Когда возможно использование метода проблемного обучения?
Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.
Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.
- Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
- Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
- В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
- В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.
Проблемное изложение
Метод проблемного изложения считается переходной стадией от исполнительской работы к творческой. Поначалу учащиеся еще не способны без помощи других решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает пример решения проблемы, излагая его путь от начала до конца. И хотя учащиеся при этом не являются полноправными соучастниками процесса, а только лишь наблюдателями хода рассуждений, они получают превосходный урок разрешения познавательных трудностей.
Проблемное изложение может осуществляться в двух аспектах: когда учитель сам или при помощи технических средств демонстрирует логику поиска решения трудности или же раскрывает систему доказательств истины сообщаемых знаний, предоставляя конечное решение рассматриваемого вопроса. В обоих случаях проблемного изложения учителем дети наблюдают за логикой изложения и по необходимости задают вопросы.
Общая структура проблемного изложения выражается в следующих пунктах: постановка проблемы, план решения, сам процесс решения, доказательность его правильности, раскрытие ценности решения для последующего развития познавательной деятельности.
Метод проблемного изложения имеет цель продемонстрировать учащимся сложный путь познания, движения к истине. При этом педагог сам ставит проблему, конкретно ее формулируя перед учащимися, и непосредственно сам ее решает. Дети смотрят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая пример научного размышления.
Виды методов проблемного обучения
В настоящее время выделяют шесть основных видов методов проблемного обучения. Каждый вид отличается изложением учебного материала, организацией деятельности учащихся.
Виды методов проблемного обучения:
Метод монологического изложения – предусматривает последовательное пояснение и демонстрацию педагогом опытов, с целью их подтверждения. Речь педагога сопровождается наглядностями (макеты, иллюстрации, схемы и т.д.) и техническими средствами обучения.
Рассуждающий метод обучения – направлен на показания образца исследования, путем постановки и рассуждений о решении. Проблемный материал делится педагогом на части, к каждой части готовится комплекс риторических вопросов проблемного характера
Метод предполагает форму лекции, риторические вопросы призваны привлечь и удержать внимание учащихся к занятию.
Диалогический метод изложения – направлен на привлечение учащихся к совместному с педагогом решению проблемы. Данный метод способствует развитию таких качеств как познавательная активность и интерес
Особенность метода заключается в том, что он привлекает к уже известному, но поданному в новом виде материалу.
Эвристический метод изложения – основан на том, что педагог ставит перед учащимися проблему, но она поделена на части, решение каждой из которых предполагает обучение отдельным способам поиска знаний. Каждая выделенная часть может быть дополнена постановкой отдельных познавательных заданий и задач. Основная форма реализации данного метода заключается в сочетании эвристической беседы с решениями проблемных заданий.
Исследовательский метод – представляет собой сконструированную педагогом методическую системы проблемных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет учащимся. Процесс, решения поставленной проблемной ситуации, осуществляется непосредственно учащимися под руководством педагога. В процессе решения проблемы происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания.
Метод программированных заданий – представлен постановкой педагогом системы программированных заданий. Программированные задания – это отдельные элементы, каждый из которых содержит какую-то часть изучаемого учебного материала, представленного в виде вопросов и ответов, либо в виде новых упражнений и заданий.
Замечание 2
Методы проблемного обучения направлены на разносторонне развитие учащихся и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.
Классификация методов проблемного обучения
Монологическое (проблемное) изложение
Этот метод предполагает включение проблемных ситуаций в лекцию учителя. Тем самым педагог стимулирует у учащихся активный интерес к излагаемому материалу. В ходе лекции учитель может выдвигать гипотезы, призывая учащихся к их обсуждению, допускать заранее продуманные ошибки, нарушать логику повествования. Все эти приемы направлены на самостоятельную деятельность учащихся. Одна из характеристик монологического изложения — активное использование учителем наглядных средств, проведение опытов.
Рассуждающий метод
Метод строится на основе рассуждений, к которым учитель подталкивает учеников в ходе изложения учебного материала. Для этого педагог использует проблемные вопросы к каждой части урока.
Диалогическое изложение
Предполагает решение проблемы через диалог учителя с учениками. Проблемная ситуация решается совместно. Метод уместен на начальном этапе обучения, когда учащимся еще требуется помощь со стороны преподавателя.
Эвристический (частично-поисковый) метод
Проблема формулируется учителем. Учащиеся вовлекаются в ее обсуждение и решение с помощью наводящих вопросов. Ценность метода заключается в том, что он стимулирует творческое мышление учащихся. Система эвристических вопросов построена таким образом, что может привести учеников к неожиданным и неочевидным выводам.
Исследовательский метод
Он подразумевает трудоемкий способ поиска решения задачи через самостоятельное исследование. Учитель только организует проблемную ситуацию, все остальное выполняют ученики: от формулирования противоречия до поиска его решения.
Метод программированных заданий
Это вид подразумевает создание учителем таких заданий, в ходе решения которых ученик должен прийти к определенным выводам. Каждый компонент программированного метода позволяет учащемуся двигаться дальше в поиске решения задачи.
Способы создания и возможности использования проблемного метода в обучении
Организация проблемного метода обучения основано на умении педагога создавать интересные и необычные проблемные ситуации, требующие творческого и креативного подхода к их решению.
Основную сложность метода составляет – создание правильной проблемной ситуации:
- она должна быть доступна детям в соответствии с их возрастом и уровнем развития;
- она не должна разрешаться с помощью имеющихся у учащихся знаний и умений, она должна побуждать к выдвижению разнообразных идей и поиск новой учебной информации;
- ситуация должна быть противоречивой;
- ситуация должна быть интересна и привлекательна для детей.
В современной методике принято выделять два основных способа создания проблемной ситуации, в зависимости от того какие чувства она вызывает у детей: с удивлением и с затруднением.
Проблемные ситуации с удивлением:
- Педагог представляет учащимся одновременно противоречивые факты и теории по конкретной теме.
- Педагог задает такую проблемную ситуацию, при решении которых у учащихся возникают противоречивые точки зрения, различные мнения и идеи.
- Педагог задает такую проблемную ситуацию или задание, которое содержит ошибку, недостаточную или избыточную информацию, противоречивые данные.
- Предложенную педагогом ситуацию нужно рассмотреть с разных позиций и точек зрения.
Проблемные ситуации с затруднением:
- Педагог задает задание, которое отличается от тех, что учащиеся решали ранее.
- Педагогом предлагается практическая жизненная ситуация, для решения которой у детей недостаточно знаний и умений.
Сущность возникновения проблемной ситуации в обучении
Особенность проблемного обучения в том, что оно всегда отталкивается от противоречия, возникающего в ходе изучения темы урока. Если такого противоречия нет, то и проблемное обучение невозможно.
Когда ученик сталкивается с неизвестным ему препятствием на пути к получению нового знания, возникает проблемная ситуация. Для ее разрешения ученики могут выдвигать неоднозначные гипотезы, предлагать разные пути решения возникшей проблемы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Такой подход способствует повышению интереса учеников к уроку, мотивирует их на самостоятельный поиск ответов. Реализуется принцип активности в обучении. Роль учителя при этом нисколько не умаляется: педагог должен контролировать учебный процесс, следить за тем, чтобы поиск привел к необходимому результату.
Примечание
Современный ФГОС включает проблемное обучение в перечень основных методов обучения.
Построение урока по методу проблемного обучения
1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие
Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы
3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).
Варианты:
- Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
- Создание дискуссии (по группам).
- Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
- Поиск решения на основе наблюдений.
4. «Ага-реакция» — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.
5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.
6. Проверка, контроль знаний.
Сущность проблемного метода обучения
Сущность проблемного метода обучения состоит в том, что в его основе заложена определенная проблемная ситуация или задача, решение которой направлено на овладение учащимися навыков нахождения наиболее оптимального решения для выхода из таких ситуаций. Как показывает практика, использование проблемного метода обучения вызывает у учащихся повышение интереса к учебному процессу. Решение проблемной ситуации, обуславливает включенность в ход урока.
Замечание 1
Проблемный метод обучения предусматривает получение учащимися не готовых знаний, а их самостоятельный поиск и усвоение, на основании имеющихся знаний и умений, в ходе разрешения проблемной ситуации.
Важным моментом является то, что решение проблемной ситуации, способствует не только укреплению и углублению знаний учащихся, но и их самостоятельному выявлению имеющихся пробелов в собственных знаниях и умениях. Осознание недостаточности собственных знаний побуждает учащихся к поиску новых, а поиск, в свою очередь, — это одно из важнейших условий творческого мышления.
Основные образовательные цели, которые помогает достичь проблемный метод обучения:
- Формирование у учащихся необходимого объема ЗУН
- Развитие у учащихся творческого мышления, навыков самообучения и самоконтроля.
- Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.
Несмотря на все преимущества проблемного метода обучения, имеется ряд недостатков:
- данный метод не подходит для формирования навыков практической деятельности;
- для успешного усвоения требуется значительно больше времени, чем при использовании иных методов обучения;
- использование метода допустимо только на основании материала, который допускает неоднозначные решения, суждения, идеи, мнения и т.д.;
- метод эффективен только тогда, когда у учащихся имеется определенная образовательная база.
Замечание 2
Несмотря на имеющиеся недостатки, проблемный метод обучения достаточно прочно вошел в систему отечественного образования как один из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.
Частично-поисковый и исследовательский методы
Специфику частично-поискового (эвристического) метода обучения составляют такие черты:
- знания учащимся не предлагаются в готовой форме, их необходимо добывать самостоятельно;
- учитель организует не изложение новых знаний, а их поиск при помощи различных средств;
- учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, анализируют проблемные ситуации, сопоставляют, обобщают, делают выводы, вследствие чего у них формируются осознанные крепкие знания.
Метод называется частично-поисковым потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить трудоемкую учебную задачу от начала и до конца. В связи с этим в работе их направляет учитель. Иногда часть знаний предоставляет учитель, а часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или же решая проблемные задания. Одной из вариаций данного метода считается эвристическая (открывающая) беседа.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:
- преподаватель совместно с учащимися определяет проблему, которую необходимо решить за определенный отрезок учебного времени;
- знания учащимся не сообщаются, они должны сами добывать их в ходе разрешения (исследования) проблемы;
- работа учителя сводится к оперативному управлению ходом решения проблемных задач;
- учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение совмещается с познавательным интересом, приобретенные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения рассчитан на творческое усвоение знаний. Его недочетами могут считаться большие затраты времени и энергии учителей и учащихся. Кроме того, его применение в учебном процессе требует от педагога высокого уровня профессиональной подготовки.