Классификация
Виды систематизации законодательства в форме инкорпорации делятся в соответствии с юридической силой, характером размещения и объёмом охваченного материала, а также с методом его обработки.
Исходя из юридической силы принятых собраний и сборников по субъекту, который производит систематизацию, различают такие виды инкорпорации:
- Официальная – осуществляется по поручению, от имени или же с санкции уполномоченного органа правотворчества, который одобряет или утверждает подготовленный свод законов. Такое собрание законов наделено официальным характером, а следовательно на его материалы можно ссылаться в случае правоприменительной или правотворческой деятельности.
- Полуофициальная – издание сборников и собраний законодательства, исходя из поручения правотворческого органа, специально уполномоченными органами. Правотворческий орган не производит официального одобрения и утверждения сборников, поэтому такие нормативные тексты не наделены официальным характером.
- Неофициальная – осуществляется субъектами, не имеющими специальных полномочий для издания собраний законодательства. Поэтому такой вид деятельности осуществляется только по инициативе самого субъекта, и нормативные акты, соответственно, правовой силой не наделяются.
В соответствии с характером расположения материала инкорпорация бывает:
- Хронологической – нормы права расположены последовательно, исходя из даты издания. В таком порядке публикуются подзаконные акты и законы.
- Систематическая – нормативные акты размещены по тематическим разделам, исходя из содержания. В каждом разделе произведено распределение актов в соответствии с предметным принципом (иными словами, исходя из сфер государственного воздействия).
- Смешанная – при такой форме систематизации издания законодательных норм сочетаются по предметному и хронологическому принципу расположения материала. Это означает, что разделы собраний составляются тематически, а нормативные акты располагаются в порядке хронологии.
Инкорпорация также классифицируется на основании объёма охваченного нормативного материала. По такому признаку различают частичную (отраслевую) и генеральную (полную) инкорпорацию.
Исходя из методов обработки норм права, систематизация бывает:
- Простой – из нормативных актов исключаются отменённые нормы, а также те положения, срок действия которых истёк.
- Сложной – из сборников подлежат исключению формально не отменённые, но в то же время утратившие силу акты.
Результат такого типа систематизации – инкорпорированные сборники, своды, собрания.
Консолидация законодательства
Учет и инкорпорация нормативных правовых актов, ограниченные их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового материала. В частности, с помощью этих методов нельзя устранить множественности нормативных актов, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам.
Множественность нормативных актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Такой прием систематизации называется консолидацией. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов.
И тем не менее это своеобразный правотворческий прием. Его главная особенность состоит в том, что при консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений. В лучшем случае проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, длинноты, объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания и др.
Именно эта особенность консолидации позволила некоторым ученым-юристам рассматривать ее в качестве наиболее совершенной разновидности инкорпорации. Однако, по нашему мнению, инкорпорация и консолидация представляют собой качественно различные приемы систематизации нормативных актов.
Во-первых, они относятся к различным сторонам правовой деятельности государства. Инкорпорация — это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, призванной обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Консолидация же входит в арсенал правотворческих методов.
Во-вторых, инкорпорация и консолидация различаются по кругу применяющих их субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями и юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов.
В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт.
Таким образом, консолидация представляет собой самостоятельный вид систематизации нормативных правовых актов.
Консолидация достаточно широко используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности, словом, везде, где можно свести воедино десятки, а то и сотни разрозненных нормативных предписаний без изменения их содержания. Как известно, консолидация получила большое распространение во многих зарубежных странах. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования — о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.
Принципы систематизации
Под принципами принято понимать фундаментальные, основополагающие идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться.
Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.
Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особенно тесно систематизаторская работа связана с правотворческой. Рассмотрим эти принципы:
- плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.);
- стремление к минимальному количеству нормативных актов;
- полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их но всем основаниям);
- целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов);
- оперативность (поскольку право — это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу);
- непрерывность (достижение гармонии правовых актов — явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы);
- экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить);
- доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими);
- демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей);
- гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы);
- профессионализм (желательно, чтобы систематизаторе кой работой занимались знатоки этого дела);
- научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).
Выполнение всех перечисленных принципов позволит достичь наилучшего результата в процессе проведения систематизации.
Способы систематизации законодательства
Для того чтобы систематизировать законодательство принято использовать определенные приемы (способы) систематизации. Теория права предусмотрела несколько таких способов:
Учет – это самый простой из всех способов систематизации, который заключается в упорядоченном внесении информации в журналы, картотеки или в электронные системы (автоматизированный учет).
Электронная систематизация является более современным способом систематизации. Он позволяет хранить информацию, использую при этом такие ресурсы, как «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», являющихся специализированными компьютерными базами данных. Для группировки нормативно-правовых актов в этих системах используются разные критерии, например, предметно-хронологический.
Инкорпорация – это способ, который заключается в объединении всех нормативно-правовых актов в общие сборники, не меняя при этом содержания и сохраняя их самостоятельность. Основание для объединения в данном случае может быть различным (хронология, тематика актов, в зависимости от органа, издавшего акт и т.п.)
Замечание 1
Важно, что содержание нормативно-правовых актов при этом не должно быть изменено, ни полностью, ни в части. Может меняться только внешняя обработка, например, исключение статей, которые потеряли юридическую силу.
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной
Официальная имеет место быть, когда сборник актов утверждается каким-либо уполномоченным органом власти и имеет значение официального источника законодательства. Неофициальная, соответственно, такого значения не имеет.
Также можно выделить инкорпорацию хронологическую и предметную. Хронологическая объединяет акты по принципу их хронологии (даты издания), например, Собрание законодательства Российской Федерации. Предметная инкорпорация заключается в объединении актов в соответствии с их тематикой.
Консолидация представляет собой способ, состоящий в том, что разные, но схожие по тематике нормативно-правовые акты объединяются в один. Данный способ используется тогда, когда большой объем нормативно-правовой информации отвечает современным реалиям, но является раздробленным. Когда создается новый акт, все акты, которые действовали прежде, теряют свою юридическую силу. В качестве примера можно привести Указ 1980г. Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях», который включил в себя 48 отдельных нормативно-правовых актов.
Кодификация – это единственный способ, который предоставляет возможность произвести не только внешнюю, но и внутреннюю переработку законодательства. В данном случае принимается новый кодификационный акт: кодекс, закон и т.д.
Инкорпорация
К способам систематизации законодательства относится инкорпорация. Этот элемент представлен в виде формы систематизации, при которой правовые акты одного из уровней объединяются частично или полностью в издаваемые сборники.
Инкорпорация представлена в виде постоянной деятельности государственных и других органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии, для обеспечения его доступности, снабжения широкого круга субъектов достоверной информацией касаемо законов и нормативных актов действующей редакции.
Инкорпорация выступает в виде низшего уровня систематизации и является предпосылкой для кодификации. Ее особенность заключается в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому и содержание таких норм, по сути, остается неизменным. Именно это свойство отличает ее от консолидации и кодификации.
Проблемы систематизации законодательства
К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:
- Часть разделов имеет устаревшее деление.
- Финансовое право недостаточно глубоко разработано, так как не предполагает в своём составе раздела «Бухгалтерский учёт».
- Классификатор имеет ряд ошибок, например, «Доверительная собственность» –подраздел, который содержится в разделе о собственности (Гражданский кодекс не предусматривает подобного института).
- Среди форм фактически существующих образований встречаются такие виды организаций, как инофирмы, малые и совместные предприятия, биржи. Все это формы, не предусмотренные действующим Гражданским кодексом.
Признаки и принципы систематизации
Исходя из функций учреждений, осуществляющих учёт законодательных актов, можно выделить такие принципы систематизации:
- достоверность информации, основанной на официальных источниках, а также на своевременности фиксации изменений, которые вносились в правовые акты;
- систематизация законодательства, выражающая полноту информационной базы, обеспечивающей фиксацию справочной информации;
- удобство использования, которое необходимо для качественного и оперативного поиска правовых сведений.
Признаки систематизации:
- осуществляется правомочными органами, но в практике встречается и неофициальная систематизация;
- приставляет собой особый вид юридически значимой деятельности;
- систематизация законодательства по своей природе направлена на создание кодифицированных законодательных актов;
- объектом деятельности выступает законодательство в виде системы правовых актов;
- выражается в виде непрерывной деятельности правомочных лиц.
Причины и значение систематизации
Причины систематизации
Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой.
К объективным причинам относятся:
- двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ;
- нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства;
- многочисленность правотворческих субъектов (отсюда нередкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми);
- наличие пробелов в нормативных актах и необходимость их устранения;
- накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве;
- формирование новых отраслей законодательства;
- обеспечение удобства пользования нормативными актами.
Субъективные причины таковы:
- противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость положений внутри одного нормативного акта;
- декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться;
- несовершенство нормативных актов, а потому их низкая эффективность;
- засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями;
- перекосы в соотношении законов и подзаконных актов ит. д.
Значение систематизации
Систематизация нормативных актов — очень практичная юридическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности может привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике. Рассмотрим некоторые выгоды от проведения систематизаторской работы:
1. чтобы иметь возможность использовать юридические нормы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать законы, должны иметь более или менее точное и широкое представление о праве. Первые — по профессиональной необходимости, вторые — в основном для того, чтобы защитить свои права и интересы, а также знать свои обязанности, чтобы избежать неприятностей. Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания законов вызывает потребность в систематизации, например в виде сборников;
2. являясь дополнением к мерам гласности в отношении законов и подзаконных актов, систематизация в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права; также она важна для обучения студентов;
3. основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. При бесконечно возрастающем многообразии человеческой деятельности в развитых странах, увеличивающейся сложности вытекающих из этого социальных отношений, наконец, при систематическом вмешательстве отдельных политических режимов право многих современных государств характеризуется почти патологическим гигантизмом. Количество и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении;
4. систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности.
Цели
Системность изначально заложена в правовой природе всех существующих нормативных актов. Систематизация российского законодательства включает такие цели:
- установление, а также устранение существующих дефектов законодательства;
- информационное влияние норм права на человеческое правосознание;
- обеспечение максимального удобства пользования законодательными актами;
- повышение эффективности действующего законодательства;
- содействие исследованию и изучению законодательства.
Систематизация законодательства отличается следующими свойствами:
- обеспечивает обнаружение и ликвидацию всех несоответствий в нормах права, которые являются устаревшими или противоречащими друг другу;
- позволяет производить совершенствование действующих норм права, придавать им непротиворечивость и системность;
- дает возможность быстро ориентироваться в нормативной базе.
Стадии
Этапы систематизации:
- Составление плана работы, указываются этапы, цели, необходимые средства для обеспечения такого рода мероприятия.
- Подбор формы систематизации.
- Определение объёма предполагаемого нормативного материала, который подлежит обработке.
- Сбор и обобщение правового материала, а также его регистрация.
- Освобождение материала от актов, которые были ранее отменены.
- Составление списков актов, которые фактически не являются действующими, в силу чего подлежат исключению из последующей кодифицированной работы.
- Утверждение оформленного списка с органами, которые принимали участие в утверждении непринятых актов законодательства.
- Исключение из текстов действующих норм права вводных частей.
- Создание алфавитной картотеки.
- Разработка сборника, в котором будет изложен материал.
- Установление имеющихся противоречий в законодательстве.
Понятие систематизации
Система действующих нормативных актов в современном цивилизованном государстве является весьма сложной вследствие как значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, издающихся правотворческими органами. Кроме того, система нормативных актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, акт президента и иной источник права нередко вносит коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.
Чтобы в массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, предприятия, да и работники, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно заниматься работой по приведению их в упорядоченную совокупность, систему. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных актов.
Систематизация прежде всего используется в качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Достаточно широко систематизация применяется и в процессе правотворческой деятельности.
Современная правовая практика знает и использует четыре способа систематизации нормативных актов: сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности; издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов; объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт; создание нового акта — кодекса или иного акта, приближающегося по своим юридическим качествам к кодексу, — путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.
Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяются ее четыре вида: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.
Цели систематизации законодательства
Законы необходимо систематизировать в определенных целях:
- сделать законодательство страны доступным для понимания и дальнейшего применения;
- для удобного использования норм, предписанных гражданам в законе;
- устранить устаревшие и уже не эффективные правовые нормы;
- разрешить юридические конфликты и ликвидировать пробелы в законодательстве.
Если законодательство упорядоченно и систематизировано, ориентирование во всей огромной системе нормативных актов будет гораздо проще. Это предоставляет возможность без труда найти нужный акт, ознакомиться с изменениями и коллизиями и т.п.
Кодификация
Этот элемент систематизации представляет собой форму переработки действующих норм права, также он представлен в виде способа упорядочения законодательства, освобождения от устаревших норм.
Систематизация и кодификация законодательства могут быть нескольких видов:
- Всеобщая кодификация – принятие определённой серии кодификационных норм, а также создание согласованной системы правовых актов.
- Межотраслевая кодификация. Допускает объединение норм права не в соответствии с отраслями, а по принципу регулирования всех категорий общественных отношений. Этот вид кодификации ещё называют комплексным, так как он считается дополнительным направлением в кодификационных работах, которые представляют существенное значение для общества.
- Отраслевая кодификация. Выступает в виде формы систематизации законодательства, которая, по сути, охватывает те или иные отрасли права.
- Специальная кодификация – издание актов, которые регулируют тот или иной институт права.
Кодификация. Основные характеристики
Кодификация имеет ряд отличительных черт:
- регулирует значительную сферу отношений (трудовые, имущественные, брачно-семейные отношения);
- кодифицированные акты координируют принципиально важные вопросы касательно общественной жизни, являющиеся нормативной основой того или иного института законодательства;
- способы систематизации законодательства, выступающие в виде кодификации, рассчитаны на создание стабильных и устойчивых норм, которые направлены на длительный срок воздействия;
- будучи итогом в совершенствовании законодательства, кодификация представлена в виде сводного акта, упорядочиваемого совокупность всех взаимозависимых друг от друга предписаний;
- является документом, который включает в себя проверенные жизнью и практикой действующие нормы, обусловленные динамикой жизни общества.
Основное понятие
Понятие систематизации законодательства можно представить в виде целенаправленной деятельности компетентных органов, которая нацелена на совершенствование и упорядочение законодательства с целью удобства применения и использования на практике.
Понятие систематизации включает несколько форм правовой деятельности:
- сбор существующих нормативных актов, их размещение и обработка по определённой системе;
- издание различных сборников и собраний;
- принятие актов на основе объединения разрозненных норм права, которые были выданы по одному запросу;
- систематизация законодательства на базе принятия актов, в которых содержатся старые и новые нормы права.