Основные методы научного исследования в юриспруденции

Методы научного исследования: классификация, примеры, методика и методология

Понятие и закон

Понятие — минимальная форма логического представления знаний, приемлемое обозначение объекта. Понятие включает в себя совокупность свойств и признаков, достаточную для обозначения объекта

Важно отличать понятие от образа. Образ, хоть и возникает в сознании при размышлении или восприятии информации из внешнего мира, относится к эмоциональной части сознания.Смысловая сторона понятия, то есть то, что понимается участниками той или иной формы умственного взаимодействия, называется содержанием

Совокупность предметов, входящих в понятие, называется объемом понятия (например, в понятие “рыбы” входят акулы, караси, но не входят раки и крабы).Научный закон — утверждение, которое имеет универсальный характер и описывает в концентрированной форме все аспекты изучаемой области. Законы классифицируются по научным дисциплинам (исторические, физические, биологические и так далее). Так же, как и методы, законы бывают:

  • эмпирические — относящиеся к наблюдаемым объектам;
  • теоретические — применяются к ненаблюдаемым в данный момент объектам.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Другие общенаучные методы

Следует рассмотреть еще несколько важных общенаучных методов, применяемых в экономическом анализе:

  1. Метод единства исторического и логического подходов, значение которого состоит в выяснении происхождения системы и ее составляющих элементов, а также в обосновании тенденций развития и их этапов.
  2. Экономический анализ показывает явление в развитии (движении), то есть с исторической стороны. Но одновременно экономические процессы следует определять в качестве свободных от случайностей, то есть с позиции логического подхода.
  3. Метод качественного и количественного анализа, в основе которого лежит факт развития многих экономических процессов на основе постепенного количественного изменения. Данное изменение осуществляется до определенного уровня, который называют мерой количественных изменений. В дальнейшем, когда количественные изменения становятся невозможными, наступают качественные изменения.
  4. Системный подход, предполагающий исследование объекта в качестве системы, которая представляет собой совокупности элементов, связанных между собой. Любая система может быть частью систем более высокого порядка (уровней).

Классификация методов научного познания

Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.

Наблюдение

Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.

Сравнение

В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.

Измерение

Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.

Эксперимент

Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.

Абстрагирование

Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.

Научные исследования. Основные понятия

Научные исследования — система экспериментальных и теоретических процедур, направленная на получение новых знаний, для решения определенных теоретических и практических проблем.

Научный факт отличается от обычного: — Повторяемость — Документированностью — Объективностью

Отличительные признаки научного исследования:

  1. Целенаправленный процесс. Ставится какая-то цель;
  2. Процесс, направленный на получение нового знания;
  3. Плановость;
  4. Систематичность;
  5. Строгая доказательность.

Изучить в научном смысле — значит:

  1. Проводить поиск;
  2. Быть научно обоснованным;
  3. Быть документированным.

Метод — способ решения какой-либо задачи, проблемы, способ получения фактов. Способ осуществления деятельности какого-то субъекта.

Методика — система конкретных правил и приема для получения какогото результата.

Методология — учение о принципах и общих подходов.

Частнонаучные методы исследования в юриспруденции

Частнонаучные методы не зря называются междисциплинарными. Это значит, что они могут применяться в тематических исследованиях разных научных дисциплин. Например, в социологии и математике, филологии и философии. Так, в юриспруденции чаще всего можно встретить следующие частные методы:

  • культурологический метод;
  • исторический метод;
  • социологический метод;
  • статистический метод;
  • кибернетический метод;
  • аксиологический метод;
  • синергетический метод.

Давайте подробнее познакомимся с перечисленными методами исследования в юриспруденции и на примерах посмотрим, как их можно использовать.

Культурологический метод исследования в юриспруденции

В рамках культурологического метода право рассматривается как один из факторов, который влияет и регулирует социальные и культурные процессы в обществе.

Например, можно исследовать, как менялись правовые нормы в зависимости от культурных изменений в социуме. И наоборот. А также разбираться, какое место правоведение занимает среди других социально значимых явлений — религии, этики, морали.

Исторический метод исследования в юриспруденции

Исторический метод — один из самых популярных во многих научных дисциплинах. В юриспруденции он помогает изучать государства и другие правовые аспекты с точки зрения их временного развития. Учитывая особенности отдельных эпох, можно понять логику, по которой писались и действовали законы.

Приведём пример исторического метода исследования в юриспруденции. Описывая правовую систему Советского Союза, невозможно не указать на материалистический подход, предложенный Карлом Марксом. Именно он оказывал непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на правоведение.

Карл Маркс — человек, идеи которого легли в основу многих сфер жизни в СССР

Социологический метод исследования в юриспруденции

Социологический метод исследует право и его отдельные элементы через призму общественных явлений и процессов. А люди и их сообщества рассматриваются как отдельные субъекты правовой системы.

Например, его можно применять, чтобы проанализировать, как соблюдаются правовые нормы в разных слоях общества.

Статистический метод исследования в юриспруденции

Статистический и математический методы исследования в юриспруденции используют для подсчёта и демонстрации количественных показателей.

Например, его можно применять для того, чтобы изучить количество административных правонарушений и вывести их средний показатель за год.

Методы, в которых активно используются достижения статистики и математики, помогают повышать качество правовых действий в правоведческой науке и доказательность курсовых и дипломных работ у студентов юридических университетов.

Кибернетический метод исследования в юриспруденции

Кибернетический метод применяют тогда, когда рассматривают, как автоматизировать, обработать, сохранить или найти способ легко ориентироваться в юридической информации. В данной методологии активно используют технологические достижения и базы данных.

Аксиологический метод исследования в юриспруденции

Аксиологический метод рассматривает человеческие ценности, как значимый фактор в жизни людей. В юриспруденции его применяют, чтобы анализировать правовые элементы в качестве ценностных ориентиров общества, а также их регулятивные функции.

Император Карл V считал себя наместником Бога на Земле и все общественные и правовые законы выстраивал с точки зрения религиозных ценностей и норм. Не сумев подавить движение, которое возникло благодаря Мартину Лютеру, он, несмотря на военные успехи в других областях, отрёкся от престола и ушёл в монастырь.

Синергетический метод исследования в юриспруденции

В основе синергетического метода — изучение правовых элементов, как самоорганизующихся систем. Это значит, что государства, законы и нормы рассматриваются не как логичные явления, подчиняющиеся причинно-следственным связям, а нелинейные, возникшие самостоятельно.

Общенаучные и частнонаучные методы исследования в юриспруденции составляют основу для методологической базы студента

Именно на них стоит обратить внимание в первую очередь, продумывая методологию проекта

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Методологическое обеспечение исследований

1. Актуальность темы (работы) исследования
0.75-1.5 стр

Речь идет о важности работы для какой-либо проблемы. Насколько она нужна, или какой положительный эффект она окажет после её осуществления

Проблема — задача, трудность, которую необходимо преодолеть. Комплекс вопросов, которые осознаются в недостаточности существующих знаний.

Тема исследования — конкретизация проблемы.

Пример:
Объект исследования — магнитные поля солнца,
предмет исследования — магнитная поля пятен солнца.

13. Личный вклад автора

Результаты работы могут быть сформулированы в виде:

  • Принципов
  • Требований
  • Обоснования чего-либо
  • Условий осуществления какого-то процесса
  • Модели
  • Схемы (устройства, эксперимента)
  • Методов
  • Средств осуществления чего-либо
  • Механизмов
  • Процедур осуществления чего-либо
  • Критериев чего-либо

Общенаучные методы исследования в юриспруденции

Среди всего многообразия общенаучных методов в юриспруденции чаще всего используют следующие:

  • диалектический метод;
  • логический метод;
  • системный метод;
  • функциональный метод;
  • системно-структурный метод.

Диалектический метод исследования в юриспруденции

Диалектический метод базируется на основных принципах диалектики, изучая государственно-правовые системы и явления с точки зрения единства и борьбы противоположностей. В его рамках активно используется анализ и синтез, которые помогают разделять сложные явления на отдельные элементы и исследовать их взаимосвязи.

Логический метод исследования в юриспруденции

Логический метод предполагает, что государства, их правовые системы и юридические явления исследуются с помощью формальной логики. В качестве приёмов в данной методологии используют дедукцию и индукцию, принципы аналогии и тождества.

Системный метод исследования в юриспруденции

Во главе системного метода — изучение сложных правовых явлений как составных частей единой системы. Эта методология применяется, когда необходимо исследовать взаимодействующие факторы. Например, рассмотреть право, как совокупность различных отраслей, институтов и нормативных положений.

Функциональный метод исследования в юриспруденции

В рамках функционального метода исследователи специально изучают различные функции правовых институтов и социальных явлений, а также то, как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает понять, какие потребности общества решают изучаемые элементы.

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции

Системно-структурный метод исследования в юриспруденции — это изучение государственно-правовых элементов как цельной системы и иерархической структуры.

Уметь видеть и стоить системы — важный навык для юриста

Например, можно рассмотреть структуру Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • вначале идут общие положения;
  • потом классификация административных правонарушений;
  • далее — органы, которые рассматривают данные дела;
  • в конце даётся перечень и порядок административных штрафов и наказаний.

Помимо структуры здесь имеют важное значение взаимосвязи, которые существуют между перечисленными элементами. Системно-структурный и системный методы очень похожи

Различие между ними в том, что в первом методе сложные правовые явления изучаются не только с системных позиций. В нём делается особый акцент на классификацию и чёткую структурную составляющую

Системно-структурный и системный методы очень похожи. Различие между ними в том, что в первом методе сложные правовые явления изучаются не только с системных позиций. В нём делается особый акцент на классификацию и чёткую структурную составляющую.

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах

Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Индуктивный и дедуктивный методы познания

Индуктивный метод, который используется в исторических исследованиях, заключен в способе познания исторических явлений, который идет от фиксирования эмпирических (полученных опытным путем) данных и их анализа к систематизации, обобщению и общим выводам, делаемым на этой основе. Также данный метод заключается в переходе от одного представления о том или ином историческом явлении и процессе к другому – более общему и зачастую более глубокому. В основе функционирования индуктивного метода познания обязательно лежат эмпирические данные.

Следует отметить, что индуктивные обобщения полностью безупречны будут только в случае, если доскональным образом изучены абсолютно все научно установленные факты, лежащие в основе делаемых обобщений. Такая ситуация носит название полной индукцией, однако обычно сделать это трудно или даже невозможно.

Потому в познавательной деятельности, как правило, в том числе при исследовании исторических явлений и процессов, применяется метод неполной индукции, при которой изучение только части исследуемых явлений дает основание для распространения вывода на все явления подобного типа. Полученные на основе неполной индукции обобщения могут носить в одних случаях вполне определенный или даже достоверный характер, а иногда лишь вероятностный характер.

Достоверность сделанного индуктивного обобщения может быть проверена применением дедуктивного метода исследования. Его суть заключается в выведении из общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий, из которых часть возможно проверить опытным путем. Если вытекающие из индуктивных обобщений следствия подтверждаются практическими опытами, значит, такие обобщения могут считаться достоверными.

Эмпирические методы

Среди ученых не сложилось единого мнения, какие из многообразия эмпирических методик являются основными. Главными методами для естественных наук являются:

  1. Наблюдение. Восприятие наблюдателем предметов и явлений окружающего мира (объектов наблюдения). Акт наблюдения также требует специальных  условий для сохранения достоверности.
  2. Эксперимент. Процесс изучения объекта в искусственных и контролируемых условиях.
  3. Моделирование. Для изучения используется заместитель исходного объекта. Этот объект должен обладать существенным сходством с оригиналом, и его  изучение должно приносить новую информацию об оригинале.

Гуманитарные науки расширили этот список, добавив к нему следующие методы:

  1. Симуляция. Наблюдение в специально созданных условиях. Своего рода смесь эксперимента и наблюдения.
  2. Интервью, опрос, беседа.
  3. Тесты различных характеристик (особенно применимы в психологии).
  4. Изучение документов. Здесь под документом подразумеваются определенные материальные свидетельства, не только бумаги.
  5. Анализ содержания. Анализируется печатная продукция, речи.
  6. Социометрические методы. Для визуализации внутригрупповых отношений
  7. Активное вмешательство в какой-либо процесс.
  8. Клинический метод. Детальное рассмотрение каждого отдельного случая.

Также, помимо самих методов, можно выделить способы структурирования полученной научной информации. К таковым относятся:

  1. Описание. Получение информации и представление ее в качественных терминах (большой, красный и так далее).
  2. Сравнение. Данные представляются в терминах сравнения (больше, меньше и так далее).
  3. Измерение. Механизм присвоения количественных характеристик (15 сантиметров, 25 градусов, 30 лет). Бывает прямым (данные получаются на месте) или косвенным (данные вычисляются от других величин).


Рис. 3. Классификация методов научного познания

Обработка полученных данных

После завершения любого эмпирического исследования наступает момент обработки полученных данных. Целью этого акта является поиск тенденций и принципов, находящихся за отдельными данными. Здесь вступают теоретические методы, а также специальные, принесенные из других наук.Например, огромную роль при анализе данных играют математические подходы, а именно методы математической статистики. Они позволяют выявлять тенденции, определять величину разброса значений. По результатам применения статистики формируются факты, основанные на статистически достоверных выводах. Благодаря статистике работа ученого существенно облегчается, еще проще она стала с появлением компьютерных программ, занимающихся статистическими расчетами. Таким образом, благодаря статистике, обработка данных, информативность исследований и достоверность их результатов существенно повышаются.

Эмпирические методы исследования

Эмпирическими методами исследования являются:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • описание;
  • измерение.

Определение 3

Наблюдение – это подчиненный задачам научного исследования процесс преднамеренного и целенаправленного восприятия явлений и процессов без прямого вмешательства в них.

К основным требованиям к научному наблюдения относят:

  • однозначность цели и замысла;
  • системность в методах наблюдения;
  • объективность;
  • возможность контролировать через повторное наблюдение или эксперимент.

Наблюдение используют, когда вмешательство в исследуемый процесс невозможно или крайне нежелательно.

Важное место в наблюдении отводится измерениям. Измерение предполагает определение отношения одной величины (измеряемой) к другой, которая берется за эталон

Обычно результаты наблюдения даются в виде знаков, графиков и кривых на осциллографе и пр., та как важная составляющая любого исследования – интерпретация полученных данных.

В общем виде процесс наблюдения осуществляется в следующем порядке:

  • определить цель и задачи;
  • выбрать объект, предмет и ситуацию;
  • выбрать способ наблюдения;
  • выбрать способы регистрации наблюдаемого;
  • обработать и интерпретировать полученную информацию.

Преимущество данного метода – непосредственная связь исследователя и объекта его изучения

Помимо этого, важно отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Еще одно преимущество – гибкость метода, а также относительная дешевизна

Также у наблюдения есть и ряд недостатков. Например, вольное или невольное влияние наблюдателя на изучаемый процесс, что вызывает в наблюдаемом явлении не характерные для него черты. Оперативность ограничена локальностью и ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить все признаки изучаемого явления.

Определение 4

Эксперимент – это наблюдение, проводимое в специально созданных и контролируемых условиях, что дает возможность восстановления хода явления при повторении условий.

Выделяют шесть видов эксперимента:

  • исследовательский;
  • проверочный;
  • воспроизводящий;
  • изолирующий;
  • количественный;
  • физический, химический и пр.

В отличие от наблюдения, эксперимент – осуществляют на основании сформулированной теории или гипотезы, которые и определяют постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента перед наблюдением:

  • возможность изучить явление в чистом виде;
  • варьирование условий протекания процесса;
  • эксперимент можно многократно повторить.

Выделяют несколько разновидностей эксперимента:

  • качественный, которым устанавливается наличие или отсутствие предлагаемой теорией явления;
  • количественный – устанавливает численные параметры какого-то свойства предмета или процесса;
  • мысленный эксперимент;
  • социальный эксперимент, осуществляется, чтобы внедрить новые формы социальной организации и оптимизировать управление. Сферу социального эксперимента ограничивают моральные и правовые нормы.

Определение 5

Анализ – это процесс мысленного, а зачастую и реального расчленения предмета, явления на части.

Определение 6

Синтез – это соединение выделенных в процессе анализа сторон предмета в единое целое.

Существенную роль в процессе обобщения результатов наблюдения и экспериментов отводят процессам индукции, особому типу обобщения данных опыта.

Индукция предполагает продвижение мысли от частного к общему. Выделяют популярную и научную индукцию, а также полную и неполную. В противоположность индукции ставят дедукцию, которая движется от общего к частному.

Индукция связана со сравнением – установлением сходства и различия объектов и явлений. Индукцией, сравнением, анализом и синтезом подготавливается почва для выработки классификаций – объединении разных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы и типы, чтобы установить связи объектов и классов объектов.

Принято выделять два типа эксперимента – лабораторный и естественный. В естественном эксперименте лица, которые участвуют в естественном эксперименте, не знают, что они выступают испытуемыми, часто его проводят в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности.

Лабораторный эксперимент проводят в специально оборудованных сигнальных и регистрирующих устройствами помещениях – лабораториях. Испытуемый может не знать о всем замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует в экспериментальном исследовании.

Определение 7

Измерение – это определение соотношения одной величины к другой однородной величине, принятой за эталонную единицу.

Определение 8

Описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка информации об объекте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: