Понятие организации государственного аппарата
Определение 1
Организация государственного аппарата — это формирование системы органов государственного управления, ответственных за реализацию государственной политики на территории страны и за ее пределами.
Под государственным аппаратом понимаются систему специальных учреждений и органов, действие которых обеспечивает осуществление государственного управления обществом и защиту интересов этого общества.
Государственный аппарат характеризуется следующими основными признаками:
- во-первых, наличие механизма государства, в состав которого включается лица, осуществляющие управление в форме законотворчества, исполнение законодательства и охраны этих процессов от нарушений;
- во-вторых, государственный аппарат является сложной системой органов и учреждений, находящихся в тесной взаимосвязи при выполнении ими утвержденных властных функций;
- в-третьих, обеспечение исполнения функций различных звеньев государственного аппарата осуществляется за счет организационных и финансовых средств, а при необходимости и за счет принудительного воздействия;
- в-четвертых, в качестве гаранта и хранителя законных прав и интересов граждан выступает механизм государства. Властные полномочия органов государственного управления находятся в границах, устанавливаемых законодательством, призванным обеспечить максимально гармоничную и справедливую систему отношений между государством и человеком.
Принципы организации государственного аппарата
Государственный аппарат организуется в соответствии с рядом принципов, определяющих основы его дальнейшего функционирования. К числу таких принципов относятся следующие:
- приоритетность человеческих и гражданских прав и свобод. Данный принцип обязывает государственных служащих осуществлять признание, соблюдение и защиту этих свобод и прав как высшей ценности государства;
- демократизм. Сущность данного принципа выражается в том, что граждане российского государства широко участвуют в создании государственных органов управления;
- разделение властей. Механизм выделения законодательной, исполнительной и судебной власти направлен на ограничение произвола властей и должностных лиц. Каждая ветвь власти обладает высоким уровнем самостоятельности и выступает в качестве ограничителя для других видов власти;
- законность. Сущность данного принципа состоит в обязательности соблюдения законодательства как государственными служащими, так и гражданами государства;
- гласность. Данный принцип состоит в обеспечении информационной открытости функционирования органов государственного аппарата;
- федерализм. Сущность данного принципа подразумевает единство системы государственного управления и государственного аппарата;
- профессионализм. Данный принцип подразумевает формирование условий для привлечения к несению государственной службы наиболее квалифицированных специалистов в сфере государственного управления и государственного аппарата, гарантирование высокого уровня оказания государственных услуг и решения государственных проблем в интересах граждан Российской Федерации;
- сочетание единоначалия и коллегиальности. Данный принцип направлен на обеспечение разумного соотношения бюрократических и демократических основ функционирования государственного аппарата;
- сочетание назначаемости и выборности. Данный принцип подразумевает возможность формирование системы государственного аппарата демократическим путем и посредством назначения отдельных лиц и составов органов государственного управления. Значение этого принципа выражается в обеспечении оптимального соотношения централизации и децентрализации государственного аппарата;
- иерархичность. Этот принцип подразумевает наличие различных уровней государственного управления в системе государственного аппарата и четкое соотношение между этими уровнями в смысле подчиненности друг другу.
Политический режим, сложившийся в стране в то или иное время, оказывает влияние на содержание и перечень принципов организации государственного аппарата. Помимо указанных принципов, характерных для демократического строя, к числу принципов организации государственного аппарата в советский период существования государства можно отнести принцип партийного руководства, принцип подчиненности аппарата государственного управления политическому режиму, принцип привлечения общественности к функционированию органов государственного аппарата и так далее.
Принципы организации и деятельности механизма государства[]
Принципы организации и деятельности механизма государства – это те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.
Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.
Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима и определяются им.
1.принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
2.принцип разделения властей. Единая власть делится на три относительно самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют друг с другом.
3.принцип разграничения функций между органами государства;
4.принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;
5.принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;
6.принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);
7.принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);
8.принцип гласности. Открытость деятельности гос. органов и информирование населения об их деятельности.
9.принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).
Вышеназванные принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства, поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию или на деятельность органа государства.
Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность.
Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа.
Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:
- — органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции;
- — органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции)