Содержание духовной культуры. ее основные формы и виды

Нравственность как форма духовной культуры

Практическим воплощением требований морали является нравственность. Под ней подразумевают способность человека к самоограничению, самоанализу. Регулировать этот процесс помогают совесть и честь, стыд, долг. Нравственность возникла после того, как миф стал прошлым, символические запреты перестали контролировать деятельность человека, программировать его поступать бессознательно.

Сейчас при относительной внутренней независимости человека от природы и коллектива нужен самоконтроль. Главные понятия нравственности – добро и зло – выступают как позитивное, созидательное, приводящее к гармонии, качество личности, с одной стороны, а с другой – разрушительное, агрессивное и эгоистическое состояние индивида. Важным регулятором нравственности является долг. Это необходимость подчиняться другой, более значимой, чем своя, воле, выполняя какие-либо нравственные обязательства. Важнейшее правило нравственности можно сформулировать так: относись к другим так, как к себе самому.

Составляющим этого правила является гуманизм – признание того, что человек – это высшая ценность в обществе. В связи с этим требуется переориентация социальной системы в сторону добра и человеколюбия.

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

  • Нормы морали, т.е. комплекс правил поведения, базирующийся на представлениях людей о добре и зле;
  • Мифологию – совокупность преданий, содержащих в себе первоначальные представления людей об окружающей реальности, ее происхождении и месте в ней человека;
  • Религию, т.е. мировоззренческую позицию, построенную на вере в сверхъестественные силы божественного происхождения;
  • Искусство, под которым понимаются попытки человека отразить окружающую его реальность посредством использования языка образов;
  • Философию — науку об общей проблематике, затрагивающей основные вопросы бытия;
  • Науку — сведенные воедино идеи и взгляды о построении окружающего мира, основанные на проведенных учеными исследованиях; – комплекс, включающий в себя различные убеждения, идеи и взгляды.

Основные формы духовной культуры.

Культурология насчитывает шесть подлинно всеобщих форм духовной культуры.

1. Миф – это не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательный смысл единения человека с силами непосредственного бытия природы или общества. В переводе с древнегреческого mifos – «сказание, история о том, что было прежде».

Американский этнограф Малиновский считал, что в древних обществах миф – это не просто истории, которые рассказаны, но реальные события, в которых жили люди этих обществ.

Мифы характерны и для современных обществ, и их функция – творение особой реальности, необходимой для любой культуры.

2. Религия – в ней выражена потребность человека ощутить причастность к первоосновам бытия и мироздания. Боги развитых религий находятся в сфере чистой трансценденции во вне-природном бытие, отличаясь тем самым от первоначального обожествления сил природы.

Такое помещение божества во внеприродную сферу устраняет внутреннюю зависимость человека от природных процессов, концентрируя внимание на внутренней духовности самого человека. Наличие развитой религиозной культуры является признаком цивилизованного общества

Наличие развитой религиозной культуры является признаком цивилизованного общества.

3. Нравственность возникает, после того как уходит миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролируется различными запретами (табу).

С повышением внутренней автономности человека появились первые нравственные регуляторы, такие как долг, честь, совесть и т. д.

4. Искусство является выражением потребностей человека в образных символах, переживаемых человеком значительных моментов своей жизни. Это вторая реальность, мир жизненных переживаний, приобщение к которому, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важных потребностей человеческой души, и без этого не мыслима любая культура.

5. Философия стремится выразить мудрость в форме мысли. Возникла как духовное преодоления мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Гегель называет философию теоретической душой культуры, т. к. мир, с которым имеет дело философия, является и миром культурных смыслов.

6. Наука имеет целью рациональное реконструирование мира на основе постижения его закономерностей. С точки зрения культурологии наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщего метода научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

  1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

  2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

  3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Массовая культура

Элементы массовой культуры создаются конкретным автором. Часто он обладает достаточно высоким уровнем профессионализма.

  • Ориентированы эти произведения на широкие массы.
  • Они доступны для понимания, так как создаются по запросу населения.
  • Срок их существования ограничен — как только интерес общества к данному проявлению массовой культуры исчезает, ему на смену тут же приходит другое.
  • Они ориентированы на получение коммерческой выгоды, поэтому являются яркими, насыщаются различными эффектами.

Ярким примером массовой культуры является творчество популярных исполнителей, создающих две-три песни. Как правило, они в течение нескольких недель или месяцев занимают верхние строчки хит-парадов. Затем тексты теряют свою актуальность, быстро забываются, а исполнители пропадают из эфира, не имея дальнейших путей развития.

Основные формы

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, культура подразделяется на три формы:

  • элитарная;
  • массовая;
  • народная.

Элитарная культура

Элитарная или высокая культура — культура, созданная и потребляемая высокообразованной частью общества.

Эта культурная форма возникла с появлением элиты, которая большую часть жизни посвящала самообразованию, просвещению и расширению своего кругозора.

Как правило, субъекты элитарной культуры глубоко погружены в искусство и способны считывать символы и знаки, недоступные для среднестатистического зрителя. Такая сложность культурных элементов ограничивает круг лиц, способных понять и оценить по достоинству многоуровневые произведения, которые предлагает элитарная культура.

Она имеет самодостаточный характер и существует вне зависимости от политики, экономики, рынка и т. д. Культура призвана воспитывать в человеке утонченный вкус, оттачивать чувство прекрасного и мотивировать на созидательную деятельность. Наследие элитарной культры включает в себя классические произведения, авторское кино, литературную классику, виды изящного искусства и др.

К признакам элитарной культуры относится:

  • сложность произведений;
  • смысловая закрытость;
  • самодостаточность;
  • сложная система норм;
  • инновационность и креативность.

Примечание

Элитарную культуру обычно противопоставляют массовой, но одновременно с этим они находятся друг с другом в постоянном взаимодействии. Новаторские идеи высокого искусства спустя время становятся общедоступными и перенимаются массовой культурой, переставая быть инновационными и уникальными. Вместе с этим, благодаря прибыли, которую приносит массовое искусство, кинокомпании, издательства и другие представители культурного производства могут спонсировать и поддерживать авторов элитарного искусства.

Массовая культура

Массовая культура —  культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе.

Массовая культура доступна для широкой публики, независимо от социального статуса, образования, материального положения и даже возраста. Ее задача заключается в мгновенном удовлетворение потребностей и желаний общества, так как она полностью зависит от своей аудитории. Поэтому ее произведения отличаются простотой и открытостью.

В рамках этой концепции уникальность и непревзойденность, присущие произведениям высокой культуры, теряют всякую ценность. Неповторимые и единственные в своем роде картины гениальных художников, тиражируются в форме репродукций и становятся достоянием каждого человека.

Стремление к простоте и поверхностности проявляется в повсеместной визуализации культурных продуктов, которая преобразовывает все тексты реальности в картинки и яркие изображения. Визуальная форма нивелирует необходимость в индивидуальном переживании произведения и делает его более понятным.

К основным признакам массовой культуры относится:

  1. Эмоциональность — направленность на эмоциональное восприятие произведений.
  2. Быстродоступность — мгновенная реакция на потребности общества.
  3. Быстрозабываемость — как только старые культурные продукты теряют актуальность, они заменяются новыми произведениями.
  4. Простота — один из основных признаков масскульта, отражающийся в легкости и незамысловатости культурных форм.
  5. Универсальность — культурные тексты рассчитаны на усредненную аудитории, вне зависимости от географических, гендерных или социальных характеристик.

Пример

К примерам массовой культуры можно отнести популярные сериалы, комиксы, эстрадную музыку, бульварные романы.

Народная культура

Народная или традиционная культура — произведения, созданные народными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя произведения фольклора, дошедшие до современности в форме сказок, легенд, частушек, песен, пословиц, танцев, эпоса, ритуалов и т. д. 

Изучение народной культуры позволяет исследовать историю конкретного этноса, проследить особенности его развития.

Народной культуре характерно:

  • аграрное общество;
  • сельская культура;
  • следование традиции и ритуалам;
  • ограниченное информационное поле.

В современной науке под этим термином понимается все то, что сегодняшняя культура пытается сохранить из традиционной.

Религия как форма духовной культуры

Религия является выражением потребности человека ощущать свою причастность к основаниям бытия. Эта форма духовной культуры пришла на смену мифу. Здесь уже обожествлялась не природа, а сверхъестественные силы человека. Религия выражена в соответствующем поведении и культах, которые обусловлены и основаны на вере в Бога или нескольких богов. Религии были племенными, этническими, в настоящее время – мировые. Основой религии является вера в то, что Бог существует, он является Творцом всего существующего, управляет судьбами, мыслями и поступками людей.

Религиозная вера состоит из:

  • собственно веры – убежденности в истинности религиозного учения;
  • знаний о наиболее важных положениях вероучения;
  • следование нормам нравственности, которые заложены в требованиях данной религии;
  • соблюдение тех норм и требований, которые установлены для повседневного поведения человека.

Основными функциями этой формы духовной культуры являются:

  • религиозное утешение;
  • объединение или разъединение людей или групп;
  • регулирование поведения;
  • коммуникация с Богом и между собой;
  • развитие различных элементов культуры: например, письменности или книгопечатания;
  • элемент протеста.

В противоположность религии существует атеизм – отрицание всего сверхъестественного.

Элитарная культура

Элементы элитарной культуры существенно отличаются от народной и массовой.

  • Они создаются профессиональными авторами — художниками, писателями, композиторами.
  • Цель их создания — не получение коммерческой выгоды, а донесение определённой идеи, часто завуалированной, представленной в символичной форме.
  • Они ориентированы не на массовую аудиторию, а на узкий круг подготовленных лиц, сложны для понимания.
  • Многие произведения элитарной культуры стали лучшими творениями искусства.
  • Такие творения обогащают культурную сферу общества.

Рис. 3. В картинной галерее.

Примерами элитарной культуры являются музыкальные произведения Моцарта и Баха, картины Пикассо и Дали, романы Булгакова и Набокова.

Что мы узнали?

Виды духовной культуры выделяются в зависимости от того, кем созданы их элементы, на кого ориентированы, насколько сложны для восприятия. В зависимости от этого выделяется народная, массовая и элитарная культура.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Народная культура

Элементы этого вида культуры не имеют конкретного автора. Они существуют на протяжении длительного времени в устной форме. При этом они могут меняться, искажаться в зависимости от того, каким образом идёт передача. Например, одна и та же народная песня, известная на территории России, может отличаться по содержанию в разных регионах страны.

Произведения народной культуры ориентированы на широкую аудиторию. Они доступны и понятны для восприятия большинству людей. Темы, которые они поднимают, близки многим. Часто эти элементы культуры носят поучительный смысл, воплощают идею народного единства.

Примерами таких произведений являются пословицы и поговорки, песни, сказки, былины, легенды и мифы. Они помогают составить представление об историческом и культурном наследии народа.

Рис. 2. Выступление ансамбля песни и пляски.

Искусство как форма духовной культуры

Искусство как форма духовной культуры возникло и существовало одновременно с мифом и религией. Оно является способом реализации потребности человека в выражении самых важных, содержательных, ярких моментов его жизни. В широком смысле искусство – это мастерство, исполнение профессиональной деятельности на высочайшем уровне. В узком понимании – сфера профессионального творчества.

В любом случае, искусство – явление социальное, потому что оказывает на личность эстетическое и культурное влияние. Особенность искусства в том, что окружающая человека реальность выражается в художественной форме, причем передается она путем творческого переосмысления, видения, этой реальности, часто с попыткой додумать реальную жизнь.

Материальная культура

Материальная культура возникла вместе с появлением человека умелого около 2,6 млн. лет назад.

Материальная культура — это система материальных ценностей, возникающая в результате человеческой деятельности.

Ее основными задачами были: адаптация человека к окружающему миру и удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Под миром материальной культуры понимаются все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и т. д.
Ее сущность заключается в преобразовании природного объекта и его материала в вещь, свойства и признаки которой обусловлены творческими способностями человека и направлены на удовлетворение его потребностей. В наследии материальной культуры отражены образ жизни, нравы, ценностей и устремления людей. Каждая вещь, созданная человеком, несет в себе определенную смысловую нагрузку. К примеру, артефакты предыдущих поколений, позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

В культурологическом контексте материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлых эпох. К ним относятся памятники архитектуры, археологические находки, древние захоронения и т. д. Все это составляет культурное наследие человечества, ценность которого с годами только возрастает.

В культурологии материальное производство рассматривается с точки зрения его гуманитарной и гуманистической ценности. Для культурологов большую актуальность представляет степень совершенства и эстетичности архитектурного памятника, нежели его экономическая эффективность или технократическая составляющая.

Массовая культура

Элементы массовой культуры создаются конкретным автором. Часто он обладает достаточно высоким уровнем профессионализма.

  • Ориентированы эти произведения на широкие массы.
  • Они доступны для понимания, так как создаются по запросу населения.
  • Срок их существования ограничен — как только интерес общества к данному проявлению массовой культуры исчезает, ему на смену тут же приходит другое.
  • Они ориентированы на получение коммерческой выгоды, поэтому являются яркими, насыщаются различными эффектами.

Ярким примером массовой культуры является творчество популярных исполнителей, создающих две-три песни. Как правило, они в течение нескольких недель или месяцев занимают верхние строчки хит-парадов. Затем тексты теряют свою актуальность, быстро забываются, а исполнители пропадают из эфира, не имея дальнейших путей развития.

Религия: определение, функции, мировые религии

 

Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:

  1. Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
  2. Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
  3. Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).

Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.

В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:

Функции религии:

  1. Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
  2. Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
  3. Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
  4. Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
  5. Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.

↑ Материальная и духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека — это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.

Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.

Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению — это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.

Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.

Проверьте себя

Теперь пришло время выяснить, достаточно ли хорошо вы поняли, что представляет собой духовная сфера жизни общества. Для этого предлагаем выполнить задания ниже. Их результаты покажут, стоит ли повторить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочтите утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет. Пользуйтесь материалами этой статьи, чтобы проверить себя.

  1. Один из признаков духовной сферы — это её сложная структура.

  2. Существуют специальные учреждения, которые помогают создавать, сохранять, распространять и потреблять духовные ценности.

  3. Человек может «насытиться» и духовными, и материальными ценностями.

  4. Духовные ценности — это предметы искусства: картины, пластинки с музыкой, скульптуры.

  5. Духовные ценности существуют дольше материальных.

  6. Науки — это тоже духовная ценность.

  7. Духовная сфера влияет на развитие личности.

Задание № 2

Изучите примеры ценностей ниже. Определите, какие из них относятся к духовным, а какие — к материальным, через которые выражаются духовные:

  • письма поэтов серебряного века;

  • памятник «Медный всадник»;

  • народные предания;

  • рязанское наречие;

  • «Мона Лиза»;

  • праздничные обряды на день Ивана Купалы;

  • симфония № 6 Людвига ван Бетховена.

В этой статье мы лишь кратко рассказали о духовной сфере жизни, но помните: эта тема за 8 класс встречается и на ОГЭ по обществознанию. Поэтому советуем уделить ей больше внимания, когда начнёте готовиться к экзаменам. А ещё лучше — проработайте её вместе с учителем. Например, на курсах по обществознанию в Skysmart. Так вы сможете готовиться эффективнее: наши ученики, которые занимаются 2 раза в неделю, усваивают школьную программу по обществознанию в 2 раза быстрее. Присоединяйтесь и вы — начните с вводного урока. Это бесплатно!

Функции культуры

В обществознании выделяется ряд важных функций, которые выполняет культура:

  • познавательная (расширение кругозора, развитие интереса);
  • гуманистическая (культура оказывает благоприятное воздействие на людей);
  • регулятивная (лежит в основе общественных норм и ценностей, служит основой для развития социума);
  • коммуникативная (служит средством взаимодействия отдельных людей и групп);
  • творческая (в основе культуры лежит создание нового, необычного);
  • информационная (накопление и передача информации);
  • интегративная (объединение носителей, осознание ими своей принадлежности).

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.

На протяжении веков люди преобразовывают окружающую действительность, создавая при этом комфортные условия жизни. Всё, что создано руками человека, принято считать культурой в широком смысле слова. В узком смысле это понятие означает созданные человеком духовные ценности, нравственные категории, которые воплощены в великих произведениях искусства. Рассмотрим, какие виды духовной культуры выделяются в современном обществознании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: