Понятие, признаки, сущность и социальное назначение государства

Основные признаки государства

Суверенитет как признак государства.

Важнейшим признаком государства как организации властвования является государственный суверенитет.

Суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость её на международной арене. 

Любой субъект права, который признан государством, вправе осуществлять свою высшую власть в рамках обозначенной для него территории. Данный субъект самостоятельно определяет характер взаимоотношений с другими государствами, которые не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику этой страны. Суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства вне зависимости от величины территории, политического, социально-экономического, религиозного уклада и любых других факторов.

Государственный суверенитет включает в себя принципы:

  • Единство и неделимость территории;
  • Неприкосновенность его территориальных границ;
  • Невмешательство во внутреннюю политику.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

  • в универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
  • в прерогативе — возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти проявляется в способности издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает её взаимодействия с другими общественными организациями при решении различных вопросов общественной жизни. Как раз наоборот, в суверенитете государства находит своё политическое и юридическое выражение воля народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Независимость характеризуется наличием у государства формального или ограниченного суверенитета. 

Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашён, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, не осуществляется.

Следует отметить, что любое государство существует в сообществе других государств и в той или иной степени зависит от них; абсолютного государственного суверенитета не существует.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное — может иметь место по отношению к побеждённому в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное – может допускаться самим государством по взаимной договорённости с другими государствами:

  • ради достижения определённых, общих для всех целей;
  • в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав федерации.

Выделяют три основных разновидности суверенитета:

  • Народный суверенитет — суверенитет народа, который признается первоисточником власти;
  • Государственный суверенитет — состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию;
  • Национальный суверенитет — право каждой нации на самоопределение. 

Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые основы.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

  • внутренние — когда государство решает задачи внутри страны;
  • внешние — когда оно устанавливает и поддерживает отношения с другими государствами.

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Основные признаки государства

Определение 1

Государство представляет собой суверенную, универсальную политико-правовую организацию общества, которая обеспечивает его единство, территориальную целостность, обладает особым аппаратом управления и принуждения, осуществляет власть и регулирование жизнедеятельности общества.

Признаки государства:

  • Территориальный принцип организации власти. Территория государства обозначается его государственными границами. Власть государственных органов распространяется на конкретную территорию, в том числе на воздушное, морское пространство.
  • Наличие публичной власти, аппарата управления и принуждения. В государстве должна иметь особая группа людей, которая занимается только управлением или принуждением, освобождаясь на данном основании от производительного труда.
  • Наличие налогов и займов как специфических денежных источников, на которые содержится аппарат управления и принуждения.
  • Монопольное право государства на правотворчество. Подразумевает взаимодействие государства и права. Никто, кроме государственных органов, не имеет права принимать нормативно-правовые акты. Кроме того, право устанавливает границы власти государства, определяя рамки его деятельности. Нормы, которые принимает законодательный орган, являются обязательными для исполнения всеми субъектами права, в том числе и самим государством.
  • Универсальность государственной власти. Означает, что государственная власть распространяется на всех субъектов, кто данный момент времени находится на его территории.
  • Суверенитет. Означает независимость государственной власти от какого-либо вмешательства как внутри страны, так и на международной арене.

Сущность государства определяет характеристику его как явлений и процессов, отражая все стороны, взаимосвязи, отличие его от иных явлений окружающей действительности. Существует несколько основных подходов к сущности государства:

  • Классовый подход. Государство рассматривается как аппарат для подавления эксплуатируемых классов господствующего класса. Данный подход характеризует сущность исторических этапов развития государственности – рабовладельческого периода, феодального, буржуазного. Однако сущность современных государств не объяснить с точки зрения классового подхода.
  • Общесоциальный подход. Государство рассматривается как средство достижения консенсуса и компромисса в обществе. Оно должно выступать как инструмент для прекращения конфликтов, и сглаживания, устранения противоречий между различными слоями общества и группами населения. Современное общество характеризуется наличием различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим слоям населения. Задача современного государства – найти возможность для максимального полного удовлетворения потребностей интересов всех социальных групп, при этом не допуская между ними противоречия.

Рисунок 1. Признаки государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Публичная власть как признак государства.

Власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Государство – политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

Публичная власть выражается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев. Публичный характер власти обозначает, что принятые от лица государства решения обязательны для всего общества, независимо от того, участвовало ли оно в их принятии или нет. При этом отношение субъекта к принятым решениям может быть и отрицательным. Но на этот случай у публичной власти есть аппарат принуждения, который гарантирует исполнение законов на всей территории государства.
Публичная власть отражает институциональную основу государства. Она состоит из госаппарата, правоохранительной системы, военных, репрессивных, карательных органов. Публичная власть формируется за счет особого класса людей — чиновников и госслужащих. Они на контрактной основе выполняют управленческие функции и получают за это денежное вознаграждение.

Публичная власть отражает дифференциацию государства от общества. Ее наличие делит социальную общность на управляющих и управляемых. При этом власть всегда должна следовать интересам народа и объединяет его.

Важнейшими характеристиками публичной власти являются легальность и легитимность.

В первом случае речь идет о правовой основе власти. Легальной можно считать власть, которая была сформирована в соответствии с избирательными процедурами. Например, путем выборов. А власть, сформированная в результате вооруженного переворота, по сути нельзя считать легальной.

Легитимность нельзя отождествлять с легальностью. Под ней понимается авторитет власти, уровень ее поддержки со стороны населения и соответствие его ценностным ожиданиям. Легитимность власти в государстве может строиться на традициях, на авторитете или личностной харизме руководителей, либо на рациональной основе. Последний тип легитимности характерен для демократических государств. В этом случае люди подчиняются не непосредственно авторитету лидера или элиты, а законам. Власть в таком обществе — обезличена, она лишь инструмент обеспечения порядка в обществе.

Государственная власть выполняет ряд важнейших функций. В их числе правотворческая, правоприменительная, правоохранительная и надзорно-контрольная. В реализации этих функций власть обладает монопольным характером. Это и отличает государственную власть от политической.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Понятие, сущность и основные признаки государства.

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени ни в науке, ни в международном праве не существует общепринятого, общепризнанного определения понятия «государство».

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть». Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса над другими.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее определение: «Государство — политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией».

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и прочих, можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие.

В современной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием.

Государство – политическая форма организации общества на определённой территории, обеспечивающая его единство и целостность, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Сущность государства — главное, что определяет его содержание, социальное назначение, цели и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. 

Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной территории. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: Конституцией, законами и другими правовыми документами государства, а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства.

Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

Признаки государства – это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.

К основным признакам государства относятся:

  • территория;
  • население;
  • суверенитет;
  • публичная власть;
  • система права;
  • налоговая система.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами. Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику. Ряд государств конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого признака.

Государственная власть, ее свойства и формы существования

Говоря о власти, как о социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, т.к. оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

В юридической литературе родовую общину выделяют как исторически первую форму организации до государственного общества. Власть носила общественный характер, его высшим органом являлось народное собрание, решение которого были обязательными и распространялись на всех взрослых членов рода, племени, союз племен. Кроме того, общественные отношения в первобытном обществе регулировались с помощью обычаев – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения и совершения одних и тех же действий и поступков.

Кроме обычаев, также действовали такие общественные нормы как традиции, морали, ритуалов, обрядов, религиозные нормы и др. Особенностью первобытного общества также являлись отсутствие в нем специальных органов власти (аппарата принуждения, что характерно лишь для государственно-организованного общества).

Таким образом, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государства, появляется совершенно иная организация – государственная (политическая) власть, которая характеризуется имущественным и социальным неравенством (появление имущих и неимущих классов), опирается на силу государственного принуждения, используя при этом специальный аппарат и учреждения (суд, тюрьмы, правоохранительные органы и др. государственные учреждения и организации).

Сказанное позволяет дать следующее определение власти – этот способность и возможность одного человека, группы, организации, государства в целом навязывать свою волю другому лицу, группе и т.д. вопреки их сопротивлению.

Основными признаками государственной власти, отличающей ее от других видов власти, являются:

  • носит публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • ее легитимность;
  • легальность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основа на законе и др.

В юридической литературе в зависимости от способа организации, выделяют следующие виды органов государственной власти:

  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы государственной власти;
  • судебные органы государственной власти.

Каждый их перечисленных выше органов государственной власти не подменяет другие органы власти, а выполняет строго возложенные на них функции, в соответствии с представленными им полномочиями:

  • монархия, т.е. власть, принадлежит монарху или др. лицу;
  • аристократия, т.е. власть определенной группы людей – аристократов;
  • демократия, такая форма, при которой власть принадлежит всему народу.

Деятельность органов государственной власти основана на следующих принципах:

  • единство власти;
  • ее неделимость;
  • суверенность;
  • она никем и ничем не ограничена.

показать содержание

Понятие и общая характеристика государства

Государство выступает ключевым социально-политическим институтом на всем протяжении исторического развития человечества. Во многом именном этим продиктован повышенный интерес ученых-исследователей к изучению соответствующей категории. При этом чаще всего, ключевыми вопросами исследования государства выступают вопрос о том что же такое государство и какими признаками оно характеризуется.

Одним из наиболее распространенных пониманий дефиниции государства в отечественной и мировой науке является следующее определение:

Определение 1

Государство – особая форма суверенной общественной организации, характеризующаяся наличием особого механизма управления и принуждения, путем функционирования которых происходит установление правового порядка на определенной территории

Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что общепризнанного понятия «государства» не выработано ни в науке, ни в национальном или международном праве. При этом общепризнанными на уровне мирового сообщества являются четыре признака государства:

При этом общепризнанными на уровне мирового сообщества являются четыре признака государства:

  • Народ;
  • Территория;
  • Правительство;
  • Независимость.

Замечание 1

В нашей стране, превалирует иная точка зрения, предлагающая несколько расширенное понимание перечня признаков государства, которые для удобства анализа, изучения и усвоения предлагается разделять на обязательные и факультативные (дополнительные) признаки государства.

Население как признак государства.

Население — это человеческое сообщество, проживающее на территории, контролируемой государством, в отношении которых оно осуществляет властные функции. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Население связано с государством посредством гражданства или подданства. Гражданство (подданство) — это устойчивая связь человека с государством; гражданин (подданный) обязан выполнять все правовые требования, исходящие от государства, но и вправе рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, в том числе и за пределами данного государства.

Населением государства признаются:

  • граждане государства (поданные);
  • постоянно и легально проживающие на его территории иностранные граждане;
  • лица без гражданства (апатриды);
  • беженцы и временные переселенцы.
    В отношении указанных лиц государство вправе осуществлять властные действия – собирать налоги, принимать обязательные правила поведения, наказывать за их нарушение.

Однако значительная часть проживающих на территории государства лиц не включается в состав подвластного населения (так называемые нелегальные и полулегальные мигранты). Данные лица не имеют ни прав, ни обязанностей перед государством.

Население различается:

  • по расовым и национальным признакам;
  • полу и возрасту, состоянию здоровья;
  • роду и сфере деятельности;
  • уровню доходов и уровню жизни.

Население играет определенную роль в деятельности государства:

  • выступает объектом властвования, т. е. государство использует население для достижения своих целей (например, для защиты границ от нападения);
  • регулирует поведение подвластных людей, а в случае неповиновения принуждает и наказывает их;
  • выступает участником политики, согласовывая свои интересы с интересами других субъектов политической системы;
  • формирует государство и наделяет его властными полномочиями.
    Государство в любом случае должно учитывать интересы проживающего на его территории населения и согласовывать их с собственными интересами.

Заключение.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение. Государство возникло не сразу, а как закономерный результат эволюции человека и его мышления. Появление государства явилось своего рода «спасением» человечества, некоторой гарантией стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов.

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. От всех прочих форм коллективности государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую в интересах привилегированной части общества.

От общественной власти первобытнообщинного строя государство отличают его признаки. Все признаки государства действуют в своей совокупности системно. Их взаимодействие друг с другом достигается на основе единой политической организации, каковой является любое государство.

В совокупности признаки государства дают представление о государстве как организации властвования. Таким образом, государство — это исторически сложившаяся и развивающаяся организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право, налоги и специальный аппарат управления и принуждения для реализации своих функций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: