Содержание понятия аппарата государственного управления
Определение 1
Государственный аппарат – это система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляется выполнение основных функций государства и достижение стоящих перед ним задач.
Государственный аппарат рассматривается в качестве важнейшего составного элемента любого государства.
Основы государственного аппарата составляет совокупность объективных и субъективных факторов, которые предопределяют значимые особенности его строения, характера, структуры, порядка функционирования, обеспечивая соединение его отдельных звеньев в систему.
Замечание 1
Государственный аппарат не является механическим соединением отдельных органов государственного управления, а представляет собой организованную, строго упорядоченную, целостную систему.
Понятие государственного аппарата является весьма емким и многогранным. Данное понятие не следует отождествлять с иными понятиями, которые находятся с ним в тесной взаимосвязи, но не являются равнозначными по своему объему и содержанию. К числу таких понятий относятся понятия политической системы и диктатуры класса. Эти понятия связаны с понятием государственного аппарата, но не являются идентичными ему. Они охватывают всю систему государственных и негосударственных органов управления и хозяйствующих субъектов, участвующих в политической жизни государства и реализации государственной власти, в то время как понятие государственного аппарата включает в себя только систему органов государственного управления.
также следует отличать государственный аппарат от государственного механизма. В первом случае речь идет о системе государственных органов, во втором случае, речь идет о совокупности органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, материальных средств государственного управления и вооруженных сил.
При этом существует ряд специалистов, которые склонны доказывать идентичность понятия государственного аппарата и государственного механизма. Согласно этой трактовке государственный механизм рассматривается как государственный аппарат в широком смысле, а совокупность органов государственного управления как государственный аппарат в узком смысле.
Замечание 2
Независимо от подходов к трактовке понятия государственного аппарата его важнейшими составляющими выступают государственные органы.
Бюрократия и бюрократизм
Не существует единого мнения по поводу того, полезна или нет бюрократия. Ясно, однако, что без бюрократического аппарата существовать современное государство не может.
Бюрократия – это система четких и конкретных правил, обязательных для исполнения всеми чиновниками.
Принципы организации деятельности механизма государства строго регламентируются различными предписаниями и правилами. Конечно, это делает аппарат менее гибким и способным на нестандартное реагирование. Но зато ограждает государство от произвола.
Что же касается бюрократизма, то этот термин обычно употребляется в отношении проблемы, существующей сегодня также во всех странах. Бюрократизм – это засилье бумаг, различных мелких правил и инструкций, которые позволяют чиновникам незаметно подменять интересы государства своими собственными и решать личные задачи (например, собственного обогащения) за счет казны.
Обычно исследователи определяют степень бюрократизма как пропорциональный «раздутости» государственного аппарата.
Признаки механизма государства
Ранее было предложено достаточно широкое, отражающее большинство сущностных черт и особенностей государства определение его механизма. При этом представляется, что для формирования целостного представления именно о понятии такого механизма, следует подробнее остановиться на анализе его признаков, в числе основных из которых в специальной литературе принято выделять:
- Целостность механизма государства – для рассматриваемой категории характерно единство и взаимосвязь его структурных элементов. При этом соответствующее единство должно достигать такой степени, чтобы в рамках одной системы одновременно происходило исполнение всех государственных целей и задач. Обозначенная целостность и подобное ее понимание обусловлены также тем, что в рамках отдельно взятого государства не может одновременно существовать несколько механизмов государства или государственных аппаратов: одно государство – один механизм;
- Иерархичность – с учетом обозначенной сложности механизма государства, каждый его элемент должен четко понимать и осознавать собственное место в системе, а также представлять какой объем полномочий ему предоставлен для осуществления тех или иных государственных функций. Без жесткой централизации и координации достижение данной цели невозможно, в связи с чем, механизм государства во всех случаях представляет собой сложную властную структуру, опирающуюся на принцип подчинения нижестоящих элементов вышестоящим;
- Особый субъектный состав механизма государства: выше частично было отмечено, что механизм государства в общем виде состоит из государственных органов и учреждений, при этом, в свою очередь, состав соответствующих органов также представлен особым субъектным составом людей, обладающих специальными знаниями и умениями, необходимыми для обеспечения выполнения государственных задач;
- Исходя из общей направленности функционирования и социального назначения механизма государства, его содержательным признаком выступает особый состав целей деятельности, обусловленный фактическим осуществлением посредством элементов государственного механизма государственно-властных целей, функций и задач;
- Специфика материально-технической обеспеченности: с учетом того, что механизм государства существует для непосредственной реализации особых государственных целей, для него характерна бюджетная модель финансирования. То есть материально-техническое обеспечение механизма государства происходит не путем осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности (как это происходит в негосударственных организациях), а посредством выделения целевых денежных средств из государственного или муниципального бюджета и т. д.
Факторы функционирования аппарата государственного управления
Функционирование и развитие аппарата государства находятся под воздействием ряда факторов, способных оказывать значительное влияние на него. В число таких факторов включаются следующие:
- во-первых, наличие общей экономической основы функционирования разных органов государственного управления и организаций в виде системы хозяйствования и форм собственности;
- во-вторых, наличие единой политической основы органов государственного управления, учреждений, организаций, а в некоторых случаях и официальной идеологии;
- в-третьих, наличие морально-политического и идейного единства отдельных частей общества;
- в-четвертых, совокупность принципов функционирования и построения органов государственного управления, выступающих в качестве составных элементов государственного аппарата;
- в-пятых, наличие общих целей и задач функционирования, стоящих перед органами государственного управления и организациями.
Признаки и принципы организации государственного аппарата
Аппарат государства представляет собой совокупность тех или иных органов государства, которые связаны между собой какими-то общими принципами осуществления конкретной деятельности.
Итак, к признакам государственного аппарата относят:
- Аппарат государства является иерархической системой, которая состоит из отдельных органов и учреждений государства. А целостность аппарат государства обычно гарантируется общими принципами, целями и задачами.
- Основными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные учреждения связаны между собой на основе зависимости и координации.
- Для обеспечения государственных властных заказов государственный аппарат имеет прямые инструменты жесткого принуждения. Ни одна страна не может обойтись без этого.
С помощью государственного аппарата фактически осуществляется власть и реализуются государственные функции. Существует прямая связь между государственными функциями и государственным аппаратом, поскольку он был создан именно для выполнения государственных функций. Поэтому, когда меняются государственные функции, неизбежно следует смена государственного аппарата.
Структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов: законодательные органы — это «приоритетные» государственные органы в прямом смысле слова, которые не зависят от других основополагающих органов; исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; имеют институты государственной поддержки (административный аппарат и т.д., организационно-материальный аппарат подготовки, утверждения и исполнения актов государственного управления); правоохранительные органы обеспечивают и сохраняют стабильность, неосязаемость общественных отношений, складывающихся под влиянием государства и права, в том числе организационно-материальных обязательств (армия, полиция, спецслужбы, тюрьмы).
Принципы организации и функционирования государственного аппарата являются ключевыми положениями, поддерживающими построение и функционирование государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
- приоритет прав и свобод человека и всего населения;
- демократия, которая выражает добровольное участие граждан в формировании деятельности государственных органов;
- разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной) создает механизмы, которые минимизируют вмешательство со стороны властей;
- законность, то есть обязательное уважение всех государственных органов, должностных лиц, граждан всех существующих законов и конституционных норм;
- гласность, информированность общественности о практической деятельности отдельных государственных органов, что обеспечивает прозрачность процесса работы должностных лиц;
- федерализм, учитывающий интересы регионов;
- профессионализм, подразумевающий использование наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата и др.
Некоторые принципы организации и деятельности государственного аппарата не включены в действующее законодательство, но освещены в судебной науке.
Характеристика структуры государственного аппарата
Государственный аппарат формируется системой органов государственного управления.
Органы государственного управления выступают в качестве относительно самостоятельных, обособленных со структурной точки зрения звеньев государственного аппарата, которые создаются государством для осуществления определенных видов государственной деятельности, наделяются конкретной компетенцией и опираются на силу государства организационного, материального и принудительного характера.
Органы государственного управления характеризуются отличительными специфическими признаками, к числу которых относятся следующие:
- наличие воли государства как причины формирования данных органов;
- предназначение данных органов к выполнению определенных функций от имени государства;
- формирование органов государственного управления для осуществления четко обозначенных форм и видов деятельности;
- каждый орган государственного управления имеет юридически закрепленную организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, специальные положения, которые определяют его роль и место в системе государственного аппарата, а также порядок взаимодействия с прочими органами государственного управления;
- наличие у органов государственного управления полномочий государственно-властного характера.
Именно наличие полномочий государственно-властного характера выступает в качестве существенного признака государственного органа, входящего в систему государственного аппарата. Этот признак является важнейшей отличительной чертой органа государственного управления от негосударственных органов и организаций.
Структура государственного аппарата – это его внутреннее строение, специфика расположения и соотношения составных элементов.
Государственный аппарат является единой целостной общей системой, включающей в себя различные частные системы. К числу последних систем относят выступающие в качестве однородных по ряду признаков различных государственных органов. К числу этих признаков относят внутреннее строение, функции, непосредственные цели, виды выполняемой деятельности.
В структуру государственного аппарата включается несколько систем государственных органов:
- во-первых, государственной власти;
- во-вторых, государственного управления;
- в-третьих, судебные и прокурорские органы.
Понятие и признаки государственного органа
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции – властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Соотношение государственного механизма и аппарата
Определение 1
Государственный механизм — это система определенных органов и учреждений, деятельность которых направлена на управление обществом, а также на защиту прав, свобод и интересов граждан.
Замечание 1
Государственный аппарат — это часть государственного механизма, представляющая собой группу государственных органов, уполномоченных осуществлять государственную власть. Стоит отметить, что в структуру аппарата государства обычно входят различные учреждения и органы государства.
Государственный механизм часто отождествляют с государственным аппаратом. Но государственный механизм — это более широкое понятие, чем понятие аппарата государства. Существует традиционное определение государственного аппарата, в котором отмечается, что государственным аппаратом является совокупность органов, с помощью которых осуществляются государственные обязанности и функции. Вообще, аппарат государства стоит рассматривать как неотъемлемую часть государственного механизма, потому что, помимо государственных учреждений, считающихся государственными органами, сам механизм правления еще включает в себя и другие государственные учреждения, не считающиеся государственными органами. Организации, которые не считаются государственными: учреждения (школы, больницы), а также различные компании и объединения людей.
Итак, механизм государства состоит из трех типов государственных организаций:
- органы государства;
- институты государства;
- государственные компании.
Поскольку аппарат государства представляет собой государственные органы, он не идентичен механизму государства. Так, аппарат государства — это основная часть и звено государственного механизма.
Наиболее распространенные характеристики государственного механизма:
- Государственный механизм состоит из специально вовлеченных в управление (законодательство, правоприменение) лиц.
- Механизма государства является сложной системой тесно связанных между собой органов и учреждений, осуществляющих свои непосредственные властные функции.
- Функции тех или иных звеньев механизма государства осуществляются организационно-финансовыми средствами, а в случае необходимости — с применением мер жесткой экономии.
- Государственный механизм призван обеспечивать и защищать интересы и законные права и свободы всех граждан, проживающих в государстве.
Стоит отметить, что сфера прав и возможностей органов государства ограничена законом, который гарантирует максимально отлаженные и легкие отношения, которые формируются между государством и отдельным человеком.
Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия – рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.
В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм – болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т.е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела – власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов – именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.
Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный – в групповой или личный, т.е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи – в государственные». Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.
Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата – верный признак его бюрократического загнивания.
Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика – надежное лекарство против этой болезни.
показать содержание
Принципы организации и деятельности механизма государства[]
Принципы организации и деятельности механизма государства – это те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.
Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.
Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима и определяются им.
1.принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
2.принцип разделения властей. Единая власть делится на три относительно самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют друг с другом.
3.принцип разграничения функций между органами государства;
4.принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;
5.принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;
6.принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);
7.принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);
8.принцип гласности. Открытость деятельности гос. органов и информирование населения об их деятельности.
9.принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).
Вышеназванные принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства, поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию или на деятельность органа государства.
Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность.
Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа.
Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:
- — органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции;
- — органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции)