Классификация государственных органов
Государственные органы можно разделить на виды в соответствии со следующими критериями:
В зависимости от способа образования:
- Прямое избрание путем народного волеизъявления. Так в России избирают Президента, депутатов Государственной Думы, региональных парламентов).
- Формирование иными госорганами. Это Правительство, Конституционный суд и некоторые другие госорганы.
В зависимости от формы деятельности:
- Законодательные.
- Исполнительно-распорядительные.
- Судебные.
- Контрольно-надзорные.
По разделению на ветви власти:
- Законодательные.
- Исполнительные.
- Судебные.
По принципу иерархичности:
- Центральные.
- Региональные (республиканские).
- Местные.
В зависимости от способа подчинения:
- Подчинение строго по вертикали (прокуратура, суды и др.).
- Подчинение вертикально-горизонтальное или двойное (полиция, госбанки).
В зависимости от срока полномочий:
- Создаваемые бессрочно (полиция, суды, прокуратура).
- Создаваемые для реализации конкретных задач на время (при введении режима ЧС может быть создана временная администрация или комитет).
В зависимости от того, как реализуются полномочия:
- Коллегиальные.
- Единоличные.
В зависимости от правовых форм деятельности:
- Осуществляющие правотворчество.
- Осуществляющие правоприменение.
- Правоохранительные.
В зависимости от направления компетенций:
- С общими компетенциями, способные принимать решения по самым разным вопросам в рамках полномочий (Правительство – как федеральное, так и в регионах).
- Со специальными компетенциями, действующие в определенной сфере и решающие узконаправленные вопросы (министерства, департаменты и т.п.)
Признаки государственного органа
Из государственных органов состоит государственный аппарат, у каждого из них свои функции и полномочия и следующие общие признаки:
- действует как самостоятельное звено в государственной системе;
- осуществляет полномочия от имени государства;
- опирается на нормативно-правовую базу – прежде всего, это Конституция РФ, федеральные, региональные законы, локальное законотворчество;
- при осуществлении полномочий применяет только ему свойственные методы, включая использование принудительных методов воздействия при необходимости;
- осуществляет полномочия строго в соответствии со своей компетенцией и сферой ответственности;
- включает в себя различные подразделения, такие как департаменты, отделы, секретариат, аппарат и т. п., где работают госслужащие;
- использует имущество – помещение, транспортные средства, офисное оборудование и др. и материальные ресурсы – банковский счет, наличные деньги, необходимые для выполнения своих функций;
- имеет правовой статус, в соответствии с которым осуществляется деятельность;
- выступает как юридическое лицо, то есть способен отвечать своим имуществом, покупать и отчуждать его, несет имущественные обязательства, а также может являться стороной состязательного процесса в суде;
- функционирует на конкретной территории, работает в соответствии со своим территориальным масштабом.
Характеристика видов государственных органов
Государственные органы классифицируются в соответствии с определенными критериями, к числу которых относятся следующие:
-
Способ возникновения. В соответствии с данным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:
- выборные или первичные государственные органы. Особенность этих органов состоит в том, что они не могут быть созданы какими-либо другими государственными органами. Их возникновение обеспечивается порядком наследования в том случае, если в государстве действует наследственная монархия, избранием в соответствии с установленной процедурой и наделением властных полномочий, делегируемых им избирателями, в случае формирования представительных органов власти в лице парламента;
- назначаемые или производные государственные органы, создание которых осуществляется первичными государственными органами, наделяющими их определенной совокупностью властных полномочий;
-
Объем властных полномочий или предмет ведения. В соответствии с этим критерием всю совокупность органов государственной власти можно разделить на следующие виды:
- федеральные государственные органы, власть которых распространяется на территорию всего государства. Примером таких органов являются Президент государства, его Правительство, Парламент и так далее;
- региональные органы государственного управления, функционирование которых осуществляется в рамках определенной административно-территориальной единицы, являющейся регионом государства. Властные полномочия таких органов получают применение только на территории этих регионов;
-
Широта компетенции. В соответствии с указанным критерием всю совокупность государственных органов можно разделить на следующие виды:
- органы общей компетенции, призванные осуществлять решение разнообразных вопросов. К числу таких органов относится российский Президент и российское Правительство;
- органы специальной компетенции, имеющие специализацию по отношению к выполнению какой-либо определенной функции. В качестве примера можно привести Министерство финансов, Министерство иностранных дел и так далее;
-
Способ осуществления компетенции или принятия решений. В соответствии с данным критерием государственные органы делятся на:
- коллегиальные, в рамках которых принятие решений осуществляется большинством голосов, например, Государственная Дума;
- единоначальные, которые предназначены для единоличного принятия решений, к примеру, Президент государства, Уполномоченный по правам человека;
-
Правовые формы деятельности. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:
- правотворческие, в ведении которых находится издание нормативно-правовых актов, к примеру, Федеральное собрание;
- правоприменительные органы, которые осуществляют реализацию судебной власти;
- правоохранительные органы, деятельность которых направлена на охрану порядка и защиту права, к примеру, прокуратура;
-
Принцип разделения властей. В соответствии с этим критерием государственные органы делятся на:
- законодательные, к примеру, Парламент;
- исполнительные, к примеру, Правительство;
- судебные.
Проблемы тождественности понятий
Различие между понятиями «орган государственной власти» и «государственный орган» на первый взгляд найти сложно. Некоторые ученые полагают, что эти понятия идентичны. Другие – что в системе государственных органов можно выделить органы гос. власти и госорганы, которые не обладают государственными полномочиями, их еще называют вспомогательными органами. Существенное отличие здесь заключается в том, что у органов государственной власти есть государственно-властные полномочия. Они являются выразителем воли народа, действуя от имени государства – Конституция РФ называет народ основным носителем власти в стране. У вспомогательных органов нет такой полноты власти, как у органов государственной власти, они лишь обеспечивают их деятельность. Хотя и играют важную роль. Их существование необходимо, так как без них не могут функционировать другие институты власти. К таким вспомогательным органам, например, можно отнести Администрацию Президента, аппараты парламента и судов.
Точку здесь поставил Конституционный суд, который в 1997 году высказал мнение, что надо разделять государственные органы на органы государственной власти и другие государственные органы без государственно-властных полномочий. Конституционный суд обозначил разницу между органами государственной власти и государственными органами без статуса органов государственной власти. Ведь вспомогательные органы не могут принимать нормативно-правовые акты, распространяющиеся на граждан страны или какие-либо общественные объединения.
Проще говоря, орган государственной власти – всегда госорган, но не любой гос. орган является органом государственной власти.
Контрольно-надзорные органы. Терминологические нюансы их существования
В России работает ряд контрольно-надзорных органов, которые со стопроцентной уверенностью нельзя отнести ни к одной из ветвей власти. К ним относится, например, прокуратура – она не является органов судебной власти. Высказывались предложения причислить ее к органам исполнительной власти, но большинство ученых и законотворцев посчитали это предложение неприемлемым. Звучат также мнения о выделении контрольно-надзорной ветви власти, куда были бы быть отнесены прокуратура, Счетная палата, региональные контрольно-счетные органы. По мнению авторов инициативы, это позволит каждой ветви развивать свою зону ответственности, с наибольшей эффективностью взаимодействовать между собой и сохранять баланс сил в государстве.
Заключение
Государственные органы выступают проводником между государством и обществом, являются частью управленческого механизма. Через государственные органы осуществляются виды государственной деятельности, следовательно, госорганы тесно сотрудничают друг с другом. Государственная власть классифицируется по горизонтали и по вертикали. Горизонтальное деление – это отнесение власти к законодательной, исполнительной и судебной ветвям; вертикальное – иерархия от федерации к субъекту и далее на места. Проблемой для правоведов видится вопрос самостоятельности различных ветвей власти, разграничения их полномочий и вместе с тем взаимодействие между собой. В этой связи актуальным направлением может выступить оптимизация функций госорганов в общей структуре аппарата государственной власти на разных уровнях, координация работы государственных органов, а также видов государственной деятельности.