входят в состав субъектов федерации. В этих случаях или расширяются права составных частей государства, или сужаются права субъектов федерации.

Современные федерации и их субъекты

Современные федерации создаются по самым различным признакам. Субъекты федерации обладают представительством и участвуют в работе высших органов государственной власти, приоритет отдается парламенту. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации.

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Конституции федеративных государств имеют несколько принципов для разграничения предметов ведения. Согласно принципу «дуалистического федерализма», впервые использованному в США, устанавливается сфера исключительной компетенции федерации.

К исключительному ведению субъектов федерации относится: местные работы и предприятия, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, местные налоги, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, учреждение и замещение должностей, местное управление и другое.

Унитарное государство.

Унитарные государства на карте мира показаны синим цветом.

Унитарное государство – это государство, отличающееся полным единством, неделимостью, отдельные административно-территориальные единицы которого не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.

Признаки унитарного государства: 

  • территориальное единство государства; такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; унитарная форма характерна для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация;
  • однопалатный парламент;
  • единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы;
  • единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательствадля всего государства;
  • одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Виды унитарных государств:

  • простые – состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия;
  • сложные – имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа), сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

    Виды унитарных государств:

  • многонациональные – Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д.;
  • однонациональные – Япония, Египет и т.д.

Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.

Проблемы реализации концепции правового государства в федерациях

С учетом особенностей федерации как формы государственного устройства перед федеративным государством, стремящимся обеспечить верховенство права, стоят специфические проблемы.

  1. Проблема единства суверенитета. Независимость и целостность федеративного государства осложняется борьбой отдельных территориальных образований за свой государственный суверенитет, стремлением региональных элит расширить свои полномочия, не увеличивая при этом ответственности.
  2. Вопросы эффективного разграничения полномочий. При этом не должно оставаться сфер деятельности, не отнесенных к компетенции какого-либо из уровней власти, а передаваемые на региональный уровень полномочия должны быть соразмерны фактическим возможностям их осуществления именно на этом уровне власти (в том числе финансовым).
  3. Обеспечение согласованности федерального и регионального законодательства. Для данной цели в субъектах федерации создается в том числе система региональных органов конституционного правосудия.
  4. Обеспечение единства правового статуса личности. Различия в уровне экономического развития регионов нередко влекут существенные различия в части обеспечения социально-экономических прав, что позволяет говорить о «позитивной дискриминации» по региональному признаку.

Российская система государственного управления

Выше, определяя то, чем отличаются унитарное и федеративное государство, мы зафиксировали, что практически все страны мира, так или иначе, делятся на административные единицы. Можно сказать, что в рамках модели политического устройства РФ это правило характерно и для субъектов, входящих в состав России. Благодаря в достаточной мере выраженной самостоятельности республик, краев, областей и городов федерального значения, внутри них формируется еще несколько ступеней политической власти.

При этом для соответствующих систем административного устройства свойственны некоторые критерии, определенные нами как характерные для унитарных стран. То есть, несмотря на то, что неоспоримо федеративным государством является Россия, ее субъекты по некоторым признакам сформированы по унитарным принципам реализации политической власти. В чем это выражается?

Признаки федерации

Каковы ключевые признаки, которыми обладает федеративное государство? Деление страны на административные единицы, как мы уже сказали выше, не в счет, даже если их назвать штатами, а в конституции страны прописать, что государственная модель — федерация.

Один из ключевых признаков соответствующей формы устройства страны — это функционирование органов власти, неподотчетных в ключевых вопросах развития каким-либо вышестоящим структурам. Субъекты федеративного государства обладают, как правило, выраженной независимостью от столицы в аспекте ключевых вопросов, связанных с развитием экономики, социума, государственной и муниципальной политики.

При этом фактическое наполнение свободы действий административных единиц, составляющих федерацию, зависит от содержания правовых актов о разграничении полномочий между федеральными органами власти и теми, что функционируют на уровне регионов. В политических системах некоторых стран субъекты имеют очень большую независимость, например штаты в США. В Америке такое явление, как федеральная программа (если под ней понимать некую масштабную инициативу, затрагивающую интересы всех граждан), встречается достаточно редко. Отсутствуют многие привычные для РФ законы, обязательные к исполнению на всей территории страны, например Трудовой и Гражданский кодексы. Вместо них в США есть сборники актов в рамках одной отрасли права.

В свою очередь, несмотря на то что РФ — федеративное государство, существует большое количество примеров, когда те или иные программы, инициативы и приоритеты, определяемые на федеральном уровне, подлежали реализации на уровне российских регионов. Это, в свою очередь, предполагало некоторую подотчетность действий субъектов перед центром. В России есть обязательные для исполнения на территории всей страны Трудовой и Гражданский кодексы.

Другой признак федерации — наличие полного цикла правотворчества на уровне трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. То есть в субъектах, формирующих федеративное государство, в большинстве случаев есть локальный парламент (законотворческая структура), местное правительство (исполнительная ветвь), а также Верховный суд. Законодательная инициатива может и должна исходить со стороны, прежде всего, региональных участников политического процесса.

Следующий важнейший признак федерации — наличие независимых, в ограниченной степени подотчетных перед центром бюджетов субъектов. Вместе с тем данный критерий — в числе самых спорных. Дело в том, что существует очень большое количество национальных моделей бюджетной политики в рамках федеральных государств, и их непросто классифицировать даже по каким-то группам.

Возьмем опять же российскую и американскую системы устройства страны. Бюджеты штатов в США в значительно меньшей степени, чем в РФ, зависят от дотаций из центра, но имеют больше полномочий по сбору налогов. Это дает возможность многим субъектам американской федерации формировать, к примеру, собственные органы полиции, медицинских и иных служб. В России, в свою очередь, на законодательном уровне закреплен принцип единства бюджетной системы. Многие государственные службы централизованы. Таким образом, независимость бюджета как один из признаков федерализма признается экспертами, однако вызывает дискуссии касательно своей роли.

Федеративное государство: понятие, признаки, виды

Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в единое союзное государство.

Основные признаки федерации:

  1. территория федерации состоит из территорий субъектов;
  2. верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам;
  3. разграничение полномочий между федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией;
  4. субъекты имеют право принимать собственные конституции и имеют свои высшие судебные, законодательные и исполнительные органы;
  5. существует единое федеральное гражданство. Может существовать и гражданство субъектов федерации;
  6. внешнеполитическая деятельность — прерогатива федеральных органов власти;
  7. при федеральном парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.

Классификация федеративных государств возможна по различным признакам:

1. По способу образования они разделяются на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединяются в федерацию, заключив договор об объединении (США, Швейцария и др.). Конституционные федерации создаются на основе конституции страны, в которой центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).

По этому признаку Россию следует относить к конституционным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 года, положившего начало современному федеративному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации. Кроме того, в Конституцию РФ 1993 года были включены (инкорпорированы) основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противоречащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

2. В зависимости от основного фактора, определяющего характер федеративных отношений, различают федерации, построенные по национальному или территориальному признаку. Российская Федерация была образована по национально-территориальному принципу, но в настоящее время используется и территориальный принцип. Федерализм в России — не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.

3. С позиций равенства статусов субъектов Федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти различают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует о том, что Россия является асимметричной федерацией.

Виды федераций

Существует несколько классификаций федераций.

По принципу построения федерации бывают:

  • территориальными или административными — все субъекты федерации были основаны на экономических, географических, исторических и других критериях (например, США);
  • национальными (национально-лингвистические критерии — Индия);
  • смешанными — у части субъектов организация построена на территориальном признаке, у части — на национальном (Российская Федерация).

По основанию, на котором была образована федерация, выделяют:

  • конституционная федерация — унитарное государство децентрализуется, и федеративная форма определяется конституцией (Индия);
  • договорная или союзная федерация — образуется в результате объединения независимые друг от друга территории объединяются, федеративная форма определяется договором (США);
  • смешанная федерация — централизация и децентрализация проходит в одно и то же время, благодаря чему установлены и Конституция, и договор (Российская Федерация).

Объем полномочий федеративных государств также различается: у симметричных федераций все субъекты имеют равный объем полномочий (США); у ассиметричных федераций разные территории государства имеют разный статус и разный объем полномочий (Индия).

В централизованных федеративных государствах большинство важных вопросов решается на уровне государства, а субъекты не имеют большой сферы самостоятельности (Российская Федерация), в отличии от субъектов децентрализованных федеративных государств (США). Основная масса централизованных — конституционно-правовые. В децентрализованных федерациях федеральные органы решают вопросы, которые субъекты федерации не могут эффективно разрешить.

Понятие федеративного государства кратко

Государство может считаться федеративным, если оно состоит из совокупности государственных образований (пример: субъекты РФ, штаты США), которые обладают юридически оформленной определённой политической самостоятельностью в рамках федерации. При этом субъекты федерации не могут являться субъектами международных отношений, не выйдя из состава этой самой федерации. Процесс подобного выхода и обретения самостоятельности в качестве нового государства называется сецессией, но в большинстве федераций сецессия запрещена законодательно, и она рассматривается, как сепаратизм.

Определение федеративного государства

Важным отличием федеративного государства от унитарного является две системы высших органов власти вместо одной: верховная власть (правительство всей федерации) и власть в субъектах. При этом в субъектах могут действовать свои законы и нормативные правовые акты, но всё равно федеральные законы являются главными. Пример: в Татарстане и Чувашии татарский и чувашский языки имеют статус государственных наравне с русским, но в других субъектах этот нормативно-правовой акт не имеет юридической силы. Также федерацию нельзя путать с конфедерацией, так как последняя является международно-правовым союзом суверенных государств (пример конфедерации: Евросоюз).

9 особенностей кочевой цивилизации
Таблица «Микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика»

Региональный вариант унитарной модели

Республики, края и области РФ делятся на два типа административных единиц — городские округа и муниципальные районы. В этой схеме есть и дополнительная субординация. В муниципальный район входят городские и сельские поселения, которые, в свою очередь, включают в себя города, поселки, деревни и села. Города федерального значения включают особые административные единицы — внутригородские территории.

Округа, районы, поселения и иные территориальные единицы в составе субъектов РФ во многом характеризуются теми же признаками, что и политические структуры в рамках унитарных государств. То есть на соответствующем уровне нет органов власти в рамках трех ветвей, нет полномочий заключать международные договоры, присутствует подотчетность центру (столице субъекта федерации) в хозяйственной и политической деятельности.

Федерация.

Современные федерации на карте показы зелёным цветом.

Федерация – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Признаки федерации:

  • территория государства состоит их территорий его субъектов;
  • верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союз­ной Конституцией;
  • субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы;
  • высший законодательный (представительный) орган, то есть парламент, федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны);
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Типы федераций:

  • по национальному признаку,
  • по территориальному признаку;
  • по национально-территориальному признаку.

По национальному признаку — в них субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей; в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку – в основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп; это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах.

Примеры стран: США, Швейцария, Мексика. Германия и др.

По национально-территориальному признаку (или смешанные федерации) – особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принцип

Пример: Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.

Основные признаки федеративного государства

Таблица признаков федерального государства в России

  • Территориально-административное деление. Общая территория федерации состоит из территорий отдельных её субъектов, будто то штаты, области, земли, эмираты или что-то ещё, разница тут только в названии. Это основополагающий признак федеративного государства.
  • Общегосударственная внешнеполитическая деятельность осуществляется только федеральными органами. Только они представляют страну на международной арене, у субъектов федерации такого права нет.
  • Верховная власть (судебная, законодательная и исполнительная) принадлежит федеральным властям. Законодательным, исполнительным и судебным соответственно.
  • Субъекты могут обладать правом принятия собственных конституций, иметь собственную законодательную, судебную и исполнительную власть. А могут и не обладать – зависит от государства. При этом федеральные законы и федеральная конституция всё равно превалирует.
  • Обязательным признаком федерального государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, и депутаты в неё избираются со всей страны. Верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: