Рациональное познание: понятие, примеры, особенности, виды. в чем особенности рационального познания?

Понятие как основная форма рационального познания

Содержание понятий

  • Положительное содержание понятий – отмечает, что понятие имеет какой-либо признак (пример – честный человек).
  • Отрицательное содержание понятий – отмечает отсутствие признака у предмета (например нечестный человек).

  • Относительное содержание понятий – фиксирует, что у существующего предмета подразумевается другой существующий предмет (например – продавец – покупатель).

  • Безотносительное содержание понятий – фиксирует, что предмет существует независимо от такой зависимости (например – стол, стул).

  • Собирательное содержание понятий – фиксирует понятия, которые обозначают большое количество однородных предметов, которые мыслятся как одно целое. Они могут быть как общими, так и единичными.

  • Несобирательное (разделительное) содержание понятий – фиксирует не группу, а отдельные предметы.

  • Конкретное содержание понятий – имеет отношение к классу предметов.

  • Абстрактное содержание понятий – представляет свойства предмета, его признаки, которые взяты отдельно от него (синева, доброта).

  • Эмпирическое содержание понятий – фиксирует по наблюдениям за объектами их свойства. Оно реализуется через сравнение общих свойств.

  • Теоретическое содержание понятий – состоит из ненаблюдаемых объектов, оно основывается на базе анализе какого-либо класса объектов, явлений через ранее разработанные понятия, концепции.

Русская философия $18$ века характеризовала понятие как идею. Кант понимал понятие как любое общее представление, так как оно фиксировано термином. Определение понятия таким образом звучало:

Гегель определял понятие как:

Замечание 1

Понятие раскрывает подлинную природу вещи, а не схожесть с другими предметами. Поэтому формой понятия является «диалектическое единство всеобщности и особенности», раскрывающиеся с помощью разнообразных форм суждения и заключения.

Энгельс понимал понятие как:

Рациональное познание, его свойства

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

К формам рационального познания относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Отличия рационального и чувственного познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик и свойств, принципиально отличающих его от познания чувственного:

  • оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов;
  • носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения;
  • рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств;
  • рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания.

В отличие от чувственного рациональное познание имеет активный характер. Это проявляется не только в указанных ранее характеристиках, но и в том, что, помимо форм — способов получения и закрепления знания, ему присущи также и некоторые познавательные операции, то есть способы преобразования имеющегося знания. Наиболее значимые операции, осуществляемые на уровне рационального познания:

  • анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств;
  • синтез — мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними;
  • обобщение — выявление общего между различными предметами;
  • абстрагирование — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта;
  • определение — придание точного смысла языковому выражению;
  • классификация — систематизация видов в рамках какого- либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними;
  • умозаключение — вывод нового знания из имеющегося;
  • доказательство — обоснование истинности суждения;
  • опровержение — обоснование ложности суждения и другие.

Формы рационального познания

В рациональное познание входят три основные формы:

  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение

Определение 2

Понятие – отраженное в мышлении общая мысль о предмете, имеющая череду взаимосвязанных признаков.

Понятия в науке представлены в качестве предельно действенного вида, в их поясняющей силе.
Суть всех событий разъясняется через понятия.

Все события, объекты, вещи имеют свои имена, это понятия. Стол, книга, человек – понятия. Каждое понятие имеет $2$ ключевые характеристики:

Объем понятия – это множество объектов, обозначающихся конкретным понятием. Это совокупность основных признаков класса объектов, которые попадают под это понятие. Объем понятия стол – множество всех столов, которые были, есть и будут когда-либо.

Содержание понятия – совокупность признаков, с помощью которых описывается какое-либо понятие.

Между объемом и содержанием понятия есть обратная зависимость. С большим содержанием понятия будет меньше его объем. Чем больше признаков входит в состав понятия, тем меньше предметов данное понятие описывает и наоборот.

Понятие является главной мыслью о чем-либо, обобщающая мысль, которая позволяет объяснить смысл класса объектов.

Что такое рациональное познание

Познание — это вид психической деятельности, направленый на отражение объективной реальности в сознании индивида и получение нового знания об окружающем мире. В ходе его накапливается, перерабатывается и систематизируется информация о процессах и явлениях, делаются выводы об их сути.

Понятие включает в себя два основных вида:

  • рациональное;
  • чувственное.

Рациональное познание осуществляется при помощи мышления (от лат. слова «ratio» — разум, рассудок). Это способ отображения действительности, который характерен только для человека и является менее ограниченным, чем чувственный.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В чем отличие от чувственного

Чувственное познание — это метод получения информации посредством органов чувств, т.е. зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Через него человек непосредственно связывается с внешним миром. Основные формы:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Некоторые считают, что чувства субъективны, но если бы это было так, то человек бы не смог выжить в мире, где его повсюду подстерегает опасность. Чувства дают нам объективную информацию о действительности, как считал выдающийся немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах. 

Отличия этих двух способов познания в том, что чувственное формирует понятие о внешнем виде предмета, о его свойствах, но не позволяет делать обобщения и выводы, а рациональное — это постижение общего, существенного, абстрактного. Его интересуют внутренние связи, закономерности, которые невозможно понять при помощи одних только чувств.

Можно сделать вывод, что рациональное познание — это более продвинутый этап.

↑ Понятие «познание».

Познание — 

Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности. 

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов,   человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Примеры познания в жизни человека

  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И. А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира — главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
  2. Еще один наглядный пример может быть представлен в образе Базарова в романе «Отцы и дети» русского классики И. С. Тургенева. Его любовь к науке и постоянное познание медицины помогло герою сформироваться в качестве личности, стать глубоко мыслящим человеком.
  3. Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главного героя Митрофана перед светской общественностью представляют как человека, который изучает и познает мир. Но на самом деле он был под постоянной опекой матери, госпожи Простаковой, которая оберегала его от окружающих проблем.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

Эмпирические методы:

  • Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

  • Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

  • Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

  • Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

  • Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

  • Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

  • Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

Теоретические методы:

  • Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

  • Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

  • Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

  • Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

  • Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания —  это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

Гносеология – (от греч. знание, учение)  -это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Определение, смысл понятия, структура

Люди пытаются объяснить каждое явление в окружающем мире, и это стремление считается главным фактором создания и развития человеческой цивилизации.

Пять основных структурных элементов:

  1. Субъект. Человек, который получает знания, прилагая к этому определенные силы. В этот момент каждый, читающий книги или статьи в интернете, проводя экспериментальные исследования или выполняя теоретические расчеты, — субъект познания.
  2. Объект. Направлено на познавательную активность. Для читателей этой статьи, например, объект познания — это само познание, как понятие, феномен.
  3. Мотив. Является фактором, приводящим к желанию познавать (например, интерес к чему-либо). Мотивом может стать практическое стремление к высшему образованию и обеспечению карьерного потенциала или теоретическое желание получать удовольствие от процесса познания. Пример: когда человек читает статью по теории строению Вселенной, он руководствуется теоретическими мотивами. Этот процесс дает удовольствие познания, хотя и не дает знаний, имеющих практическую ценность.
  4. Цель. Не надо путать цели и мотивы. Цель познания — получение полного, точного и верного знания о познаваемом предмете.
  5. Результат. Результат познания — это само знание. Результаты иногда достигаются даже без желания вести познавательную деятельность. Например, ребенок обретает знания, когда падает и ушибается, обжигается об горячее, получает удар током при попытке исследовать электрическую розетку, ранит себя острым предметом. Он точно не стремится получить такой опыт, но получает знания.

Понятие и уровни познания

Проблема познания является одной из извечных философских проблем, поскольку непосредственно связана со способностью человека понять самого себя через опосредование окружающего мира (действительности). При этом отношение «субъект-бытие», преобразуется в отношение «образ-объект», которое может раскрываться одновременно с трех альтернативных позиций – субъективного и объективного идеализма, а также материализма.

Субъективный идеализм нивелирует возможности познание. Согласно его положениям, образ представляет собой не более чем анализ собственных чувственных данных субъекта. При этом объект может как существовать где-то вне субъекта и оставаться для него принципиально непознаваемым (вещь в себе), так и не существовать вовсе, являясь лишь идеальным образом самого субъекта. Все это приводит к тому, что анализируя образы, возникающие при соприкосновению человек в лучшем случае познает самого себя, свой внутренний мир, либо и вовсе находится в плену иллюзий и никакое объективное изучение действительности, даже если таковая присутствует, невозможно.

Согласно объективному идеализму образу возникающие в сознании человека есть отражение неких идеальных структур, которые детерминируют объекты материального мира и могут анализироваться лишь рациональными средствами. Объективный идеализм дает основания для гносеологического позитивизма, однако оставляет множество неразрешенных вопросов, т.к. полностью отрицая ценность чувственного познания, он не только лишает рациональное познание какой-либо базы, предпосылок для развертывания его анализа, но также не оставляет достаточно четких критериев отделения объективных знаний, от метафизических построений, выстроенных на логической основе.

Материалистическая позиция базируется на предположении, что образы представляют собой психические отражения реально существующих объектов материальной реальности. Соответственно опираясь на образы человек способен постигать действительность, исследовать существенные свойства и стороны объектов, их взаимосвязи, а также проверять полученные знания посредством практики, т.е. через взаимодействие с объектами выстроенное на основе полученных знаний.

Современные представления о познании, доминирующие в научной среде опираются именно на материалистическую модель. При этом сам процесс познания имеет сложную структуру и осуществляет на двух взаимосвязанных уровнях:

  • чувственном,
  • рациональном.

Примеры использования, в чем специфика

Рациональное познание всегда опирается на чувственное. Для него характерна обобщенность и абстрактность. 

  • Понятие: студент.
  • Суждение: все студенты сдают экзамены.
  • Для умозаключения мы берем два или больше суждений. Например: «все студенты сдают экзамены» и «Михайлов — студент». На основе вышесказанного делаем вывод, что Михайлов сдает экзамены. 

Второй пример.

  • Понятие: собака.
  • Суждение: все собаки умеют лаять.
  • Чтобы сделать умозаключение, добавим еще одно суждение: «Жучка — собака». Можно сделать вывод, что Жучка умеет лаять.

Специфика этого способа познания в том, что с его помощью человек проникает в сущность предметов, изучает их не только с внешней, видимой, но и внутренней, не физической стороны, открывает законы, формулирует теории и определяет сценарии развития событий.

Рациональное познание

Рациональное познание возникает в более позднем возрасте по сравнению с чувственном, а именно после полного овладения речью, когда у ребенка начинают формироваться первые понятия. Речь в значительной степени опосредует все психические процессы, не только мышление, но также память и восприятие, в результате чего картина мира становится не чувственно-образной, а абстрактно-понятийной. Понятийный аппарат позволяет вычленять в изучаемых объектах существенные признаки и свойства независимые от чувственных данных, выстраивать более сложные связи и отношения.

Замечание 2

Элементарными формами рационального познания выступают понятие, суждение и умозаключение. Понятие представляет обобщенный образ объекта, в котором отражены его существенные свойства, суждение – утверждение о наличии или отсутствии у объекта определённых качеств, а умозаключение – вывод из посылок-суждений.

Рациональное познание базируется на чувственном и невозможно без наличия у субъекта чувственного опыта, однако выходит далеко за его пределы и способно заменять собой данные чувственного восприятия, при моделировании объектов, которые недоступны для непосредственного наблюдения человеком, например, радиоволн, или элементарных частиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: