Принципы государственного аппарата

Теория государства и права

Понятие организации государственного аппарата

Определение 1

Организация государственного аппарата — это формирование системы органов государственного управления, ответственных за реализацию государственной политики на территории страны и за ее пределами.

Под государственным аппаратом понимаются систему специальных учреждений и органов, действие которых обеспечивает осуществление государственного управления обществом и защиту интересов этого общества.

Государственный аппарат характеризуется следующими основными признаками:

  • во-первых, наличие механизма государства, в состав которого включается лица, осуществляющие управление в форме законотворчества, исполнение законодательства и охраны этих процессов от нарушений;
  • во-вторых, государственный аппарат является сложной системой органов и учреждений, находящихся в тесной взаимосвязи при выполнении ими утвержденных властных функций;
  • в-третьих, обеспечение исполнения функций различных звеньев государственного аппарата осуществляется за счет организационных и финансовых средств, а при необходимости и за счет принудительного воздействия;
  • в-четвертых, в качестве гаранта и хранителя законных прав и интересов граждан выступает механизм государства. Властные полномочия органов государственного управления находятся в границах, устанавливаемых законодательством, призванным обеспечить максимально гармоничную и справедливую систему отношений между государством и человеком.

Принципы организации государственного аппарата

Государственный аппарат организуется в соответствии с рядом принципов, определяющих основы его дальнейшего функционирования. К числу таких принципов относятся следующие:

  1. приоритетность человеческих и гражданских прав и свобод. Данный принцип обязывает государственных служащих осуществлять признание, соблюдение и защиту этих свобод и прав как высшей ценности государства;
  2. демократизм. Сущность данного принципа выражается в том, что граждане российского государства широко участвуют в создании государственных органов управления;
  3. разделение властей. Механизм выделения законодательной, исполнительной и судебной власти направлен на ограничение произвола властей и должностных лиц. Каждая ветвь власти обладает высоким уровнем самостоятельности и выступает в качестве ограничителя для других видов власти;
  4. законность. Сущность данного принципа состоит в обязательности соблюдения законодательства как государственными служащими, так и гражданами государства;
  5. гласность. Данный принцип состоит в обеспечении информационной открытости функционирования органов государственного аппарата;
  6. федерализм. Сущность данного принципа подразумевает единство системы государственного управления и государственного аппарата;
  7. профессионализм. Данный принцип подразумевает формирование условий для привлечения к несению государственной службы наиболее квалифицированных специалистов в сфере государственного управления и государственного аппарата, гарантирование высокого уровня оказания государственных услуг и решения государственных проблем в интересах граждан Российской Федерации;
  8. сочетание единоначалия и коллегиальности. Данный принцип направлен на обеспечение разумного соотношения бюрократических и демократических основ функционирования государственного аппарата;
  9. сочетание назначаемости и выборности. Данный принцип подразумевает возможность формирование системы государственного аппарата демократическим путем и посредством назначения отдельных лиц и составов органов государственного управления. Значение этого принципа выражается в обеспечении оптимального соотношения централизации и децентрализации государственного аппарата;
  10. иерархичность. Этот принцип подразумевает наличие различных уровней государственного управления в системе государственного аппарата и четкое соотношение между этими уровнями в смысле подчиненности друг другу.

Политический режим, сложившийся в стране в то или иное время, оказывает влияние на содержание и перечень принципов организации государственного аппарата. Помимо указанных принципов, характерных для демократического строя, к числу принципов организации государственного аппарата в советский период существования государства можно отнести принцип партийного руководства, принцип подчиненности аппарата государственного управления политическому режиму, принцип привлечения общественности к функционированию органов государственного аппарата и так далее.

Принципы организации и деятельности механизма государства[]

Принципы организации и деятельности механизма государства – это те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.

Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.

Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима и определяются им.

1.принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

2.принцип разделения властей. Единая власть делится на три относительно самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют друг с другом.

3.принцип разграничения функций между органами государства;

4.принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

5.принцип законности — означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

6.принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

7.принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);

8.принцип гласности. Открытость деятельности гос. органов и информирование населения об их деятельности.

9.принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Вышеназванные принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства, поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент — на организацию или на деятельность органа государства. 

Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность. 

Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. 

Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

— органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции; 
— органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: