Сущность метода научного познания
Слово «метод» в переводе с древнегреческого означает путь к достижению некой цели. Поэтому, в глобальном понимании, метод можно рассматривать как определенные приемы, ряд действий, которые нужно предпринять для того, чтобы получить результат – решить определенную задачу, достичь поставленной цели, практической или теоретической. Разработка методов необходима для любой деятельности, поэтому в науке, как одной из важнейших сфер человеческой деятельности, имеются свои специфические методы.
Научное познание – это процесс достижения достоверных знаний о мире, истинность которых доказывается и проверяется практикой. Из-за специфики научного познания, которая заключается в подчинении строгим принципам, методы, используемые в процессе познания обеспечивают достоверность получаемых результатов.
На основе анализа процесса научного познания можно выделить два основных типа методов научно-познавательной деятельности:
- универсальные методы
- общенаучные
Универсальные методы относятся к человеческому познанию в целом, на их основе строится как научное познание, так и практическое, повседневное.
Общенаучные методы относятся только к научному познанию. В свою очередь, они делятся на эмпирические и теоретические.
Кроме перечисленных методов существуют еще и узкоспециальные методы, которые носят специфический характер и разрабатываются, и применяются в рамках определенных научных дисциплин. К ним относятся такие методы, как методика проведения физического эксперимента, методика социологического исследования, методика анализа исторических источников, методика эксперимента в биологии, методика решения математической задачи и т.д.
Следует отметить то, что независимо от типа научно-познавательной деятельности, основой любого метода являются три главных принципа:
- объективность. Данный принцип подразумевает отделение субъекта познания от его непосредственного объекта, исследователь не позволяет субъективным представлениям каким-либо образом воздействовать на процесс научного познания
- систематичность. Данный принцип предполагает, что процесс научного познания выполняется упорядоченным образом, носит системный характер
- воспроизводимость означает, что все фазы процесса научно-познавательной деятельности можно воспроизвести под руководством других исследователей и результаты будут являться непротиворечивыми, то есть таким образом подтверждается достоверность исследования. В противном случае, если результаты не сходятся, они считаются ненадежными, а значит, недостоверными.
Замечание 1
Методы, не соответствующие данным принципам являются неэффективными.
Универсальные методы познания
К универсальным методам познания относятся:
- Анализ и синтез
- Абстрагирование
- Обобщение
- Индукция и дедукция
- Аналогия
- Моделирование
Анализ и синтез являются двумя универсальными, противоположно направленными операциями познавательного процесса.
Определение 1
Анализ – это прием мышления, при котором подразумевается разъединение целостного предмета на составляющие части для их полного всестороннего изучения.
Синтез в противоположность анализу, является таким приемом мышления, при котором ранее выделенные составные части предмета объединяются в единое целое.
Анализ и синтез имеют четыре разновидности.
Первая разновидность – это природный анализ, который подразумевает разъединение предметов на части, и природный синтез – объединение данных частей в новые предметы в строгом соответствии с возможностями, имеющимися в природе.
Вторая разновидность – это практический анализ, который означает разъединение предметов на компоненты, и практический синтез – объединение этих компонентов, в соответствии с возможностями практики, которые не могли бы быть реализованы в природе.
Мысленный анализ и мысленный синтез – третья разновидность. Он означает разъединение либо соединение того, что не возможно ни на практике, ни в природе.
Метаанализ и метасинтез – это четвертая разновидность, анализ и синтез знаний о мире.
Замечание 2
Анализ и синтез имеют связь с другими методами научного познания.
Абстрагирование –это прием мышления, который характеризуется тем, что во внимание принимаются только интересующие исследователя свойства и признаки, остальные не берутся во внимание, то есть исследователь от них абстрагируется. Процесс такого выделения предполагает, что выделенные признаки и свойства должны обладать особыми знаками
Абстрагирование является универсальным методом научного познания, без него невозможны ни научное, ни повседневное познание.
В результате обобщения устанавливаются общие характеристики, свойства и признаки исследуемых объектов. Процесс обобщения происходит в тесной связи с процессом абстрагирования. В результате абстрагирования некоторых свойств объекта создается основа для их объединения в единый класс.
Индукция и дедукция широко распространены во всех областях научно-познавательной деятельности.
Индукция – это метод исследования, при котором в процессе изучения из частных фактов выводится общее утверждение, то есть это процесс движения от частного к общему.
Основой индукции служит опыт и наблюдение, во время которых собираются отдельные факты.
Дедукция является методом познания, противоположным индукции. То есть в процессе дедукции происходит движение от общего к частному. В рамках этого метода исследователь, опираясь на общее знание, делает частные выводы, поэтому основой дедукции является общее суждение.
На начальной стадии научного исследования чаще всего преобладает индукция, затем большую роль начинает играть дедукция, таким образом эти два метода научного познания тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Аналогия – метод научного познания, при котором исследователь, основываясь на сходстве объектов в каких-либо признаках делает вывод об их сходстве и в других признаках. Различают ассоциативную аналогия, которая носит образный характер, проявляется в психологических аспектах творческой деятельности. И логическая аналогия, когда исследователь делает вывод о сходстве явлений на основе их параллельного изучения.
Моделирование – это исследование объекта методом создания его копии. Модель должна соответствовать объекту исследования в тех свойствах, которые подлежать изучению.
Логика и методология
Наука, как особая сфера человеческой деятельности, имеет в своей основе дисциплину – логику, а так же методологию научного познания.
Определение 1
Логика и методология науки – это дисциплина, которая стремиться понять, что есть наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.
Перед тем, как начать исследовать науку и искать ответы на поставленные вопросы касательно научного знания, ученые должны иметь конкретное представление о том, что из себя представляет познание, какова его природа, функции и т.д. Для ответа на эти вопросы ученые прибегают к философии, и каждое из философских течений предлагает свои варианты ответов. Таким образом, любой методолог науки вынужден обращаться к той или иной философской системе. Поэтому в этом процессе будут вырабатываться совершенно разные представления о науке.
Это отражается в существовании большого количества методологических концепций – теорий науки. Они дают структурный и логический ответ на имеющиеся вопросы о науке, ее развитии, ее методологии и т.д.
В конце $19$ – начале $20$ века огромную популярность имели методологические идеи, которые были высказаны физиком и философом из Австрии Э. Махом, математиком Пуанкаре, физиком Дюгемом.
В первой четверти $20$ века широкую известность имела методологическая концепция логического позитивизма. В ее формировании участвовали Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М.Шлик.
Во второй половине $20$ века на первое место выступили методологические теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербанда, И. Лакатош, С. Тулмин.
Хотя данные методологические концепции имели значительные расхождения касательно понимания природы научного знания, методов науки, форм развития науки, у них было что-то общее. Они имели одну общую базу, один предмет для изучения – науку и ее историю.
Методы научного познания
- Эмпирический метод включает в себя знание фактов, явлений, свойств и т.д.
- Наблюдение – лежит в основании эмпирического наблюдения, это восприятие явлений, объектов действительности для их познания.
- Измерение – это представление свойств существующих предметов через числовую величину.
- Эксперимент – материальная деятельность, направленная на реальный объект или реальные условия, для того чтобы познать данный объект. Своей целью эксперимент видит установление закономерностей, установление фактов. Это поисковой эксперимент. Так же имеется проверочный эксперимент. Эксперимент – это вопрос, который обращен к природе.
Логика – в традиции, основывалась на выявлении и формулировании правил вывода одних знаний из других, правил установления понятий, что с древнегреческой философии являлось предметом формальной логики.
Сегодня формирование логических норм рассуждения, доказательства, определения основывается на математической логике.
В структуре логико-методологических возможностей, с помощью которых происходит анализ научного познания, выделяют несколько уровней.
Общелогические методы познания раскрывают внутреннюю сущность и признаки предметов, взаимосвязь их элементов. Для того, чтобы выполнить данные процессы, необходимо разъединить единый предмет на его части, изучая их, выделяя свойства, признаки, выявляя их позицию и значение в цельном предмете. Это выполняется с помощью анализа и синтеза.
Замечание 1
В результате изучения предмета также возникает необходимость делать заключения о неизвестном. Этот переход от известного к неизвестному можно пользоваться знаниями частных фактов с переходом к общим принципам, или наоборот, идя от общих принципов, выходить на частные явления. Это осуществляется при помощи логических методов – индукции и дедукции.
Уровни научного познания и их признаки
Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Эмпирический уровень познания
Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.
Формы эмпирического познания:
- научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
- эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.
Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:
- наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
- эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
- измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
- классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
- систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
- описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
- сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.
Теоретический уровень
Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.
Формы теоретического познания:
- научный факт – исходная форма научного познания, первичное знание о том или ином объекте, подверженное проверке и описанное в научных терминах;
- проблема – совокупность вопросов, возникающих в процессе познания и требующая ответов. Она возникает, когда новые факты противоречат уже известным и проверенным знаниям;
- гипотеза – научное предположение, направленное на объяснение какого-либо процесса или явления. Гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и нередко противоречит уже существующей научной теории;
- теория – наиболее подробная и разветвленная форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерных и существенных связях какого-либо явления.
Методы теоретического научного познания:
- единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
- восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
- формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
- математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.